ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Ведерникова Людмила Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, Тюменский государственныйуниверситет, wedernikowa@ mail.ru, Тюмень
Кельберер Георгий Рихардович
Аспирант, Тюменский государственный университет, Тюмень
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования методической культуры педагога у студентов педагогического вуза. Основное внимание уделено организации самостоятельной работы учащихся по освоению форм методической деятельности педагога и наполнению их личностно-значимым содержанием при работе с учебной информацией. В качестве главного средства формирования методической культуры педагога в процессе изучения курса «Профессионально-педагогические задачи» рассматриваются профессионально-педагогические задачи.
Ключевые слова: методическая культура, методика обучения, методическая деятельность, становление субъектности, педагогическое образование, профессионально-педагогические задачи, профессиональные пробы, профессиональное саморазвитие.
Современные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к уровню методической культуры педагога. Современный педагог должен активно включаться в творческий методический поиск, быть готовым применять в своей методической деятельности методы научного исследования. Профессиональный стандарт «Педагог» предъявляет высокие требования к уровню методической подготовки учителя. Он должен уметь использовать в своей деятельности весь комплекс современных педагогических, образовательных и информационно-коммуникационных технологий, умело организовывать и направлять самостоятельную познавательную активность учащихся. При этом применение данных технологий должно работать на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, заложенных в Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Реализация в педагогическом процессе требований ФГОС ОО требует от учителя активного включения в творческий методический поиск. Учитель должен непрерывно анализировать результаты своей методической деятельности, разрабатывать новые методические приемы для включения всех учащихся в образовательный процесс
в режиме со-деятельности [1]. Важным элементом методической деятельности педагога в данных условиях становится глубокий анализ содержания учебной информации с целью выявления ее образовательного, воспитательного и развивающего потенциала. На основе глубокого анализа содержания учебного материала педагог должен провести отбор тех методов, методических приемов, педагогических и образовательных технологий, которые будут способствовать наиболее полной реализации данного потенциала в образовательном процессе. Здесь на первый план выходит активная творческая позиция самого учителя. Являясь субъектом методической деятельности, он в процессе творческого поиска создает такую систему методов и приемов обучения, которая наиболее полно соответствует поставленным целям. В этом проявляется уровень сформиро-ванности методической культуры педагога.
В современных условиях учитель должен обладать развитой методической культурой уже на ранних этапах своей профессиональной деятельности. Таким образом, актуальным становится вопрос о формировании методической культуры педагога у студентов педагогического вуза. Работа по формированию методической культуры должна
вестись уже с первого курса. Для становления методической культуры недостаточно знакомства студентов с методикой преподавания дисциплины в рамках соответствующего курса. Для ее становления необходима глубокая интеграция дисциплин психолого-педагогической, методической и предметной подготовки. Изучение дисциплин предметной подготовки должно вестись в контексте будущей профессиональной деятельности студентов. Студентам важно получить представление о том, как в практической деятельности учителя соотносятся психолого-педагогические, методические знания и умения и знание конкретной дисциплины. Кроме того, важным является получение практического опыта методической деятельности, в рамках которой происходит интеграция знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения различных дисциплин. Только на основе такой глубокой интеграции возможно формирование у студентов методической культуры, понимаемой как мера и способ творческой самореализации педагога в процессе решения профессиональных задач в методической деятельности.
Основой формирования методической культуры педагога является предъявление студентам в процессе обучения различных форм и способов методической деятельности. Предъявление данных форм и способов происходит в контексте профессионально-педагогической деятельности и на основе собственной познавательной активности студентов. Предъявляемые формы методической деятельности способствуют организации самостоятельной познавательной активности студентов, за счет чего происходит наполнение данных форм личностно-зна-чимым содержанием. Именно наполнение форм методической деятельности педагога личностно-значимым содержанием является основой для становления субъектности будущего педагога в области методической деятельности и в дальнейшем - развития методической культуры педагога.
Наполнение форм методической деятельности личностно-значимым содержанием происходит в ходе решения профессионально-педагогических задач в режиме сотворчества, со-деятельности.
Со-творчество предполагает совместную творческую деятельность, организацию диа-
логического общения, активность всех субъектов совместного творческого процесса [2].
Применение форм методической деятельности в процессе изучения предметных дисциплин способствует созданию контекста профессиональной деятельности. Благодаря созданию контекста профессиональной деятельности, студенты не только осваивают предметное содержание дисциплины, но и понимают, как это содержание соотносится с профессиональной деятельностью педагога, осваивают способы и приемы интеграции предметного, методического и психолого-педагогического знания. Здесь важным компонентом является практикоориентиро-ванность образовательного процесса. Данный подход способствует и формированию профессиональных компетенций студентов, заложенных во ФГОС ВО. Студенты должны не только освоить предложенные формы методической деятельности, но и получить практический опыт их использования. Это достигается путем придания практикоори-ентированным заданиям характера мини-проектов с использованием форм методической деятельности педагога. Каждое такое задание должно заканчиваться получением конкретного методического продукта. Также желательно создать условия для апробации результатов методической деятельности студентов в реальной педагогической практике. Выход в школу создает дополнительную мотивацию у студентов к профессиональному саморазвитию и способствует более глубокому освоению содержания учебного материала. Здесь может быть использована система профессиональных проб, которые проводятся на базе образовательных учреждений.
Формирование методической культуры студентов мы будем рассматривать на примере курса «Профессионально-педагогические задачи».
В рамках курса студентам в ходе аудиторной и самостоятельной работы предъявляются различные формы методической деятельности учителя, такие как:
- анализ содержания учебной информации, определение содержательного ядра темы, его воспитательного и развивающего потенциала;
- определение целей изучения темы;
- анализ учебной и учебно-методической
литературы, нормативной документации;
- разработка средств наглядности по теме/разделу курса;
- выбор методов и методических приемов обучения.
Данные формы методической деятельности педагога являются базовыми. Только при условии их освоения студенты смогут самостоятельно на творческом уровне выстраивать свою методическую деятельность.
Основным способом предъявления студентам данных форм методической деятельности являются методические профессионально-педагогические задачи. В основе таких задач лежат задания, требующие профессионального педагогического и методического осмысления и научно-практического, рефлексивного обоснования [3]. Такие задачи, помимо предъявления самих форм методической деятельности, создают контекст профессиональной деятельности, позволяют взглянуть на содержание учебного материала с точки зрения педагога. При разработке задач акцент делается на специфику работы педагога с содержанием учебной информации в конкретной предметной области. Педагог, работая непосредственно с содержанием материала во всей его полноте, в своей работе, в первую очередь, обращает внимание на образовательный и развивающий потенциал учебной информации. Для этого особенно важна проводимая учителем методическая обработка материала, которая включает в себя отбор содержания учебного материала для урока/темы/курса, его адаптацию к возрастным особенностям учащихся и особенностям данного класса, подбор методов и методических приемов изучения данного материала с учетом поставленных целей и требований ФГОС ОО. Таким образом, ядром методической деятельности педагога является анализ содержания учебной информации.
Основное содержание методической деятельности педагога составляет решение профессионально-педагогических задач в области обучения, воспитания и развития. Решение возникающих профессионально-педагогических задач в методической деятельности происходит через реализацию образовательного, воспитательного и развивающего потенциала учебной информации. Определяющим фактором в методической
деятельности педагога является проведение диагностики, направленной на выявление причин возникновения тех или иных ситуаций в образовательном процессе. Для формирования методической культуры у студентов необходимо овладение алгоритмом решения педагогической задачи, который включает в себя следующие этапы:
1) формулировка профессионально-педагогической задачи, которая решается в данной ситуации;
2) определение вида информации и источников ее получения для решения задачи;
3) формулировка перечня вопросов, на которые нужно найти ответ, и перечня действий, которые необходимо выполнить для решения задачи;
4) разработка варианта решения задачи с использованием элементов имеющейся предметной среды;
5) аргументация предложенного решения; определение ситуаций, в которых также применимо данное решение;
6) определение этико-правовых норм профессиональной деятельности педагога, которые могут быть нарушены в процессе реализации предложенного решения.
Студенты в процессе решения профессионально-педагогических задач осваивают четыре основные сферы: предметно-методическую, воспитательную диагностическую и инновационную. Получение опыта решения профессионально-педагогических задач в каждой из данных сфер способствует формированию у студентов профессиональной позиции: эксперта, воспитателя, диагноста, инноватора.
Освоение четырех основных сфер профессиональной деятельности начинается с решения профессионально-педагогических задач, связанных с анализом и осмыслением содержания учебной информации, определения их образовательного, воспитательного и развивающего потенциала.
В современной методике преподавания разработана четкая схема проведения структурно-функционального анализа содержания учебного материала. Именно со знакомства со структурно-функциональным анализом необходимо начинать включение студентов в методическую деятельность и, соответственно, стимулировать формирование их методической культуры. Педагог,
обладающий высоким уровнем методической культуры, проводит структурно-функциональный анализ содержания учебного материала постоянно, при этом не только привлекая учебную и учебно-методическую литературу, но и активно используя научную и научно-популярную литературу, что стимулирует его методическое творчество и позволяет представлять учащимся учебный материал интересно и на уровне, соответствующем уровню развития современной науки.
В рамках изучения курса «Решение профессиональных задач» профессионально-педагогические задачи представлялись студентам в виде рабочих листов. Каждый рабочий лист состоял из трех модулей. Первый модуль содержал формулировку задачи, перечень исходных условий. Задача этого модуля - ввести студентов в контекст профессиональной деятельности, в рамках которого выполняется структурно-функциональный анализ. На начальном этапе задачи ориентировали учащихся на проведение структурно-функционального анализа тем школьных курсов, соответствующих профилю подготовки, и отбор содержания учебной информации для уроков в 6-м классе. В дальнейшем требовалось отобрать материал для проведения внеклассных мероприятий, научно-популярных лекций и занятий в рамках элективных курсов.
Второй модуль - справочно-ориенти-ровочный. Он включает в себя материалы, необходимые для проведения структурно-функционального анализа: алгоритм или памятку по проведению анализа, перечень основных терминов с определениями, список литературы, которая может помочь при проведении анализа.
Третий модуль рабочего листа содержит формы для непосредственного проведения структурно-функционального анализа. Он состоит из двух частей. Первая часть включает таблицу, предназначенную для проведения структурного анализа темы, состоящую из трех колонок: «главные факты», «не главные факты», «теория». Вторая часть предназначена для определения воспитательного потенциала темы. Отдельно в рабочем листе выделено место для формулировки содержательного ядра темы. Навык формулирования ядра темы необходим для понимания того,
что ученики должны в обязательном порядке вынести с урока. На это ядро опирается все остальное содержание урока.
Студенты заполняют рабочие листы самостоятельно, как в рамках аудиторной, так и в рамках самостоятельной работы. В дальнейшем обязательно проводится обсуждение полученных результатов. Во время обсуждения необходимо обратить внимание студентов на взаимосвязь главных и неглавных фактов и влияние последних на восприятие учебного материала. Яркие, запоминающиеся неглавные факты делают изложение материала более эмоционально насыщенным и запоминающимся.
Обсуждение результатов, ориентированное на рефлексию, является важным компонентом формирования методической культуры педагога. В рамках таких обсуждений студенты осваивают навыки коммуникации в профессиональной среде, умение обосновывать свои подходы к определению содержания образования.
В форме рабочих листов студентам могут предъявляться и все остальные формы методической деятельности педагога. Рабочие листы выстраиваются в индивидуальное портфолио, которое свидетельствует о динамике профессионального развития каждого студента.
Помимо профессионально-педагогических задач методической направленности, представляемой в форме рабочих листов, в процессе преподавания для формирования методической культуры педагога нами используются и другие формы. Хорошо зарекомендовал себя прием методического ситуационного моделирования.
Студенты получают задание рассказать часть материала с помощью одного из приемов эвристического изучения материала (описание, повествование, беседа, драматизация и персонификация). Данное упражнение не только позволяет студентам освоить ключевые приемы устного изложения учебного материала на уроке, но и способствует более глубокому осмыслению материала. Для подготовки каждого из указанных приемов студентам необходимо не просто найти и скопировать нужную информацию (как это чаще всего бывает при подготовке сообщений и докладов на семинарах), а глубоко ее переработать и переложить в новую форму,
фактически создав собственный авторский текст. Такие тексты уже являются первыми продуктами собственной творческой методической деятельности студентов. В дальнейшем к перечисленным приемам могут добавляться другие методические приемы и/или дополнительные условия их выполнения. В конце концов, студенты смогут разрабатывать и демонстрировать на занятиях целые фрагменты уроков. Такая организация образовательного процесса способствует повышению творческой активности студентов и становлению их в качестве субъектов методической деятельности.
Важным элементом формирования методической культуры будущих педагогов является выход в реальную практику. Для этого в рамках внеаудиторной и самостоятельной работы студенты могут разрабатывать и проводить внеклассные мероприятия со школьниками всех возрастов, разрабатывать экскурсии, учитывая особенности культурно-исторической среды региона, в том числе с применением современных web-технологий (виртуальные экскурсии). Эти задания могут быть организованы в форме профессиональных проб, в рамках которых комплексно оцениваются как достижения студентов в изучении дисциплины, так и освоение навыков профессионально-методической деятельности [4]. Главная цель применения профессиональных проб - по-
лучение студентами реального опыта профессионально-педагогической деятельности. С их помощью осуществляется перенос теоретических знаний, направленных на подготовку к профессиональной деятельности в реальные условия [5]. Именно в рамках профессиональных проб студенты получают возможность оценить качество своих знаний, полученных в рамках курса, и свою готовность к их применению в профессионально-педагогической деятельности. Это способствует не только формированию методической культуры педагога у студентов, но и созданию устойчивой мотивации к профессиональному саморазвитию [14].
Приобретение опыта решения методических профессионально-педагогических задач снижает трудность адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности, закрепляет элементы творческого подхода к выполнению педагогом своих профессиональных функций [6]. Также решение методических профессионально-педагогических задач стимулирует студентов к самореализации через методическую деятельность и осознанию себя в качестве субъектов данной деятельности.
Таким образом, предложенная система организации образовательного процесса позволяет формировать методическую культуру будущего педагога через становление субъектности студентов в профессионально-методической деятельности.
1. Liu H., Van Damme J. Den Noortgate School processes mediate school compositional effects: model specification and estimation // British Educational Research Journal. -2015. - Vol. 41, Issue 3. - P. 423-447.
2. Nelson-Jones R., Toner H. L., Coxhead P. An Exploration of Students' Sense of Learning Competence // British Educational Research Journal. - 2007. - Vol. 5, Issue 2. - P. 175-183.
3. Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 5. - С. 87-91.
4. Ведерникова Л. В. Профессионально-личностное развитие будущего педагога // Среднее профессиональное образование. - 2015. -№ 10. - С. 39-42.
5. Ведерникова Л. В. Роль инновационных структур в воспитании педагога как компетентного профессионала // Гуманитарные науки и об-
Библиографический список
Gielen S, Van W. разование. - 2015. - № 4. - С. 19-24.
6. Ведерникова Л. В. Становление профессионально-личностной позиции педагога как творческого профессионала в условиях модернизации образования // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 1. - С. 51-59.
7. Ведерникова Л. В. Развитие профессионально-личностного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 75-78.
8. Демина Л. С. Особенности организации профессиональных проб при подготовке социальных педагогов в вузе // Вестник ТГПУ - 2015. -№ 3 (156). - С. 136-140.
9. Игна О. Н. Методические задачи в профессиональной подготовке учителя: содержание и классификации // Вестник ТГПУ. - 2009. -№ 7. - С. 20-23.
10. Кельберер Г. Р. Профессиональные пробы как инструмент формирования методической культуры педагога в процессе изучения гуманитарных дисциплин в педагогическом вузе // Вестник Тюменского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2016. - № 3, т. 2. - С. 126-130.
11. Руднева Е. Л. Педагогические задачи и ситуации как средство профессиональной подготовки будущих педагогов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - С. 50-58.
12. Смышляева Л. Г., Демина Л. С., Титова Г. Ю. Профессиональная проба как педагоги-
ческая технология // Высшее образование в России. - 2015. - № 4. - С. 65-69.
13. ТолетоваМ. К. Профессиональные задачи в методической подготовке учителя // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 151-153.
14. Чеснокова Г. С., Чесноков В. А. Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. -Т. 21, № 3. - С. 94-99.
Поступила в редакцию 15.05.2017
Vedernikova Ljudmila Vasil'evna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof. Tyumen State University, [email protected], Tyumen
Kel'berer Georgij Rihardovich
Graduate student, Tyumen State University, Tyumen
ESTABLISHMENT OF A METHODICAL CULTURE OF STUDENTS BY THE PEDAGOGICAL INSTITUTE
Abstract. The main attention is paid to the organization of independent work of pupils for development of forms of methodical activity of the teacher and filling by their personal and significant contents during the work with educational information. As the main means of formation of methodical culture of the teacher in the course of studying of historical disciplines professional and pedagogical tasks are considered.
Keywords: methodical culture, training technique, pedagogical education.
References
1. Liu, H., Damme, J. Van, Gielen, S., Van, W., 2015. Den Noortgate School processes mediate school compositional effects: model specification and estimation. British Educational Research Journal, 41, 3, pp. 423-447.
2. Nelson-Jones, R., Toner, H. L., Coxhead, P., 2007. An Exploration of Students' Sense of Learning Competence. British Educational Research Journal, 5, 2, pp. 175-183.
3. Vedernikova, L. V., 2010. Pedagogical support of the development of teachers. Teacher education and science, 5, pp. 87-91. (In Russ.)
4. Vedernikova, L. V., 2015. Professional development of a future teacher. Secondary vocational education, 10, pp. 39-42. (In Russ.)
5. Vedernikova, L. V., Povoroznyuk, O. A., 2015. The role of innovative structures in the upbringing of a teacher as a competent professional. Humanities and education, 4, pp. 19-24. (In Russ.)
6. Vedernikova, L. V., Elanceva, S. A., Povoroznyuk, O. A., 2016. Establishment of a professional position of a teacher as a creative professional in the
context of the modernization of education. Pedagogical education and science, 1, pp. 51-59. (In Russ.)
7. Vedernikova, L. V., 2015. Development of the professional capacity of a future teacher in the context of the modernization of pedagogical education. Siberian pedagogical journal, 5, pp. 75-78. (In Russ.)
8. Demina, L. S., 2015. Characteristics of the organization of professional samples in the training of social pedagogues at a University. Messenger of TSPU, 3 (156), pp. 136-140. (In Russ.)
9. Igna, O. N., 2009. About the pedagogical tasks in teacher training: Content and Classifications. Messenger of TSPU, 7, pp. 20-23. (In Russ.)
10. Kelberer, G. R., 2016. Professional samples as an instrument for the development of pedagogical culture in the study of humanitarian subjects at a Teachers Training University. The Herald of Tyumen State University. Humanitates, 3, t. 2, pp. 193-204. (In Russ.)
11. Rudneva, E. L., Tkacheva, O. N., Shmyre-va, N. A., 2010. Pedagogical tasks and situations as a means of training future educators. Siberian peda-
gogical journal, 2, pp. 50-58. (In Russ.)
12. Smyshlyaeva, L. G., Demina, L. S., Tito-va, G. Yu., 2015. Professional sample as a pedagogical technology. Higher education in Russia, 4, pp. 65-69. (In Russ.)
13. Toletova, M. K., Lyamin, A. N., 2010. Professional tasks in the methodical training of a teacher.
Higher education in Russia, 1, pp. 151-153. (In Russ.)
14. Chesnokova, G. S., Chesnokov, V. A., 2015. Problem of the study of the subjectivity of personality in pedagogy of the higher school. Vestnik of Kostroma state University. N. A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sotsiogenetiki, 21, 3, pp. 94-99. (In Russ.)
Submitted 15.05.2017