СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
© Усик М.Ю.*
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Республика Беларусь, г. Минск
В последнее время в Республике Беларусь придается большое значение формированию института «государственно-частного партнерства» (ГЧП), становление и развитие которого определяется несколькими базовыми факторами, обусловившими усиление роли партнерских форм хозяйствования в экономике на современном этапе. И основным, на мой взгляд, фактором является именно законодательное регулирование данного вопроса.
Ключевые слова ГЧП (государственно-частное партнерство), инновационная деятельность (сфера), законодательная база.
Анализ законодательной базы, прямо или косвенно регулирующей развитие государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сфере, позволяет выявить ряд недостатков его нормативного правового обеспечения, препятствующих оптимизации необходимых условий эффективного использования этого механизма в Республике Беларусь.
Среди основных недостатков законодательной базы ГЧП (и планируемого законопроекта о государственно-частном партнерстве) следует отметить отсутствие следующих правовых норм:
- формально закрепляющих понятие сущности ГЧП в научно-технической и инновационной сфере;
- определяющих условия создания государственно-частных парт-нерств в научно-технической и инновационной сфере и правовой статус партнеров;
- четко распределяющих ответственность между партнерами;
- определяющих наиболее эффективные для научно-технической и инновационной сферы формы участия частного предпринимательского сектора в совместной с государством разработке инновационных проектов, а также порядок и условия их совместного финансирования, в том числе предоставляемого в форме кредитов;
- устанавливающих методы оценки и распределения между партнерами областей коммерческого риска;
* Студент.
- устанавливающих правила и процедуры в области государственных заказов и закупок продукции (работ, услуг) для разработки и реализации инновационных проектов на базе ГЧП;
- жестко регламентирующих и устраняющих нечеткость рамочных условий партнерства и взаимодействия его участников при разработке и реализации ВИП;
- снимающих институциональные барьеры, а также ограничения, накладываемые международными обязательствами, препятствующими участию государственных научных учреждений в ГЧП, а также частному инвестированию ранних стадий инновационного процесса при разработке инновационных проектов;
- содержащих необходимые правовые нормы для решения вопросов распределения и распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), полученные в ходе выполнения инновационных проектов на условиях ГЧП;
- содержащих эффективный механизм передачи технологий в промышленный сектор;
- регламентирующих порядок привлечения иностранных инвесторов для участия в инновационных проектах на базе ГЧП;
- содержащих специальные налоговые льготы для:
• активизации привлечения частных инвесторов и стимулирования участников ГЧП в инновационной сфере;
• организаций, включившихся в инновационную деятельность и реализующих объекты интеллектуальной собственности гражданского назначения на внутреннем и внешнем рынках;
• предприятий реального сектора экономики, являющихся участниками ГЧП и использующих в производстве объекты интеллектуальной собственности и результаты научно-технической деятельности, разработанные на стадии ИиР важнейших инновационных проектов государственного значения;
• повышения заинтересованности отечественных потребителей в приобретении белорусской наукоемкой продукции вместо импортируемой из-за рубежа продукции аналогичного назначения, но зачастую худшего качества или старого поколения.
Причиной многих из указанных выше недостатков является отсутствие в белорусском законодательстве базовых законов, регулирующих отношения в сфере инновационной деятельности, аналогичных тем, которые формируют и обеспечивают деятельность инновационной системы в экономически развитых государствах, например, в США, странах Европы и Азии, в том числе в Республике Казахстан, ЕврАзЭС.
Принятые законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие условия вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-техниче-
ской деятельности, интеллектуальной собственности, имеют существенные пробелы:
- не обеспечены нормативно-правовые условия использования интеллектуальной собственности и результатов научной деятельности, полученных за счет средств государственного бюджета, что тормозит процессы коммерциализации результатов научных исследований;
- не сформирована благоприятная среда для стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности, коммерциализации инноваций, развития инновационно-инвестиционного и малого предпринимательства;
- не обеспечены необходимые условия для развития венчурного инвестирования и рискового предпринимательства;
- отсутствуют необходимые меры налогового стимулирования, антимонопольного, таможенного, финансового контроля и технического регулирования инновационно-инвестиционной деятельности;
- требует совершенствования нормативно-правовая база, регулирующая договорные отношения по регулированию деятельности на рынке научно-технической продукции (услуг), в том числе для государственных нужд, условия заключения лицензионных договоров, договоров на проведение совместных исследований и разработок (научно-техническое сотрудничество, научно-производственная кооперация);
- отсутствует адекватная времени система бухгалтерского учена объектов интеллектуальной собственности, статистической отчетности в области инновационно-инвестиционной деятельности.
Все это требует дальнейшего совершенствования системы правовых актов, регулирующих использование научно-технической информации, включая защиту авторского права на неопубликованные научно-исследовательские результаты (научно-исследовательские отчеты, научно-техническая документация) и др.
Указанные недостатки законодательства носят системный характер и требуют принятия либо новых нормативных правовых актов, либо внесения дополнений и изменений в уже действующие.
Отсутствие необходимых нормативных правовых актов, определяющих формы и условия создания государственно-частных партнерств в сфере научно-технической и инновационной деятельности, препятствует возможности использования механизма ГЧП в реализации государственной инновационной политики.
Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы Республики Беларусь
Для создания нормативно-правового обеспечения механизма государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах
необходимо:
- разработать законодательство, регулирующие отношения в сфере инновационной деятельности:
- снять институциональные ограничения, препятствующие участию в совместной деятельности в рамках ГЧП государственных учреждений, предприятий и организаций;
- внести поправки в Бюджетный кодекс Республики Беларусь, касающиеся механизма софинансирования, используемого при разработке важнейших инновационных проектов государственного значения в составе ФЦП;
- внести необходимые поправки в Налоговый кодекс Республики Беларусь, касающиеся представления налоговых льгот для участников ГЧП;
- усовершенствовать систему распределения прибыли, получаемой после реализации инновационных проектов государственного значения, между его участниками;
- упорядочить правоотношения, возникающих между участниками ГЧП, по поводу владения и распоряжения правами на переданную и (или) полученную в ходе ГЧП интеллектуальную собственность (единые технологии, патенты на изобретения, ноу-хау, и др.), а также распределения средств от продажи лицензий и выплаты вознаграждения (роялти) разработчикам;
- обеспечить возможность участия малого и среднего предпринимательства в ГЧП.
Для обеспечения законодательной базы, регулирующей отношения совместной деятельности в сфере исследований, разработок и производства инновационной деятельности, в том числе в рамках ГЧП рекомендуется принять отдельный закон «О совместных исследованиях и партнерстве в сфере разработки и освоения производства наукоемкой инновационной продукции».
В предлагаемый закон рекомендуется включить следующее:
- определение государственно-частного партнерства в сфере научно-технической и инновационной деятельности;
- порядок и условия формирования и реализации ГЧП, обеспечивающих реализацию целевых программ и инновационных проектов государственного значения;
- порядок привлечения бюджетных и внебюджетных средств для финансирования ГЧП и реализации инновационных проектов государственного значения;
- условия создания, регистрации и прекращения деятельности совместных исследовательских центров, центров коллективного пользования, объединенных исследовательских венчурных компаний (инновационных предприятий), консорциумов, инновационных технологических комплексов (групп, альянсов, кластеров) и других
форм кооперации (партнерств) в сфере научных исследований, разработок и освоения производства наукоемкой высокотехнологичной продукции;
- отношения в области закрепления прав на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в совместном ведении участников партнерства, условия передачи и использования результатов научно-технической деятельности, полученные за счет или с привлечением бюджетных средств;
- отношения в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности, связанные с использованием результатов научно-технической деятельности;
- отношения, связанные с импортом и экспортом технологий;
- порядок разрешения споров участников партнерства и кооперации при выполнении договорных обязательств.
Принимая во внимание, что правовую основу государственно-частного партнерства составляют договорные отношения, заключаемые участниками партнерства в рамках осуществления совместной деятельности, должны быть определены формы договорных отношений в сфере кооперации исследований и разработок, формы и прядок заключения договоров (соглашений) участников государственно-частного партнерства с органами исполнительной государственной власти о предоставлении полномочий и преференций, необходимых для выполнения его функций, в том числе при организации и управлении реализацией инновационных проектов государственного значения.