Научная статья на тему 'Формирование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере Евразийского экономического Союза'

Формирование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INNOVATIVE DEVELOPMENT / THE FI ELD OF INNOVATION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшева Галина Артемовна

В статье обоснована актуальность совершенствования финан- сирования научно-технологического развития государств-членов ЕврАзЭС на основе анализа инновационной активности и механизмов финансиро- вания инноваций в Беларуси. Разработаны теоретико-методологические основы государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной сфере, включая значение ГЧП для экономического развития, понятие ГЧП в инновационной сфере, его специфические признаки, типы и модели ГЧП в инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере Евразийского экономического Союза»

Г.А. Яшева

Формирование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере Евразийского экономического союза

The creation of public-private partnerships in innovation of the Eurasian Economic Union

Аннотация: В статье обоснована актуальность совершенствования финансирования научно-технологического развития государств-членов ЕврАзЭС на основе анализа инновационной активности и механизмов финансирования инноваций в Беларуси. Разработаны теоретико-методологические основы государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной сфере, включая значение ГЧП для экономического развития, понятие ГЧП в инновационной сфере, его специфические признаки, типы и модели ГЧП в инновационной сфере.

Summary: The author grounded topicality of improving the financing of scientific and technological development of EurAsEC Member States based on the analysis of innovation and innovative financing mechanisms in Belarus. The author has developed the theoretical and methodological framework of public-private partnership (PPP) in the sphere of innovations, including the meaning of PPP for the economic development, the concept of PPP in the innovation sector, its specific characteristics, the type and the PPP model in innovation. Ключевые слова: государственно-частное партнерство; инновационное развитие; инновационная сфера; конкурентоспособность. Keywords: Public-private partnership; innovative development; the field of innovation; competitiveness.

Яшева Галина Артемовна

Витебск,

Республика Беларусь Заведующая кафедрой экономической теории и маркетинга Витебского государственного технологического университета, доктор экономических наук Gala-ya@list.ru

Yasheva Galina Artemovna

Vitebsk,

the Republic of Belarus Head of the department of economics and marketing of Vitebsk State Technological University, Cand. of Ec. Sc. Gala-ya@list.ru

Республика Беларусь является активным участником интеграционных процессов, происходящих на территории государств - участников Содружества Независимых Государств. Уже почти 15 лет успешно осуществляются целый ряд социальных и экономических проектов в рамках Союзного государства Россия-Беларусь. Успешно реализуется система Евразийского экономического сообщества. Создана система единого таможенного пространства Республики Казахстана, Российской Федерации и Республики Беларусь.

Экономическая интеграция дает для стран ряд преимуществ, это:

- увеличение размеров рынка - проявление эффекта масштаба производства;

- содействие повышению международной конкурентоспособности:

- обеспечение лучших условий торговли;

- расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

- распространение новейших технологий, активизация инновационной деятельности.

Главными задачами межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ, ЕврАзЭС и Единого экономического пространства являются развитие научно-технологического потенциала, создание межгосударственного пространства, объединяющего возможности национальных инновационных систем, развитие межгосударственной кооперации в инновационной сфере. Эти задачи актуальны и для Республики Беларусь, как члена этих сообществ.

Анализ инновационной активности и механизмов финансирования инноваций в Беларуси

Такой анализ проводился автором по статистической базе Национального статистического комитета Республики Беларусь. На основе анализа были получены следующие результаты.

В Беларуси в 2011 г. число инновационно-активных организаций промышленности составило 443 единицы, или 22,7% от общего количества организаций промышленности [1, с.77]. Для сравнения — в США средний показатель инновационной активности - около 30%, по странам ЕС его доля колеблется от 22% (Польша) до 71,8% (Германия). Удельный вес организаций, осуществляющих инновации в общем числе организаций сферы услуг в Беларуси в 2011 г., составил - 12,1 %, тогда как в Австрии - 86,4%, Мальте - 80%, Эстонии - 86 % [1, с. 148].

Результативность инновационной деятельности предопределяет финансирование, в первую очередь - финансирование научных исследований и разработок. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки представлена на рисунке 1.

Отношение внутренних затрат на научные исследования и разработки к валовому внутреннему продукту (ВВП) называют нау-

1.2-1

0,40,20,0 -

2005 2007 2008 2009 2010 2011

Рисунок 1. Внутренние затраты на научные исследования и разработки (в процентах к валовому

внутреннему продукту). Источник [1, с. 63].

коемкостью ВВП. Для обеспечения экономической безопасности страны этот показатель должен быть более 2,0%. Наукоемкость ВВП Беларуси в 2011 году составила 0,76%. Положительным является ее рост, однако этот показатель значительно отстает от развитых зарубежных стран. Так в Европейском союзе наукоемкость составила: в Швеции - 3,62% , Финляндии - 3,96%, Швейцарии - 2,82%, Дании - 3,02 %, Австрии - 2,75 %, Германии -2,82 %, Франции - 2,21 % [1, с. 139]. В государствах СНГ показатель также выше, чем в Беларуси: в России - 1,25 %, Украине - 0,9% [1, с. 139]. Примечательным становится тот факт, что в последние годы наметился сдвиг в сторону серьезного увеличения финансирования научно-исследовательских работ коммерческими организациями, они сейчас занимают первое место в структуре финансирования. Хотя ранее государственный сектор ненамного отставал от коммерческого, сейчас же это отставание составляет более чем в два раза. В 2011 г. доля государственных расходов на НИОКР в ВВП составила 0,23%, а доля коммерческих расходов на НИОКР - 0,53% [1, с. 15]. По сравнению с развитыми зарубежными странами доля государственных расходов на НИОКР в Беларуси очень незначительна. Так, в Дании этот показатель составляет 0,99%, Германии 0,9%, Исландии - 1,14%, Финляндии - 1,1% [1, с. 149-151]. Выше также и доля коммерческих расходов на НИОКР в зарубежных странах: в Великобритании - 1,16%, Дании - 2,02%, Германии - 1,92% [1, с. 152].

По данным Национального статисти-

ческого комитета Республики Беларусь, на сегодняшний день структура затрат на технологические инновации белорусских предприятий состоит: 65,6% — приобретение машин и оборудования, 25,4% - проведение исследований и разработок новых продуктов, услуг и методов их производства и 0,1% — приобретение новых и высоких технологий, что крайне недостаточно для активизации инновационного развития промышленных предприятий [2, с. 270].

Анализ финансирования затрат на технологические инновации показал, что в 2011 г. объем финансирования составил 8763697 млн руб. и возрос по сравнению с прошлым годом в 3 раза. Доля собственных средств в объеме финансирования составила в 2011 г. 60,5%, что на 21,6% больше, чем в 2010 г. Соответственно уменьшилась доля кредитов и займов с 36,9% в 2010 г. до 30,3% в 2011 г. [1, с. 104]. Это является положительным в инновационной и инвестиционной деятельности предприятий.

Уровень финансового обеспечения инновационного развития Республики Беларусь не является единственным критерием эффективности инновационного процесса. Важен результат рационального использования финансовых средств, прежде всего патенты на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, а также создание передовых производственных технологий. В Беларуси в 2011 г. всего 11 организаций приобрели 15 новых технологий и 3 высоких технологий, было передано 5 новых и 9 высоких технологий [1, с. 130]. Анализ патентной деятельности в динамике в Беларуси свидетельствуют о том, что наблюдается положительная динамика выданных и действующих патентов, что свидетельствует о наличии интеллектуального потенциала. Однако он слабо реализуется, поскольку в Беларуси наблюдается низкая доля инновационной продукции.

Важнейшим показателем, отражающим восприимчивость реального сектора экономики к инновационным изменениям, явля-

ется доля новой продукции в общем объеме производства. Этот показатель в Беларуси в 2011 г. составил 14,4% [1, с. 14]. По сравнению с более развитыми странами доля новой продукции имеет низкое значение. Так, в Германии доля отгруженных новых для рынка и новых для фирмы инноваций в общем объеме отгруженной продукции - 17,38%, Швейцарии - 24,9%, Финляндии - 15,6% [9, с. 155-156]. Однако доля новой продукции для мирового рынка в Беларуси очень незначительна — 1,1% [1, с. 14]. Доля экспорта средне- и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта продукции в 2011 г. в Беларуси составила 36,95% [1, с. 155], в то время как в развитых странах этот показатель значительно выше: в Германии - 62,13%, Великобритании - 51,85%, Финляндии - 52,31%, Швейцарии - 64,43% [1, с. 155-156]. Это свидетельствует о низкой результативности инновационной деятельности в Республике Беларусь.

На основе экспертного метода, проводимого Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (в опросе участвовали 12479 руководителей промышленных предприятий), проведен анализ факторов, сдерживающих инновационное развитие. Среди экономических факторов, сдерживающих развитие инновационной деятельности, руководители белорусских предприятий выделяют следующие (из выбора факторов как основных или решающих) [1, с. 135]:

- недостаток собственных денежных средств (833 ответ);

- высокую стоимость нововведений (468 ответов);

- недостаток поддержки со стороны государства (215 ответов).

Анализ показал, что партнерские отношения в инновационной сфере Беларуси не развиты. Так, в 2010 г. всего 86 организаций Беларуси участвовали в совместных проектах по осуществлению инновационной деятельности, количество совместных проектов по инновационной деятельности, в которых участвовали организации, составило 246 ед.

По отношению к числу обследуемых организаций (12 479) — 1,9% предприятий сотрудничали с одним партнером [2 , с. 64]. Для сравнения: в Австрии 61 % инновационно-активных фирм сотрудничали с одним или более партнерами, Испании — 83% фирм, Дании — 97% [4, с. 9]. В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы. В Беларуси:

1. Финансирование научно-исследовательских работ не отвечает потребностям международной конкуренции, науко-емкость имеет очень низкий уровень.

2. Низкая результативность инновационной деятельности, о чем свидетельствует невысокое значение доли новой продукции в общем объеме производства.

3. Среди факторов, сдерживающих инновационное развитие, определены: недостаток собственных денежных средств; недостаток возможностей для кооперирования с другими организациями; недостаток информации о рынках сбыта и др.

4. Слабая коммерциализация научных разработок, в том числе и на мировом рынке.

5. Неразвитость инновационной инфраструктуры.

6. Партнерские отношения в инновационной сфере не развиты.

Таким образом, анализ показал несовершенство инновационной системы в Республике Беларусь, что подтверждает актуальность формирования механизма активизации инноваций посредством развития отношений государственно-частного партнерства. В настоящее время в Беларуси приняты ряд шагов, направленных на стимулирование развития форм ГЧП. В частности, создаются особые экономические зоны, технопарки, центры трансферта технологий, венчурный фонд. Вместе с тем, страна еще значительно отстает в развитии законодательных, организационно-экономических и финансовых механизмов реализации ГЧП в инновационной сфере. Инновационные проекты имеют свои специфические особенности: долгосрочность, низкая доходность, повы-

шенный риск инвестиций, вследствие чего они ограничены в поступлении частного капитала. Решение этих проблем видится, прежде всего, в обеспечении консолидации усилий государств - членов ЕврАзЭС и частного бизнеса Евразийского сообщества на базе создания инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП) и формирования финансовых институтов развития, способных выступить в роли катализатора процессов финансирования приоритетных высокотехнологичных секторов экономики.

По данным Going Global The world of public private partnerships, лидерами по развитию таких партнерств в мире считаются Великобритания, Австралия и скандинавские страны [3]. Во многих странах ОЭСР на проекты государственно-частного партнерства приходится все возрастающая доля государственных бюджетов на науку и технологии. Для ЕврАзЭС использование механизмов ГЧП в целях инновационного развития и повышения международной конкурентоспособности стран-членов является актуальным.

Поставленные на межгосударственном уровне задачи инновационного развития стран СНГ, ЕврАзЭС актуализируют разработку методологии государственно-частного партнерства в инновационной сфере.

Теоретико-методологические основы ГЧП в инновационной сфере

ГЧП в инновационной сфере - это совокупность организационно-правовых отношений и действий государства и частного бизнеса, направленных на достижение целей инновационного развития на макро-, региональном и микроуровне посредством реализации проектов и программ в инновационной сфере. Государственно-частное партнерство (ГЧП) является эффективным методом экономического стимулирования инновационной деятельности, обеспечивающее взаимодействие государства и частного предпринимательства по всему инновационному циклу: от проведения научных исследований, ком-

мерциализации научно-технических разработок и технологий до производства и реализации наукоемкой высокотехнологичной продукции.

Признаки государственно-частного партнерства:

1) Стороны партнерства представлены государственным и частным секторами экономики.

2) Взаимоотношения сторон зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах, соглашениях о партнерстве и др.).

3) Взаимоотношения сторон носят партнерский, т.е. равноправный характер.

4) Стороны имеют общие цели и четко определенный государственный интерес.

5) Реализация партнерских отношений происходит в условиях конкурентной среды (что предполагает конкурс среди субъектов бизнеса, претендующих на государственную поддержку).

6) Четкое определение целей и ролей, разделение полномочий и ответственности, подконтрольность, стратегическое управление.

7) Стороны объединяют свои вклады для достижения общих целей.

8) Стороны распределяют между собой расходы и риски, участвуют в использовании полученных результатов.

В инновационной сфере типология государственно-частного партнерства имеет некоторую специфику, а именно:

Тип (вид) ГЧП в инновационной сфере -это совокупность организационно-правовых отношений и действий государства и частного бизнеса, направленных на достижение общих целей инновационной политики Республики Беларусь, являющихся основополагающими для построения инновационной экономики в стране. Например, типы ГЧП в инновационной сфере формируются по стадиям инновационного цикла и включают: партнерство в образовании, сотрудничество в научных исследованиях и разработках, в инвестиционной деятельности, в трансфере технологий, в производстве инновационной продукции.

Модель ГЧП в инновационной сфере -конкретный проект ГЧП, возникший в результате законной и прозрачной процедуры отбора соответствующих участников ГЧП со стороны частного бизнеса для решения конкретных проблем в инновационной сфере и направленный на решение частных задач инновационной политики Республики Беларусь.

В рамках каждого типа можно выделить несколько моделей, например тип ГЧП — сотрудничество в трансфере технологий может включать следующие модели (проекты): проект создания инновационно-технологического центра, проект создания регионального венчурного фонда с государственным участием.

Знания являются источником инноваций как в самом продукте, так и в технологии производства, управлении, методах сбыта, рекламы и др. Партнерство в образовании реализуется в таких моделях: участие государственных региональных органов в разработке образовательных программ в местных университетах; организация обучающих семинаров, конференций по вопросам менеджмента, маркетинга, права, логистики, бизнес-планирования для субъектов бизнеса конкретного региона.

Моделями сотрудничества в научных исследованиях и разработках являются: совместное (инженеры государственных исследовательских организаций и предпринимательских структур) выполнение исследовательских работ; совместное конструирование и разработка высокотехнологичных товаров, а также совершенствование дизайна продукта; совершенствование методов производства; размещение и реализация госзаказа на научно-техническую и инновационную продукцию; передача научных разработок, полученных в государственных исследовательских организациях, частному бизнесу; совместное исследование и кооперация в сфере разработки и производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.

Сотрудничество в инвестиционной дея-

тельности состоит в совместном финансировании инновационных проектов субъектами бизнеса и органами государственного и регионального управления, привлечение региональными органами управления иностранного капитала для создания предприятий с иностранными инвестициями.

Сотрудничество в трансфере технологий реализуется в моделях ГЧП: создание субъектов инновационной инфраструктуры (венчурных фондов, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, стартап-школ, свободных экономических зон, технопарков и др.).

Сотрудничество в производстве инновационной продукции может происходить с использованием следующих моделей: создание совместных предприятий и франчайзинго-вых организаций; размещение государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию для государственных нужд; софинансирование инновационных проектов; развитие стратегического сотрудничества между исследовательскими и промышленными организациями различных форм собственности по реализации важнейших инновационных проектов государственного значения.

Механизмы формирования и функционирования ГЧП в инновационной сфере стран - членов ЕврАзЭС

Механизм государственно-частного партнерства в сфере научно-технологического и промышленного развития стран - членов ЕврАзЭС направлен на улучшение взаимодействия и развитие кооперации между государственными и муниципальными органами государств ЕврАзЭС, хозяйствующими субъектами - организациями науки, образования, реального сектора экономики, социальной сферы, организациями и объединениями гражданского общества по наиболее перспективным направлениям исследований и разработок, связанным технологически и/или имеющим единую область применения результатов и/или имеющих единое

функциональное назначение. На основе имеющихся методологических подходов управления отношениями ГЧП, с учетом зарубежного опыта и целей экономической интеграции ЕврАзЭС предлагаются следующие этапы формирования и функционирования механизма ГЧП в инновационной сфере государств Евразийского пространства.

Первый этап — обоснование механизма ГЧП ЕврАзЭС.

Мероприятия первого этапа:

1. Прогноз на основе методологии форсайта долгосрочных приоритетов, определение стратегических целей развития и путей технологической модернизации.

2. Разработка дорожной карты научно-технологического развития выбранных технологических направлений (достижения стратегических целей) на пространстве ЕврАзЭС и программы исследований, позволяющих достичь поставленных целей.

Организуется в форме общественного обсуждения с привлечением наиболее квалифицированных экспертов в области научно-технологического и экономического развития - представителей бизнеса, науки и ведущих производственных предприятий.

Второй тап - реализация механизма ГЧП ЕврАзЭС.

Мероприятия второго этапа:

1. Реализация программы исследований. На данном этапе решаются задачи определения возможных схем формирования ресурсов, обеспечения взаимодействия органов власти и организаций - участников ГЧП, координации функционирования различных партнерств, мониторинга реализации программы исследований и разработок и, при необходимости, корректировки программы.

2. Выработка рекомендаций по совершенствованию мер стимулирования кооперации в области научно-технологического и промышленного развития.

Элементом деятельности ГЧП ЕврАзЭС станет выработка на регулярной основе рекомендаций руководящим органам ЕврАзЭС

и органам власти государств - участников евразийского пространства по совершенствованию государственной политики и реализации адресных мер и инструментов, направленных на поддержку и стимулирование кооперации научных организаций, производственных предприятий и потребителей в области научно-технологического и промышленного развития по направлениям функционирования технологической платформы на пространстве ЕврАзЭС.

3. Организационное сопровождение функционирования механизма ГЧП в инновационной сфере.

Для определения наиболее перспективных направлений создания механизма ГЧП ЕврАзЭС, оценки и отбора предложений по созданию ГЧП в Евразийском экономическом сообществе, общего надзора за созданием и функционированием технологических платформ на евразийском пространстве осуществляется деятельность по координации, созданию и развитию механизмов ГЧП.

Функции по оценке и отбору проектов ГЧП для включения в Программу инновационного развития ЕврАзЭС должны возлагаться на Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. Такой совет уже создан в рамках содружества СНГ.

Для этих целей к работе Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах могут привлекаться руководители крупнейших производственных предприятий и научных организаций государств - участников СНГ, ведущие ученые и другие эксперты, обладающие наибольшим авторитетом в областях, связанных с основными направлениями долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере, представители органов власти государств -участников СНГ.

Каждый проект ГЧП ЕврАзЭС обладает собственной организационной структурой и формируется предпочтительно в форме не-

коммерческого партнерства, не требующего бюджетных затрат на решение задач управления деятельностью ТП.

В целях обеспечения формирования и функционирования механизма ГЧП ЕврАзЭС рекомендуется создавать: руководящий комитет -для осуществления общего руководства и надзора за формированием и функционированием механизма ГЧП; научно-координационный совет - для реализации мероприятий по формированию и функционированию механизма ГЧП (в том числе, для разработки основных документов - дорожной карты и программы исследований и разработок).

В состав руководящего комитета входят руководители заинтересованных органов власти государств - участников ЕврАзЭС, государственных академий наук государств -участников ЕврАзЭС, государственных корпораций, компаний и промышленных предприятий - участников ГЧП, институтов развития, научных организаций и вузов государств - участников ЕврАзЭС.

В состав научно-координационного совета входят специалисты и эксперты заинтересованных органов власти государств -членов ЕврАзЭС, государственных академий наук, государственных корпораций, компаний и промышленных предприятий - участников ГЧП, институтов развития, научных организаций и вузов, представителей крупных частных корпораций, общественных организаций, а также ведущих ученых и экспертов государств - участников ЕврАзЭС по направлениям исследований и разработок технологической платформы.

Механизм ГЧП ЕврАзЭС формируется на базе одного или нескольких совместных инновационных проектов, связанных технологически и/или имеющих единую область применения результатов, и/или имеющих единое функциональное назначение.

Из средств Программы инновационного развития ЕврАзЭС может осуществляться софинансирование деятельности механизма ГЧП ЕврАзЭС - во-первых, в порядке поддержки реализации совместных инноваци-

онных проектов, реализуемых в рамках ГЧП ЕврАзЭС, а во-вторых, отдельно в порядке финансирования или софинансирования реализации программы исследований и разработок ГЧП ЕврАзЭС.

Выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, механизмы ГЧП ЕврАзЭС дадут для экономик государств-членов сообщества следующие результаты:

- функционирование некоммерческих партнерств компаний, научных центров, высших учебных заведений различных форм собственности, осуществляющих НИОКР по приоритетным направлениям развития науки и техники;

- оптимизация затрат национальных бюджетов, направляемых на финансирование

НИОКР на основе национальных целевых программ;

- создание продуктов интеллектуальной деятельности, востребованных на мировых рынках наукоемкой продукции и обеспечивающих перевод экономики на инновационный путь развития.

Использованная литература:

1. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь. Статистический сборник. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL:http:// www. belstat.gov.by.

2. Промышленность Республики Беларусь. Статистический сборник. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2012. - URL:http://www. belstat.gov.by.

3. Going global. The world of public private partnerships. — URL:http://www.cbi.org.uk/pdf/goingglobal0707.pdf.

4. Innovation statistics. — URL:http://epp.eurostat. ec.europa.eu/.

Лидерами по развитию таких механизмов государственно-частного партнерства в мире считаются Великобритания, Австралия и скандинавские страны. Во многих странах на проекты государственно-частного партнерства приходится все возрастающая доля государственных бюджетов на науку и технологии. Для ЕврАзЭС использование механизмов ГЧП в целях инновационного развития и повышения международной конкурентоспособности стран-членов является актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.