ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ (HISTORICAL SCIENCE) УДК 94(47).084.3
Акулин Е.В.
аспирант
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (Россия, г. Красноярск)
ФОРМИРОВАНИЕ МИНИСТЕРСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XIX В.
Аннотация: в данной статье рассматривается министерская реформа, проведенная в Российской империи в первой четверти XIX в.
Ключевые слова: Александр I, М. М. Сперанский, министерство, Сенат, Манифест, департамент, реформа.
К моменту воцарения императора Александра I (1777 - 1825 гг.) государственное управление России находилось в глубоком кризисе. Создание министерств в 1802 г. стало началом министерской реформы в Российской империи. Изначально не было четко определено конкретного места для каждого министра в общей иерархии государственных органов страны, а также его взаимоотношений с другими органами управления.
Согласно манифесту об учреждении министерств 1802 г. были образованны 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, юстиции, военных дел, морских сил, коммерции, финансов и народного просвещения. Главами министерств являлись министры, которые также были членами Непременного совета (высший совещательный орган Российской империи в период с 1801 по 1810 гг.) и присутствовали в Сенате (высший государственный орган в Российской империи, который был подчинён императору). В свою очередь, министры были подотчетны перед Сенатом и императором.
Не смотря на образование централизованной министерской системы государственного управления Российской империи, продолжало действовать 3 центральных органа придворного управления: Кабинет его императорского величества, Придворная контора, Департамент уделов. Ограниченная специализация учреждений и юридическая неопределенность правового статуса ставили их за рамки общей системы государственного управления. Постепенный процесс ликвидации коллегий (центральные органы управления в России, сформированные в период правления Петра Великого взамен системы приказов) вел к устранению тенденций, которые были присущи коллежской системе управления: разделению административных и судебных полномочий, совмещенных в некоторых коллегиях.
В самом начале министерской реформы, в период с 1802 по 1810 гг., министры действуют в правовой свободе, так как кроме манифеста и указа 1802 г., не было других законодательных актов, которые регламентировали бы их деятельность. В дальнейшем, недостатки министерской реформы были изучены и систематизированы М. М. Сперанским (1772 - 1839 гг.), и затем были представлены им в плане реформы всего внутриполитического устройства государства. В данном проекте М. М. Сперанский выделил 3 главных недостатка министерской реформы: недостаток ответственности, несоразмерность и неточность в разделении дел, недостаток точных правил.
На ликвидацию этих недостатков было направлено новое преобразование министерств 1810 - 1811-х гг. Начался завершающий этап министерской реформы. Манифест 1810 г. разделял все государственные дела на 5 главных частей: 1. внешние отношения находились в компетенции МИДа; 2. внешняя безопасность поручалась военному и морскому министерствам; 3. государственной экономикой ведали министерство внутренних дел, министерство народного просвещения, министерство финансов, Государственный казначей, ревизия государственных счетов, Главное управление путей сообщения; 4. устройство суда гражданского и уголовного
поручалось министерству юстиции; 5. за устройство внутренней безопасности отвечало министерства полиции.
В это же время, создавались новые центральные органы государственного управления: министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий. Появилось звание Государственного контролера - руководителя ревизии государственных счетов. Во главе каждого министерства стоял министр и его заместитель (товарищ). При министерстве находился совет министра и канцелярия. Аппарат министерства включал несколько департаментов, делившихся на отделения, которые подразделялись на столы. Министры подчинялись лично императору, также они назначались и смещались по его личному решению. Министру подчинялись директор канцелярии и директора департаментов, директорам департаментов в свою очередь подчинялись начальники отделений, а начальникам отделений столоначальники.
С учреждением министерств и Комитета Министров (высший совещательный и распорядительный орган России, который действовал при императоре в период с 1802 по 1906 гг.) Сенат начал постепенно терять роль высшего органа государственного управления, сохранив при этом лишь значение высшего судебного органа и органа надзора. По сути, Сенат XIX в. являлся совокупностью ряда департаментов. Звание генерала-прокурора (глава Правительствующего Сената) было соединено с должностью министра юстиции. Во главе каждого департамента назначался обер-прокурор. В состав департаментов Сената входили несколько сенаторов назначенных императором и канцелярия. Число департаментов в Ьй половине XIX в. выросло с VII до XII. Происходило перераспределение функций между департаментами.
Благодаря министерской реформе в Российской империи сложился единый порядок делопроизводства с определением порядка движения дел в каждом подразделении министерства, формы регистрации документов, сроки исполнения, проверки исполнения документов. Общий наказ министерствам устанавливал пределы и степень власти министров. Министр являлся высшим
должностным лицом в министерстве, который осуществлял надзор за всеми подчиненными. В его компетенцию входило определение и увольнение чиновников, устранение от должности и предание их суду в случае совершения ими преступлений. Также министрам принадлежало право законодательной инициативы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Государственность России (конец XV в. - февраль 1917 г.): Словарь-справочник.
- В 4-х кн. - Кн. 4. - М.: Наука, 2001. - 446 с.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1983. - 352 с.
Приходько М.А. Завершение правового оформления министерской системы управления в России в начале XIX в.// Государство и право. - 2001. - № 3. - С. 100-107.
Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9-ти т./ Под общ. ред. О. И. Чистякова. - Т. 6. - Законодательство первой половины XIX века. - М.: Юрид. Лит., 1988. - 432 с.