Научная статья на тему 'Формирование механизма предупредительного выявления «Фирм-однодневок»'

Формирование механизма предупредительного выявления «Фирм-однодневок» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
"ФИРМА-ОДНОДНЕВКА / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / АЛГОРИТМ / КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / "PHONY COMPANY" / TAX AUTHORITIES / ALGORITHM / CONTROL MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аристархова Маргарита Константиновна, Зуева Мария Сергеевна

Рассматриваются основные признаки, присущие «фирмам-однодневкам», и их классификация, формулируется понятие «фирмы-однодневки», приводятся алгоритмы осуществления налоговыми органами контрольных мероприятий, делается вывод, что включение предложенного механизма предупредительного выявления «фирм-однодневок» в контрольную работу налоговых органов позволит автоматизировать и формализовать процедуры выявления недобросовестных налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аристархова Маргарита Константиновна, Зуева Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main characteristic features of «phony companies» and their classification are considered, the concept of a «phony company» is formulated, algorithms implemented by tax authorities in carrying out control activities are described. It is concluded that when introduced in the control activities of tax authorities, the proposed mechanism of preventive exposure of «phony companies» will make it possible to automate and formalize procedures of identifying dishonest taxpayers.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма предупредительного выявления «Фирм-однодневок»»

УДК 336.025

Формирование механизма предупредительного выявления «фирм-однодневок»

Рассматриваются основные признаки, присущие «фирмам-однодневкам», и их классификация, формулируется понятие «фирмы-однодневки», приводятся алгоритмы осуществления налоговыми органами контрольных мероприятий, делается вывод, что включение предложенного механизма предупредительного выявления «фирм-однодневок» в контрольную работу налоговых органов позволит автоматизировать и формализовать процедуры выявления недобросовестных налогоплательщиков.

Ключевые слова: «фирма-однодневка; налоговые органы; алгоритм; контрольные мероприятия.

The main characteristic features of «phony companies» and their classification are considered, the concept of a «phony company» is formulated, algorithms implemented by tax authorities in carrying out control activities are described. It is concluded that when introduced in the control activities of tax authorities, the proposed mechanism of preventive exposure of «phony companies» will make it possible to automate and formalize procedures of identifying dishonest taxpayers.

Keywords: «phony company»; tax authorities; algorithm; control measures.

Аристархова

Маргарита

Константиновна

д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложения Уфимского государственного авиационного технического университета Е-таН: ninufa@maiL.ru

Зуева Мария Сергеевна

канд. экон. наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Уфимского государственного авиационного технического университета Е-таН: ninufa@maiL.ru

необходимость выработки критериев, позволяющих выявлять «фирмы-однодневки»

Согласно официальным данным в ЕГРЮЛ насчитывается около 1,5 млн недействующих юридических лиц, из них 1 млн организаций имеют задолженность по обязательным платежам в бюджет на общую сумму около 100 млрд руб. По разным источникам ущерб, наносимый экономике «фирмами-однодневками», составляет от 2 до 10 млрд руб. ежегодно [1, 2].

Реализация предлагаемого авторами статьи подхода к выработке механизма выявления

«фирм-однодневок» основывается на применении средств автоматической обработки данных, что, в свою очередь, требует наличия разработанной системы формализованных критериев, позволяющих всесторонне и комплексно подходить к анализу результатов деятельности налогоплательщика.

Изучению особенностей функционирования «фирм-однодневок» и построению методик их выявления посвящены работы М. К. Арис-тарховой, М. С. Зуевой, А. Н. Ворониной [3, 4], М.С. Морозова [5] и др. Однако данные работы рассматривают в основном типообразующие

М.К.Аристархова, М.С. Зуева Формирование механизма предупредительного выявления..

99

Таблица 1

Признаки «фирм-однодневок»

№ Признак Удельный вес организаций, удовлетворяющих признаку, %

1 Организационно-правовая форма - ООО 100

2 Отражение минимального размера уставного капитала 100

3 Отражение нулевого размера уставного капитала (за исключением двух первых периодов работы организации) 19,4

4 Отсутствие основных средств, арендных платежей 90,3

5 Непредставление отчетности в налоговые органы 100

6 Представление «нулевой» отчетности 83,9

7 Преимущественное отражение убытков в отчетности 41,9

8 Неритмичный характер бизнеса 35,5

9 Существенное отличие финансовых показателей налогоплательщика от среднестатистических 96,8

10 Регулярное представление деклараций к возмещению НДС 19,4

11 Представление деклараций к возмещению НДС при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности 12,9

12 Наличие задолженности по уплате основных налогов ,4 со 4

Таблица 2

Классификация «фирм-однодневок»

№ Группа Структура,%

I Организации, зарегистрированные, но не представившие в налоговые органы отчетность ни за один период 32,6

II Организации, регулярно (или относительно регулярно) сдающие отчетность в налоговые органы, при этом отчетность носит только «нулевой» характер 26,1

III Организации, регулярно сдающие отчетность в налоговые органы в течение продолжительного периода, при этом отражающие крайне неритмичный характер деятельности, преимущественно характеризующийся убытками 10,9

IV Организации, сдавшие отчетность за 2-3 периода, при этом в отчетности отражены большие суммы кредиторской задолженности без вычетов по НДС 19,6

V Организации, в отчетности которых отражены значительные суммы вычетов по НДС и большие суммы кредиторской задолженности 10,9

Итого 100

признаки «фирм-однодневок», математические модели отнесения организаций к совокупности фирм-«однодневок» и не затрагивают организационный аспект их своевременного выявления.

Обобщение признаков «фирм-однодневок» и их классификация

На основе материалов УФНС России по Республике Башкортостан и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности организаций и предприятий ав-

торы статьи обобщили признаки «фирм-однодневок» в табл. 1, что позволило выделить пять групп их разновидностей. Особенности каждой группы и обобщенная информация о структуре изучаемой совокупности налогоплательщиков представлены в табл. 2.

Определение понятия «фирмы-однодневки»

Полученные результаты исследования предопределили необходимость уточнения определения

№ 3/2014

Рис. 1. Механизм осуществления контрольных мероприятий при регистрации организации налоговым органом (1-я ступень - проверка правильности заполнения и подлинности представленных документов)

«фирмы-однодневки». По нашему мнению, «фирма-однодневка» — это коммерческая организация, не имеющая собственного обособленного имущества, не намеревающаяся осуществлять предпринимательскую деятельность, часто отражающая нулевые или отрицательные показатели финансово-хозяйственной деятельности с целью освобождения от уплаты налогов, получения кредитов

или вычетов по НДС. Следует отметить, что «фирма-однодневка» отличается от недобросовестного налогоплательщика — нарушителя налоговой дисциплины тем, что в ее планы не входит производство какого-либо товара или услуг. Данная фирма создается только для участия в незаконных схемах уклонения от уплаты налогов преимущественно как звено в цепи контрагентов.

Рис. 2. Механизм осуществления контрольных мероприятий при (2-я ступень - углубленный анализ данных о

регистрации организации налоговым органом регистрируемой компании)

Система критериев для определения недобросовестных налогоплательщиков была разработана ФНС России в 2007 г., где приведены 109 признаков, по которым налоговым инспекторам было предписано выявлять налоговые нарушения [6]. По результатам сравнения показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций с предложенными критериями налогоплательщики, в деятельности которых обнаружены признаки «фирм-однодневок», стали вноситься в специальную федеральную электронную базу «Юридические лица, контролируемые в первую очередь» (ЮЛ-КПО). Именно эти налогоплательщики подлежат первоочередному включению в план проведения контрольных действий.

«Фирма-однодневка» отличается от недобросовестного налогоплательщика — нарушителя налоговой дисциплины тем, что в ее планы не входит производство какого-либо товара или услуг

Всю совокупность признаков «фирм-однодневок» можно подразделить на следующие группы:

I группа — признаки, выявляемые на этапе принятия заявления о регистрации компании;

II группа — признаки, выявляемые на этапе постановки компании на налоговый учет;

III группа — признаки, выявляемые в ходе камерального анализа отчетности о результатах деятельности компании. Данная группа признаков наиболее объемная и, в свою очередь, может быть разбита на следующие подгруппы:

• признаки, позволяющие отнести компанию к категории «мертвых душ»1;

• признаки, позволяющие отнести организацию к категории налогоплательщиков, применяющих схемы незаконной налоговой оптимизации.

Каждая группа признаков имеет свою специфику, которая обусловливает действия налогового инспектора при проведении контрольных мероприятий.

1 Налогоплательщики «мертвые души» — организации, не представляющие отчетность в налоговые органы или представляющие «нулевую» отчетность.

создание и ведение информационных ресурсов, позволяющих выявлять «фирмы-однодневки»

Систематизированные рекомендации по противодействию функционированию «фирм-однодневок» на этапах регистрации и постановки на учет в налоговом органе должны основываться на постоянно обновляемой адекватной информации. В первую очередь это базы данных, содержащие адреса «массовой регистрации» организаций, данные о лицах, имеющих дисквалификацию, а также о лицах, срок дисквалификации которых истек на момент подачи заявления, и т.д. Следующая база данных — непосредственно федеральная электронная база «Юридические лица, контролируемые в первую очередь» (ЮЛ-КПО).

Очевидна необходимость создания также федеральной базы данных физических лиц, являющихся «массовыми руководителями» и «массовыми учредителями и заявителями», а также лиц — действующих руководителей и учредителей организаций, попавших в перечень ЮЛ-КПО.

Следующим необходимым для осуществления контрольной деятельности налоговых органов информационным ресурсом являются данные о нотариусах, сложивших полномочия, нотариусах, чья подпись подделывалась, нотариусов, заверявших заявления на государственную регистрацию организаций, попавших в перечень ЮЛ-КПО, или получивших отказ в регистрации в силу различных причин.

Алгоритмы осуществления налоговыми органами контрольных мероприятий

На рис. 1 и 2 представлены алгоритмы осуществления контрольных мероприятий налоговым органом, направленных на выявление признаков «фирм-однодневок» при регистрации и постановке на учет организаций.

За этапом регистрации компании следует этап налоговых проверок соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Наличие методологии, обеспечивающей качество экспертизы данных отчетности, позволяет гарантировать своевременное реагирование налоговых органов на проявление признаков налоговых правонарушений с целью их предотвращения.

Очевидно, что для обеспечения надлежащего качества экспертизы налоговый инспектор

М.К.Аристархова, М.С. Зуева Формирование механизма предупредительного выявления..

103

должен быть вооружен системой признаков, свидетельствующих о принадлежности проверяемой организации к зоне риска. Один из таких подходов, изложенный в [4], позволяет наметить ряд характеристик, которые могут формализоваться и фиксироваться при компьютерной обработке отчетности налогоплательщика. К ним можно отнести факты непредставления отчетности и представления «нулевой» отчетности с обязательным указанием количества периодов; показатели ритмичности деятельности налогоплательщика; данные о собственном обособленном имуществе и стоимости активов организации, численности рабочих; данные о задолженности по налоговым платежам и сборам и т.д.

В результате получим выборочную совокупность налогоплательщиков, у которых обнаружены признаки «фирм-однодневок». Выделенная группа налогоплательщиков подлежит детальному изучению с целью включения в план проведения выездных налоговых проверок.

Необходимо отметить, что налоговые инспекторы нередко высказывают сомнения в целесообразности проведения выездной налоговой проверки организации, заведомо признанной «фирмой-однодневкой». Это объясняется тем, что взыскание долгов с «фирмы-однодневки» крайне трудно осуществимо и влечет увеличение недоимки по налогам и сборам, числящейся за налоговым органом.

Выводы

Анализ результатов деятельности «фирм-однодневок», по данным УФНС России по Республике Башкортостан, позволил выделить основные типо-образующие признаки налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, и сформировать их

классификацию, что дало возможность выделить этапы механизма предупредительного выявления «фирмы-однодневки» на этапе регистрации организации в налоговом органе и ее постановке на учет. Включение предложенного механизма в контрольную работу налоговых органов позволит автоматизировать и формализовать процедуры выявления недобросовестных налогоплательщиков.

Литература

1. Телегина Н. Какие налоговые «схемы» московские налоговики обнаружили в первом квартале // Спутник главбуха (Москва). 2009. № 7.

2. Зыков С. «Рога и копыта» не умирают. Оборот фирм-однодневок доходит до 20 процентов ВВП России // Российская газета. № 4869 от 18 марта 2009 г.

3. Аристархова М. К., Зуева М. С., Воронина А.Н. Совершенствование методологии обеспечения экономической безопасности региона // Экономика региона. 2010, № 1 (21).

4. Аристархова М. К., Зуева М. С., Воронина А.Н. Методологические аспекты предупредительного выявления «фирм-однодневок» // Вестник УГАТУ: Научный журнал. 2010. Т. 14, № 1 (36).

5. Морозов М.С. Эффективность контрольной работы налоговых органов РФ // Электронное научное издание «Сервис в России и за рубежом», 2007.

6. Панов П.А. 109 признаков недобросовестности налогоплательщиков. URL: http://www.econ-profi.ru/mdex.php?area=1&p=static&page=109 priznakov.

Финансовый университет вошел в международный рейтинг Webometrics

Финансовый университет вошел в международный рейтинг вузов Webometrics, оценивающий присутствие высших учебных заведений в Интернет-пространстве. В 2013 году Финансовый университет занял 32 место в рейтинге среди бизнес-школ мира.

Международный рейтинг Webometrics публикуется с 2004 года два раза в год. Критериями для анализа сайтов вузов являются число внешних ссылок, число индексируемых страниц и индекс цитирования. Эти же критерии влияют на оценку вуза в мировых рейтингах высших учебных заведений, таких как Times Higher Education World University Rankings и OS World University Rankings. Именно поэтому активное присутствие в интернет-пространстве является важным направлением развития для Фину-ниверситета.

№ 3/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.