Научная статья на тему 'Формирование многопартийности ключевой фактор партийного строительства в современной России'

Формирование многопартийности ключевой фактор партийного строительства в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1265
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПАРТИИ / ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ / ВЫБОРЫ / PARLIAMENT'S PARTIES / POLITICAL PARTIES / PARTY SYSTEM FORMATION / MULTI-PARTY SYSTEM / POLITICAL PLURALISM / ELECTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лысков Антон Юрьевич

В статье дается анализ становления современной российской многопартийности, рассматривается конкретный опыт политического плюрализма в партийном строительстве в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MULTI-PARTY SYSTEM AS A KEY FACTOR OF THE PARTY SYSTEM FORMATION IN THE MODERN RUSSIA

The article deals with the establishment of the modern Russian multi-party system. The author considers the concrete experience of the political pluralism in the party system formation in the contemporary Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование многопартийности ключевой фактор партийного строительства в современной России»

УДК 323.2 : 329(470)

Лысков Антон Юрьевич

Lyskov Anton Yuryevich

аспирант Воронежского института экономики и социального управления

PhD student, Voronezh Institute of Economics and Social Management

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ -КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

FORMATION OF A MULTI-PARTY SYSTEM AS A KEY FACTOR OF THE PARTY SYSTEM FORMATION IN THE MODERN RUSSIA

Аннотация:

Summary:

В статье дается анализ становления современной российской многопартийности, рассматривается конкретный опыт политического плюрализма в партийном строительстве в современной России.

The article deals with the establishment of the modern Russian multi-party system. The author considers the concrete experience of the political pluralism in the party system formation in the contemporary Russia.

Ключевые слова:

политические партии, парламентские партии, партийное строительство, многопартийность, политический плюрализм, выборы.

political parties, parliament’s parties, party system formation, multi-party system, political pluralism, election.

Keywords:

Формирование современной российской многопартийности, будучи следствием глубоких общественных перемен, несет на себе отпечаток происшедших в последнюю четверть века противоречивых процессов. Надо сказать, что рудименты политического разномыслия, уходившего корнями в сохранившуюся многоукладность крестьянского хозяйства и нэповский эксперимент, сохранялись до конца 20-х гг. ХХ в. в форме различных платформ в ВКП(б). Однако ВКП(б), а затем КПСС слились с государственными структурами и стали политическим вектором их функционирования. Оставшись единственной в стране политической партией, коммунисты взяли на себя ответственность не только за грандиозные индустриальные и социальные преобразования, выведшие советскую державу в число ведущих стран мира, но и за тоталитарные методы правления, за репрессии, осуществлявшиеся на определенных этапах развития советского общества.

Начало становления новой российской многопартийности исходили из горбачевских демократических преобразований. Направленные на глубокие общественные перемены, эти общественно-политические новации существенным образом затрагивали роль руководящей и направляющей силы - самой Коммунистической партии Советского Союза. Разномыслие в различных кругах советского общества начинало находить для себя иные, кроме КПСС, формы политической самоорганизации. В 1988-1989 гг. параллельно с усиливавшим мнением необходимости реформирования политической системы, процесс политической активности породил первые ростки альтернативных КПСС политических структур.

В этот период лидеры дискуссионных политических клубов создают в КПСС своего рода фракционное образование. В первую очередь здесь следует сказать о Демократической платформе в КПСС, инициировавшей альтернативные выборы.

В 1989 г. в стране состоялись выборы Съезда народных депутатов СССР, впервые проведенные на новой основе с альтернативным выдвижением кандидатов в депутаты. По итогам выборов в высшем органе законодательной власти появилась влиятельная оппозиция в лице межрегиональной депутатской группы. Впоследствии ее участники стали лидерами многочисленных партий, политических блоков и общественно-политических объединений.

Существенную роль в становлении российской многопартийности сыграли избирательные кампании 1989-1990 гг. После отмены ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей политическую монополию КПСС, на волне предвыборных сражений многопартийность приобрела правовую основу. Усилившаяся политическая активность в связи с выборами в Верховный Совет РСФСР в марте 1990 г. легитимизовала оппозицию. Организация «Демократическая Россия», позиционировавшая себя оппозиционной, получила в Верховном Совете более трети депутатских мандатов. Примерно также были представлены коммунисты и представители хозяйственно-управленческого актива.

Первая знаковая для формирования многопартийности избирательная кампания обозначала себя выдвижением альтернативных кандидатов в депутаты с преобладанием лозунга «За

Ельцина - против КПСС». Требования демократизации и реформирования общественно-политической системы присутствовали, но не были доминирующими.

Лидеры демократических движений, наскоро создавшие свои собственные партии, воспринимались электоратом, прежде всего, как сторонники Ельцина и его курса на борьбу с руководством КПСС. После провала путча в августе 1991 г., получив власть вне рамок демократических процедур, Б. Ельцин и его окружение потеряли интерес к созданию на базе «Демократической России» политической партии общенационального масштаба, или, как сейчас сказали бы «партии власти.

Получив в июне 1991 г. на президентских выборах немногим более половины голосов избирателей, Б. Ельцин одним из своих первых указов запретил деятельность политических партий в учреждениях и на предприятиях, затормозив тем самым только начавшийся развиваться в обществе политический плюрализм. В стране остались функционировать слабо организованные и менее решительные, чем в трудовых коллективах, партийные организации по месту жительства. Между тем, следует заметить, что именно они - основа на местах, после запрета деятельности КПСС и направленного против нее судебного разбирательства, в значительной степени способствовали возрождению КПРФ как преемницы Коммунистической партии.

Борьба против коммунистов недемократическими методами продемонстрировала возможность использования утвердившейся властью подобных прецедентов против любых политических оппонентов. Это не в коей мере не способствовало становлению многопартийности.

Систему политического плюрализма власть предполагала укрепить путем назначенных на 12 декабря 1993 г. выборов в Государственную Думу. Способствовать этому укреплению должна была в значительной степени Конституция РФ, проект которой был спешно разработан и должен был быть принят одновременно с проведением выборов. Гарантии многопартийности закреплялись конституционно: ст. 13 Конституции провозглашала идеологическое многообразие и многопартийность. Однако введенное Указом Президента менее чем за полтора месяца до выборов Положение о выборах в Государственную Думу на этом этапе серьезно сказалось на формировании многопартийности. В первую очередь это произошло за счет установления для партий 5-процентного порога для прохождения в Думу. Для молодых партий этот порог оказался непреодолимым. Политические партии по пропорционально-списочному принципу получали половину депутатских мандатов; вторая половина распределялась в одномандатных округах по мажоритарной системе, где баллотировались не только партийные представители, но и независимые кандидаты.

Другим серьезным испытанием политическому плюрализму стала система допуска партий и движений к выборам. Многие партии из-за ограниченных сроков регистрации в Минюсте не успели не только зарегистрироваться для допуска к выборам, для чего в 1993 г. необходимо было собрать 100 тыс. подписей в поддержку партии (в 1999 г. надо было уже 200 тыс.), но даже требуемым образом оформиться. В целом избирательные процедуры главным образом были направлены на то, чтобы избираемый депутатский корпус был четко структурированным и управляемым, главное - непохожим на разогнанный Верховный Совет России. Еще слишком свежо было октябрьское противостояние.

В результате из 35 субъектов избирательной кампании, собиравших подписи, лишь 13 преодолели все предвыборные барьеры и вышли на выборы, из них только 8, преодолев 5-процентный порог, провели своих депутатов в Государственную Думу [1]. Из избранных депутатов было сформировать 8 одноименных с партиями фракций, одна депутатская группа (Агропромышленная) и 3 депутатских объединения из депутатов, перешедших во время работы Думы из других объединений; 37 депутатов не вошли ни в какие объединения.

Выборы 1993 г. регулировались указами Президента и позволяли Минюсту и Центризбиркому влиять на процесс формирования многопартийности достаточно произвольно, решая вопросы о допуске участников избирательной кампании к выборам, в частности об отказе в допуске к выборам, в вольной или чрезмерно жесткой проверке подписей и т.д.

Важным показателем готовности граждан России принять апробируемую конструкцию российской многопартийности была явка избирателей на выборы. Лишь 53 % граждан, имевших право голоса, пришли на избирательные участки, чтобы не только отдать свой голос за кандидата в депутаты, но и выразить свое отношение к вынесенной на всенародное голосование Конституции РФ [2].

Стараясь легитимировать свое существование в будущем, Дума приняла Федеральный закон «Об общественных объединениях», вступивший в силу в мае 1995 г. [3]. В нем была выработана детализированная схема, регламентировавшая в Уставе организации деятельность участников политического процесса в политической жизни общества. Осуществлялось это посредством влияния на формирование политической воли граждан, участия в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления через выдвижение кандидатов, также в организации их предвыборной агитации и участии в организации их деятельности.

Законодательный прорыв дал мощный импульс формированию многопартийности. В избирательной кампании в Госдуму 1995 г. число субъектов, получивших право участвовать в выборах, было уже 43. Правда, провели своих депутатов в Думе всего лишь 4: КПРФ, ЛДПР, НДР и «Яблоко» [4]. На выборах в 1999 г. по партийным спискам прошли депутаты от 8 партий [5], но уже в 2003 г. - всего лишь от 4 [6].

В 2001 г. был принят специальный Федеральный закон «О политических партиях» [7], который закрепил понятие политической партии как общественного объединения, созданного в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества. Закон довольно резко изменил внутреннюю жизнь политических партий и существенно сказался на итогах выборов в Думу. В первую очередь, следует отметить установленные им достаточно жесткие требования к политическим партиям как особому виду общественных объединений. В частности, закон установил запрет на деятельность региональных и межрегиональных политических партий, а численность членов партий при их регистрации должна была составлять не менее 10 000 членов [8]. В последующем, в 2004 г., Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. требования к численности членов политической партии были увеличены в 5 раз, с 10 000 до 50 000 членов [9]. Мелкие партии практически прекратили борьбу за власть.

Уже 5-й созыв Госдумы (2007 г.) избирали всего 14 политических партий, из них вновь только 4 партии провели в Думу своих депутатов [10]. 6-й созыв (2011 г.) формировали лишь 7 партий, провели своих депутатов все те же 4 партии.

Современная российская политическая практика, в особенности в связи с последней реформой в партийном строительстве, законодательно закрепляющая для создания политической партии минимальную численность в 500 чел., существенно расширяет границы многопартийности, создавая вместе с тем массу проблем в ее осуществлении.

Ссылки:

1. См.: Об установлении общих итогов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановления ЦИК РФ // Российская газета. 1993. 28 декабря. С. 2.

2. См.: Там же.

3. См.: Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930 (с последующими изменениями и дополнениями: СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608).

4. См.: Российская газета. 1996. 6 января. С. 4.

5. См.: Там же. 2000. 6 января. С. 21.

6. См.: Там же. 2003. 8 декабря. С. 2.

7. См.: О политических партиях: Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

8. См.: О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ: Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 169-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52. Ст. 5272.

9. См.: О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 168 // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 1919.

10. См.: Российская газета. 2007. 11 декабря. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.