Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНВЕСТОРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНВЕСТОРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / ПРОЦЕССЫ КОНТРАГЕНТОВ / ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ / СТОИМОСТЬ ПРОЦЕССОВ / КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССОВ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боброва Н.М., Иванов А.Н., Плюснина Л.М.

Рассмотрена проблема создания механизма контроля за расходованием средств инвестора при реализации инвестиционных проектов предприятиями нефтегазового сектора. Определена общая последовательность этапов разработки методики проведения проверок реализации инвестиционных проектов. Предложены основные составляющие механизма контроля инвестора за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения. В основе изложенного механизма положен процессный подход в управлении проектами, выделены основные процессы, подверженные контролю. Акцентировано внимание на определении основных производственных процессов контрагентов - участников строительства (заказчиков; лиц, осуществляющих строительство; лиц, осуществивших подготовку проектной документации). Определены требования к организации и осуществлению данных процессов, как со стороны государства, так и заказчика, а также лиц, выполняющих работы. Разработана методика определения стоимости выделенных процессов, предусматривающая основные способы определения стоимости процессов контрагентов: на основании смет; на основании договоров; на основании накладных расходов; на основании иных источников. В рамках механизма контроля целевого использования средств инвестора разработана методика оценки инвестиционного риска, обусловленного несоответствиями, выявленными при реализации процессов контрагентов. При оценке инвестиционного риска предложено использование двух коэффициентов: коэффициента системности, характеризующего степень возрастания рисков инвестора в зависимости от частоты и повторяемости несоответствий, и коэффициента значимости, характеризующего степень возрастания рисков инвестора в зависимости от степени влияния выявленного несоответствия в организации и осуществлении контрагентами производственных процессов как на результат, так и на процессы выполнения работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A MECHANISM TO CONTROL THE SPENDING OF INVESTOR’S FUNDS DURING REALIZATION OF INVESTMENT PROJECTS IN THE OIL AND GAS SECTOR

This paper examines the problem of building a mechanism to control the spending of investor funds within investment projects implemented by oil and gas enterprises. The general sequence of stages in the development of a methodology for auditing the implementation of investment projects has been determined. The main components of the investor control mechanism over the targeted use of funds allocated for capital investments are proposed. The stated mechanism is based on the process approach in project management, the main processes subject to control are identified. The article is focused on the definition of the main production processes of counterparties, i.e. participants in a construction project (customers; builders; project documentation writers). The requirements for the organization and implementation of these processes, both from the state and the customer, as well as task performers, have been determined. The article presents a method to calculate the cost of the processes classified, which provides for the main methods for determining the cost of counterparty processes: based on estimates, contracts, overhead costs, and other sources. As part of the control mechanism for the targeted use of investor funds, a methodology for assessing investment risk due to inconsistencies identified during the implementation of counterparty processes has been developed. In assessing investment risk two coefficients are proposed: a systemic coefficient, which characterizes the degree of an investor's risks increase depending on the frequency and recurrence of inconsistencies, and a significance coefficient, characterizing the degree of an investor's risks increase depending on the degree of influence of the revealed inconsistency in the organization and the implementation of production processes by counterparties both on the result and the working processes.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНВЕСТОРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2022.15 УДК 330.322:665.7

Н.М. Боброва, А.Н. Иванов, Л.М. Плюснина

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНВЕСТОРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Рассмотрена проблема создания механизма контроля за расходованием средств инвестора при реализации инвестиционных проектов предприятиями нефтегазового сектора. Определена общая последовательность этапов разработки методики проведения проверок реализации инвестиционных проектов. Предложены основные составляющие механизма контроля инвестора за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения. В основе изложенного механизма положен процессный подход в управлении проектами, выделены основные процессы, подверженные контролю. Акцентировано внимание на определении основных производственных процессов контрагентов - участников строительства (заказчиков; лиц, осуществляющих строительство; лиц, осуществивших подготовку проектной документации). Определены требования к организации и осуществлению данных процессов, как со стороны государства, так и заказчика, а также лиц, выполняющих работы.

Разработана методика определения стоимости выделенных процессов, предусматривающая основные способы определения стоимости процессов контрагентов: на основании смет; на основании договоров; на основании накладных расходов; на основании иных источников.

В рамках механизма контроля целевого использования средств инвестора разработана методика оценки инвестиционного риска, обусловленного несоответствиями, выявленными при реализации процессов контрагентов. При оценке инвестиционного риска предложено использование двух коэффициентов: коэффициента системности, характеризующего степень возрастания рисков инвестора в зависимости от частоты и повторяемости несоответствий, и коэффициента значимости, характеризующего степень возрастания рисков инвестора в зависимости от степени влияния выявленного несоответствия в организации и осуществлении контрагентами производственных процессов как на результат, так и на процессы выполнения работ.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, участники реализации инвестиционного проекта, инвестиционный риск, процессы контрагентов, требования к процессам, стоимость процессов, контроль процессов, результативность контроля.

Инвестиционная деятельность связана с риском, который определен вероятностью полной или частичной потери своих вложений или неполучения ожидаемого дохода (прибыли) от вложенных средств. В этой связи для инвестора является актуальным непосредственное участие в процессе контроля

© Боброва Н.М., Иванов А.Н., Плюснина Л.М., 2022

Боброва Надежда Михайловна - старший преподаватель кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: bobrova.nadejda@gmail.com.

Иванов Андрей Николаевич - ведущий специалист отдела экономической безопасности, анализа информации и специальных систем защиты Управления корпоративной безопасности ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», e-mail: aivanov8@yandex.ru.

Плюснина Любовь Михайловна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»; исполнительный директор образовательного центра строителей ГАУ ДПО «Институт повышения квалификации - РМЦПК», e-mail: ocs@rmc.edu.ru.

расходования средств и создания механизма предотвращения как некачественного результата, так и хищений.

При этом при реализации инвестиционных проектов по строительству и обустройству скважин, которые занимают основное место в инвестиционной деятельности для предприятий нефтегазового сектора, инвестор из состава активных субъектов инвестиционной деятельности исключен [1]. Невзирая на имеющиеся права инвестора на осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения [2, ст. 6], в должной степени механизм такого контроля не разработан. Порядок осуществления контроля определен только при осуществлении государственных капитальных вложений, когда ответственность за его проведение возложена на счетную палату РФ, уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти либо органы субъектов РФ [2, ст. 13]. Иных механизмов, позволяющих инвестору осуществлять контрольные функции, не предложено. Это, безусловно, снижает инвестиционную привлекательность компании, так как под инвестиционной привлекательностью предприятия принято понимать комплексный показатель, который количественно определит целесообразность инвестированных ресурсов в данное предприятие [3, с. 207]. Создание механизма контроля за целевым использованием средств инвестора при реализации инвестиционных проектов будет способствовать дальнейшему развитию промышленности и экономики, так как эта задача предполагает разработку иных комплексных подходов к развитию предприятий промышленного сектора, повышающих результативность создания и использования уже имеющейся ресурсной базы [4, с.153].

В настоящей статье на основе проведенного анализа определены основные составляющие механизма контроля целевого использования средств инвестора на инвестиционном этапе.

Основными составляющими механизма контроля реализации инвестиционных проектов являются:

• разработка и внедрение методики проведения проверок;

• осуществление контрольных проверок на объектах строительства;

• расчет финансовых рисков на основе выявляемых при проверках несоответствий;

• контроль за устранением выявляемых несоответствий;

• анализ выявляемых несоответствий и определение причины их возникновения;

• планирование и выполнение мероприятий, направленных на устранение причин выявляемых несоответствий;

• анализ результативности предпринятых действий.

Общая последовательность разработки методики проведения проверок реализации инвестиционных проектов показана на рис. 1.

Рис. 1. Алгоритм разработки методики проведения проверок реализации инвестиционных проектов

Определение основных процессов контрагентов. К объектам технического регулирования в строительстве относятся как результаты деятельности -здания и сооружения (вместе с входящими в их состав сетями инженерно-технического обеспечения и системами инженерно-технического обеспечения) [5, ст. 3], а также производственные процессы [6, п. 3.4.1] - связанные со зданиями и с сооружениями процессы: проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация и утилизация (снос). Инвестор, вкладывая средства в реализацию инвестиционного проекта, финансирует не только результаты, но и процессы осуществления деятельности, и именно от того, как организованы процессы, как они реализуются и взаимодействуют, зависит результат строительства [7, с. 76].

В разработанной системе контроля определены основные процессы участников инвестиционной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Основные производственные процессы контрагентов -участников строительства

№ п/п Участник строительства Основные производственные процессы

1 Заказчик Строительный контроль заказчика

2 Лицо, осуществляющее строительство Разработка организационно-технологической документации

Выполнение работ, конструкций, систем инженерно-технического обеспечения объекта строительства в соответствии с проектной и рабочей документацией

Строительный контроль лица, осуществляющего строительство

Ведение исполнительной документации

3 Лицо, осуществившее подготовку проектной документации Авторский надзор

Проектирование Примечание. В общем случае, процесс проектирования завершается до начала строительства, однако при выполнении строительно-монтажных работ, как правило, выявляются недостатки в проектировании, которые не были выявлены на предыдущих этапах, включая этап экспертизы проектной документации

Определение требований к организации и осуществлению процессов. На основании принципиальных изменений в законодательстве [8], в настоящее вре-

мя, в строительстве нормативно-технические документы разделены на документы обязательного и документы добровольного применения. В этой связи организационно-технические требования к процессам и их результатам устанавливаются:

1. Государством:

• для обязательного применения - в Перечне национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе будет обеспечиваться соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [9];

• для добровольного применения - в Перечне документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе будет обеспечиваться соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [10].

2. Заказчиком [11, ч. 2, ст. 743]:

• для обязательного применения - в Договорах на выполнение работ и оказание услуг;

• для обязательного применения - в проектно-сметной документации;

3. Лицами, выполняющими работы / исполнителями, предоставляющими услуги - самими для себя в добровольном порядке при внедрении каких-либо систем менеджмента [6, 12, 13].

Определение стоимости процессов контрагентов. По договорам, заключенным с контрагентами, заказчик обязан принять результат работ и предоставленные услуги и оплатить их [11, ч. 2, ст. 702, 740, 779], следовательно, все процессы контрагентов имеют конкретную цену.

При определении стоимости основных процессов контрагентов, указанных в табл. 1, применены следующие способы:

1. Определение стоимости процессов контрагентов на основании смет. Наиболее общим документом, содержащим информацию о стоимости процессов контрагентов, который объединяет все затраты по стройке и определяет сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом, является Сводный сметный расчет стоимости строительства (ССР). Кроме того, сведения о стоимости работ, необходимые для определения стоимости производственных процессов, содержат локальные и объектные сметы [14, с. 180].

2. Определение стоимости процессов контрагентов на основании договоров. Как правило, определение стоимости процессов контрагентов на основании договоров применяется для договоров оказания услуг, в том числе на проектирование, на авторский надзор, на строительный контроль заказчика и т.п. Кроме того, такой способ применяется также на выполнение работ, для которых не установлены нормативные требования, например, ремонтных работ на основании калькуляций, дефектных ведомостей и т.п., работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту и т.п., которые, как правило, являются приложениями к договору.

3. Определение стоимости процессов контрагентов на основании накладных расходов. Накладные расходы являются одной из составных частей сметной стоимости строительства и оплачивает их заказчик. В составе накладных расходов находятся показатели, на основании которых экспертным путем определена стоимость реализуемых участниками инвестиционной деятельности процессов, которые напрямую не включены в Сводный сметный расчет. Экспертные оценки приняты на основании обработки и анализа значительного массива договоров ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», связанных с формированием стоимости работ и учитывающих величину прямых затрат, накладных расходов, а также плановых накоплений. Для удобства обращения полученных стоимостных показателей процессов лица, осуществляющего строительство, они приведены к стоимости строительно-монтажных работ Ссмр и составляют:

разработка организационно-технологической

документации (Сотд).......................................................................~ 0,001хССМр

строительный контроль лица, осуществляющего

строительство (Ссклос) ......................................................................~ 0,01*Ссмр

ведение исполнительной документации (Сид)............................~ 0,005хСсмр

4. Определение стоимости процессов контрагентов на основании иных источников. Необходимость расчета стоимости процессов на основании иных источников возникает в случаях, когда процедура организации работ отличается от установленного порядка на основании решений, принимаемых на высшем уровне.

В качестве наиболее часто применяемых иных источников могут использоваться:

• договоры о намерениях (при планируемом приобретении объекта капитального строительства после окончания строительства);

• справки о выполненных работах;

• тендерные предложения контрагентов, предоставляемые претендентами;

• другие.

Стоимость процессов определяется с применением в каждом конкретном случае максимальной доступной для расчета информации.

Определение системности выявленных несоответствий. Суть оценки системности состоит в том, чтобы определить степень влияния выявленных несоответствий на организацию и реализацию процессов. Показателем влияния на системность является повторяемость несоответствий [15, с. 76]. В этой связи при внедрении системы контроля на предприятии ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» принят коэффициент системности Ксист, образно говоря, «коэффициент терпения инвестора», показывающий степень возрастания рисков инвестора в зависимости от частоты и повторяемости несоответствий (табл. 2).

Обычно коэффициент системности Ксист на практике определяют путем расчета среднеарифметического значения коэффициентов системности выявляемых несоответствий и/или групп таких несоответствий:

К + К + К + + К

К _ сист1_сист2_сист3 ' ' '_систп

сист *

п

Таблица 2

Пример определения коэффициентов системности Ксист

Ксист Характеристика выявленного несоответствия Статус выявленных несоответствий

0,25 Выявленные несоответствия будут носить единичный характер «Случайность»

0,5 Выявленные несоответствия будут носить повторяющийся характер в пределах одного вида деятельности/контрольного мероприятия «Совпадение»

0,75 Выявленные несоответствия будут носить повторяющийся характер в пределах нескольких видов деятельности/контрольных мероприятий «Закономерность»

1,00 Выявленные несоответствия будут свидетельствовать о невыполнении вида деятельности/контрольного мероприятия «Система»

Определение значимости выявляемых несоответствий. Выявленные при проверке несоответствия в организации и осуществлении контрагентами производственных процессов имеют различное влияние как на результат, так и на процессы выполнения работ. В этой связи при внедрении системы контроля предложено применение коэффициента значимости выявленных несоответствий Кзнач, градация которого ориентирована на существующие нормативные требования [16, р. 3, п. 3.10, 3.11, 3.12] к результатам (табл. 3).

Таблица 3

Пример определения коэффициента значимости Кзнач, ориентированного на результат процессов

Кзнач Характеристика выявленного несоответствия Статус выявленных несоответствий

0,01 Дефект/несоответствие, которое существенно не влияет на эксплуатационную характеристику и долговечность результата выполненных работ/услуг Малозначительное несоответствие

0,1 Дефект/несоответствие, при появлении которого существенно ухудшается характеристика результата выполненных работ/услуг и их долговечность Значительное несоответствие

1 Дефект/несоответствие, при появлении которого результат выполненных работ/услуг становится функционально непригодным для использования/применения, дальнейшее выполнение работ/услуг становится небезопасным или может привести к снижению характеристик результатов работ в процессе эксплуатации Критическое несоответствие

Кроме того, при разработке системы рассматривалось применение коэффициентов, ориентированных на процессы (табл. 4).

В общем случае коэффициент значимости Кзнач на практике определяется как среднеарифметическое значение коэффициентов значимости выявленных несоответствий и/или групп таких несоответствий:

К + К + + К

К _ знач1_знач2 ' ' '_значп

знач *

п

Таблица 4

Пример определения коэффициента значимости Кзнач, ориентированного на процессы

Кзнач Характеристика выявленного несоответствия Статус выявленных несоответствий

0,01 Потенциальные несоответствия*, которые в соответствии с принятой технологией работ еще не привели к нарушению, влияющему на результат процесса, но требуют устранения Малозначительное несоответствие

0,1 Несоответствия, которые привели к нарушениям, влияющим на результат процесса, и которые в соответствии с принятой технологией работ могут быть устранены Значительное несоответствие

1 Несоответствия, которые привели к нарушениям, влияющим на результат процесса, и которые в соответствии с принятой технологией выполнения работ не могут быть устранены. Критическое несоответствие

*Для предотвращения причин потенциальных несоответствий предпринимается комплекс предупреждающих действий.

Расчет финансовых рисков инвестора на основании результатов проверок. В соответствии с концепцией рискориентированного мышления [17, п. 0.3.3], основной задачей при проведении проверки является выявление рисковых ситуаций или рисковых факторов, которые характеризуются как ситуации, которые могут привести к нанесению ущерба инвестору на этапе инвестирования. К таким рисковым ситуациям относится оплата инвестором работ/услуг, которые:

• не выполнены/не предоставлены;

• выполнены/предоставлены не в полном объеме;

• выполнены/предоставлены с ненадлежащим уровнем безопасности и качества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любая рисковая ситуация для инвестора создается неопределенностью

[18, с. 144], под которой нужно понимать неполную или неточную информацию об условиях деятельности контрагентов, в том числе связанные с этой деятельностью планируемые и полученные результаты1. Индикатором наличия таких рисковых ситуаций являются выявленные при проверке несоответствия.

Наличие таких несоответствий может свидетельствовать как о том, что производственные процессы контрагентами либо не выполнены, либо выполнены не в полном объеме, а результаты процессов не достигнуты, так и о том, что процессы выполнены с установленной результативностью, но при этом необходимые подтверждающие документы должным образом не оформлены. Именно этим и характеризуется неопределенность. А в совокупности с необходимостью оплаты работ и услуг при наличии такой неопределенности возникают финансовые риски инвестора [19, с. 1031].

1 Степень реализации запланированной деятельности и достижение запланированного результата на основании ГОСТ Р ИСО 9000-2015 п. 3.7.11 определяется как результативность.

Таким образом, выявленные несоответствия являются основанием для расчета финансовых рисков инвестора (ФРИ) для каждого г процесса, которые, в общем случае, рассчитываются по формуле

ФРИ. = К . х К . х С .

г сист. знач. процг

Следовательно, общие риски инвестора, обусловленные несоответствиями, выявленными при реализации процессов контрагентов, предложено рассчитывать по формуле

п

ФРИ = £ ^систг х Кзначг Х Ороцг, г =1

где г - конкретный процесс контрагента; п - общее количество проверяемых производственных процессов контрагентов; £ - сумма производственных процессов контрагентов, подлежащих проверке; Ксистг - коэффициент системности, обусловленный частотой повторения несоответствий при проверке реализации конкретного процесса; Кзначг - коэффициент значимости, обусловленный влиянием выявленных несоответствий на конкретные реализуемые процессы и результат работ; Спроцг- - стоимость конкретного процесса, реализуемого контрагентом.

Расчет финансовых рисков инвестора на основании результатов проверок выполняется с учетом необходимости исключения ошибок второго рода. В широком смысле ошибки второго рода - это признание годным фактически не годного результата работ [20, с. 79], это подтверждение объема работ, который фактически не выполнен, это оплата выполненной работы и/или предоставленной услуги, которые по факту не были выполнены, или были выполнены не в полной мере, или выполнены с ненадлежащим уровнем безопасности и качества, - характеризуют риски заказчика, а следовательно, и инвестора.

В результате проведенной работы сформирован и внедрен механизм контроля целевого использования средств ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», направляемых на реализацию инвестиционных проектов.

Указанный механизм интегрирован в систему управления инвестиционными проектами, так как он позволяет:

• исследовать целое - ход реализации всего инвестиционного проекта по его частным составляющим - производственным процессам непосредственно на этапе строительства;

• своевременно принимать управляющие воздействия для устранения выявленных рисков, а также причин их вызвавших;

• наряду с финансовыми рисками, прогнозировать риски технологические, связанные с получением в эксплуатацию объекта, создание которого сопровождалось выявленными несоответствиями;

• оценивать результативность принятых мер коррекции и корректирующих действий не только по оценке повторяемости несоответствий [17, п. 10.2.1], но и по снижению финансовых рисков инвестора.

Список литературы

1. СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 [Электронный ресурс]: утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781 (ред. от 26.08.2016). - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).

2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: Федер. закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 (ред. от 08.12.2020) . - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).

3. Буторина О.В., Шишкина И.В. Инвестиционная привлекательность компании: сущность, сопоставление методик оценки // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 2. - С. 206-221.

4. Гершанок Г.А., Петров Д.А. Формирование механизма выбора концепции организации производства на основе характеристики выпускаемого продукта // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 2. - С. 152-164.

5. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений [Электронный ресурс]: Федер. закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) . -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).

6. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]: утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1390-ст. -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2021).

7. Плюснина Л.М., Брезгина Л.В., Лушникова С.Н. Управление стоимостью инновационных строительных технологий // Дискуссия. - 2012. - № 12. -С. 70-76.

8. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: Федер. закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) . - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2021).

9. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 (в ред. от 07.12.2016) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2021).

10. Приказ Росстандарта от 17.04.2019 № 831 (ред. от 24.12.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.02.2021).

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.03.2021).

12. ГОСТ Р ИСО 14004-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по внедрению [Электронный ресурс]: утв. и введен в действие Приказом Рос-

стандарта от 18.07.2017 № 700-ст. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.03.2021).

13. ГОСТ Р ИСО 31000-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство [Электронный ресурс]: утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.12.2019 № 1379-ст. -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.03.2021).

14. Брезгина Л.В., Плюснина Л.М., Терентьев В.А. Формирование системы управления стоимостью инновационных строительных технологий // Научное обозрение. - 2013. - № 1. - С. 177-182.

15. Солопова Н.А. Проблемы совершенствования систем менеджмента качества строительных организаций // Наука сегодня: реальность и перспективы: материалы междунар. науч-практ. конф. - Вологда: Маркер, 2019. - С. 75-77.

16. Об утверждении свода правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (вместе с «СП 246.1325800.2016. Свод правил...») [Электронный ресурс]: Приказ Минстроя России от 19.02.2016 № 98/пр. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.03.2021).

17. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]: утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1391-ст (вместе с "Разъяснением новой структуры, терминологии и понятий", "Другими международными стандартами в области менеджмента качества и на системы менеджмента качества, разработанными ИСО/ТК 176"). - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.03.2021).

18. Опарин С.Г., Стасишина-Ольшевская А.Е. Стоимостная оценка риска потребности в дополнительном финансировании строительства на этапе проектной подготовки // Бюллетень результатов научных исследований. - 2018. -№ 2.- С. 142-156.

19. Малолетков И.Ю. Управление финансовыми рисками инвестора-застройщика и оценка эффективности управленческого воздействия // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 8 (97). - С. 1030-1035.

20. Ахмедов Б.М., Бегунов А.А., Кондрашкова Г.А. Установление показателей качества продукции и технологических параметров и норм точности их измерения: учеб. пособие / под ред. А.А. Бегунова; СПбГТУРП. - СПб., 2008. - 85 с.

References

1. SP 48.13330.2011. Svod pravil. Organizatsiia stroitel'stva. Aktualizirovannaia redaktsiia SNiP 12-01-2004 [SP 48.13330.2011. Guidelines. Construction site management] (rev. 26.08.2016). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 15.01.2021).

2. Ob investitsionnoi deiatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii, osushchestvliaemoi v forme kapital'nykh vlozhenii' [On investment activities in the Russian Federation, car-

ried out in the form of capital investments]. Federal Law dated 25.02.1999, No. 39-FZ (rev. 08.12.2020). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 15.01.2021).

3. Butorina O.V., Shishkina I.V. Investitsionnaia privlekatel'nost' kompanii: sushchnost', sopostavlenie metodik otsenki [The company's investment attractiveness: Essence and comparison of assessment methods]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no. 2, pp. 206-221.

4. Gershanok G.A., Petrov D.A. Formirovanie mekhanizma vybora kontseptsii organizatsii proizvodstva na osnove kharakteristiki vypuskaemogo produkta [Formation of the mechanism of production organization concept selection based on the characteristics of the manufactured product]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no.2, pp. 152-164.

5. Tekhnicheskii reglament o bezopasnosti zdanii i sooruzhenii' [Technical regulations on the safety of buildings and structures]. Federal Law dated 30.12.2009, No. 384-FZ (rev. 02.07.2013). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 15.01.2021).

6. Natsional'nyi standart Rossiiskoi Federatsii. Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniia i slovar' [National standard of the Russian Federation. Quality management systems. Basic provisions and dictionary]. GOST R ISO 9000-2015. Order of Rosstandart dated 28.12.2015, No. 1390-st. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 19.01.2021).

7. Pliusnina L.M., Brezgina L.V., Lushnikova S.N. Upravlenie stoimost'iu innovatsionnykh stroitel'nykh tekhnologii [Price management of innovative building technologies]. Diskussiia, 2012, no. 12, pp. 70-76.

8. O tekhnicheskom regulirovanii' [On technical regulation]. Federal Law dated 27.12.2002, No. 184-FZ (rev. 22.12.2020, 01.01.2021). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 19.01.2021).

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2014 № 1521 (v red. ot 07.12.2016) [Decree of the RF Government dated 26.12.2014, No. 1521 (rev. 07.12.2016)]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 19.01.2021).

10. Prikaz Rosstandarta ot 17.04.2019 N 831 (red. ot 24.12.2019) [Order of Rosstandart dated 17.04.2019, No. 831 (rev. 24.12.2019)]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 11.02.2021).

11. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraia) ot 26.01.1996 N 14-FZ (red. ot 09.03.2021) [Civil Code of the Russian Federation (Part 2) dated 26.01.1996, No. 14-FZ (rev. 03.09.2021)]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 19.03.2021).

12. Natsional'nyi standart Rossiiskoi Federatsii. Sistemy ekologicheskogo menedzhmenta. Obshchie rukovodiashchie ukazaniia po vnedreniiu [National standard of the Russian Federation. Environmental management systems. General guidelines for implementation]. GOST R ISO 14004-2017, Order of Rosstandart dated 18.07.2017, No. 700-st. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 19.03.2021).

13. Natsional'nyi standart Rossiiskoi Federatsii. Menedzhment riska. Printsipy i rukovodstvo [National standard of the Russian Federation. Risk management. Principles and guidance]. GOST R ISO 31000-2019, Order of Rosstandart of 10.12.2019, No. 1379-st. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 19.03.2021).

14. Brezgina L.V., Pliusnina L.M., Terent'ev V.A. Formirovanie sistemy upravleniia stoimost'iu innovatsionnykh stroitel'nykh tekhnologii [Governance is costing innovative building technologies]. Nauchnoe obozrenie, 2013, no. 1, pp. 177-182.

15. Solopova N.A. Problemy sovershenstvovaniia sistem menedzhmenta kachestva stroitel'nykh organizatsii [Improvement problems of quality management systems of building organizations]. Nauka segodnia: real'nost' i perspektiv. Proc. Int. Acad. Conf. Vologda, Marker, 2019, pp. 75-77.

16. Ob utverzhdenii svoda pravil "Polozhenie ob avtorskom nadzore za stroitel'stvom zdanii i sooruzhenii [On approval of "Regulations on architectural supervision of buildings and structures construction]. Order of the RF Ministry of Construction dated 19.02.2016, No. 98. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 19.03.2021).

17. Natsional'nyi standart Rossiiskoi Federatsii. Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniia [National standard of the Russian Federation. Quality management systems. Requirements]. GOST R ISO 9001-2015, Order of Rosstandart dated 28.12.2015, No. 1391-st. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 19.03.2021).

18. Oparin S.G., Stasishina-Ol'shevskaia A.E. Stoimostnaia otsenka riska potrebnosti v dopolnitel'nom finansirovanii stroitel'stva na etape proektnoi podgotovki [Cost estimate of the need in additional financing of construction risk at the stage of project development]. Biulleten' rezul'tatov nauchnykh issledovanii, 2018, no. 2, pp. 142-156.

19. Maloletkov I.Iu. Upravlenie finansovymi riskami investora-zastroishchika i otsenka effektivnosti upravlencheskogo vozdeistviia [Financial risk management for investment companies in construction and evaluation of management effectiveness]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2018, no. 8 (97), pp. 1030-1035.

20. Akhmedov B.M., Begunov A.A., Kondrashkova G.A. Ustanovlenie pokazatelei kachestva produktsii i tekhnologicheskikh parametrov i norm tochnosti ikh izmereniia [Establishing indicators of product quality and technological parameters and standards for the accuracy of their measurement]. Ed. A.A. Begunov. St. Petersburg, Higher School of Technology and Energy, 2008, 85p.

Оригинальность 77 %

Поступила 22.03.2021 Одобрена 29.04.2021 Принята к публикации 25.02.2022

N.M. Bobrova, A.N. Ivanov, L.M. Plyusnina

BUILDING A MECHANISM TO CONTROL THE SPENDING OF INVESTOR'S FUNDS DURING REALIZATION OF INVESTMENT PROJECTS IN THE OIL AND GAS SECTOR

This paper examines the problem of building a mechanism to control the spending of investor funds within investment projects implemented by oil and gas enterprises. The general sequence of stages in the development of a methodology for auditing the implementation of investment projects has been determined. The main components of the investor control mechanism over the targeted use of funds allocated for capital investments are proposed. The stated mechanism is based on the process approach in project management, the main processes subject to control are identified. The article is focused on the definition of the main production processes of counterparties, i.e. participants in a construction project (customers; builders; project documentation writers). The requirements for the organization and implementation of these processes, both from the state and the customer, as well as task performers, have been determined.

The article presents a method to calculate the cost of the processes classified, which provides for the main methods for determining the cost of counterparty processes: based on estimates, contracts, overhead costs, and other sources.

As part of the control mechanism for the targeted use of investor funds, a methodology for assessing investment risk due to inconsistencies identified during the implementation of counterparty processes has been developed. In assessing investment risk two coefficients are proposed: a systemic coefficient, which characterizes the degree of an investor's risks increase depending on the frequency and recurrence of inconsistencies, and a significance coefficient, characterizing the degree of an investor's risks increase depending on the degree of influence of the revealed inconsistency in the organization and the implementation of production processes by counterparties both on the result and the working processes.

Keywords: investment activity, participants in the implementation of an investment project, investment risk, counterparty processes, process requirements, cost of processes, control of processes, effectiveness of control.

Nadezhda M. Bobrova - Senior Lecturer, Department of Economics and Finance, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: bobrova.nadejda@gmail.com.

Andrey N. Ivanov - Leading Specialist, Department of Economic Security, Information Analysis and Special Protection Systems of the Corporate Security Directorate, LLC LUKOIL-PERM, e-mail: aivanov8@yandex.ru.

Lyubov M. Plyusnina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Finance, Perm National Research Polytechnic University; Executive Director of the Educational Center for Builders, Institute for Advanced Studies - RMTSPK", e-mail: ocs@rmc.edu.ru.

Received 22.03.2021 Accepted 29.04.2021 Published 25.02.2022

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Боброва, Н.М. Формирование механизма контроля расходования средств инвестора при реализации инвестиционных проектов в нефтегазовом секторе экономики / Н.М. Боброва, А.Н. Иванов, Л.М. Плюснина // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. -2022. - № 1. - С. 190-202.

Please cite this article in English as:

Bobrova N.M., Ivanov A.N., Plyusnina L.M. Building a mechanism to control the spending of investor's funds during realization of investment projects in the oil and gas sector. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 1, pp. 190-202 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.