ВЛАСОВА Наталья Юрьевна
Доктор экономических наук, профессор кафедры региональной и муниципальной экономики Уральского государственного экономического университета
СОБЧУК Наталья Викторовна
Специалист I категории Комитета по экономике Администрации города Екатеринбурга
Формирование механизмов социального партнерства на уровне крупнейшего города (на примере Екатеринбурга)
Современный этап экономических и политических реформ в России характеризуется кардинальными преобразованиями общественной жизни, социальной структуры общества. Рыночная переориентация отечественной экономики явно опережает темпы социальных преобразований и сопровождается существенным ухудшением социально-экономического положения значительной части россиян, а также отличается наличием проблем социально-экономического характера. Для поддержания сложившегося уровня социальных гарантий необходим дальнейший рост объема инвестиций, который нельзя обеспечить только за счет средств бюджета. Нужно разработать принципиально новые механизмы развития социальной сферы. В связи с этим сегодня следует говорить о необходимости перехода российского общества в новое качество, позволяющее власти, бизнесу, общественности вступать в полноценные и полномасштабные, ответственные отношения социального партнерства.
Под социальным партнерством понимается «конструктивное взаимовыгодное сотрудничество между тремя секторами общества - муниципальными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями с целью решения проблем социальной сферы в интересах всего населения или его отдельных групп, проживающих на данной территории» [5. С. 10].
Под механизмами социального партнерства понимается «разработанная сообща совокупность правил, способов, технологий и документации по организации, обеспечению ресурсами и реализации совместных работ, которая встроена в схему функционирования социальной сферы на данной территории, направлена на решение социально значимой проблемы с учетом действующих нормативных и правовых актов и воспроизводима в будущем без участия создателей» [6. С. 3].
Целью функционирования механизма социального партнерства является повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, более активное привлечение дополнительных ресурсов в социальную сферу, большая адресность
и массовость оказания социальных услуг, адекватное перераспределение социальной ответственности между властью и обществом, рост доверия населения.
Для реализации данной цели сегодня во многих городах России разрабатываются и используются различные механизмы социального партнерства в городской политике: муниципальный социальный заказ, муниципальный грант, ярмарка социальных проектов, «фонд местного сообщества», создаются Общественные палаты и Дома общественных организаций.
В данной статье рассмотрен процесс формирования механизмов социального партнерства на примере города Екатеринбурга.
Гражданские институты Екатеринбурга представляют собой активную, динамично развивающуюся часть местного сообщества. По данным Комитета по связям с общественными организациями и молодежной политики Администрации города Екатеринбурга, на 1 января 2007 г. в городе были зарегистрированы и осуществляли деятельность 1 997 общественных организаций, из них 30,1% реализовывали социальные проекты совместно с органами местного самоуправления
Современный Екатеринбург отличается рядом позитивных факторов, способствующих развитию партнерских отношений между муниципальными органами власти и общественными институтами.
1. Наличие нормативной базы для оказания поддержки социально значимым проектам общественных объединений, включая Положение «О поддержке общественно полезных инициатив в городе Екатеринбурге» (решение Екатеринбургской городской Думы от 8 февраля 2000 г. № 82/2). Согласно данному Положению в Екатеринбурге существуют следующие основные формы поддержки общественно полезных инициатив органами местного самоуправления:
размещение муниципального заказа общественным объединениям или гражданам на оказание услуг социального значения (муниципальный социальный заказ);
целевая финансовая поддержка отдельных общественно полезных программ некоммерческих организаций, действующих на территории города (муниципальный грант);
финансовая поддержка общегородских и общественно значимых мероприятий, проводимых общественными объединениями, органами территориального местного самоуправления города, гражданами (субсидии);
финансовое обеспечение тематических конкурсов, проводимых органами местного самоуправления среди общественных объединений, органов ТОС и отдельных граждан города в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами;
предоставление налоговых льгот категориям общественным объединений и граждан, реализующим общественно полезные инициативы [1].
2. Проведение конкурсов на муниципальный грант для некоммерческих организаций (НКО), которым предоставляется финансовая поддержка для реализации общественно значимых проектов. Екатеринбург, в котором конкурсы на получение муниципального гранта проводятся с 1997 г., стал одним из первых российских городов, где начали проводить муниципальные грантовые конкурсы для общественных организаций.
Динамика объемов средств, выделяемых из бюджета города на проведение конкурса, представлена ниже (рис. 1).
С 2002 г. объем финансирования конкурса на предоставление муниципального гранта увеличился в 4,5 раза и в 2007 г. достиг 3,2 млн р., в том числе 1,1 млн р. - для органов территориального самоуправления.
По данным Комитета по связям с общественными организациями и молодежной политики Администрации города Екатеринбурга, в ходе реализации проектов общественными организациями были оказаны различные социальные услуги более 84 тысячами горожан разного возраста.
___ ШНКО
— □ тос ---1
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Рис. 1. Финансирование конкурсов на получение муниципального гранта для НКО и органов ТОС в 2002-2007 гг.1
Итогом проведения конкурсов на предоставление муниципального гранта также стало привлечение дополнительных ресурсов для решения социальных проблем города. В 2007 г. из бюджета города на проведение конкурса было выделено 3 200 тыс. р., дополнительно привлечено 5 720,0 тыс. р. (по данным Комитета по связям с общественными организациями и молодежной политики Администрации города Екатеринбурга), т. е. на один бюджетный рубль было привлечено 1,8 внебюджетных. Эти цифры свидетельствуют о значительной выгоде, которую приносит городу модель муниципального социального гранта.
В Екатеринбурге приоритетными направлениями финансирования конкурсов на муниципальный грант за последние несколько лет стали: поддержка инвалидов, профилактика зависимостей и пропаганда здорового образа жизни, экологическое воспитание и просвещение населения, развитие семейных форм воспитания, вопросы опеки и попечительства, социальная помощь и поддержка ветеранов войн и тружеников тыла, поддержка малоимущих и социально незащищенных категорий населения.
Несмотря на ежегодное наращивание объемов финансирования конкурсов на предоставление муниципального гранта, в Екатеринбурге он остается ниже, чем в других крупнейших городах России. Например, в Новосибирске в 2007 г. объем выделенных из бюджета города средств на проведение конкурса составлял 6 млн р. [7], в Челябинске -4 млн р. [8]
3. Деятельность Общественной палаты Екатеринбурга (Положение о Плате было утверждено решением Екатеринбургской городской Думы от 10 октября 2006 г. № 67/29). Фактически Общественная палата начала свою деятельность в 2007 г. В ее функции входит обсуждение широкого круга общественно значимых проблем и внесение предложений по их реализации в органы местного самоуправления. Целями ее деятельности являются: обеспечение взаимодействия между органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, населением; достижение общественного согласия при решении важнейших социальных, экономических и политических вопросов местного значения; поддержка устойчивого социально-экономического развития Екатеринбурга [2].
4. Наличие стратегического проекта «Социальное партнерство. Дом общественных организаций», утвержденного Главой Екатеринбурга 18 мая 2007 г. Цель данного проекта - способствовать решению социальных задач в Екатеринбурге через привлечение дополнительных ресурсов в лице общественности и бизнеса, создание устойчивого, сильного некоммерческого сектора в городе [4].
1 По данным Комитета по связям с общественными организациями и молодежной политики Администрации города Екатеринбурга.
Суть проекта состоит в том, чтобы через сотрудничество органов власти, некоммерческого сектора и бизнеса обеспечить утверждение модели социального партнерства, которая способствовала бы укреплению демократии путем создания более тесных связей между государством и гражданским обществом. Для активизации некоммерческого сектора, который способен решать социальные задачи, в проекте предполагается проведение конкурсов на муниципальный грант и привлечение зарубежных грантовых программ для привлечения бизнеса, предусматривается проведение ярмарок социальных проектов, когда бизнес может реализовать любой понравившийся проект некоммерческого сектора. С целью содействия развитию некоммерческого сектора и оказания организационной и информационной поддержки социальным проектам предполагается также создать проектно-информационный Центр общественных объединений города Екатеринбурга (Дом общественных организаций), задачей которого станет оказание информационно-правовой поддержки общественным объединениям, включая консультации по нормативной базе деятельности общественных организаций, предоставление информации о реализуемых при муниципальной поддержке социальных проектах, оказание помощи при подготовке таких проектов [4].
5. Кроме конкурсов на муниципальный грант, Администрация города Екатеринбурга ежегодно проводит совместные мероприятия с общественными организациями. В 2007 г. было проведено 25 общегородских мероприятий, оказана организационная поддержка в проведении 21 мероприятия общественных объединений и некоммерческих организаций (конференции, форумы, отчетно-выборные собрания и т. п.). Администрация города организует и проводит различные конференции по вопросам межсекторного социального партнерства. Например, была проведена конференция на тему «Социальное партнерство и развитие городского сообщества», в которой приняли участие представители всех секторов города.
Ряд некоммерческих организаций получили от Администрации города поддержку в виде льготной и безвозмездной аренды. Так, сумма выпадающих доходов Муниципального образования «город Екатеринбург» по предоставлению льгот общественным организациям по арендной плате в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, по данным Комитета по связям с общественными организациями и молодежной политики Администрации города Екатеринбурга, в 2007 г. составила 69 млн р.
Как видим, хотя и чрезвычайно сложно, но все же процессы становления общественных организаций, их профессионализации идут в Екатеринбурге достаточно интенсивно, причем благодаря огромным усилиям их лидеров. За столь короткий период сделано немало, но в то же время нельзя сказать, что третий сектор приобрел заметное влияние в Екатеринбурге. Ключевой вопрос - недостаток ресурсов, особенно материальных и финансовых, и в первую очередь - на организацию деятельности центров поддержки некоммерческих организаций, на их повседневную работу, которая трудна и малозаметна в отличие от ярких акций, проектов, фестивалей.
Однако ресурсов и усилий только органов местного самоуправления недостаточно, необходимы дополнительные источники. Поэтому, на наш взгляд, в Екатеринбурге необходимо создать организацию, которая могла бы объединить усилия сообщества и выступить в качестве финансовой сервисной структуры социального партнерства, обеспечивающей его ресурсами в денежной и иных формах. И одним из способов привлечения дополнительных ресурсов в местное сообщество могло бы стать формирование в Екатеринбурге фонда местного сообщества - грантодающей организации, которая поддерживает благотворительную и общественную деятельность на определенной географической территории преимущественно посредством выдачи грантов на конкурсной основе с определенной периодичностью, а также посредством консультирования и оказания иной помощи [3. С. 1-8.]. Свою деятельность Фонд осуществляет путем финансирования реализации социальных, общественно значимых проектов
(поддержка пожилых людей, инвалидов, детей и молодежи и др.). На данный момент в России действуют 25 подобных фондов, из них 5 в крупнейших городах. Опыт развития Фондов местных сообществ в России показал, что в муниципальных образованиях, где они осуществляют свою деятельность, более комплексно решаются вопросы благоустройства дворов, обеспечения общественной безопасности, интереснее и полнее становится культурно-массовая жизнь городов, больше внимания уделяется организации досуга детей и молодежи, а также поддержке одиноких пенсионеров, инвалидов. Результатом внедрения данного механизма может явиться принципиально новая модель социального партнерства. Ее ключевыми элементами станут Фонд местного сообщества, который будет осуществлять финансирование проектов и инициатив местных некоммерческих организаций в виде грантов, а также проводить мониторинг социальной ситуации, и Проектно-информационный центр общественных организаций (планируется открыть в текущем году), осуществляющий информационную, консультационную, образовательную поддержку социальных проектов некоммерческих организаций (рис. 2).
Проектноинформационный центр общественных организаций города Екатеринбурга
у
Задачи:
услуги библиотеки; информационносправочные услуги; консультации по вопросам подготовки и реализации проектов; образовательные услуги (проведение семинаров для НКО и др.)
Учредители, попечители, доноры
Фонд местного сообщества Екатеринбурга
Ежегодный грантовый фонд
Капитал
Именные фонды
Именные проекты
Конкурс проектов
Контроль за реализацией проекта
Грантополучатели
Б
й
Я
й
Е-
и
(и
РС
к
5
Совместное решение конкретных вопросов местного значения органами местного самоуправления и общественностью города
Рис. 2. Предлагаемая структура социального партнерства в Екатеринбурге
По нашему мнению, деятельность Фонда местного сообщества в Екатеринбурге может способствовать повышению уровня гражданской активности общественных объединений и жителей города в целом, увеличению объемов и росту качества предоставляемых населению социальных услуг, качества обратной связи между жителями города и муниципальными органами власти, обеспечению прозрачности и объективности взаимоотношений городской Администрации с общественными объединениями, в том числе в части финансирования совместных социальных проектов.
Можно сделать вывод: возможности местного самоуправления при решении проблем социальной сферы и компенсировании так называемых «изъянов рынка» могут быть значительно расширены с помощью механизмов социального партнерства власти и некоммерческого сектора. Но для того чтобы эти механизмы заработали и способствовали решению проблем, вызывающих наибольшее социальное недовольство на местном уровне, необходимы финансовые рычаги, которые стимулировали бы некоммерческий сектор прикладывать реальные усилия, а также софинансировать осуществление практических мер по повышению благосостояния.
Литература
1. Решение Екатеринбургской городской Думы от 8 февраля 2000 г. № 82/2 «Об утверждении Положения «О поддержке общественно полезных инициатив в городе Екатеринбурге» // Правовая система «Гарант».
2. Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 октября 2006 г. № 67/29 «Об утверждении Положения об Общественной палате муниципального образования „город Екатеринбург*'» // Правовая система «Гарант».
3. Развитие механизмов социального партнерства // Окно в НКО. 2003. № 20.
4. Стратегический проект Администрации города Екатеринбурга «Социальное партнерство. Дом Общественных организаций». Екатеринбург, 2007.
5. Эффективная благотворительность для развития города. М. : Фонд «Институт социальной и гендерной политики», 2006.
6. Якимец, В. Н. Межсекторное социальное партнерство: возможности и ограничения / В. Н. Якимец. М. : РОО «Кенан», 2001.
7. Официальный сайт Администрации г. Новосибирска - www.novo-sibirsk.ru.
8. Официальный сайт Администрации г. Челябинска - www.cheladmin.ru.