Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИСТРОВЫХ ПЕРЕХОДОВ В НАРОДНОМ ПЕНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИСТРОВЫХ ПЕРЕХОДОВ В НАРОДНОМ ПЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕВЕЦ / МЕЖРЕГИСТРОВЫЙ ПЕРЕХОД / ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ / НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинцова А.Н.

В данной статье исследуются особенности межрегистровых переходов в народном пении, сформулированы рекомендации в отношении способов сохранения прогресса голосового аппарата у исполнителя на протяжении всего диапазона. Обозначены проблемные моменты, с которыми может столкнуться педагог и певец. Предложены пути разрешения, на основе исследований и методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИСТРОВЫХ ПЕРЕХОДОВ В НАРОДНОМ ПЕНИИ»

Министерством обороны Российской Федерации услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

© Маркелов В.И., 2020

УДК 781.91

Одинцова А. Н.

Зав. ПЦК «Сольное и хоровое народное пение» ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К.Щедрина»,

г. Тольятти, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИСТРОВЫХ ПЕРЕХОДОВ В НАРОДНОМ ПЕНИИ

Аннотация

В данной статье исследуются особенности межрегистровых переходов в народном пении, сформулированы рекомендации в отношении способов сохранения прогресса голосового аппарата у исполнителя на протяжении всего диапазона. Обозначены проблемные моменты, с которыми может столкнуться педагог и певец. Предложены пути разрешения, на основе исследований и методик.

Ключевые слова: певец, межрегистровый переход, голосовой аппарат, народное пение.

Актуальность выбранной темы - проблема вопросов вокальной работы над сглаживанием регистров в народном пении. Проблема осваивания народными певцами техники сглаживания регистровых переходов задевает вопрос об общих возможностях голоса как певца-солиста, так и певца хора. Развивая навыки, расширяющие диапазон, певец-солист начинает обладать возможностями свободного пения, правильного звучания, растет репертуарный список произведений, который вокалист может исполнить. Неправильная работа голосового аппарата на межрегистровых переходах приводит к утомлению и несмыканию, а также «переходу на связки».

Основным регистром, используемым в народных песнях, является грудной, речевой регистр. Различая по высоте голоса, прослушивая народные песни, можно заметить и то, что высокий звук в грудном регистре звучит иначе чем низкий. Однако в общей «причёсанности» хоровых голосов проходит работа над тем, чтобы это различие сводилось к минимуму.

В книге Н.К.Мешко «Искусство народного пения» предлагает относить народные голоса, имеющие большой диапазон к смешанному типу, подразделяя их таким образом по механизму смыкания связок. Следует понимать, что главным «орудием» для вокалиста в пении отводится ощущениям, внутреннему слуху.

Округление звука, в совокупности с посылаемым интонированием способствует ровному звучанию. Перенимая опыт постановки академического голоса можно утверждать, что, используя так называемый «зевок», который практикуют академические певцы в народном пении также можно добиться сглаженного, правильного звука, с возможностью переходов между регистрами. Однако в отличии от академического направления где во время использования техники «зевка» звук немного заваливается, в народном пении требуется, придерживая «купол» активно направлять звук вперед, достигая светлого, «близкого» звучания голоса.

Вертикальный «зев» ведет за собой движении гортани вниз, пробуждая использовать диафрагму для

опоры звука. Мягкое небо поднимаясь вверх способствует плавному голосоведению гласных звуков, при этом поддерживая удержание голоса певца в верхней позиции со стремлением в головной резонатор. Полное раскрытие гортани, опущенный язык, опора придают голосу силу в процессе голошения. При движении вверх также следует активизировать интонационную атаку гласных, а при движении вниз удерживать высокую певческую позицию, чтобы перебороть стремление голоса к понижению, задавливанию звука.

Исследование Л.Б. Дмитриева в работе «Основы вокальной методики» показывает, что главным фактором, влияющим на работу голоса в межрегистровых переходах, влияет расширение гортани. Опытные певцы стали пользоваться этим приемом для сохранения «близкого», «металлического» звука. Способ подачи звука не меняется и переход с одного регистра на другой происходит незаметно. С практической стороны вопроса это выглядит так, при тренировках учеников для овладения межрегистровым пением используют распевки на гласную «у», так как она является удобной с фонетической точки зрения и механизм глотки на ней расширяется. Однако также при взятии буквы «у» поднимается надгортанник, что приводит к «перекрытому» звуку. В этом случае специалисты рекомендуют, начиная с переходных нот воспитывать у певца звучание «округлого» звука в совокупности для достижения нужной позиции. Гортань не должна менять при этом своего положения. А достигается это при помощи правильной работы артикуляционного аппарата и певческого дыхания.

Важным навыком, влияющим на ровное голосоведение на всем диапазоне певца и при переходах между регистрами, является высокая певческая позиция. На формирование ВПП влияет слуховые способности певца и его акустическое мышление. Научные изыскания доказывают, что ВПП у разных певцов достигается одинаково.

«Главным приемом достижения ВПП является округление (фокусирование) звука в области головного резонирования, которое субъективно ощущается как вибрация в области «маски», (под «маской» академические вокалисты понимают верхнюю часть лица (до рта), соответствующую внутреннему ходу носоглоточного резонатора» [4, стр.107] Эталонный звук формируется благодаря мысленным настройкам певца, а тонус мышц повышается в зависимости от повышения звуковысотности. Часто педагоги при обучении певцов объясняют образное восприятие такого потока звука как «иголки», идущей вверх по направлению точки фокусировки. Таким образом вокалист мысленно направляет звук и стремится его удерживать при помощи опоры дыхания. Рекомендация Л.В. Шаминой по подготовке и взятию такого звука мягкая атака, пластичное дыхание. В этом случае достигается продвижение мелодии вверх свободно и гибко.

На начальных этапах формирования у певца звука «в маску» используются упражнение мычания на М или Н. Звук направляется вверх, вибрируя где-то над небом. Рекомендуют, при глубоком звуке, не попадающем в полости «маски» петь звук Н, если у певца наоборот имеется тенденция заваливать звук, то лучше перейти на М. Проговаривается также тот момент что одной из ошибок начинающих исполнителей опущенное мягкое небо, которое перекрывает доступ звука нависая и придает звуку гнусавость. Услышать такой дефект можно с помощью упражнения: с открытым ртом и опущенным мягким небом попробовать издать звук, который будет явно перекрыт. И так же с открытым ртом, но приподняв мягкое небо можно избежать носовой призвук.

Итак, мы заключаем, что плавное межрегистровое пение возможно при условиях взятия верной постановки голосового аппарата, с учетом психоэмоционального восприятия звука певцом. Удержание верной позиции позволяет певцу, не теряя звукового качества переходить из регистра в регистр, расширяя диапазон певца и раскрывая для него новые возможности исполнения.

Список использованной литературы:

1. Дмитриев Л.Б. "Основы вокальной методики". Из-во "Музыка", М.1968, 327 с.

2. Мешко Н.К. «Искусство народного пения» ч.1 Москва 1996г. 42с.

3. Мешко Н.К. «Искусство народного пения», ч.2, Москва, 2002, - 80с.

4. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука». М., 2002. 496 с.

5. Чаплин В.Л. / Физиологические основы формирования певческого голоса в аспекте регистровой приспособляемости, Москва: ИнформБюро, 2009. - 179 с.

6. Шамина Л.В. «Основы народно-певческой педагогики», Москва, 2010, 201 с.

7. Юшманов В.И. / Вокальная техника и ее парадоксы - 2. изд. - СПб.: ДЕАН, 2002 (ООО ИПК Бионт). - 126 с.

© Одинцова А. Н., 2020

УДК-37

Черкасова О. Г.

педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО Успех» Белгородский район, Белгородская область РФ

Никитина А.С.

педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО Успех» Белгородский район, Белгородская область РФ Пимонова А.А.

педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО Успех» Белгородский район, Белгородская область РФ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

Аннотация

Потребительская кооперация - социально-ориентированная система, и это означает, что она во первых реализует социальную миссию, а во вторых - социальной миссии отдается приоритет. С позиции 21 века необходимо осмыслить роль и место потребительской кооперации в жизни общества, отойти от шаблонов в оценке ее работы как только хозяйственной организации, привлечь внимание государства к социальной миссии потребительской кооперации. В результате реализация задач, заложенных в Концепции, позволит реализовать социальную миссию потребительской кооперации, добиться устойчивого развития финансово-хозяйственной деятельности, внести достойный вклад в экономическую и социальную стабильность Российской Федерации.

Ключевые слова

Концепция, кооперация, реализация.

«Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года» - это документ, который определяет направление развития потребительской кооперации в Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.