Научная статья на тему 'Формирование механизма мотивации в контексте рыночных преобразований'

Формирование механизма мотивации в контексте рыночных преобразований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна

В статье предпринята попытка проанализировать формирование механизма мотивации студентов и педагогов высшего учебного заведения в современных экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма мотивации в контексте рыночных преобразований»

Таким образом, проведенный анализ показал возможности расширения

информационной насыщенности нижегородских вузов.

Литература

1. Булганина С. В., Гончарова Н. В. Исследование факторов позиционирования нижегородских вузов экономико-управленческого профиля на рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 165-171.

2. Вакуленко Р. Я., Колосова В. В. Социальная значимость имиджа вуза: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 14.— Режим доступа: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=826343

3. Егоров Е. Е., Лебедева Т. Е. Дискурсивное поле роста транспарентности российских вузов в контексте их интеграции в европейское пространство // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 327.

4. Помазной Ю. А. О понятии информационного общества // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2 (20). С. 65-68.

5. Рамазанов И. Ш. Формирование конкурентных преимуществ предприятия // Наука, техника и образование. 2014. № 3 (3). С. 82-83.

6. Савина Т. Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.

7. Цверов В. В., Булганина С. В. Маркетинговое исследование конкуренции на нижегородском рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 142-149.

8. Шкунова А. А. Основные компоненты образовательной среды учебного заведения // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. Сборник статей по материалам II Международной научнопрактической конференции. 2015. С. 179-181.

9. Egorov E. E., Lebedeva T. E., Bulganina S. V., Vasilyeva L. I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies. 2015. Т. 8. № 5. С. 191-204.

Формирование механизма мотивации в контексте рыночных преобразований Лебедева Т. Е.

Лебедева Татьяна Евгеньевна / Lebedeva Tatiana Evgenievna - кандидат педагогических наук,

доцент,

кафедра инновационных технологий менеджмента,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье предпринята попытка проанализировать формирование механизма мотивации студентов и педагогов высшего учебного заведения в современных экономических условиях.

Ключевые слова: экономика образования, мотивация студентов, система

стимулирования студентов.

49

Перемены, происходящие в экономике, настолько динамичны и разнообразны, что не могут не сказаться на функционировании, а также достижении результативности, эффективности такой сложной социальной системы, как образование [9]. Между тем, становление и развитие рыночный отношений, отказ государства от тотального контроля над деятельностью ВУЗов, развитие различных форм собственности, формирование свободных цен на образовательные услуги, возможность самостоятельного хозяйствования ставит сегодня по-новому проблему процесса подготовки педагогических кадров [8].

Активное влияние рыночных факторов на занятость и конъюнктуру рынка рабочей силы не может не оказывать воздействие на систему высшего педагогического образования, в частности, на организацию его учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации студентов [11].

Основными принципами формирования мотивации обучения студента являются:

- реализация личного интереса в сфере получения базового образования по соответствующим наиболее престижным специальностям;

- свобода выбора образовательного продукта;

- правовое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

- прикладная направленность преподаваемых дисциплин;

- конкурентоспособность высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг;

- гибкость и эффективность системы стимулирования обучающегося [2].

Мощнейшим инструментом управления интересами является и рынок высшего

педагогического образования. Сегодня выбор студентов учебного заведения диктуется, прежде всего, потребностями рынка в высококвалифицированных специалистах, обладающих фундаментальными знаниями профессии и имеющими использовать эти знания в практике работы. Совокупный спрос на учителей современного типа особенно важен с позиции перспективности и конкурентоспособности получаемой выпускниками учебных заведений профессий [5, 6].

Как известно, учебные дисциплины четко определены в соответствии с государственными образовательными стандартами в зависимости от учебной специальности. Однако качество проведения занятий, его формы и результативность могут быть весьма различны. Это различия, связанные с уровнем профессионализма и мастерства преподавателя. Поэтому альтернативный подход к выбору студентом преподавательской аудитории нельзя игнорировать и не учитывать в управлении учебным процессом. Очевидно, что качество учебного занятия могут оценить профессионалы педагоги. Однако рейтинг преподавателя, полученный на факультете, определяется, прежде всего, студенческой аудиторий, уровнем полученных студентами знаний и осознанием ими важности этих знаний с позиции продавца своей рабочей силы на рынке труда [3].

В зарубежной практике организации учебного процесса педагог, работающий в переполненной учебной аудитории, стимулируется наиболее высоко, при этом, занимаемая им должность не обязательно выступает определяющим фактором оплаты его труда [8].

В свете сказанного представляется, что современная модель образовательной деятельности высшего педагогического учреждения должны определяться единством следующих составляющих:

- наличием разнообразных форм обучения специальностям (дневной, вечерней, заочной);

- разработкой индивидуальных программ обучения для конкретных студентов;

- возможностью получения второго высшего образования в рамках педагогического ВУЗа;

- элективным обучением студентов;

50

- функционированием студенческого научного общества;

- работой курсов подготовки и переподготовки по различным педагогическим специальностям [1, 4, 7].

Мотивационный климат ВУЗа является интегральной характеристикой, складывающейся из преобладающих мотивов труда, их значимости, уровня удовлетворенности [2].

Эффективность системы стимулирования студенческой аудитории напрямую зависит от ряда принципиальных условий:

- наличия благоприятного морально-психологического климата в университете и на факультете;

- наличия высококвалифицированного состава профессорско-преподавательских кадров;

- создания рациональной системы управления в университете и на факультете;

- организации и проведения некоммерческой деятельности [10].

Отметим, что конкурентоспособность университета и факультета во многом зависит от идеологии их некоммерческой деятельности. Учет фактора социального статуса, проведение некоммерческих акций рекламного и обучающего характера, презентация авторских программ, книжных новинок, выездная деятельность и др. -все это способствует успеху и процветанию высшего образовательного учреждения.

Учет изложенных положений соответствует современным представлениям об учебно-воспитательном процессе, модернизации процесса обучения и системы мотивации и будет во многом способствовать выработке собственной стратегии развития образовательных учреждения современного типа и повышению рейтинга высшего педагогического учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Литература

1. Egorov E. E., Lebedeva T. E., Bulganina S. V., Vasilyeva L. I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives / International Education Studies. 2015. Т. 8. № 5. С. 191-204.

2. Lebedeva T. E., Egorov E. E., Vakulenko R. Y., Stouhina N. Y Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of bologna process in Russia. / Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 10. С. 1097.

3. Васильева Л. И., Егоров Е. Е., Лебедева Т. Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта и их реализация в подготовке менеджера / В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.

4. Егоров Е. Е., Лебедева Т. Е. Дискурсивное поле роста транспарентности российских вузов в контексте их интеграции в европейское пространство / Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 327.

5. Зотова В. А. К вопросу о качестве образования / Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 128-131.

6. Коваленко И. Г. Готовность школьников к профессиональному самоопределению / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 83-84.

7. Лебедева Т. Е. Использование активных методов обучения при подготовке специалиста сферы сервиса / Педагогика высшей школы и профессионального образования. 2012. № 2. С. 16.

8. Медведева М. Л. Почему люди так редко работают по выбранной специальности? / Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 103-106.

9. Папуткова Г. А., Потапова Т. К., Егоров Е. Е. Развитие программ дополнительного образования в контексте функционального разделения педагогического труда / Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 2 (19). С. 62-70.

51

10. Савина Т. ЛРазвивающий потенциал образовательной среды / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.

11. Худикова Л. С., Егоров Е. Е. Выбор принципов построения систем мотивации в организации. В сборнике: Инновационные технологии управления Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 35-37.

Особенности и проблемы российского рынка услуг дополнительного образования детей Каракчиева И. В.

Каракчиева Инна Викторовна / Karakchieva Inna Viktorovna - старший научный сотрудник, Управление научно-исследовательских работ,

Автономная некоммерческая организация Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье представлены общие тенденции рынка услуг дополнительного образования детей в России за период с 2012 по 2014 годы. Проанализированы особенности развития сети государственного и негосударственного организаций системы дополнительного образования детей, дана оценка объемов финансирования и динамики численности детей, занимающихся в государственных (муниципальных) и негосударственных организациях дополнительного образования детей. Приведенные статистические данные позволяют выделить ключевые направления по совершенствованию системы дополнительного образования детей в условиях Российской Федерации.

Ключевые слова: рынок услуг, система дополнительного образования детей, государственные (муниципальные) образовательные организации дополнительного образования детей, негосударственные организации дополнительного образования детей, объем финансирования, источники финансирования, внебюджетное финансирование.

Рынок в его классическом понимании представляет собой экономические отношения между покупателями и продавцами. Однако в данной статье рассматривается рынок услуг дополнительного образования с точки зрения «предложения», то есть продавца услуг дополнительного образования.

Российский рынок услуг дополнительного образования имеет ряд особенностей, связанных как с инфраструктурными элементами системы дополнительного образования детей, так и нормативной правовой и методической базой, действующей в данной системе:

услуги в основном потребляются на месте их реализации, поэтому посредничество между потребителями и производителями практически отсутствует;

часть услуг на данном рынке предоставляется бесплатно, ввиду их социальной значимости (оплачиваются государственными и муниципальными бюджетами);

рынок характеризуется локальной сегментацией, связанной с рядом социально -экономических характеристик потребителя (доходами, ценами, запросами и требованиями к услугам со стороны потребителя и т. д.);

основными участниками рынка являются государство (в лице как организаций дополнительного образования, так и образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы), домашние хозяйства, частные предприятия и некоммерческие организации.

В России, как и в ведущих странах мира, в борьбе за человеческий капитал дополнительному образованию отводится важнейшая роль, поскольку

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.