Научная статья на тему 'Формирование методологии опережающего развития фундаментальных исследований управления'

Формирование методологии опережающего развития фундаментальных исследований управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / НАУКА / РАЗВИТИЕ / ТЕОРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев Валентин Яковлевич, Райченко Александр Васильевич

Современная наука строится на основе методологии, как учения об организации исследований и теории, как системы обоснованных представлений. Методология, формируется такими основными составляющими, как: организация, ориентация, цели, подходы, инструментарий. В отличие от методологии, теория представляет учение о закономерностях конкретной области знаний, принципах, формах, свойствах, процессах и механизмах ее функционирования. Опережающая ориентация методологии обеспечивает разработку реальных инноваций фундаментальной науки, отражающих реальные возможности исследователей. Только на основе опережающего подхода достижимы действительно значимые результаты исследований и разработок в сфере управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO DEVELOP A METHODOLOGY OF ADVANCED FUNDAMENTAL RESEARCH OF MANAGEMENT

Modern is based on the methodology, as teachings about the organization of research and theory, as a system-based ideas. The methodology consists of the following major components: organization, orientation, objectives, approaches, tools. In contrast to the methodology, theory represents a doctrine about the patterns given area of knowledge, principles, forms, properties, processes and mechanisms of its functioning. Proactive orientation methodology ensures the development of the real innovation of fundamental science, reflecting the real possibilities of the researchers. Only on the basis of anticipatory approach achievable really significant results of the researches in the sphere of management.

Текст научной работы на тему «Формирование методологии опережающего развития фундаментальных исследований управления»

Раздел III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 303.44:005

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Современная наука строится на основе методологии, как учения об организации исследований и теории, как системы обоснованных представлений. Методология, формируется такими основными составляющими, как: организация, ориентация, цели, подходы, инструментарий. В отличие от методологии, теория представляет учение о закономерностях конкретной области знаний, принципах, формах, свойствах, процессах и механизмах ее функционирования. Опережающая ориентация методологии обеспечивает разработку реальных инноваций фундаментальной науки, отражающих реальные возможности исследователей. Только на основе опережающего подхода достижимы действительно значимые результаты исследований и разработок в сфере управления.

Ключевые слова: исследования, методология, наука, развитие, теория, управление.

ТО DEVELOP A METHODOLOGY

Alexandr Raychenko OF ADVANCED FUNDAMENTAL RESEARCH

OF MANAGEMENT

Abstract. Modern is based on the methodology, as teachings about the organization of research and theory, as a system-based ideas. The methodology consists of the following major components: organization, orientation, objectives, approaches, tools. In contrast to the methodology, theory represents a doctrine about the patterns given area of knowledge, principles, forms, properties, processes and mechanisms of its functioning. Proactive orientation methodology ensures the development of the real innovation of fundamental science, reflecting the real possibilities of the researchers. Only on the basis of anticipatory approach achievable really significant results of the researches in the sphere of management.

Keywords: research, methodology, science, development, theory, management.

Наука управления, как и другие области знаний, строится на основе постановки и применения методологии как учения об организации исследований и теории, как системы обоснованных представлений, формируемых по их результатам. Системное строение методологии складывается из таких основных составляющих, как организация, ориентация, цели, подходы, инструментарий. В отличие от методологии, теория представляет учение о закономерностях исследуемой области знаний, принципах, формах, свойствах, процессах и механизмах функционирования. Единство теории и методологии обеспечивается фундаментальной научной концепцией, комплексно отражающей современные представления познаваемого.

Накопление, определение, подбор, адаптация и применение подходов, концепций, разработок передовых достижений в фундаментальных исследованиях управления необходимо обеспечивает его поступательное развитие. Исторически отечественные профессионалы активно ориентировались, продвигали и использовали зарубежные подходы, достижения, приоритеты [3]. Вместе с тем оценка на столько же свойственного российской ментальности, на сколько и странного стремления «догнать и перегнать» хорошо известна не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Совершенно очевидно, что как исследователь, так и практик, принимаясь догонять, повторяя достигнутое конку© Афанасьев В.Я., Райченко А.В., 2014

В.Я. Афанасьев А.В.Райченко

Valentin Afanasiev

рентами, изначально отстает от них, пусть даже не на потраченное ими на инновации, но все же весьма существенное время.

В решении задачи обеспечения стратегически опережающего развития научных исследований необходимо учитывать, что в условиях глобализации всего социально-экономического процесса, в том числе и научного познания, было бы неразумно предполагать, что реальные конкуренты действительно заинтересованы в наших передовых достижениях. Такое очевидное понимание, на наш взгляд, должно однозначно обусловливать соответствующее отношение к активно распространяемым ими и их стейкхолдерами теориям и методологическим построениям, подходам, концепциям, методикам, а особенно советам и предложениям. В условиях возрастающей конкуренции реальных научных исследований, достижение конструктивного приоритета в конкретных научных направлениях, как убедительно показало активное приглашение западными университетами выпускников наших и других вузов стран-членов БРИК во конце XX в., может результативно основываться прежде всего на разработке и реализации методологии опережающего развития исследований содержания того или иного объекта, предмета, аспекта и т. п. Именно эта задача должна приоритетно ставиться и разрешаться в перспективных исследованиях и разработках, ориентированных на фундаментальное обеспечение смены методологии догоняющего на опережающее развитие отечественных исследований управления.

Разработка методологии опережающего развития в широком спектре от теоретической модели до прикладного руководства, применяемой во всех областях знаний и сферах деятельности, приобретает особое, системно-образующее значение. Она формирует единую организационную основу, обеспечивающую общее, адекватное восприятие и использование знаний как в рамках исследований одной науки или сферы деятельности, так и в разнообразных наложениях, взаимосвязях и сочетаниях между ними. Поэтому именно сегодня особенно важно методологически убедительно обосновать постановку и применение ее в качестве общего фундамента построения, представления и использования всех социально-экономических исследований в целом и управления в частности.

Такой же важной основой складывающейся конфигурации и наиболее характерной особенностью постановки и применения методологии опережающего развития является выделение генетически связанных с опережающим подходом процессов, последовательно развивающихся и поэтапно раскрывающихся и усложняющихся по конфигурациям: цели, формы, содержания, взаимосвязи и взаимодействия целенаправленного воздействия. Такой подход опирается не на субъективную модель, имеющую аналогичную в той или иной степени конфигурацию, а на генетическое единство сущности и содержания исследований целенаправленного воздействия с опережающим подходом к развитию науки управления в целом.

Приоритетными подходами к обоснованию, постановке и применению методологии опережающего развития могли бы стать наиболее востребованные актуальными научными исследованиями подходы, форматы, конструкции, правила, нормы, рекомендации постановки и проведения исследований, к которым прежде всего можно отнести:

- процессный подход исследования динамичных моделей управления;

- ретроспективный подход к постановке методологии опережающего развития;

- прогнозный подход к целеполаганию направлений развития управления.

Вырабатывая и реализуя эти подходы, в рамках фундаментальных исследований управления

ученым Государственного университета управления удалось модернизировать сложившийся и широко применяемый спектр исследовательских подходов к постановке и применению методологии в условиях постоянно развивающегося процесса управления. В новом перспективно ориентированном предметно разработанном и апробировано примененном в ходе исследований перспективном формате он представляет собой не только адаптированный к принципам опережения, но и комплексный

Вестник Университета № 3, 2014

инструментарий постановки и применения методологии опережающего развития. Причем агрегирование его возможностей, широкий спектр конфигураций и построений позволяют оптимально подбирать и затачивать конкретный инструментарий исследований процессов и систем управления.

Состав и содержание обосновываемых и уже используемых принципов методологии опережающего развития раскрывается достаточно адекватными современным представлениям понятиями и категориями, а их постановка и применение достоверно обеспечиваются реально действующей организацией исследований управления. На этих представлениях авторами были достоверно обоснованы, апробированы, адаптированы и представлены такие ключевые принципы постановки и применения методологии опережающего развития, как:

— активизация постановки и применения методологии опережающего развития научных исследований в полноформатной парадигме непрерывного образования;

— приоритет реализации национальных интересов в постановке и применении методологии опережающего развития исследований и разработок управления;

— включение в глобальный исследовательский процесс на платформе открытой, само развивающейся научной среды в формате облачной технологии;

— оптимизация соотношения универсальности и аутентичность постановки, освоения и применения результатов инновационных научных исследований;

— диверсификация исследовательского процесса, расширение направлений, профилей, специализаций как реакции на реальный спрос рынка;

— развитие уровневого построения учебно-исследовательского образования с детерминированием сертификации выпускника;

— оценка качества и конкурентоспособности результатов исследований, оформлением и позиционированием их на рынке в формате результатов исследовательской деятельности;

— расчет и реализация совместной дорожной карты внедрения опережающих разработок фундаментальных и прикладных исследований управления.

Апробация и адаптация как представленного здесь, так и расширенного состава принципов постановки и применения методологии опережающего развития позволят сформировать их палитру и представить полное обоснование отобранных положений. Важно понимать, что это представление уже позволяет заместить, так широко применяемое сегодня в той или иной степени корректное заимствование компьютерного перевода зарубежных изданий опережающими инновационными разработками, реально востребованными отечественными организациями.

Методология исследований управления как система организации процессов поиска и освоения знаний целенаправленного воздействия востребует все разнообразие научных подходов и построений [2]. Этим обусловливается особое значение выбора конфигурации позиционирования и применения, во многом определяемой приоритетом постановки и реализации того или иного подхода. Ее ключевым отличием становится приоритет процессного подхода с соответствующим пониманием, представлением и применением управления как процесса целенаправленного воздействия. Этим обусловливается необходимость разработки научной концепции процессного подхода, объединенной методологией и отражающей универсальный механизм его адаптации и применения.

Приоритет процессного подхода наиболее востребован исследованиями управления, что выражается в процедурах разработки и реализации целенаправленного воздействия. В его постановке и применении контрастно проявляются опускаемые многими исследователями существенные отличия процессного видения управления от системного. Они выявляются в процессном представлении управления в формате последовательности, процедуры, дорожной карты, в отличие от системного - в виде классификации, структуры, формы. Это сравнение проявляет существенные различия в том, что в качестве формата процессного подхода выделяется последовательность действий по достижению

цели, а результатом большинства системных исследований управления становятся структуры, классификации, формы.

Исследование управления наиболее привычно воспринимается процедурой познания целенаправленного воздействия, обеспечивающего достижение результата в виде системы. В ней наглядно проявляются соответствующие различия в форматах применения и результатах процессного и системного подходов в исследовании управления [1]. Так, с позиций процессного подхода решение представляется интеллектуальной моделью процедурной организации действий, в отличие от того, как оно становится основополагающей формой результата управления в виде системы в целом или ее составляющих в частности. На практике генезис решения как теоретическая выработка и принятие варианта действия представляет собой процесс определенным образом формирующейся процедуры его выработки и осуществления. Приоритетная постановка и опережающее применение процессного подхода не исчерпываются преимуществами интеллектуальной процедуры, а становятся продуктом предметной адаптации, в ряде случаев и реорганизации в процессе ее практической реализации. Это означает, что на самом деле исследуется не принятая процедура воздействия, а некая ее производная, реализация которой потребовала тех или иных изменений в процессе воздействия. Приоритет процессного подхода определяющим образом обусловливает, формирует, реализует и модернизирует структурное представление систем на основе закрепления и оптимизации поддерживаемых ими процессов.

Процессный приоритет в исследованиях управления, долгое время носивший эмпирический характер, все чаще становится основой прогнозирования и проектирования организации, организационных изменений и управления ими. Определяемое им разнообразие выбора формы и содержания построения и реализации связей процедуры управления выделяет методологически важный ресурс. Особенности мобилизации и использования этого ресурса опираются на фундаментальные исследования соответствующих направлений ряда бурно развивающихся самостоятельных наук, которые выделяют его в качестве конструктивно композиционного формата разработки и применения процессного подхода к исследованию управления.

Приоритет постановки и применения процессного подхода позволяет обеспечить спектр разнообразия путей и способов управления логически обусловливаемого упорядочиванием последовательности выработки, принятия и реализации воздействия как объекта исследования. Палитра основных составляющих процессного подхода позволяет представить его ресурсное многообразие, позиционируя его в единой логически выверенной модели. Она становится этапом, раскрывающим его адаптацию к разнообразию, разработке модификаций, совершенствованию и развитию связей между составляющими. Разнообразие формируемых конфигураций процессного подхода основывается на ключевых процедурных свойствах и определенно детерминируется в виде палитры дифференцированного, последовательного, корректирующего, параллельного, реверсивного, ротационного, цикличного, интеграционного или иного, специализированно обусловленного взаимодействия, исчерпывающе представляющих ресурсы построения процедур управления.

Библиографический список

1. Кермалли С. Инструменты эффективного менеджмента / С. Кермалли. - М.: Добрая книга, 2010.

2. Новиков A.M., Новиков Д.А. Методология научного исследования / A.M. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Либроком,2010.

3. Ясин Е. Догоним и перегоним? // Российская газета. - 10.01.2014, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.