Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ДИЗАРТРИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ДИЗАРТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
мелкая моторика / логопедия / дошкольное образование / fine motor skills / speech therapy / preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багдасарян Л.К., Лебеденко И.Ю.

Статья посвящена вопросу формирования мелкой моторики у детей при дизартрии. Данная статья может быть использована в дошкольных учреждениях, также как рекомендация родителям. Проблема формирования мелкой моторики у детей при дизартрии стоит достаточно остро. Этой проблемой должны заниматься не только дошкольные образовательные учреждения, но и прежде всего родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FINE MOTOR SKILLS IN CHILDREN WITH DYSARTHRIA

Article is devoted to the formation of fine motor skills in children with dysarthria. This article can be used in preschool institutions, as well as a recommendation to parents. The problem of the formation of fine motor skills in children with dysarthria is quite acute. This problem should be addressed not only by pre-school educational institutions, but also, above all, by parents.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ДИЗАРТРИИ»

УДК 37 Багдасарян Л.К., Лебеденко И.Ю.

Багдасарян Л.К.

студентка

Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

Научный руководитель: Лебеденко И.Ю.

канд. пед. наук, доцент Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ДИЗАРТРИИ

Аннотация: статья посвящена вопросу формирования мелкой моторики у детей при дизартрии. Данная статья может быть использована в дошкольных учреждениях, также как рекомендация родителям.

Проблема формирования мелкой моторики у детей при дизартрии стоит достаточно остро. Этой проблемой должны заниматься не только дошкольные образовательные учреждения, но и прежде всего родители.

Ключевые слова: мелкая моторика, логопедия, дошкольное образование.

Задача логопеда - показать родителям необходимость формирования мелкой моторики у детей, так как давно доказано наукой, что между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук существует прямая зависимость. Так как развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит развитие психических процессов. Именно поэтому рекомендуется

развивать мелкую моторику с самого детства. Дети, у которых хорошо развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, в особенности те отделы, которые отвечают за речевые функции. Также развитие навыков мелкой моторики важно ребенку, так как на протяжении всей его дальнейшей жизни ему нужно будет использовать точные движения пальцев, кистей, чтобы выполнять учебные и бытовые задачи такие как рисование, лепка, письмо, завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т.д.

Проблеме развития мелкой моторики у детей с дизартрией посвящено множество исследований (например, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия).

Дизартрия - это нарушение произношения, вызванное недостаточной иннервацией мышц речевых органов.

К.Беккер и М.Совак понимают дизартрию как симптом повреждения двигательного анализатора и эфферентной системы, что приводит к дисрегуляции речевого процесса.

Понятие "мелкая моторика" буквально означает движения рук. Оно тесно связано с речью.

Дети с дизартрией с первых лет жизни отличаются от нормально развивающихся детей. У большинства детей с дизартрией задерживается развитие прямостояния, они позже начинают держать голову, стоять, сидеть, ходить. У многих детей эта задержка развития распространяется как на второй, так и на первый год жизни.

Все дети с дизартрией не проявляют интереса к окружающему миру и, как правило, демонстрируют патологическую бездеятельность. У них нет "комплекса активации", и они не нуждаются в эмоциональном общении со взрослыми.

Нарушение мелкой моторики проявляется в продуктивных видах деятельности, таких как ручной труд и изобразительное искусство. Дети с дизартрией часто активно переворачивают лист при рисовании или раскрашивании. Это означает, что способность менять направление линий тонкими движениями пальцев заменяется переворачиванием листа, что лишает

их возможности тренировать пальцы и кисти рук. Дети дошкольного возраста с дизартрией рисуют слишком мелкие предметы, что говорит о том, что их руки негибкие во время рисования. При лепке дети часто не контролируют интенсивность нажима, их движения хаотичны и неточны, они не могут произвольно управлять своими движениями. В процессе трудовой деятельности дети испытывают трудности в выполнении тонких и точных движений, у них нарушена координация движений, недостаточная сила и контроль рук. Отсутствие самоконтроля над движениями и нарушения темпа движений (торопливость, медлительность) - серьезные дефициты, которые создают множество проблем в развитии мелкой моторики ребенка.

Нормальные движения пальцев и кистей рук очень важны для детей с дизартрией, так как развитие мелкой моторики имеет решающее значение для развития речи.

Ряд различных упражнений, направленных на развитие ловкости, точности и синхронности движений пальцев, может исправить недостаток мелкой моторики у ребенка.

Кольцова М. М. обосновала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют становление речи малыша. Таким образом, неизменная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, считается важной составляющей в системе коррекции.

Совершенствовать способности мелкой моторики, тем самым оказывая положительное воздействие на развитие речи, возможно следующими надлежащими методами:

- занятия лепкой, рисованием, разными видами рукоделия,

- игры с маленькими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.),

- упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеточкам и трафаретам,

- пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика,

- становление примитивных способностей самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.),

- массаж и самомассаж пальцев и кистей рук. Картушина М.Ю. предлагает комплекс упражнений на самомассаж кистей и пальцев рук

Комплекс упражнений самомассажа кистей и пальцев рук

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

« Утюг»

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

«Пила»

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

«Тесто»

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

- Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

«Мама»

По головке мама гладит Сына-малолеточку, Так нежна ее ладонь,

Словно вербы веточка. — Подрастай, сыночек милый, Добрым, смелым, честным будь, Набирай ума и силы. И меня не позабудь!

5. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).

«Барашки»

На лугах пасутся «бяшки», Раскудрявые барашки. Целый день всё: «Бе да бе», Носят шубы на себе. Шубы в кудрях, погляди, «Бяшки» спали в бигуди, Утром сняли бигуди, Попробуй гладкую найди. Все кудрявы, до одной, Бегут кудрявою толпой. Уж такая у них мода, У бараньего народа.

6. Движения, как при растирании замерзших рук.

«Морозко»

Заморозил нас Морозко, Влез под теплый воротник, Как воришка, осторожно

В наши валенки проник. У него свои заботы — Знай морозь, да посильней! Не балуй, Мороз, ну что ты Так не жалуешь людей?!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. / М. Ю. Картушина - М., Творческий центр Сфера, 2005 г. - 202 с. - (Логопед в ДОУ);

2. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: Издательский ДОМ "Литера", 2007.- 96 с;

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В

Bagdasaryan L.K., Lebedenko I. Yu.

Bagdasaryan L.K.

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)

Scientific advisor: Lebedenko I.Yu.

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)

FORMATION OF FINE MOTOR SKILLS IN CHILDREN WITH DYSARTHRIA

Abstract: article is devoted to the formation offine motor skills in children with dysarthria. This article can be used in preschool institutions, as well as a recommendation to parents.

The problem of the formation of fine motor skills in children with dysarthria is quite acute. This problem should be addressed not only by pre-school educational institutions, but also, above all, by parents.

Keywords: fine motor skills, speech therapy, preschool education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.