Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 1(33). С. 104—110.
Economic and Socio-Humanitarian Studies. 2022. 1(33). С. 104—110.
УДК 08.00.05
doi:10.24151/2409-1073-2022-1-104-110
Формирование механизма государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве г. Коми
Андрей Алексеевич Юдин1. Татьяна Васильевна Тарабукина2. Алексей Валерьевич Облизов3
1-3Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук, г. Сыктывкар, Россия
[email protected] [email protected] [email protected]
Аннотация: Анализируется характер процессов инвестирования организаций сельского хозяйства в Республике Коми, отмечается их «спонтанность». Выделяются проблемы, тормозящие инновационное развитие сельского хозяйства Коми, главная проблема — неудовлетворительное состояние его материально-технической базы ввиду инвестиционной недостаточности. Доказывается, что, несмотря на субсидирование, большая часть организаций сельского хозяйства региона находится в кризисном положении. Предлагается усовершенствовать стратегию инновационного развития экосистемы агропромышленного комплекса, с учетом цифровой трансформации, которая ориентирована на создание условий для глобального проникновения цифровых технологий в сферу производства, перераспределения и логистики в организациях агропромышленного комплекса Коми.
Ключевые слова: республика Коми, фермерское хозяйство, инвестирование, партнерство, исследования.
Финансирование: Статья подготовлена в рамках государственного задания № FGMW-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер НИОКР 1021062411604-8-4.1.1
Для цитирования: Юдин А. А. [и др.]. Формирование механизма государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве г. Коми / А. А. Юдин, Т. В. Тарабукина, А. В. Облизов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 1(33). С. 104—110. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-1-104-110
Formation of the mechanism of public-private partnership in agriculture of Komi
Andrey Alekseevich Yudin Tatiana Vasilyevna Tarabukina Alexey Valeryevich Oblizov
Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar, Russia
[email protected] [email protected] [email protected]
Abstract: The authors are analyzes the nature of investment processes of agricultural organizations in the Republic of Komi, noting their «spontaneity». The problems inhibiting the innovation development of agriculture in Komi are distinguished, the main problem is the unsatisfactory state of its material and technical base due to the lack of investment. It is proved that, despite the subsidizing, the majority of agricultural organizations in the region are in crisis. It is proposed to improve the strategy of innovation development of the agro-industrial complex ecosystem, taking into account the digital transformation, which focuses on creating conditions for the global penetration of digital technologies in the sphere of production, redistribution and logistics in the organizations of the agro-industrial complex of Komi.
Keywords: Komi Republic, farming, investment, partnership, research.
Funding: The article was prepared within the framework of the state task No. FGMW-2019-0051 under section X 10.1., subsection 139 of the Program of the FNI of State Academies for 2020, R&D registration number 1021062411604-8-4.1.1
For citation: Formation of the mechanism of public-private partnership in agriculture of Komi / A. A. Yudin, T. V. Tarabukina, A.V. Oblizov // Economic and socio-humanitarian studies. 2022. No. 1(33). P. 104-110. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-1-104-110
В настоящее время аграрный сектор в Республике Коми является интенсивно развивающейся отраслью. Вместе с тем существуют значительные проблемы, препятствующие полноценному росту. Так, отсутствие консультирования в аграрной сфере на муниципальном уровне выступает сдерживающим фактором к получению консультационных услуг субъектами малого и среднего бизнеса и сельского населения, что замедляет распространение инноваций [1].
Основные барьеры инновационного развития аграрной сферы Республики Коми показаны на рисунке 1.
Недостаточное развитие инфраструктуры сдерживает рост экономики. Одним из эффективных механизмов развития экономической инфраструктуры является государственно-частное партнерство (ГЧП): в современных условиях механизм ГЧП выступает как наиболее распространённый инструмент привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты [2].
Развитие агропромышленных кластеров и отдельных инфраструктурных проектов внутри них, которые базируются на инновационных технологиях, характерно для стран
с наиболее развитой или диверсифицированной экономикой (к примеру, Дания, США, Финляндия). Привлекательность кластеров для инвесторов, по сравнению с отдельными субъектами малого и среднего бизнеса, способствует повышению инвестиционной активности, дальнейшему развитию кластерных структур, и агропромышленного сектора в целом, создавая мультипликативный эффект [3; 4; 5]. В ходе разработки проекта агропромышленного кластера в Республике Коми главный акцент сделан на американскую модель кластера, особенностью которой является то, что ключевой заинтересованной стороной в формировании агропромышленного кластера выступает частный сектор в лице предприятий АПК. Важная роль в формировании кластера в рамках американской модели отводится также научным организациям и отраслевым высшим учебным заведениям, деятельность которых ориентирована на то, чтобы обеспечить предприятия АПК высококвалифицированным персоналом и которые проводят различные НИОКР для агропромышленных предприятий и комплекса в целом [6].
Рис. 1. Ограничения инновационного развития АПК Республики Коми
Роль государственных органов в этой модели ГЧП заключается в формировании благоприятных условий для дальнейшей деятельности кластера, повышения инвестиционной и инновационной активности их участников, их кооперационных связей и конкурентоспособности. К примеру, государственные органы могут финансировать приоритетные инвестиционные проекты кластера, а также предоставлять иные меры финансовой и нефинансовой поддержки [7].
Исходя из мирового и российского опыта функционирования кластеров, наиболее эффективной моделью формирования агропромышленного кластера является та, где ключевая роль принадлежит агропромышленным предприятиям, у которых имеется заинтересованность в снижении издержек, в повышении уровня кооперации и формировании новых компетенций. Если в процессе формирования агропромышленного кластера центральная роль в нем будет принадлежать государственным органам, то эффек-
тивное функционирование кластера на долгосрочной основе будет невозможно обеспечить по причине отсутствия заинтересованности предприятий АПК в формировании данной структуры.
Миссия агропромышленного кластера: обеспечить население Республики Коми высококачественной, экологически чистой продукцией сельского хозяйства [9]. Стратегическая цель агропромышленного кластера Республики Коми состоит в повышении роли региона в системе агропромышленного производства страны посредством формирования конкурентоспособности продукции на российском и зарубежных рынках за счет эффективного взаимодействия предприятий АПК, научных учреждений и государственных органов [10].
Данная цель направлена на решения следующих задач:
— разработка тактики взаимодействия участников кластера, базирующейся на применении современных достижений науки
и техники, а также обеспеченности высококвалифицированным персоналом;
— налаживание стратегического диалога с государственными органами с целью получать оперативные сведения относительно форм, видов поддержки, организации совместных мероприятий, ориентированных на формирование новых рабочих мест и обеспечение конкурентоспособности; повышение качества решений, принимаемых государственными органами с помощью дополнительной экспертизы со стороны кластера. Вместе с тем возрастет эффективность расходования средств бюджета за счет приори-тизации получателей поддержки со стороны государства (т.е. участников тех видов деятельности, имеющих максимальный потенциал развития), что является несомненно важным в условиях снижения расходов бюджета [11];
— формирование системы взаимоотношений с учебными заведениями с целью обеспечения персоналом, повышения квалификации и обучения работников, — обеспечение эффективности цепочки: «образование — производство — переработка — реализация продукции» с целью увеличить производственные объемы продукции АПК;
— повышение инвестиционной привлекательности АПК региона, что позволит привлечь дополнительные источники финансирования деятельности, реализовать совместные инвестиционные проекты посредством формирования благоприятных условий в Республике Коми, развития кооперации, рационального использования материально-технической базы, логистических сетей;
— стимулирование создания субъектов малого и среднего бизнеса в области АПК;
— применение новых механизмов продвижения продукции участников кластера АПК на внешнем и внутреннем рынках;
— создание информационной платформы взаимодействия, включая создание и продвижение сайта агропромышленного кластера, что вызовет активный коммуни-
кационный процесс и обеспечит принцип обратной связи;
— формирование дополнительных рабочих мест в сфере АПК;
— повышение уровня и качества жизни населения, которое проживает на территории функционирования агропромышленного кластера;
— трансфер знаний, формирование эффективной системы агроконсультирования по вопросам, связанным с использованием новых видов сырья, семенного материала, технологий производства и т.д. [12].
— развитие системы электронных торговых площадок (они позволяют наблюдать за этапами любой конкурентной процедуры дистанционно), а создание единого регистратора предоставит возможность по отслеживанию работы всех площадок [13; 14; 15].
Общая цель и задачи развития кластера на основе ГЧП заключаются в более эффективном использовании логистических каналов, построении эффективного механизма доведения продукции до потребителя, повышении стоимости бизнесов, привлечении инвестиций посредством имеющегося инновационного и производственного потенциала, обеспечении конкурентоспособности выпускаемой продукции посредством внут-рикластерного аутсорсинга. Одна из главных задач кластера также заключается в повышении уровня загрузки производственной мощности перерабатывающей промышленности в результате роста объема сырья и минимизация издержек [8]. Участие в кластере для предприятий должно быть выгодно, поскольку предприятия могут ожидать снижения административных барьеров, повышения качества управления, получения новых источников финансирования деятельности и услуг по бизнес-планированию, а также обеспечения бизнеса эффективными информационными коммуникациями и обменом компетенциями.
Формируя агропромышленный кластер, необходимо учитывать и проблемы, выступающие в
качестве демотиваторов участия в кластере предприятий АПК. К главным из них относятся:
— не достаточность в формировании государственной кластерной стратегии;
— отсутствие информационной прозрачности бизнеса, включая АПК;
— непонимание менеджментом механизма взаимосвязи участников кластера и выгоды от сотрудничества каждого из них;
— осознание менеджментом проблем инфраструктурного развития для решения совместных задач в области агропромышленного бизнеса;
— наличие у предприятий проблем с выбором профиля кластера по причине имеющейся специализации участников кластера и их дифференциации по уровню развития;
— недостаточность доверительного отношения между участниками кластера;
— ограниченность в источниках поддержки для реализации технологических инноваций;
— не в полной мере удовлетворительное качество человеческого капитала территории, где функционирует кластер;
— кредитование с высокими процентными ставками, не позволяющее проводить активную модернизацию материально-производственной базы;
— несовершенство механизма бюрократии, связанного с подготовкой различных документов, получением финансовых и кредитных ресурсов по различным программам поддержки;
— отсутствие реальных совместных проектов в связи с низкой инвестиционной активностью;
— низкий уровень качества жизни сельского населения;
— непрозрачность распределения финансовых ресурсов, которые получены от осуществления совместных проектов участниками агропромышленного кластера.
В рамках исследования для инновационного развития АПК было предложено созда-
ние специализированного подразделения отдела трансфера технологий на базе Уральского отделения Федерального исследовательского центра (ФИЦ Коми НЦ УрО РАН), который позволит осуществлять мониторинг осуществленных данным отделом научных исследований и разработок, ориентированных на совершенствование АПК Республики Коми, их коммерциализацию, содействие организациям аграрного сектора по передаче агротехнологий.
Список источников:
1. Байбарова М. А. Маркетинговые инструменты продвижения территориального кластера в концепции развития региона / М. А. Байбарова // Синергия наук. 2018. № 27. С. 258-268.
2. Гоненко Д. В. Современная система государственных закупок Российской Федерации: основные проблемы и их решение / Д.В. Гоненко, А.Н. Новичихин // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 2. № 5 (113). С. 14-20.
3. Гринев В. П. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2014. № 10. С. 22-31.
4. Дмитриев Ю. А. [и др.] Развитие государственно-частного партнерства в агропромышленном комплексе / Ю. А. Дмитриев, Л. И. Шустров, Т. Л. Шустров, И. И. Савельев // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 1. № 3. С. 45-5.
5. Дусаев Х. Б. Агропромышленные кластеры — основа эффективности и конкурентоспособности регионального АПК // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2014. № 3 (20). С. 32—35.
6. Квасов И. А. Бутурлакина Е. Г. Моделирование размещения объектов энергетики с учетом инвестиционной привлекательности регионов России и Казахстана. М.: Научные технологии, 2014. 312 с.
7. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969. 335 с.
8. Коркунова Е. Г. Использование государственно-частного партнерства в государственном
регулировании экономики // Вопросы регулирования ТЭК: Регионы и Федерация. 2018. № 4. С. 10-13.
9. Куликова Е. А. Государственно-частное партнерство как условие инновационного развития АПК // Проблемы современной экономики: Мат-лы II Междунар. науч. конф. (октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 46—48.
10. Курцев И. В. Основные направления развития инновационной системы АПК Сибири / Россельхозакадемия, ГНУ СибНИИЭСХ. Новосибирск. 2008. 60 с.
11. Монахов С. В. [и др.]. Трансфер технологий и цифровизация сельского хозяйства: эффективность взаимодействия и перспективы развития / С. В. Монахов, Ю. А. Шиханова, Л. Н. Потоцкая // Экономика сельского хозяйства России. 2020. № 6. С. 20—25.
12. Отинова М. Е. Гаврилова З. В. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия государства и аграрного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2018. № 7 (96). С. 680—686.
13. Стукач В. Ф. Аграрные инновации в системе стратегического развития региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий: электронный научно-практический журнал. 2013. № 7(22). URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/07/2856 (дата обращения 10.03.2022).
14. Юдин А. А. Инновационная стратегия развития отраслей АПК в регионах (на примере Республики Коми) // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 22. С. 268—273.
15. Юдин А. А. Управление инновационным развитием аграрного сектора России в региональном спектре // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2017. № 4(59). С.75—80.
References
1. Bajbarova M. A. Marketingovye instrumenty prodvizhenija territorial'nogo klastera v koncepcii raz-vitija regiona / M. A. Bajbarova // Sinergija nauk. 2018. № 27. S. 258—268.
2. Gonenko D. V. Sovremennaja sistema gosu-darstvennyh zakupok Rossijskoj Federacii: osnovnye
problemy i ih reshenie / D.V. Gonenko, A.N. Novi-chihin // Jekonomika i upravlenie: problemy, reshe-nija. 2021. T. 2. № 5 (113). S. 14-20.
3. Grinev V. P. Kriterii otnesenija tovarov, rabot, uslug k innovacionnoj i vysokotehnologichnoj pro-dukcii // Goszakupki.ru. 2014. № 10. S. 22-31.
4. Dmitriev Ju. A. [i dr.] Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v agropromyshlennom kom-plekse / Ju. A. Dmitriev, L. I. Shustrov, T. L. Shustrov, I. I. Savel'ev // Jekonomika i upravlenie: problemy, reshenija. 2018. T. 1. № 3. S. 45-5.
5. Dusaev H. B. Agropromyshlennye klastery — osnova jeffektivnosti i konkurentosposobnosti region-al'nogo APK // Jekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozjajstve. 2014. № 3 (20). S. 32—35.
6. Kvasov I. A. Buturlakina E. G. Modelirovanie razmeshhenija ob#ektov jenergetiki s uchetom inves-ticionnoj privlekatel'nosti regionov Rossii i Kazah-stana. M.: Nauchnye tehnologii, 2014. 312 s.
7. Kolosovskij N.N. Teorija jekonomicheskogo rajonirovanija. M.: Mysl', 1969. 335 s.
8. Korkunova E. G. Ispol'zovanie gosudarst-venno-chastnogo partnerstva v gosudarstvennom re-gulirovanii jekonomiki // Voprosy regulirovanija TJeK: Regiony i Federacija. 2018. № 4. S. 10—13.
9. Kulikova E. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak uslovie innovacionnogo razvitija APK // Problemy sovremennoj jekonomiki: Mat-ly II Mezhdunar. nauch. konf. (oktjabr' 2012 g.). Chelj-abinsk: Dva komsomol'ca, 2012. S. 46—48.
10. Kurcev I. V. Osnovnye napravlenija razvitija innovacionnoj sistemy APK Sibiri / Rossel'hozaka-demija, GNU SibNIIJeSH. Novosibirsk. 2008. 60 s.
11. Monahov S. V. [i dr.]. Transfer tehnologij i cifrovizacija sel'skogo hozjajstva: jeffektivnost' vzai-modejstvija i perspektivy razvitija / S. V. Monahov, Ju. A. Shihanova, L. N. Potockaja // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. 2020. № 6. S. 20—25.
12. Otinova M. E. Gavrilova Z. V. Teoretiko-me-todologicheskie aspekty vzaimodejstvija gosudarstva i agrarnogo predprinimatel'stva // Jekonomika i pred-prinimatel'stvo. 2018. № 7 (96). S. 680—686.
13. Stukach V. F. Agrarnye innovacii v sisteme strategicheskogo razvitija regiona // Jekonomika i me-nedzhment innovacionnyh tehnologi : jelektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2013. № 7(22). URL:
http://ekonomika.snauka.ru/2013/07/2856 (data ob-rashhenija 10.03.2022).
Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences» (Kommunisticheskaya ul., 24, Syktyvkar).
14. Judin A. A. Innovacionnaja strategija razvitija otraslej APK v regionah (na primere Respubliki Komi) // Prioritetnye nauchnye napravlenija: ot teorii
Статья поступила в редакцию 10.03.2022. The article was submitted 10.03.2022.
k praktike. 2016. № 22. S. 268-273.
15. Judin A. A. Upravlenie innovacionnym raz-vitiem agrarnogo sektora Rossii v regional'nom spek-tre // Agrarnaja nauka Evro-Severo-Vostoka. 2017. № 4(59). S.75—80.
Информация об авторах А.А. Юдин — кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агро-биотехнологий им. А.В. Журавского, Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук» (Коммунистическая ул., 24, Сыктывкар). Т.В. Тарабукина — кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А. В. Журавского, Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук» (Коммунистическая ул., 24, Сыктывкар). А. В. Облизов — кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агро-биотехнологий им. А. В. Журавского, Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук» (Коммунистическая ул., 24, Сыктывкар).
Information about the authors A.A. Yudin — PhD in Economics, Researcher at the Institute of Agrobiotechnology named after A.A. Zhurav, Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. A.V. Zhuravskii, Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences» (Kommunisticheskaya ul., 24, Syktyvkar).
T.V. Tarabukina — PhD in Economics, Researcher at the Institute of Agrobiotechnology named after A.A. Zhurav, Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. A.V. Zhuravskii, Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences» (Kommunisticheskaya ul., 24, Syktyvkar). А. V. Oblizov — PhD in Economics, Researcher at the Institute of Agrobiotechnology named after A.A. Zhurav, Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. A.V. Zhuravskii, Komi Scientific