УДК 61.056.22-052.81:378(470.324) ББК 51.1(2)08
ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВОРОНЕЖСКОГО РЕГИОНА -КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ*
Аннотация. В данной монографии раскрыты основные составляющие, касаемые формирования здорового образа жизни у молодежи на примере Воронежской области. Раскрыты основные виды здоровья. Проанализированы большие статистические данные за 10 лет по студентам воронежских вузов, где выявлены основные заболевания, проблемы, а также как с ними можно бороться. В монографии оценена благоприятная среда для развития и процветания молодежи, т.к. молодежь является лицом нации, ее энергией и красотой; кроме того, это будущие родители, которые несут здоровье будущих поколений.
Ключевые слова: студенты, молодежь, концепция, государственная политика, продолжительность жизни, здоровый образ жизни, демография.
FORMATION OF MULTI-LEVEL SYSTEM FOR HEALTH PROTECTION OF STUDENTS OF THE VORONEZH REGION - THE DEVELOPMENT
CONCEPT OF RUSSIA
Kuznetsov S.I.,
FGBOU Voronezh State Medical University
them. N.N. Burdenko of the Ministry of Health of Russia
Abstract. This monograph reveals the main components related to the formation of a healthy lifestyle for young people on the example of the Voronezh region. The main types of health are revealed. A large statistical data for 10 years on students of Voronezh universities was analyzed, where the main diseases, problems, and also how they can be combated. The monograph assesses the favorable environment for the development and prosperity of young people, youth is the face of the nation, its energy and beauty; In addition, they are future parents who bear the health of future generations.
Key words: students, youth, concept, state policy, life expectancy, healthy way of life, demography.
* Рецензия на монографию «Опыт и стратегические подходы к формированию здорового образа жизни студенческой молодежи на примере Воронежской области». Коллективная монография / Под общей ред. Д.А. Ендовицкого, И.Э. Есауленко. - Воронеж: издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017. - 345 с.
Кузнецов Сергей Иванович,
заведующий кардиологическим отделением, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры ИДПО БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1»
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный
медицинский университет
им. H.H. Бурденко» Минздрава России
XXI век в РФ - это век геомасштабной низкой рождаемости. Государство разрабатывает и ведет поиски выхода из демографического тупика. Практически все государственные и общественные структуры задействованы в решении данной проблемы, которая принимает и затрагивает национальные интересы в общей структуре мирового сообщества. Государством решаются такие концептуальные проблемы, как продолжительность и качество жизни населения, увеличение рождаемости, укрепление основ семьи, мотивации к рождению и воспитанию детей.
Известно, что, как на рождаемость, так и на смертность значительное влияние оказывают резкое ухудшение социально-экономических условий, снижение уровня жизни населения, неуверенность людей в завтрашнем дне. В связи с чем Правительством РФ разрабатываются, внедряются и реализуются федеральные программы по качественному улучшению данных показателей. К социально-ориентированным и общественно-значимым относятся такие национальные проекты, как «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье», «Развитие АПК». В рамках этих программ, реализуемых за счет средств федерального и регионального бюджетов, сокращается уровень смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний (сегодня они занимают первое место), укрепляется репродуктивное здоровье населения, снижается материнская и младенческая смертность, укрепляется понятие «семья», формируется понятие здорового образа жизни у населения, снижается масштабное злоупотребление алкоголем, табачной продукцией. Ведется информационно-просветительская работа, направленная на формирование ценности здоровья, как основного капитала человека, «второе рождение» приобретает понятие профилактической медицины.
Указом Президента РФ от 09.10.2007 г. была утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. Она направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Основной причиной низкой продолжительности жизни граждан в РФ является вы-
сокая смертность трудоспособного возраста. Около 50% смертей составляют заболевания сердечно-сосудистой системы. Этот показатель в 3-4 раза выше, чем в странах Европы и Америки. В 30% случаях причинами смерти стали отравления алкоголем, наркомания, табакокурение, самоубийства, транспортные происшествия и т. д. Если ситуация и дальше будет развиваться по такому сценарию, то помимо демографических потерь последуют замедление социально-экономического развития страны, снижение роста валового внутреннего продукта, обеспеченности трудовыми ресурсами. Эти события неминуемо усугубят качество оказания медицинской и социальной помощи гражданам России.
Достижение целей демографической политики РФ в значительной степени зависит от успешного решения множества задач социально-экономического плана и развития. Они заключаются в стабильном экономическом росте, снижении уровня бедности населения, интенсивном развитии человеческого капитала, создании стабильной социальной инфраструктуры, улучшении рынка доступности жилья, трудового графика, качества оказания медицинской помощи, ответственности за свое здоровье, улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки и т. д.
В послании Президента РФ В.В. Путина Парламенту страны называются наиболее важные направления в области укрепления здоровья населения, развития физической культуры и спорта в молодежной среде, необходимость формирования здорового образа жизни у молодежи.
В монографии известных воронежских ученых «Опыт и стратегические подходы к формированию здорового образа жизни студенческой молодежи на примере Воронежской области» освещаются вопросы, связанные с профилактикой, укреплением здоровья, формированием у молодежи понятия здорового образа жизни. Монография представлена 6 главами.
В первой главе освещены общие вопросы понятия здоровье. Выделены такие понятия, как соматическое, физическое, психическое, репродуктивное, нравственное, профессиональное здоровье. Они основываются на понимании проблем, которые рассматриваются
в данной монографии. Приведенные исследования разных авторов показывают важность проблемы XXI века в нашей стране, которые учитываются при рассмотрении состояния здоровья молодежи.
Приведенный термин «самосохранитель-ное поведение» появился в 70-х годах прошлого столетия, но сегодня он достаточно актуален для описания готовности личности к сохранению собственной жизни и его здоровья. Здоровье у человека является главной ценностью, но он должен это понимать. А чтобы понимать, необходимо это разъяснять, реализовать обучающие программы, обсуждать содержание проблемы и ее суть на дискуссионных публичных площадках. Эта проблема особо акцентируется в первой главе монографии и детально изучается в дальнейшем.
Проблема заболеваемости студентов сегодня является острой, т.к. она касается молодого поколения, на котором строится будущее страны. В монографии выделены пять групп заболеваемости студентов с точным указанием нозологий и тяжести заболеваний. Это существенно упрощает исследовательскую работу и распределение студентов в группах. Акцент делается на том, что студенты разных вузов имеют заболевания в зависимости от профиля высшего учебного заведения.
В приведенных таблицах первой главы грамотным, доступным языком излагаются показатели: смертность населения в возрасте 1529 лет, возрастные коэффициенты смертности населения от внешних причин смерти, факторы, влияющие на здоровье студентов.
Сегодня остро стоит вопрос в некотором ограничении доступности медицинской помощи студенческой молодежи. Проблема аргументированно обсуждается авторами, поднимаются вопросы структуры студенческой поликлиники, перечень предъявляемых требований к ЛПУ, ориентированной на оказание помощи студенческой молодежи, укомплектованность штатами и оборудованием.
Представленные проблемы сегодня крайне актуальны. Их важность ежегодно подчеркивает Президент РФ В. В. Путин в Посланиях Федеральному Собранию. В частности, акцентируется внимание федеральных и региональных ведомств на необходимости реформы в сфере здоровья молодежи, принятии новых законов, нормативных актов.
Обсуждаются вопросы государственной политики в области охраны здоровья на современном этапе: принципы, нормативно-правовые документы, федеральные и региональные документы. Приводятся выдержки основных понятий из статей, в частности, Конституции РФ, Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об утверждении Концепции охраны здоровья населения в Российской Федерации», «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ». Раскрывается Концепция развития здравоохранения до 2020 г., 2030 г. -в сокращенном варианте, но очень доступным и понятным языком.
Во второй главе анализируется состояние здоровья учащейся молодежи в Воронежской области. В таблицах в 5-летней перспективе представлено количество частных, государственных и муниципальных учреждений, количество студентов, обучающихся в них. Сбор и обработка информации проводились по 17 вузам официальной государственной статистики и учетным формам первичной медицинской документации студенческой поликлиники.
Заболеваемость студентов по всем возрастным категориям анализировалась с 2005 по 2015 годы: оценивалась динамика, частота встречаемости различных нозологий (какие были наиболее часто и что на это влияло). Составлен среднесрочный прогноз заболеваемости студентов Воронежской области до 2020 года.
Приводятся статистические данные студентов при первичном обращении их за медицинской помощью в поликлинику. Ранговое распределение классов болезней в структуре заболеваемости по обращаемости студентов ВУЗов всех профилей свидетельствует, что ведущей патологией являются заболевания глаза и его придаточного аппарата, на долю которых в среднем за десять лет приходится 2/5 всех обращений (36,8%). Второе место, с небольшим отрывом от предыдущего показателя, занимают болезни органов дыхания (24,1%). Третье и четвертое место делят заболевания органов пищеварения и мочеполовой систем (по 10,2%). Пятое и шестое место принадлежит болезням нервной системы (6,3%) и костно-мышечной системы (3,3%).
Вторым этапом оценивается статистическая значимость по данным углубленных медицинских осмотров, где отмечена динамика преобладания и смены нозологии по курсам. Выявлен быстрый рост функциональных нарушений и полисистемность заболеваний - 10-15% студентов первых курсов имеют 2-3 заболевания, в то время как к 20-25 годам их количество увеличивается вдвое.
Третьим этапом сравнивается структура и динамика «госпитализированной заболеваемости» молодежи, где данные были отмечены ранговыми показателями, структурно отражающие патологию госпитализированных больных. А также проанализированы специальные показатели заболеваемости студентов, такие, как заболеваемость с временной и длительной утратой трудоспособности, отражающие, как часто молодежь обращается за медицинской помощью по состоянию своего здоровья.
Третья глава посвящена медико-социальным характеристикам факторов, которые формируют здоровье «интеллектуальной элиты будущего России» - студентов вузов на региональном срезе. В начале главы приводится анализ факторов: неудовлетворительное социально-экономическое положение, неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка, ухудшение качества питания, реформирование системы образования без учета состояния здоровья учащихся в пяти вузах города разного профиля, отличающихся организацией учебного процесса и быта студентов.
Проведена большая исследовательская работа, использовалась анкета-опросник, содержащая 157 вопросов, касающихся состояния здоровья, вредных привычек, питания и физической активности, а также разнообразных характеристик респондента - семьи, учебы, места жительства, наличия работы и т.п. Выявлены процентные соотношения этих показателей и продемонстрирован корреляционный анализ высокой взаимосвязи между семейным положением студента и оценкой его собственного здоровья (г=0,88).
Интересовало исследователей социальное происхождение студентов и социально-экономический аспект, т.к. семья формирует отношение молодого человека к своему здоровью, а материальное благополучие определяет совме-
щение работы и учебы. Высокий коэффициент корреляции демонстрирует сильную взаимосвязь между совмещением учебы с работой и наличием хронических заболеваний (г=0,86), которые отражаются в исследовании.
Проанализирована динамика состояния здоровья студентов за период обучения в высшем учебном заведении, приведены в процентном соотношении основные нозологии патологических состояний, на что жаловались студенты в анкетах-опросниках. Полученные данные представлены в виде графиков, таблиц.
Затронута проблема реформирования здравоохранения в регионе. Происходящая сегодня перестройка в области амбулаторно-по-ликлинической службы и стационаров отражается и на удовлетворенности и доступности качества предоставляемой медицинской помощи населению. Это вопрос также поднимается и анализируется в монографии. С целью всестороннего социального анализа ситуации авторами монографии специально была разработана «Анкета изучения мнения студентов о доступности и удовлетворенности качеством медицинской помощи», где наиболее важными являлись такие группы показателей, как: доступность медицинской помощи и удовлетворенность населения его качеством, социально-демографические; жилищно-бытовые условия и материальное положение; образование; социальный статус и другие. Собрано 607 респондентов. Полученные результаты представлены в виде таблиц и графиков. Выделены наиболее значимые факторы, под воздействием которых респонденты формируют свое мнение о доступности медицинской помощи. Приведены «слабые точки» в организации медицинской помощи на территории г. Воронежа.
В четвертой главе показан опыт вузов Воронежской области по формированию здоровье сберегающей образовательной среды. Первично обсуждается данное понятие, что под ним понимается в учебно-воспитательном процессе вуза: благоприятные условия обучения студентов в вузе (отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований, методик обучения и воспитания); оптимальная организация учебного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и в соответствии с установленными гигиеническими требованиями); наличие рационально органи-
зованного двигательного режима. Приводятся данные современных научных исследований.
На втором этапе изучается опыт внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в вузах Воронежской области. Отмечено, что вузы участвуют в «Программах по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде ЗОЖ в вузе», разработана и введена в эксплуатацию на базе ВГМУ им. Н.Н. Бурденко модель многоуровневого и многофункционального научно-образовательного, спортивно-оздоровительного и консультативного «Академического центра здоровья студентов», реализована крупномасштабная программа «Будь здоров!», которая охватила около 10 тысяч студентов дневной формы обучения из 12 государственных вузов города.
Указаны мероприятия, в которых участвовала молодежь за последние 7 лет. Ярким событием был спортивный студенческий проект «Сила поколения - вера, спорт, движение!» Идея была оценена и поддержана на уровне Правительства Воронежской области - данный проект занял 2-е место в номинации «Лучший молодежный проект» и вошел в библиотеку лучшего российского опыта по формированию здорового образа жизни.
Ведется просветительская работа. Защищаются кандидатские и докторские диссертации по проблеме здорового образа жизни, пишутся научные статьи. В монографии приведена статистика этого направления по всем вузам города Воронежа.
Пятая глава - это глава о государственной политике в области формирования здорового образа жизни стратегического планирования здоровьесберегающей образовательной среды студенческой молодежи.
В главе обозначены концептуальные основы охраны здоровья студенческой молодежи: актуальность, цели, положения, структура и механизм реализации. Однако авторами проанализировано несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к здоровью обучающихся и фактически сложившейся системой педагогического руководства. Они актуализируют разработку модели с учетом индивидуального подхода к обучающимся. Представлены взаимосвязанные задачи, необходимые для формирования здоровьесберегающей среды у студентов. Авто-
ры ссылаются на Концепцию охраны здоровья населения Российской Федерации до 2020 года, где определена конкретная цель современного отечественного образования. Приведены принципы здоровьесбережения молодежи.
Проанализировав основные направления, в монографии предлагаются пути решения стратегической задачи - охраны здоровья студенческой молодежи в области охраны здоровья, в сфере экономики, в области восстановительной и профилактической медицины; приоритетные направления в области научных исследований. Представлена модель стратегии охраны здоровья студенческой молодежи.
Следующим этапом прописана модель управления здоровьем студентов на межведомственном уровне в следующих направлениях: нормативное правовое, организационно-управленческое, информационно-аналитическое, ресурсное, кадровое, научно-методическое обеспечение, а также, как оно взаимодействует с общественными организациями.
Авторы обращают внимание на то, что просто иметь нормативно-правовые документы недостаточно, необходимо вести массово-просветительскую работу по данному направлению. Они предлагают формировать индивидуальную культуру здорового и оздоровительного образа жизни студентов, как новое качество жизни студентов. Ими выделены три основных этапа формирования культуры здорового образа жизни: подготовительный, основной и заключительный, где прописаны основные концептуальные действия по реализации государственной политики.
В шестой главе показано, какими технологиями можно укрепить здоровье студенческой молодежи путем формирования здоровье-сбе-регающей образовательной среды:
1. Социальные - основываются на 4-х составляющих, таких, как информационная система; «обучение здоровью»; снижение употребления табака, алкоголя, наркотиков; активный образ жизни. Приводятся современные предпосылки формирования здорового образа жизни, которые предусматриваются в освоении их в несколько этапов.
2. Образовательные - прикладные исследования и теоретические разработки по профилю психогигиены - прикладного направления психологии здоровья, разрабатывающего
и применяющего мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей. Определены факторы риска образовательной среды по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся. Показаны принципы здо-ровьесбережения, каким образом можно снять психоэмоциональное напряжение, как создать благоприятный психологический климат на занятиях, использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности.
3. Медицинские - представлены виды профилактической деятельности, направленные на укрепление здоровья и профилактику основных неинфекционных заболеваний. Ведется мониторинг здоровья учащейся молодежи с разработкой и внедрением системы, направленной на решение задач контроля и управления здоровьем населения в целом и учащейся молодежи в частности с учетом возможных факторов. Предложена структура показателей, дополненная критериями физического и психического (интеллектуального) здоровья студенческой молодежи.
Авторами выделены проблемы, касающиеся медицинской статистики с учетом системы мониторинга на основе расчета интегральных показателей здоровья. Ими предлагаются пути решения данной проблемы.
4. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Анализ режима дня студента показал основные составляющие, которые являются важными аспектами в сохранении здоровья молодых людей. Акцент делается на питание студента (сколько и каких веществ он должен принимать с рационом, чтобы быть здоровым человеком), его досуг, хобби.
5. Спортивно-оздоровительные технологии. В ходе исследования опрашивали молодых людей, что, по их мнению, является определяющим в мотивации включения их в физкуль-турно-спортивную деятельность. Проанализированы медико-гигиенические требования к условиям и местам проведения занятий по физической культуре, гигиенические требова-
ния к экипировке студентов для занятий физическими упражнениями, гигиенические требования к содержанию занятий по физической культуре.
Поднимается вопрос о возвращении ГТО в общеобразовательные организации, приводятся возможные риски при внедрении и реализации комплекса ГТО, а также способы их снижения.
В заключение хочется сказать, что проблематика, которая рассмотрена в монографии, дает общее и глубокое представление формирования здорового образа жизни молодых людей. Ведь студенческая молодежь - это будущая элита государства, его умственный и физический потенциал, создатели духовных и материальных ценностей страны. Они - лицо нации, ее энергия и красота; кроме того - это будущие родители, которые несут здоровье будущих поколений. В связи с чем сохранение и укрепление здоровья студентов и является одной их ключевых задач высшего учебного заведения.
В монографии рассмотрены и определены основные направления, на которые следует делать акцент, которые необходимо развивать, внедрять в высшие учебные заведения.
Изложенные данные написаны доступным, грамотным, легко читаемым языком. Представленные таблицы и графики дополняют представление о проблеме здорового образа жизни молодежи и путях ее решения.
Проведена очень большая исследовательская работа в плане анализа анкет-опросников, поликлинических карт за 10 лет.
Данная монография предназначена для студентов, ординаторов, аспирантов, врачей, преподавателей и широкого круга читателей, ориентированных на ведение здорового образа жизни.
Литература:
1. Опыт и стратегические подходы к формированию здорового образа жизни студенческой молодежи на примере Воронежской области. Коллективная монография / Под общей ред. Д.А. Ендовицкого, И.Э. Есауленко. - Воронеж: Научная книга, 2017. - 345 с.