Научная статья на тему 'Формирование механизмов финансирования современных спортивных мероприятий'

Формирование механизмов финансирования современных спортивных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
427
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SPORTING EVENTS / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таишева Гузель Равгатовна, Бесов Артем Андреевич

Статья посвящена вопросам регулирования и формирования механизмов финансирования спортивных мероприятий. Особое внимание уделяется ретроспективному подходу к финансированию спортивных мероприятий и анализу статей расходов на проведение мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of financial mechanisms of modern sport events

Article is devoted to questions of regulation and formation of funding mechanisms for sporting events. Special attention is paid to retrospective approach to financing of sporting events and the analysis of items of expenditure on carrying out actions.

Текст научной работы на тему «Формирование механизмов финансирования современных спортивных мероприятий»

Г.Р. Таишева, А.А. Бесов

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Статья посвящена вопросам регулирования и формирования механизмов финансирования спортивных мероприятий. Особое внимание уделяется ретроспективному подходу к финансированию спортивных мероприятий и анализу статей расходов на проведение мероприятий.

Ключевые слова: спортивные мероприятия, финансирование, регулирование.

Организационная структура управления спортивными мероприятиями еще значительно наследует черты советской системы. Ее можно отнести к централизованному, традиционно ведомственному типу с малой степенью координации межведомственных взаимодействий. Несогласованность работы ведомств, по сути, задается нормативно-правовыми документами, регулирующими их деятельность. Сравнительно недавно начались изменения, направленные на придание ей большей гибкости и формирование структур, позволяющих включить в процесс разработки стратегического видения не только представителей органов исполнительной власти, но и других участников спортивного сообщества1.

Анализ действующей в настоящее время системы управления спортивными мероприятиями, нормативно-правовой среды и стратегических документов, определяющих цели и механизмы государственного управления, позволяет выделить основные параметры этой системы на федеральном уровне (табл. 1).

Государство участвует в регулировании спортивных мероприятий разного уровня: международных, всероссийских, мероприятий уровня субъектов, мероприятия муниципального уровня, а также уровня муниципальных образований, физкультурно-спортивных объединений.

© Таишева Г.Р., Бесов А.А., 2013

Таблица 1

Основные характеристики государственного регулирования спортивных мероприятий в РФ2

Параметры Характеристика

Стратегическое планирование Принятие решений Реализация функций регулирования Механизмы обратной связи Прозрачность решений Механизмы координации Планирование осуществляется на основе программ развития сферы физической культуры и спорта Централизованная и закрытая система выработки политики Ведомственный принцип Фактически отсутствует система мониторинга и оценки реализации политики. Осуществляется контроль целевого использования бюджетных средств Недостаточная открытость и прозрачность деятельности органов управления на всех уровнях управления В сфере существуют консультативный орган, однако его влияние на процесс принятия решений несущественно

Под функциями спортивного мероприятия понимаются объективно присущие ему свойства, способствующие удовлетворению определенных потребностей личности в зрелищных физкультур-но-спортивных услугах. Выделяют такие функции, как определение иерархии мест участников, спортивно-зрелищная, нравственно-регулятивная, гедонистическая, рекреативная3.

Определение иерархии мест участников. Эта внутриспортивная специфическая функция реализуется путем определения полной иерархии мест, когда каждый участник соревнования оценивается относительно всех других участников и получает свое личное ранговое место; определения только победителя соревнования, т. е. выделения только сильнейшего из соревнующихся спортсменов; фиксации спортивного результата - рекорда, превосходящего все предшествующие ему в данном виде спорта.

В числе внешних по отношению к мероприятиям следует отметить спортивно-зрелищную, нравственно-регулятивную, гедонистическую и рекреативную функции.

Спортивно-зрелищная функция. Проявляется в удовлетворении спортивно-познавательных зрелищных потребностей различных групп болельщиков, приходящих на спортивные соревнования.

Нравственно-регулятивная функция. Состоит в том, что в процессе соревновательной деятельности проявляются различные нравственные качества соревнующихся, а также происходит общественная оценка определенных социально значимых нравственных норм.

Гедонистическая функция. Означает, что спортивные мероприятия обеспечивают возможность удовлетворения различных эстетических потребностей людей.

Спортивные мероприятия выполняют рекреативную функцию отдыха и развлечения населения, обеспечивая удовлетворение его потребностей в эмоциональной разрядке.

Анализ механизмов финансирования спортивных мероприятий позволил выделить четыре этапа их развития:

- формирование механизма финансирования (1896-1932);

- поиск новых источников финансирования (1932-1972);

- оптимизация источников финансирования (1972-1998);

- внедрение и экономическое использование высоких технологий (1998-наст. вр.)4.

На первом этапе для привлечения средств для финансирования спортивных мероприятий использовались самые простые источники: поступления от частных инвесторов, меценатов и спонсоров (65 %), продажа билетов на соревнования и церемонии (20 %), продажа сувенирной продукции, марок, монет (8-15 %). Этот период характеризуется большой активностью меценатов, число которых снижается после Первой мировой войны.

Второй этап - этап начала использования телевидения. Первая телевизионная трансляция была из Берлина в 1936 г., транслировались Олимпийские игры. Затем были впервые проданы права на телевизионную трансляцию игр XII Олимпиады из Лондона, а в 1958 г. появилась Статья 49 в Олимпийской Хартии, закрепляющая порядок взаимодействия телекомпаний и Международного олимпийского комитета (МОК). На играх ХХ Олимпиады в Мюнхене появляется пятый вид финансирования - лицензирование. В бюджет Игр включаются и доходы от продажи прав на использование олимпийской символики.

В третьем этапе можно выделить период экономического кризиса (1972-1985) и период экономического расцвета (1985-1998). Экономический кризис характеризовался низкими доходами МОК, дефицитом бюджета и сбоями финансирования спортивных мероприятий (игры Олимпиады в Монреале 1976 г., игры московской Олимпиады 1980 г., безальтернативный выбор Лос-Анджелеса в качестве столицы игр Олимпиады 1984 г.).

В 1985 г. начался период экономического расцвета: начала работать программа «Главный Олимпийский Партнер», была

введена аукционная система по продаже прав на телетрансляции Олимпийских игр, законодательно защищена олимпийская символика с целью широко использования лицензирования, начался выпуск олимпийских марок, монет, значков и т. п.

Четвертый этап назван - внедрение и финансовое использование высоких технологий (1998-наст. вр.). Первыми играми, которые широко освещались в Интернете, были Олимпийские зимние игры 1998 г. в Нагано. Однако с 2000 г. онлайн-информирование пользователей Интернета по всему миру стало снижать зрительский интерес к телетрансляциям - основному источнику финансовых поступлений МОК и оргкомитетов, что влияло на размер телеаудитории и на доходы в меньшую сторону. На Играх в Сиднее был впервые открыт интернет-магазин олимпийских товаров, в Пекине - внедрена технология территориального ограничения на трансляцию Игр в Интернете и по мобильным телефонам, что позволило обеспечить продажу прав на трансляции через эти новые источники информации и связи.

Конкуренция Интернета и телевидения и рассмотрение Интернета как перспективного источника финансирования позволяют предположить, что в ближайшем будущем он превратится в важную составляющую финансовых поступлений.

Проанализируем эволюцию форм участия государства в поддержке спортивных мероприятий5.

Первый этап относится к периоду формирования политических и экономических основ современной России (1991-1997 гг.). Для него характерны действия государства по сохранению физической культуры и спорта в кризисных условиях. Реструктуризация в этот период времени не проводилась, поскольку государство было не в состоянии использовать арсенал «дорогостоящих» преобразований и поддержка спортивных мероприятий осуществлялась лишь в меру поступления бюджетных средств. При этом бюджетное финансирование постоянно сокращалось. В реальном исчислении расходы на физическую культуру и спорт из средств федерального бюджета сократились в этот период в 3,7 раза.

Второй этап - с 1997 по 2001 г. - период частой смены приоритетов в государственном регулировании и разнообразия применявшихся подходов при отсутствии преемственности между ними. Баланс между стратегическими и текущими задачами нарушался в пользу решения тактических задач. Государственное финансирование было нестабильным - небольшой его рост в начале рассматриваемого периода за счет финансирования спортивных мероприятий (молодежные команды и подготовка к Паралимпийским играм) сменился снижением бюджетных затрат.

Третий этап начался в 2002 г. и продолжается по настоящее время. Это период активной разработки стратегических подходов, призванных определить долгосрочную физкультурно-спортивную политику и встроить ее в другие экономические инициативы государства. Возросший бюджет сферы при сократившейся численности занятых позволил начать реализацию ряда ресурсоемких проектов (федеральная целевая программа строительства 1000 ФОКов, Олимпийская программа).

Однако государственные меры по преобразованию и развитию сферы физической культуры и спорта были на всех этапах более масштабными, системными и глубокими, чем предпринимавшиеся практические шаги. Практика реализации решений демонстрирует их недостаточную последовательность и преемственность, хотя определенные положительные сдвиги проявились на последнем этапе. Государственное регулирование характеризуется отсутствием переоценки ранее принятых решений и реализованных инициатив, а также публичного отказа от ошибочных или неэффективных решений.

Анализ исследований, проводимых в развитых странах в области спорта, показывает, что в первые два десятилетия XXI в. повысится внимание государства к спорту, особенно к спорту высших достижений и массовому спорту, в связи с демографическими изменениями в составе населения. Поддержка физической культуры и спорта осуществляется двумя основными методами: во-первых, прямым регулированием путем финансирования мероприятий и физкультурно-спортивных структур, во-вторых, косвенным регулированием через создание условий для эффективного функционирования физкультурно-спортивных структур и сооружений.

В современной российской практике средства на развитие спорта выделяются федеральным правительством (Министерством РФ по физической культуре, спорту, туризму), местными бюджетами, финансирование осуществляется также по линии профсоюзов и фонда социального страхования. Определенная часть денежных средств идет от Олимпийского комитета и международных спортивных организаций.

Рассмотрим более детально основные аспекты финансирования спортивных мероприятий из бюджетных и внебюджетных источников.

Государственная поддержка спортивных мероприятий может осуществляться по широкому спектру направлений. Расходы, обеспечиваемые из средств государственного бюджета, различаются в зависимости от масштабов проведения мероприятия. Структура расходов представлена в табл. 2.

Таблица 2

Структура расходов, обеспечиваемых за счет федерального бюджета6

Расходы при проведении всероссийских спортивных мероприятий

Расходы при проведении международных спортивных мероприятий на территории Российской Федерации

Расходы при проведении

международных спортивных мероприятий за пределами территории Российской Федерации

а) услуги по инфор-мационно-техниче-скому обеспечению;

б) услуги по предоставлению спортивных сооружений в пользование;

в) услуги автотранспорта;

г) услуги автомашин «Скорая помощь» с медицинским персоналом;

д) награждение участников соревнований (медали, дипломы, памятные призы (кубки) и др.);

е) заработная плата спортивным судьям за обслуживание спортивных мероприятий;

ж) проезд по тарифам экономического класса и проживание спортивных судей.

а) услуги по информационно-техническому обеспечению;

б) услуги по предоставлению спортивных сооружений в пользование;

в) услуги автотранспорта;

г) услуги автомашин «Скорая помощь» с медицинским персоналом;

д) награждение участников соревнований (медали, дипломы, памятные призы (кубки) и др.);

е) заработная плата спортивным судьям за обслуживание спортивных мероприятий;

ж) проезд по тарифам экономического класса и проживание спортивных судей;

з) проживание и питание членов спортивных сборных команд Российской Федерации;

и) аккредитация участников;

к) обеспечение безопасности участников;

л) обеспечение экипировкой.

а) проезд к месту проведения соревнований и обратно членов спортивной делегации, включая оплату авиа- и (или) железнодорожных билетов, по тарифам экономического класса, багажа, парома и автотранспорта;

б) услуги по оформлению виз и консульского сбора членов спортивной делегации;

в) услуги по предоставлению спортивных сооружений в пользование;

г) услуги автотранспорта;

д) суточные, проживание и питание членам спортивной делегации;

е) услуги специализированного автотранспорта по доставке оборудования, инвентаря.

Например, на финансирование Универсиады 2013 г. в городе Казани Республики Татарстан государством была выделена сумма в размере 128 901 млн руб.

Однако средства, полученные от государственных органов и неправительственных структур, не могут полностью решить проблемы финансирования спортивных мероприятий.

Эту проблему часто помогает решать спонсорство. Закон «О рекламе» определяет спонсора как «лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности»7.

Спонсорский вклад состоит в предоставлении финансовых средств, имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказании услуг для проведения мероприятия. То есть спонсоры платят за рекламу своей деятельности. Из спонсорского вклада, получаемого спортивными мероприятиями, складывается:

- организация мероприятия (аренда помещения, необходимое оборудование и инвентарь, проживание участников, питание и др.);

- оплата работы технического персонала (техники, грузчики, охрана, уборщики и др.);

- оплата работы спортивного персонала (судьи, секретариат, врач и др.);

- развлекательная программа (конкурсы, розыгрыши, группа поддержки, приглашенные «звезды», «специальные» матчи, мастер-класс, ведущие и др.);

- рекламная кампания спортивного мероприятия (сюда же можно включить разработку стиля, гимна, эмблемы, тематического сайта, работу операторов и т. д.);

- призовой фонд;

- «запас прочности» (обычно 7-13 % от всей суммы на обязательные непредвиденные чрезвычайные ситуации);

- страхование участников (в том случае, если на себя не взял эту функцию спонсор-страхователь);

- оплата работы менеджмента и маркетинга соревнований8.

Для компании спонсорство дает широкий спектр возможностей

рекламного воздействия на участников и болельщиков спортивного мероприятия.

Например, компания может спонсировать не команду и не чемпионат, а фан-клуб и заполучить, таким образом, имидж

«официального спонсора фанатов», как это сделала в свое время компания Corona на мексиканском рынке, что позволило ей занять четкую дифференцирующую позицию в умах потребителей.

Примечания

Бескровная В.А. Государственное регулирование сферы физкультурно-спор-тивных услуг (методологические и организационно-экономические основы): Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2008. Там же.

Менеджмент и безопасность в адаптивной физической культуре. Раздел 7. Менеджмент спортивных соревнований [Электронный ресурс] // Библиотека международной спортивной информации. URL: http://bmsi.ru/doc/cd9acd21-8bc3-4182-b6f3-304fde6fefb1.

Маркин Е.В. Совершенствование механизма влияния макроэкономических факторов в рамках Олимпийского делового цикла на рост экономики страны проведения Олимпийских игр: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. Бескровная В.А. Указ. соч.

По материалам приказа Минспорттуризма России от 16 апреля 2010 г. № 364. Федеральный закон «О рекламе».

Явленин И. Спонсорство спортивных соревнований [Электронный ресурс] // 4p.ru. URL: http://www.4p.ru/main/theory/27217/.

2

3

4

5

6

7

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.