УДК 323.2 : 329(470)
Лысков Антон Юрьевич
Lyskov Anton Yuryevich
аспирант Воронежского института экономики и социального управления
PhD student, Voronezh Institute of Economics and Social Management
ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ -КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
FORMATION OF A MULTI-PARTY SYSTEM AS A KEY FACTOR OF THE PARTY SYSTEM FORMATION IN THE MODERN RUSSIA
Аннотация:
Summary:
В статье дается анализ становления современной российской многопартийности, рассматривается конкретный опыт политического плюрализма в партийном строительстве в современной России.
The article deals with the establishment of the modern Russian multi-party system. The author considers the concrete experience of the political pluralism in the party system formation in the contemporary Russia.
Ключевые слова:
политические партии, парламентские партии, партийное строительство, многопартийность, политический плюрализм, выборы.
political parties, parliament’s parties, party system formation, multi-party system, political pluralism, election.
Keywords:
Формирование современной российской многопартийности, будучи следствием глубоких общественных перемен, несет на себе отпечаток происшедших в последнюю четверть века противоречивых процессов. Надо сказать, что рудименты политического разномыслия, уходившего корнями в сохранившуюся многоукладность крестьянского хозяйства и нэповский эксперимент, сохранялись до конца 20-х гг. ХХ в. в форме различных платформ в ВКП(б). Однако ВКП(б), а затем КПСС слились с государственными структурами и стали политическим вектором их функционирования. Оставшись единственной в стране политической партией, коммунисты взяли на себя ответственность не только за грандиозные индустриальные и социальные преобразования, выведшие советскую державу в число ведущих стран мира, но и за тоталитарные методы правления, за репрессии, осуществлявшиеся на определенных этапах развития советского общества.
Начало становления новой российской многопартийности исходили из горбачевских демократических преобразований. Направленные на глубокие общественные перемены, эти общественно-политические новации существенным образом затрагивали роль руководящей и направляющей силы - самой Коммунистической партии Советского Союза. Разномыслие в различных кругах советского общества начинало находить для себя иные, кроме КПСС, формы политической самоорганизации. В 1988-1989 гг. параллельно с усиливавшим мнением необходимости реформирования политической системы, процесс политической активности породил первые ростки альтернативных КПСС политических структур.
В этот период лидеры дискуссионных политических клубов создают в КПСС своего рода фракционное образование. В первую очередь здесь следует сказать о Демократической платформе в КПСС, инициировавшей альтернативные выборы.
В 1989 г. в стране состоялись выборы Съезда народных депутатов СССР, впервые проведенные на новой основе с альтернативным выдвижением кандидатов в депутаты. По итогам выборов в высшем органе законодательной власти появилась влиятельная оппозиция в лице межрегиональной депутатской группы. Впоследствии ее участники стали лидерами многочисленных партий, политических блоков и общественно-политических объединений.
Существенную роль в становлении российской многопартийности сыграли избирательные кампании 1989-1990 гг. После отмены ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей политическую монополию КПСС, на волне предвыборных сражений многопартийность приобрела правовую основу. Усилившаяся политическая активность в связи с выборами в Верховный Совет РСФСР в марте 1990 г. легитимизовала оппозицию. Организация «Демократическая Россия», позиционировавшая себя оппозиционной, получила в Верховном Совете более трети депутатских мандатов. Примерно также были представлены коммунисты и представители хозяйственно-управленческого актива.
Первая знаковая для формирования многопартийности избирательная кампания обозначала себя выдвижением альтернативных кандидатов в депутаты с преобладанием лозунга «За
Ельцина - против КПСС». Требования демократизации и реформирования общественно-политической системы присутствовали, но не были доминирующими.
Лидеры демократических движений, наскоро создавшие свои собственные партии, воспринимались электоратом, прежде всего, как сторонники Ельцина и его курса на борьбу с руководством КПСС. После провала путча в августе 1991 г., получив власть вне рамок демократических процедур, Б. Ельцин и его окружение потеряли интерес к созданию на базе «Демократической России» политической партии общенационального масштаба, или, как сейчас сказали бы «партии власти.
Получив в июне 1991 г. на президентских выборах немногим более половины голосов избирателей, Б. Ельцин одним из своих первых указов запретил деятельность политических партий в учреждениях и на предприятиях, затормозив тем самым только начавшийся развиваться в обществе политический плюрализм. В стране остались функционировать слабо организованные и менее решительные, чем в трудовых коллективах, партийные организации по месту жительства. Между тем, следует заметить, что именно они - основа на местах, после запрета деятельности КПСС и направленного против нее судебного разбирательства, в значительной степени способствовали возрождению КПРФ как преемницы Коммунистической партии.
Борьба против коммунистов недемократическими методами продемонстрировала возможность использования утвердившейся властью подобных прецедентов против любых политических оппонентов. Это не в коей мере не способствовало становлению многопартийности.
Систему политического плюрализма власть предполагала укрепить путем назначенных на 12 декабря 1993 г. выборов в Государственную Думу. Способствовать этому укреплению должна была в значительной степени Конституция РФ, проект которой был спешно разработан и должен был быть принят одновременно с проведением выборов. Гарантии многопартийности закреплялись конституционно: ст. 13 Конституции провозглашала идеологическое многообразие и многопартийность. Однако введенное Указом Президента менее чем за полтора месяца до выборов Положение о выборах в Государственную Думу на этом этапе серьезно сказалось на формировании многопартийности. В первую очередь это произошло за счет установления для партий 5-процентного порога для прохождения в Думу. Для молодых партий этот порог оказался непреодолимым. Политические партии по пропорционально-списочному принципу получали половину депутатских мандатов; вторая половина распределялась в одномандатных округах по мажоритарной системе, где баллотировались не только партийные представители, но и независимые кандидаты.
Другим серьезным испытанием политическому плюрализму стала система допуска партий и движений к выборам. Многие партии из-за ограниченных сроков регистрации в Минюсте не успели не только зарегистрироваться для допуска к выборам, для чего в 1993 г. необходимо было собрать 100 тыс. подписей в поддержку партии (в 1999 г. надо было уже 200 тыс.), но даже требуемым образом оформиться. В целом избирательные процедуры главным образом были направлены на то, чтобы избираемый депутатский корпус был четко структурированным и управляемым, главное - непохожим на разогнанный Верховный Совет России. Еще слишком свежо было октябрьское противостояние.
В результате из 35 субъектов избирательной кампании, собиравших подписи, лишь 13 преодолели все предвыборные барьеры и вышли на выборы, из них только 8, преодолев 5-процентный порог, провели своих депутатов в Государственную Думу [1]. Из избранных депутатов было сформировать 8 одноименных с партиями фракций, одна депутатская группа (Агропромышленная) и 3 депутатских объединения из депутатов, перешедших во время работы Думы из других объединений; 37 депутатов не вошли ни в какие объединения.
Выборы 1993 г. регулировались указами Президента и позволяли Минюсту и Центризбиркому влиять на процесс формирования многопартийности достаточно произвольно, решая вопросы о допуске участников избирательной кампании к выборам, в частности об отказе в допуске к выборам, в вольной или чрезмерно жесткой проверке подписей и т.д.
Важным показателем готовности граждан России принять апробируемую конструкцию российской многопартийности была явка избирателей на выборы. Лишь 53 % граждан, имевших право голоса, пришли на избирательные участки, чтобы не только отдать свой голос за кандидата в депутаты, но и выразить свое отношение к вынесенной на всенародное голосование Конституции РФ [2].
Стараясь легитимировать свое существование в будущем, Дума приняла Федеральный закон «Об общественных объединениях», вступивший в силу в мае 1995 г. [3]. В нем была выработана детализированная схема, регламентировавшая в Уставе организации деятельность участников политического процесса в политической жизни общества. Осуществлялось это посредством влияния на формирование политической воли граждан, участия в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления через выдвижение кандидатов, также в организации их предвыборной агитации и участии в организации их деятельности.
Законодательный прорыв дал мощный импульс формированию многопартийности. В избирательной кампании в Госдуму 1995 г. число субъектов, получивших право участвовать в выборах, было уже 43. Правда, провели своих депутатов в Думе всего лишь 4: КПРФ, ЛДПР, НДР и «Яблоко» [4]. На выборах в 1999 г. по партийным спискам прошли депутаты от 8 партий [5], но уже в 2003 г. - всего лишь от 4 [6].
В 2001 г. был принят специальный Федеральный закон «О политических партиях» [7], который закрепил понятие политической партии как общественного объединения, созданного в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества. Закон довольно резко изменил внутреннюю жизнь политических партий и существенно сказался на итогах выборов в Думу. В первую очередь, следует отметить установленные им достаточно жесткие требования к политическим партиям как особому виду общественных объединений. В частности, закон установил запрет на деятельность региональных и межрегиональных политических партий, а численность членов партий при их регистрации должна была составлять не менее 10 000 членов [8]. В последующем, в 2004 г., Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. требования к численности членов политической партии были увеличены в 5 раз, с 10 000 до 50 000 членов [9]. Мелкие партии практически прекратили борьбу за власть.
Уже 5-й созыв Госдумы (2007 г.) избирали всего 14 политических партий, из них вновь только 4 партии провели в Думу своих депутатов [10]. 6-й созыв (2011 г.) формировали лишь 7 партий, провели своих депутатов все те же 4 партии.
Современная российская политическая практика, в особенности в связи с последней реформой в партийном строительстве, законодательно закрепляющая для создания политической партии минимальную численность в 500 чел., существенно расширяет границы многопартийности, создавая вместе с тем массу проблем в ее осуществлении.
Ссылки:
1. См.: Об установлении общих итогов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановления ЦИК РФ // Российская газета. 1993. 28 декабря. С. 2.
2. См.: Там же.
3. См.: Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930 (с последующими изменениями и дополнениями: СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608).
4. См.: Российская газета. 1996. 6 января. С. 4.
5. См.: Там же. 2000. 6 января. С. 21.
6. См.: Там же. 2003. 8 декабря. С. 2.
7. См.: О политических партиях: Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
8. См.: О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ: Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 169-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52. Ст. 5272.
9. См.: О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 168 // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 1919.
10. См.: Российская газета. 2007. 11 декабря. С. 10.