составляет расчет обобщенной функции желательности инновационного потенциала и сопоставление полученных значений с вышеназванными термами, может быть рекомендована к практическому применению.
Литература:
1. Гусев А.Б. Рейтинги инновационного развития регионов России // Электронный ресурс. Режим доступа http://www.kapital-rus.ru/ агйс^/агйе1е/2574.
2. Зимин И.И. Корреляционный анализ показателей инноваци-
онной деятельности на уровне федеральных округов РФ // Моделирование и прогнозирование в управлении: методы и технологии. М-лы II Международной н.-практ. конф. Орел: ОРАГС, 2009.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2009.
4. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. Перевод-Copyright І998 СПСС Русь.
5. Доугерти К. Введение в эконометрику. М.: ИНФРА-М, І997.
6. Harrington E.C. The desirable function // Industrial Quality Control. 1965. V.21. №10.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СТРАХОВОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ И ДЕЙСТВУЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО ДЕЛА
Завьялов С.В., аспирант ГОУ ДПО ГАСИС
В статье приведено обоснование формирования нового механизма управления инновационным развитием страхового дела в условиях кризисного состояния экономики и действующего государственного регулирования страхового дела.
Сегодня объективной основой инновационного развития страхового дела является не только необходимость обеспечения экстренного оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств, но и механизм управления формированием и распределением резервного страхового фонда на социально-экономическое развитие страны. Основное внимание уделено структуре, обоснованию принципов построения механизма и достижению социального эффекта и последствий реализации механизма.
Ключевые слова: формирование, инновационное страхование, управление, экономический кризис, развитие, распределение, структура.
THE FORMATION MECHANISM OF INNOVATION DEVELOPMENT OF INSURANCE BUSINESS IN TERMS OF THE ECONOMIC CRISIS AND THE CURRENT STATE REGULATION OF INSURANCE BUSINESS
Zavyalov S., the post-graduate student, GOU DPO GASIS
In article mentioned the reason of construction new mechanism of innovating insurance management at condition of economical crisis and actual statement management of insurance.
Today objectively reason of innovating development is not just only necessity of providing extraordinary payment suffer from unexpected developments but also mechanism of formation and distribution of total insurance fund for social-economic development of country. Basement attention given to structure and substantiation at principles building of mechanism and achievement social result which aftereffects realization of that mechanism.
Keywords: construction, innovating insurance, management, economical crisis, development, distribution, structure.
В современных условиях ориентация на инновационное развитие страховых компаний и страхового дела является актуальной. При этом появляется необходимость разработки нового организационно-экономического механизма управления деятельностью страховой компании, включая управление инновационной деятельностью для решения научно-технических, социальных, экономических проблем.
Под организационно-экономическим механизмом управления инновационной деятельностью понимается совокупность форм, методов, приемов, способов управления отношениями, связанными со всеми этапами реализации инноваций, включая формирование и использование инвестиционных фондов страховых компаний, а также взаимозависимые элементы, составляющие организационные и управляющие воздействия. Организационная составляющая-совокупность методов и рычагов оптимизации условий и процессов организации нововведений в страхование; экономические аспекты реализации механизма управления-совокупность методов и рычагов, обеспечивающих условия осуществления инновационной деятельности и оценка экономической эффективности выполняемых инновационных преобразований (рис.1)
Концепция механизма: приращение научной информации об
управлении страховыми компаниями, имеющей первостепенную важность, полезность, масштаб применения в кризисной экономической ситуации;
качественно новый уровень формирования интеллектуальнообразовательной среды в страховых компаниях в результате повышения уровня профессионализма сотрудников и специалистов; качественно новый уровень организации труда; достижение высокой конкурентоспособности страховых услуг
и страховых продуктов;
достижение наибольшей полезности использования временно свободных средств страховых резервов и инвестиционных фондов для обеспечения устойчивого экономического роста страны, решения первостепенных народнохозяйственных задач по перестройке экономики с приоритетным вектором развития инфраструктурной сферы ЖКХ;
достижение высокого уровня социальной защищенности правообладателей страховых договоров.
Основными принципами реализации механизма управления инновационной деятельностью страхового дела являются:
- рассматривать реализацию инноваций как единый замысел с прогнозом деятельности страховой компании, государственными интересами, интересами частного сектора; интересами населения;
- взаимосвязь экономических и социальных последствий реализации инноваций; главное - социальное благополучие граждан страны; ослабление напряженности в обществе
-комплексность, системность, приоритетность решения поставленных задач; упорядоченность и централизация инвестиционного обеспечения;
Разработке нового механизма управления предшествует проработка следующих этапов:
первый этап - организационный: формирование творческого коллектива из высококвалифицированных специалистов и ученых; информационно-техническое оснащение; определение исходного состояния страховой компании; сбор и анализ данных, разработка корректирующих мероприятий; первичный анализ фактического состояния дел по направлениям страховой деятельности и видам страхования; построение «дерева целей»; определение целей, ис-
Рис. 1. Схема взаимодействия элементов организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью страховой компании
ходя из стратегии развития страховой компании;
второй этап - проектный: разработка инновационных идей; выбор модели и алгоритма; разработка мероприятий реализации отобранной идеи;
Третий этап - реализационный: параллельное осуществление деятельности страховой компании; по традиционной схеме и инновационной с тем, чтобы не прерывалась работа со страхователями и наполнением резервного фонда.
Схема структуры механизма управления инновационной деятельностью страховой компании приведена на рис.2, на котором приведена и схема финансирования, необходимая для внедрения инноваций в страховое дело.
Эффективность механизма управления находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, характеризующих эффективность основных элементов деятельности страховой компании и инновационной. Она должна соответствовать следующим принципам, в т.ч.:
-обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности деятельности страховой компании на инновационной основе;
-определять уровень эффективности использования всех видов, применяемых ресурсов;
-обеспечивать измерение эффективности деятельности на разных уровнях управления;
-стимулировать мобилизацию внутренних резервов для повышения эффективности деятельности страховой компании.
С учетом указанных принципов определена следующая система показателей эффективности организационно-экономического механизма управления страховой компанией, внедряющей инновации: -степень удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре, качеству инновационных услуг, оказываемых страховой компанией;
-количество заключенных договоров по инновационным продуктам;
-объем прибыли, включая инновационные продукты; максимизация прибыли;
-получение страховщиком достаточной прибыли наряду с выполнением им каких-либо социальных обязательств и дополнительных функций;
-доля страхового поля, охваченная страховщиком; размер страховой премии, количество договоров, приходящихся на 1 работника;
-способность страховщика обеспечить конфиденциальность информации;
-развитие профессиональной подготовки работников компании; уровень решения социальных проблем;
-выживание компании при упоре на деятельность, не связанную с получением прибыли за счет страховой деятельности;
- рентабельность использования резервного и инвестиционного фондов страховой компании;
-рост числа страхователей;
-рост объемов фондов.
Рис. 2. Схема организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью страхового дела.
При формировании организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью страховых компаний необходимо учитывать специфическое воздействие таких элементов системы страхового дела как:
- маркетинг, являющийся источником информационного обеспечения управления деятельностью страховыми компаниями и методом исследования рынка страховых услуг, в т.ч. и востребованности в инновациях в страховом деле.. Направлен на продвижение страховых услуг от страхователя к страховщику и в таких количествах, которые соответствуют потенциальному спросу; на достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей;
- особенности страхового бизнеса:
долгий срок жизни страхового продукта (например, срок условий договора страхования жизни может достигать 50 и более лет), в результате чего в ряде случаев истинная рентабельность и свойства страхового продукта становятся понятным через много лет после его продажи; расследование и регулирование страховых случаев может отставать от момента заключения договора на многие годы; страховщик по тем или иным причинам может отказать в выплате возмещения; страховая услуга неотделима от страховщика, который берет на себя долговременные обязательства по возмещению ущерба. Поэтому качество страхового продукта может изменяться по субъективным причинам с течением времени.
-Риск и регламентация страхового бизнеса являются основными составляющими страхового продукта:
сильная государственная регламентация страхового бизнеса, в частности, наличие жестких требований к свойствам страхового продукта (тарифы, обязательное страховое покрытие, размещение страховых резервов ит.д.) снижает свободу управляющего и маневра страховщика (например, он не может снизить цены на свои услуги, т.к. это вызывает ответную реакцию государственных органов);
при действующих в настоящее время законодательных актах Российской Федерации финансирование инновационных проектов страховая компания может производить за счет внутренних денежных ресурсов, а точнее - собственных средств, а также страховщик имеет право целенаправленно, использовать средства резерва предупредительных мероприятий. Возможность привлечения средств страховых фондов в качестве инвестиций в инновационную деятельность страховой компании появится только в случае изменения действующего законодательства, накладывающего значительные ограничения на распоряжение страховщиком средствами страхователей;
на страховщика может быть наложено ряд дополнительных ограничений, связанных, например, с социальной ролью страхования. Прибыли, тарифы, условия договоров подвергаются в некоторых случаях жесткому правительственному регулированию (например, обязательное медицинское страхование);
большинство страховщиков и страховых посредников (брокеров и агентов) основной целью деятельности ставят получение прибыли, максимизацию собственных фондов;
отсутствие патентования страховых продуктов, что автоматически ведет за собой быстрое копирование удачных разработок и страховых программ конкурентами; нежелательная динамика социально-экономического окружения российского страхового рынка;
оказать услугу можно тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. Производство и потребление услуг тесно связано. Качество страховой услуги довольно сильно зависит от того, кто ее обеспечивает, а также от того, где и когда она предоставляется. Оказанию любой услуги страхователю должен предшествовать инновационный подход: изучение мотивов потенциального клиента; учёт специфики производства услуг, которая заключается в том, что услуги нельзя произвести в срок и хранить.
Исследование спроса страхового продукта показывает руководству компании, что хочет иметь страхователь применительно к кон-
кретным условиям договора страхования; каким образом предоставить страхователям новые страховые продукты, на кого ориентировать рекламу, разъясняя условия договора страхования. (Туда, где потенциальный страхователь). На основе выяснения, где наиболее выгодно проводить те или иные виды страхования; платежеспособного спроса населения; мотивов страхователя; изменение объема спроса на страховые услуги.
Невнимание к этим вопросам ведет к банкротству страховой компании. Поэтому, на основании учета этих данных руководство страховой компании определяет потенциальную емкость страхового рынка.
Механизм управления содержит инновационный подход к изучению конкурентов: для этого изучается и систематизируется информация о различных аспектах деятельности конкурирующих страховщиков, в т.ч. финансовое положение, страховые тарифы на конкурентном рынке, особенности управления страховым делом; численность и сравнимую ёмкость конкурирующих страховых компаний; структурную и стоимостную динамику. Когда на страховом рынке борется значительное число страховых компаний приблизительно равной силы, интенсивность конкуренции максимальная. Особо тщательно изучается ценовая и неценовая конкуренция страховщиков. Основой ценовой конкуренции является тарифная ставка, по которой предлагается заключить договор страхования. Привлечь внимание страхователей за счет снижения тарифной ставки -всегда было основой и выделяло страховщика из общей массы. Страховые рынки индустриально развитых стран в основном разделены между рядом крупных страховых компаний и использование ценовой конкуренции в борьбе за страховой рынок - проблематично.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги своим клиентам (преимущественное правоприобретение акций страховой компании; содействие в приобретении недвижимости, бесплатная консультация юристов ит.д.).
С помощью рекламы страховые компании индустриально развитых стран стремятся создать своей компании имидж в глазах страхователей.
К незаконным действиям неценовой конкуренции относится шпионаж инноваций; переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами страховой организации; подлог страховых свидетельств.
Основой нового организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью страховых компаний являются:
контроль за степенью удовлетворения общественных потреб-
ностей страхователей, которые выражаются в коллективных, групповых и индивидуальных страховых интересах; за целевым расходованием средств страховых компаний на инновационную деятельность. К числу экономических параметров относятся: расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение, расходы на разработку инновационных идей и их внедрение; на стимулирование инновационной активности работников страховых компаний, страховых агентов, привлечение ученых, опытных специалистов в области инноваций.
специфическое воздействие таких элементов системы страхового дела как:
Современная экономика - это экономика знаний, материализованных в виде новых высокоэффективных, наукоемких технологий, товаров и услуг. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно изменяющимся условиям страховой деятельности. Высокая квалификация становится ведущим ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и страховой компании.
Инвестиции в интеллектуальный капитал и реальный сектор экономики превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов.
При проектировании организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью страховых компаний необходимо учитывать особенности состояния и дальнейшего инновационного развития механизма рынка страхования и перестрахования в России (представлен на рис.3). Методология развития рынка страховых услуг (страхования и перестрахования) базируется на механизмах, оказывающих влияние со стороны макро- и мик-ро- уровней.
На представленном рисунке макро-уровень инновационного развития включает важнейшие механизмы государственного развития и содействия, развития подразделений, обслуживающих глобальное страхование и перестрахование, развития международных организаций, оказывающих содействие участникам рынка, а также механизмы внедрения моделей планирования и прогнозирования развития рынка страхования и перестрахования на государственном уровне.
В условиях влияния мирового финансового кризиса на рынок страхования и перестрахования в России инновационная модель развития страхового дела должна отталкиваться от развития социально-экономической системы страны в рыночных условиях, основывающейся на частной собственности и товарно-денежных отношениях, а также на принципах свободы предпринимательства. Сегодня объективной основой инновационного развития страхово-
Рис.3. Модель инновационного развития рынка страхования и перестрахования в России
го рынка является необходимость обеспечения экстренного оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой рынок можно рассматривать также и как форму организации денежных отношений по формированию и распределению совокупного страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, и как совокупность субъектов страхового дела, которые принимают участие в организации соответствующих услуг.
Выбор методов поддержки инновационного развития страховых компаний: методы административные (прямые и косвенные) и методы экономические (опосредованная форма поддержки). Конкретные меры поддержки на основе принципов достаточности, своевременности, доступности, приоритетного финансирования. Меры поддержки: софинансирование, льготное налогообложение, подготовка в условиях гласности на нормативной основе.
Формирование организационно-экономического механизма управления и реализации мер поддержки инновационной деятельности в страховом деле осуществляется с учетом механизмов обеспечения безопасности уровня жизни российских граждан;
научно-обоснованного планирования размеров поддержки на среднесрочный и долгосрочный периоды; систему отбора средств поддержки; проведение мониторинга, системного анализа и контроля за реализацией мер; выработку и применение критериальных подходов к оценке эффективности использования средств поддержки инноваций. Формой государственной поддержки инноваций являются государственные гарантии с точки зрения законодательного разрешения использования средств инвестиционных фондов страховых компаний на создание инфраструктурных объектов для повышения качества и уровня жизни населения, снижения риска наступления страховых случаев, в т.ч. в системе ЖКХ.
Механизм гарантирования страховым компаниям осуществляется путем возмещения государством убытка частных инвесторов, в части экономических, политических и других вопросов. Помощь
в принятии инновационных решений страховыми компаниями, способствующих, в конечном счете, степени удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре, качеству инновационных услуг, оказываемых страховой компанией; гармонизации экономических интересов субъектов хозяйствования и страховых компаний, рыночных интересов страховщиков (удовлетворение потребностей с наименьшими затратами) и интересов общества в части рационализации потребностей; охраны окружающей среды; сокращения безработицы; роста налогооблагаемой базы; повышения средних доходов населения, сокращения их дифференциации; роста интеллектуального потенциала общества; повышения конкурентоспособности регионов, страны и т.п.
Ниже приведем сравнительные характеристики механизмов обеспечения безопасности уровня жизни российских граждан, (табл. 1.).
Анализ данных табл. 1. показывает систему организационноэкономических механизмов обеспечения безопасности российских граждан и организаций в социальной сфере их деятельности. С позиций изложенного методологического подхода предметная область анализа угроз безопасности деятельности страхователя представляет собой область применения методов управления всей деятельностью страховой компании, направленной на оказание операций для решения следующего комплекса задач:
- построение множества сценариев предупреждения, снятия опасности, возмещения убытка в случае наступления страхового случая в деятельности страхователя;
- оценка вероятности реализации каждого из сценариев;
- оценка функций распределения ущерба имущественным интересам страхователя в каждом из сценариев.
Проблемы здесь возникают в связи с тем, что для оценки вероятности реализации какой-либо опасности деятельности, необходим также инновационный подход. В основе такого подхода к социальному решению проблем безопасности страхователя должно
Таблица 1. Характеристики механизмов обеспечения безопасности уровня жизни российских граждан
Характеристики Виды механизмов
Государственное социальное обеспечение Государственное социальное страхование Коллективное страхование Индивидуальное страхование
Цели гарантирование прожиточного минимума гарантирование необходимого уровня жизни гарантирование привычного уровня жизни гарантирование достигнутого уровня благосостояния и его увеличение
Организация и управление находится в ведении органов законодательной и исполнительной государственной власти, формирующих расходные статьи государственного бюджета организация и управление осуществляются государственными органами власти, но формируемые страховые фонды являются самостоятельными юридическими и финансовыми организациями страховые фонды являются независимыми самоуправляемыми организациями установленной государственным социальным законодательством формы коммерческие страховые компании и общества взаимного страхования
Юрисдикция обязательное (установлено законом) обязательное (установлено законом) обязательное и добровольное Добровольное
Источники финансирования налоги и другие бюджетные поступления страховые взносы работодателей и работников, дотации государства страховые взносы работодателей и работников страховые взносы граждан
Принципы возмещения принцип солидарности принцип солидарности принцип субсидиарности принцип эквивалентности
Формы социальной защиты пособия и льготы, устанавливаемые законодательными и нормативными актами федеральных и местных пособия и компенсации, устанавливаемые государственным страховым законодательством пособия и страховые возмещения, определяемые коллективными договорами или уставами организаций самострахования страховые возмещения, определяемые по выбору страхователя и закрепляемые индивидуальными страховыми договорами
быть сочетание государственной научно-технической политики, поддерживающей концепцию устойчивого развития и постепенной трансформации её в инновационную, с механизмами экономического развития страны.
Литература:
1.Концепция развития страхования в Российской Федерации. Утверждена Распоряжением Правительства России от 25 сентября 2002г. № 1361р.2. 2.Воблый К.Г. Основы экономии страхования. -М.: - АНКИЛ, 2003.-228с З.Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских стркуктур: Ме-
неджмент в России и за рубежом.-2002 г. - №1
4. Рудницкий В.В. Экономика и организация страхового дела. -С-Пб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2000. - 150 с.
5. Сплетухов Ю.А. Некоторые вопросы инвестиционной деятельности страховых организаций /Финансы. 2003.-№8.-с.37-39
6. Савчук А.В. Организационно-экономический механизм инновационного развития крупной компании: Монография.- Донецк.-2004 г.-404 с.
7. Тычинский В.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006. 2650 слов
ИТ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПОДХОДА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сетяева Е.Ю., аспирантка ГОУ ВПО «РЭА им. ГВ.Плеханова»
В данной работе исследуется вопрос создания и эксплуатации интегрированной системы управления проектами на предприятии, предоставляющей менеджеру инструменты выработки и реализации сбалансированных управленческих решений, а так же рассматривается вопрос ИТ технологий, поддерживающих данную систему.
Ключевые слова: управление проектами, система управления проектами, интеграционный подход, автоматизированная система управления проектами.
IT COMPONENT OF AN INTEGRATED APPROACH IN PROJECT MANAGEMENT IN THE ENTERPRISE
Setyaeva E., The post-graduate student, GOU VPO Plekhanov Russian Academy of Economics
In this paper we study the question of creation and operation of the integrated project management system in the enterprise, providing the tools manager develop and implement a balanced management decisions, as well as address the issue of IT technologies that support this system.
Keywords: project management, project management, integration approach, an automated project management system.
Деятельность многих компаний в самых разных областях реализуется в форме проектов. В то же время известно, что даже в не слишком сложных проектах возникают проблемы, которые проявляются в недовольстве заказчика и собственного руководства, срыве сроков, превышении смет, конфликтах внутри команды проекта и др. Профилактика и преодоление этих проблем являются важнейшими составляющими деятельности управленческого персонала проекта и должны поддерживаться соответствующими стандартами, методологией и инструментальными средствами.
Таким образом, как и любой другой вид профессиональной деятельности, деятельность по управлению проектами порождает развитие самостоятельного рынка продуктов и услуг. Опишем примеры некоторых таких услуг и продуктов (см. рис. 1).
Управлять проектами должны профессионалы, но количество настоящих профессионалов в этой области в России относительно невелико и, очевидно, отстает даже от осознанного спроса. Искусством управления проектами обладают конкретные личности, в которых соединены определенные человеческие качества, опыт и знания. Далеко не каждая компания, реализующая проекты, связанные с ее бизнес-деятельностью, имеет (или даже может себе позволить иметь) в своем штате подобных специалистов. Такая услуга, как предоставление персонала управления проектами (менед-
жеров проектов), достаточно широко распространена в мире. Не является она чем-то экзотическим и в России.
К важнейшим элементам, влияющим на развитие и формирование данного сегмента рынка, относятся обучающие курсы и сертификационные программы. Очевидно, при прочих равных условиях предпочтение будет отдано сертифицированным специалистам и консалтинговым компаниям, располагающим этими специалистами.
К настоящему времени накоплен значительный опыт по различным методам управления проектами в таких областях, как определение целей, сетевое планирование и управление, планирование и контроль затрат, управление рисками и т. д. Продукты и услуги в научно-методическом секторе рынка предлагаются в разнообразных формах — от учебной литературы до специализированных программных средств, от отдельных образовательных программ до сертификации по национальной и международным программам.
От менеджеров проектов зависит многое, но, безусловно, не все. Для успешной и эффективной работы менеджера и всей команды проекта должны быть созданы определенные условия, позволяющие в полной мере реализовать их возможности. Требуется, чтобы существующие обычно по отдельности методические, инструментальные и некоторые иные средства, необходимые для успеш-
Рис. 1. Услуги и продукты на рынке управления проектами1