Научная статья на тему 'Формирование методологии раскрытия информации о затратах на оплату труда в управленческой учетной политике'

Формирование методологии раскрытия информации о затратах на оплату труда в управленческой учетной политике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА / УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баянова О.В.

Статья содержит теоретическое исследование понятийного аппарата управленческой учетной политики, а также ее связи с категорией «профессиональное суждение бухгалтера». На базе теоретического исследования разработана базовая модель раскрытия информации о затратах на оплату труда в управленческой учетной политике, которая включает организационную, методологическую и методическую части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование методологии раскрытия информации о затратах на оплату труда в управленческой учетной политике»

УДК 657:331.222

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ О ЗАТРАТАХ НА ОПЛАТУ ТРУДА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ

О. В. БАЯНОВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Тел.: 8(342) 267-35-76 Пермская государственная сельскохозяйственная академия

Статья содержит теоретическое исследование понятийного аппарата управленческой учетной политики, а также ее связи с категорией «профессиональное суждение бухгалтера». На базе теоретического исследования разработана базовая модель раскрытия информации о затратах на оплату труда в управленческой учетной политике, которая включает организационную, методологическую и методическую части.

Ключевые слова: управленческая учетная политика, затраты на оплату труда, учетно-анали-тическая система управления.

Научная ценность систематизации учетных данных и раскрытия информации, формирующейся в учетно-аналитической системе управления, заключается в определении теоретических и методологических подходов. Исследования ученых в области теоретических и методологических основ бухгалтерского учета и активное внедрение в отечественный учет достижений экономически развитых стран привели к тому, что появилась необходимость в организации учетно-аналитической системы управления, а значит, и формировании учетной политики для

управленческого учета. Это подтверждает актуальность темы исследования.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) под учетной политикой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [12]. Нельзя не согласиться, что в этом определении заложено и понятие «учетная политика для управленческого учета». Однако, принимая во внимание существенные различия между финансовым и управленческим учетом в части формирования учетных данных и раскрытия информации, мы обязаны уточнить, что относится именно к управленческому учету. Данное исследование привело нас к следующему выводу: формирование понятия «учетная политика для управленческого учета» является необходимым условием.

Начнем исследование с формирования понятийного аппарата, а для этого ответим на вопрос: чем является учетная политика для ведения управленческого учета? Так, М. С. Ермакова напо-

минает, что нормативного определения понятия «учетная политика для целей управленческого учета» нет, поэтому каждая организация самостоятельно определяет содержание и сферу применения этого внутреннего нормативного документа [5]. Мнения Н. В. Дедюхиной, А. А. Кирилловой, Н. П. Кондракова, М. С. Кузьминой, Л. В. Поповой, М. Л. Пятова и Я. В. Соколова в отношении понятия «учетная политика для управленческого учета» представлены в табл. 1.

М. С. Кузьмина называет учетную политику совокупностью внутрифирменных процедур, однако, по нашему мнению, в учетной политике может быть лишь описание процедур, а не сами действия. В отличие от М. С. Кузьминой, Н. П. Кондраков и Л. В. Попова в понятие «учетная политика» включили ее содержание (структуру), что также не является верным. Итак, из выявленных нами суждений о понятии «учетная политика для управленческого учета» более интересными представляются мнения А. А. Кирилловой и Н. В. Дедюхиной. Нельзя не согласиться, что учетная политика - это компонент информационного обеспечения управленческого учета, причем одновременно этот компонент является действенным средством организации управленческого учета. Полагаем, что под учетной политикой для управленческого учета следует понимать систему организации учетно-аналитическо-го процесса и учетной деятельности лиц, занятых в учетно-аналитической системе управления, а также раскрытием полученной информации.

На формирование учетной политики для управленческого учета оказывают влияние следующие факторы:

1) вид экономической деятельности;

2) масштабы деятельности предприятия;

3) стратегия и тактика предприятия;

4) наличие и характеристика объектов учетно-аналитической системы управления;

5) материальная база;

6) уровень квалификации работников, занятых в учетно-аналитической системе управления. Специфика учета затрат и калькулирования

себестоимости продукции по видам экономической деятельности находит свое отражение в построении учетно-аналитической системы управления конкретного хозяйствующего субъекта. Аналогично и характеристика производства (индивидуальное, серийное или комплексное), а также масштабы деятельности (крупное, среднее или малое предприятие) оказывают существенное влияние на организацию учетно-аналитического процесса.

Несомненно, выбор элементов организации учетно-аналитического процесса должен соответствовать стратегии и тактике предприятия, а наличие и характеристика объектов учетно-аналитической системы управления говорят о масштабах данного процесса и учетной деятельности. Материальная база характеризует уровень автоматизации учетного процесса и учетной деятельности лиц, участвующих в учетно-анали-

Таблица 1

Понятие «учетная политика для управленческого учета»

Автор Понятие «учетная политика для управленческого учета»

М. С. Кузьмина Совокупность регламентных внутрифирменных процедур информационного обмена, направленных на принятие управленческих решений для достижения целей организации [10]

Н. П. Кондраков Основной рабочий документ организации, в котором изложены выбранные ею варианты учета и оценки объектов учета, форма бухгалтерского учета, порядок его организации, формы внутренней отчетности [9]

Я. В. Соколов, М. Л. Пятов Возможность за счет выбора методологических приемов представить в определенном свете финансовое положение хозяйствующего субъекта и его финансовый результат, мощный инструмент моделирования картины финансового положения организации, представляемый в бухгалтерской отчетности [15]

Л. В. Попова Выбор организацией варианта учета и оценки соответствующих объектов, а также техники, формы и организации бухгалтерского учета исходя из установленных требований и допущений, а также особенностей своей деятельности [13]

А. А. Кириллова Важнейший компонент информационного обеспечения управленческого учета [7]

Н. В. Дедюхина Действенное средство обеспечения гибкости и эффективности организации управленческого учета [3]

тической системе управления, а их квалификация свидетельствует о качестве предоставляемой информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.

Следующей проблемой, которую необходимо проанализировать, является цель формирования учетной политики для управленческого учета. Мнения ученых М. Вигдоровича, Н. В. Дедюхиной и М. С. Кузьминой в отношении цели формирования учетной политики для управленческого учета представлены в табл. 2.

По мнению М. С. Кузьминой, целью формирования учетной политики для управленческого учета является обеспечение единства методики учета для предоставления полноценной информации руководству, а М. Вигдорович выделяет важность адекватности и стандартизации учета. Совершенно иное представление об учетной политике для управленческого учета у Н. В. Дедюхиной. По ее мнению, цель заключается в обеспечении инвестиционной привлекательности организации и оптимизации (минимизации) асимметрии экономических интересов участвующих сторон. По нашему мнению, целью учетной политики для управленческого учета является упорядочение элементов учетно-аналитической системы управления для обоснования их выбора и соответствия стратегии и тактике предприятия.

Цель формирования учетной по

Нельзя оставить без внимания и задачи формирования учетной политики для управленческого учета (табл. 3). Выявленные нами задачи формирования учетной политики для управленческого учета в полной мере удовлетворяют решению поставленной цели.

Проследив возможность отражения целей и задач формирования учетной политики в конкретном тематическом ограничении, получим интересный факт. Все перечисленные задачи отлично накладываются на любой объект учета (затраты на оплату труда, материальные затраты, доходы по видам деятельности или финансовые результаты), что позволяет оценить глубину проведенного исследования.

Значение учетной политики велико, так как она призвана быть инструментарием учетно-аналитической системы управления. Кроме того, общеизвестно, что способы ведения учета, выбранные при формировании учетной политики, оказывают существенное влияние на экономические показатели деятельности предприятия. По мнению И. Н. Томшинской, составление учетной политики организации является одним из способов увеличить прибыль и, как следствие, рыночную стоимость компании. При этом уточняется, что создание резервов, в том числе на предстоящую оплату отпусков работникам, явля-

Таблица 2

ики для управленческого учета

Автор Цель формирования учетной политики для управленческого учета

М. С. Кузьмина Создание комплекса взаимоувязанных документов, которые должны обеспечить единство методики при организации и ведении бухгалтерского, налогового и управленческого учета в организации, повысить качество и достоверность всех видов отчетности, представить полноценную и оперативную информацию руководству и высшему менеджменту предприятия для принятия грамотных управленческих решений [10]

М. Вигдорович Обеспечение адекватного и стандартизированного отражения в учете и отчетности бизнеса предприятия и его подразделений [2]

Н. В. Дедюхина Обеспечение инвестиционной привлекательности организации и оптимизация (минимизация) асимметрии экономических интересов участвующих сторон [3]

Таблица 3

Задачи формирования учетной политики для управленческого учета

Формулировка задачи Наименование части учетной политики в соответствии с ПБУ 1/2008

Описание учетно-аналитической системы Методологическая часть

Описание учетной деятельности лиц, занятых в учетно-аналитической системе управления Организационная и методическая части

Описание результатов в виде формирования и предоставления управленческой отчетности Организационная часть

ется волеизъявлением менеджмента компании и подразумевает наличие продуманной политики в области резервирования. С одной стороны, считает автор, создание резервов «сглаживает» резкие колебания ряда расходов компании, а с другой -топ-менеджер может предпочесть получение более крупного бонуса в ближайшее время, не думая о завтрашнем дне [17]. Данное высказывание действительно выявляет зависимость учетной политики от влияния руководства предприятия.

Следующей проблемой, которую мы должны осветить, является уточнение принципов формирования и раскрытия учетной политики для управленческого учета. Важность исследования учетной политики для управленческого учета подтверждают слова О. С. Эзоповой-Сорокиной. По ее мнению, учетная политика как основополагающий документ учетно-аналитической системы должна формировать принципы, в соответствии с которыми проводится бухгалтерский учет [18]. Принципы учетной политики для управленческого учета, разработанные нами, представлены в табл. 4.

Необходимо отметить, что ряд ученых выявляют и другие принципы формирования учетной политики. Например, Е. А. Елгина выделяет принцип сопоставимости в учетной политике организаций.

Однако пояснения, сделанные автором, по нашему мнению, имеют к нему косвенное отношение: «Выполнение принципа сопоставимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, о любых изменениях в такой учетной политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации» [4].

Интересна связь терминов «профессиональное суждение бухгалтера» и «учетная политика». Мнения М. Е. Лианского, Е. В. Лимошиной, М. Л. Пятова и Я. В. Соколова в отношении связи между понятиями представлены в табл. 5.

В выявлении связи понятий М. Л. Пятов отмечает, что бухгалтер выступает советником руководителя по организации системы учета. В то же время М. Е. Лианский и Е. В. Лимошина считают, что профессиональное суждение бухгалтер реализует в учетной политике. По мнению Я. В. Соколова, именно в учетной политике проявляется диалектика достоверности и добросовестности взгляда на бухгалтерскую информацию.

Представляет практический интерес мнение В. Н. Жукова о возможных способах предоставления бухгалтерской отчетности пользователям:

Таблица 4

Сопоставление принципов учетной политики для управленческого учета и принципов учетно-аналитической системы

Принципы учетной политики для управленческого учета Принципы учетно-аналитической системы

Наименование Содержание

Последовательность применения учетной политики Учетная политика для управленческого учета применяется от одного отчетного периода к другому Непрерывность деятельности предприятия

Ясность и доступность информации, содержащейся в учетной политике Учетная политика для управленческого учета призвана раскрыть и пояснить пользователям систему управленческого учета, применяемую на предприятии, а доступность информации важно строго регламентировать Целевая направленность учета

Осмотрительность хозяйствующего субъекта при формировании учетной политики Соблюдение определенной степени осторожности в процессе принятия решений по поводу проведения различных расчетов, результаты которых в условиях неопределенности, не должны занижать активы и доходы предприятия, и, соответственно, не должны завышать обязательства и расходы Осмотрительность

Значимость информации, содержащейся в учетной политике Информация бухгалтерского учета должна нести в себе какое-либо значение, и при предоставлении пользователям ее объем определяется именно по значимости (заинтересованности в ней) Значимость формируемой информации и ограниченность в раскрытии данных

Экономичность и рациональность разработки учетной политики Затраты на разработку учетной политики для управленческого учета всегда должны быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от ее использования Периодичность обобщения информации

Таблица 5

Связь понятий «профессиональное суждение бухгалтера» и «учетная политика»

Автор Связь понятий «профессиональное суждение бухгалтера» и «учетная политика»

М. Л. Пятов Формируя свое профессиональное суждение, бухгалтер выступает лишь советником руководителя предприятия, принимающего управленческие решения по организации системы учета и выбору методологии отражения тех или иных фактов хозяйственной жизни [14]

М. Е. Лианский, Е. В. Лимошина Профессиональное суждение в отношении формирования информации оформляется как учетная политика организации. Профессиональное суждение в отношении раскрытия информации реализуется при раскрытии как учетной политики, так и дополнительной информации бухгалтерской отчетности [11]

Я. В Соколов, М. Л. Пятов Именно в учетной политике проявляется диалектика достоверности и добросовестности взгляда на бухгалтерскую информацию. Изменяя финансовую картину фирмы, выбор того или иного способа может отрицательно сказаться на интересах пользователей отчетности, но, будучи формально достоверным, он может оказаться недобросовестным [16]

на бумажных носителях и в электронном виде [6]. Несомненно, это высказывание имеет прямое отношение и к предоставлению управленческой отчетности, так как в настоящее время на предприятиях имеются широкие возможности использования электронной почты и Интернета.

Нельзя не согласиться с мнением М. А. Вах-рушиной о том, что от построения рабочего управленческого плана счетов зависит, какая информация будет формироваться во внутренней управленческой отчетности организации. Поэтому, считает автор, аналитический аспект учета здесь играет главную роль [1]. Аналогично М. С. Кузьмина результатом формирования управленческого плана счетов называет кодификатор уровней аналитических счетов и взаимосвязь счетов финансового и управленческого учета [10].

Учетная политика для управленческого учета должна быть ориентирована на выбор формы управленческого учета и его организацию. Так, Н. П. Кондраков о формах управленческого учета пишет: «Организации самостоятельно выбирают или разрабатывают форму управленческого учета, под которой понимают перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них». В то же время организация управленческого учета ученым поясняется так: «Организации самостоятельно формируют структуру службы, занимающейся управленческим учетом» [9].

Накопленный опыт раскрытия учетной политики в составе бухгалтерской отчетности имеет большое практическое значение в отношении финансового учета. Раскрывая учетно-аналитическую

систему управления и содержание управленческой отчетности, необходимо уточнить, что данная информация является коммерческой тайной предприятия. В зависимости от объема обрабатываемой информации, формирующейся в бухгалтерском учете и учетно-аналитической системе управления, руководитель предприятия может:

- вести бухгалтерский учет (в том числе и учетно-аналитические процедуры управления затратами на оплату труда) лично;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета (в том числе и учетно-анали-тические процедуры управления затратами на оплату труда) специализированной организации;

- ввести в штат предприятия должность бухгалтера-специалиста, которому поручается вести бухгалтерский учет (в том числе и учетно-аналити-ческие процедуры управления затратами на оплату труда), формировать и предоставлять бухгалтерскую отчетность (в том числе и управленческую отчетность о затратах на оплату труда);

- создать подразделение предприятия (бухгалтерию), возглавляемое главным бухгалтером, в котором отдельный бухгалтер обязан формировать данные учетно-аналитической системы управления затратами на оплату труда.

Систематизировать информацию учетной политики в учетно-аналитической системе управления затратами на оплату труда способна базовая модель раскрытия информации, состоящая из трех частей: организационной, методической и методологической. Организационная часть базовой модели характеризуется наличием различных решений руководства по поводу организации

учетно-аналитической системы управления затратами на оплату труда, такими как:

- деление предприятия на центры ответственности; установка целей деятельности и закрепление ответственности их руководителей;

- увязка форм и систем оплаты труда с целями деятельности центров ответственности;

- автоматизация учета, анализа и отчетности, а также выбор организационной формы;

- систематизация информации об оплате труда работников в локальных нормативных актах;

- установление ответственности в учетно-аналитической системе управления и предоставление управленческой отчетности;

- уточнение пользователей информации, формирующейся в учетно-аналитической системе управления затратами на оплату труда.

Содержание организационной части базовой модели раскрытия информации о затратах на оплату труда, формирующейся в учетно-анали-тической системе управления, показано в табл. 6. Таким образом, применение организационной части базовой модели раскрытия информации способно систематизировать все организационные моменты, которые непосредственно связаны с учетно-аналитической системой управления затратами на оплату труда.

Наряду с организационными решениями следует выбрать технику отражения на счетах бухгалтерского учета информации о затратах на оплату труда в учетно-аналитической системе управления. Для решения данной задачи предназначена методическая часть базовой модели раскрытия информации, которая представляет собой рабочий план счетов. В зависимости от организационной формы рабочий план счетов может быть автономным и интегрированным.

Характеризуя автономный план счетов, необходимо отметить следующие его особенности:

- позволяет в отдельной системе (модуле) группировать данные о затратах на оплату труда с целью организации учета, анализа и управления;

- предоставляет возможность формирования управленческой отчетности в данной системе (модуле);

- обеспечивает соблюдение конфиденциальности информации за счет закрепления пользователей системы (модуля).

Таблица 6

Организационная часть базовой модели раскрытия информации о затратах на оплату труда

Показатель учетной политики Возможные варианты

Наличие центров ответственности 1. Центры затрат. 2. Центры доходов. 3. Центры прибыли. 4. Центры инвестиций

Система оплаты труда 1. Тарифная система. 2. Бестарифная система. 3. Комиссионная система. 4. Система плавающих окладов

Форма оплаты труда 1. Повременная. 2. Сдельная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень автоматизации учета 1. Учет автоматизирован. 2. Учет не автоматизирован

Способ предоставления управленческой отчетности 1. На бумажных носителях. 2. В электронном виде 2.

Организационная форма учетной системы управления 1. Автономная. 2. Интегрированная

Наличие локальных нормативных актов по оплате труда 1. Устав. 2. Коллективный договор. 3. Положение по оплате труда

Ответственность в учетно-аналитической системе управления 1. Руководитель. 2. Специализированная организация. 3. Бухгалтер-специалист. 4. Главный бухгалтер2.

Пользователи информации 1. Руководители. 2. Специалисты

Методическая часть базовой модели раскрытия информации о затратах на оплату труда отражена на рисунке.

Основным недостатком автономного плана счетов является дублирование работы по сбору информации, что может оказать влияние на качество информации, скорость предоставления и уровень затрат на создание учетно-аналитической системы управления. Интегрированный план счетов позволяет избежать этих недостатков.

Интегрированный план счетов в учетной системе управления способен:

- организовать на субсчетах первого (второго) порядка счетов с 20 по 29 необходимый аналитический учет затрат на оплату труда;

- вести управленческий учет затрат на оплату труда параллельно с финансовым, интегрируя ин-

Рабочий план счетов в учетной системе управления

Автономный

Интегрированный

Методическая часть базовой модели раскрытия информации о затратах на оплату труда

Системный Модульный На бухгалтерских счетах На свободных счетах

разд. 3 «Затраты на разд. 3 «Затраты на

производство» и разд. 8 производство» и разд. 8

«Финансовые результаты» «Финансовые результаты»

формацию на свободных счетах и сопоставляя ее с помощью специальных счетов-экранов.

Методология учетно-аналитической системы управления затратами на оплату труда содержится в методологической части базовой модели раскрытия информации (табл. 7).

Методологическая часть базовой модели раскрытия информации о затратах на оплату труда характеризуется следующей информацией:

- о возможностях группировки затрат на оплату труда;

- о действующих методах учета затрат на оплату труда в учетно-аналитической системе управления;

- о резервировании затрат на оплату труда для равномерного включения в себестоимость в отчетном периоде;

- о формировании источников информации о затратах на оплату труда в виде документов, регистров и отчетности.

Применение методической и методологической частей базовой модели раскрытия информации о затратах на оплату труда позволяет последовательно описать методологию и методику учетно-аналитической системы управления затратами на оплату труда, выбранную предприятием.

Исследование методологии раскрытия информации о затратах на оплату труда в управленческой учетной политике показало следующие инновационные результаты:

- отсутствует точная формулировка понятийного аппарата (понятие, цели, задачи, круг требований, принципы) управленческой учетной политики;

- выявлена связь понятий «профессиональное суждение бухгалтера» и «учетная политика» в от-

Таблица 7

Методологическая часть базовой модели раскрытия информации о затратах на оплату труда

Показатель учетной политики Возможные варианты

Группировка затрат на оплату труда 1. Затраты на оплату труда. 2. Затраты на рабочую силу

Выбор метода учета затрат на оплату труда 1. Сигнального документирования отклонений. 2. Расчетный. 3. Подетальный. 4. Поиздельный. 5. Пооперационный. 6. По конечной операции

Резервирование затрат на оплату труда 1. Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам. 2. Резерв на выплату вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год

Формирование источников информации о затратах на оплату труда 1. Разработка графика документооборота. 2. Разработка форм регистров управленческого учета. 3. Разработка форм управленческой отчетности

Использование документов для первичного наблюдения за затратами на оплату труда 1. Унифицированные формы. 2. Ведомственные формы. 3. Самостоятельно-разработанные формы

Использование регистров управленческого учета затрат на оплату труда 1. Хронологические. 2. Тематические. 3. Комбинированные

Использование форм управленческой отчетности по затратам на оплату труда 1. Сегментарная (уровневая). 2. Тематическая

ношении формирования и раскрытия информации о затратах на оплату труда.

Представленная нами последовательность раскрытия информации о затратах на оплату труда в управленческой учетной политике позволяет на практике грамотно построить управленческую учетную политику в отношении затрат на оплату труда на основе разработанной нами базовой модели раскрытия информации.

Список литературы

1. Вахрушина М. А. Учетная политика для целей управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2007. № 23. С. 68.

2. ВигдоровичМ. Как единая технология: управленческая учетная политика предприятия // Управление компанией. 2007. № 7. С. 43-47.

3. Дедюхина Н. В. Цели и задачи учетной политики организации в условиях инновационно-инвестиционного развития экономики // Управленческий учет. 2009. № 5. С. 89.

4. Елгина Е. А. Принцип сопоставимости в учетной политике организаций // Бухгалтерский учет. 2009. № 3. С. 63.

5. Ермакова М. С. Моделирование учетных принципов для агрохолдингов// Бухгалтерский учет. 2009. № 4. С. 74.

6. Жуков В. Н. Формирование учетной политики организации // Бухгалтерский учет. 2003. № 4. С. 74.

7. Кириллова А. А. Совершенствование информационного обеспечения управления основным капиталом организации // Управленческий учет. 2009. № 2. С. 12, 14.

8. Кондраков Н. П. Последствия принимаемых решений в учетной политике организаций// Бухгалтерский учет. 2008. № 1. С. 5.

9. КондраковН. П., ИвановаМ.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 226.

10. Кузьмина М. С. Формирование управленческой учетной политики // Бухгалтерский учет.

2007. № 4. С. 73, 75.

11. Лианский М. Е., Лимошина Е. В. Профессиональное суждение и бухгалтерская отчетность организации // Бухгалтерский учет. 2006. № 24. С. 72.

12. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

13. Попова Л. В. Бухгалтерский управленческий учет: нормативная база, тесты, понятийный аппарат: учеб.-метод. пособие / Л. В. Попова, И. А. Маслова, Б. Г. Маслов, И. А. Дрожжина, М. В. Васильева, Р. Е. Исакова. М.: Дело и сервис,

2008.С. 340.

14. ПятовМ. Л. Профессиональное суждение в современной практике учета // Бухгалтерский учет. 2008. № 24. С. 55.

15. Соколов Я. В., Пятов М. Л. Влияние учетной политики на финансовый результат // Бухгалтерский учет. 2006. № 21. С. 43.

16. Соколов Я. В., Пятов М. Л. Достоверный и добросовестный взгляд на бухгалтерскую информацию // Бухгалтерский учет. 2007. № 5. С. 56.

17. Томшинская И. Н. Учетная политика для собственников и менеджеров // Бухгалтерский учет. 2009. № 2. С. 16.

18. Эзопова-Сорокина О. С. Принципы учетной политики при учете импортных операций // Бухгалтерский учет. 2008. № 16. С. 78.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата А4.

Тел./факс:(495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.