Анализ методологии определения эффективности и уровня инновационности в агропромышленном комплексе Республики Коми Analysis of the methodology for determining the effectiveness and level of innovation in the
agro-industrial complex of the Komi Republic
Ь й московский ар шпчкш ^jUmui
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10833
Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0412-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер ЕГИСУАААА-А20-120022790009-4 The article was prepared in the framework of state task No. 0412-2019-0051 under section X 10.1., subsection 139 Of the FNI program of state academies for 2020, registration number of the unified state EXAM AAAAAA-A20-120022790009-4 Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар
Тарабукина Татьяна Васильевна, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар Yudin Andrey,
candidate of economic Sciences, researcher of the Institute of agrobiotechnology them.And.In. Zhuravsky is a separate unit of the INSTITUTE FITS Komi SC URD RAS, Syktyvkar, Russia Tarabukina Tatyana,
researcher at the Zhuravsky Institute of agrobiotechnologies-a separate division of the Federal state budgetary INSTITUTION of THE Komi national research center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar
Аннотация. Инновационные технологии в АПК Республики Коми включают улучшенные материалы, направленные на расширение ассортимента продуктов питания, рационализацию средств перерабатывающей промышленности, увеличение номенклатуры удобрений, защитных химических средств для растениеводства.Инновации в АПК Республики Коми представляют достижения науки и техники, которые необходимы в
целях увеличения производительности труда, повышения продуктивности производства, эффективного функционирования всех отраслей сельского хозяйства.В современных условиях сущность современной инвестиционно-инновационной политики состоит не в краткосрочной, а в долгосрочной стратегии развития АПК региона.К основным инновационным средствам АПК Республики Коми относят новые породы скота, семена, сорта растений, методы и формы организации, финансирования, кредитования производства, усовершенствованные подходы, касающиеся вопросов подготовки кадров, квалифицированных работников
Оценка инновационной деятельности в АПК Республики Коми говорит о том, что этому процессу присущ низкий уровень инновационной активности при существенном научном потенциале. На сегодняшний день освоение нововведений наблюдается у ряда перерабатывающих и сельскохозяйственных организаций. В настоящее время в Республике Коми существует ряд проблем, тормозящих инновационное развитие сельского хозяйства.
В связи с этим, целью данной работы является анализ методологии эффективности и уровня инновационности в агропромышленном комплексе Республики Коми. Summary. Innovative technologies in the agro-industrial complex of the Komi Republic include improved materials aimed at expanding the range of food products, rationalizing the means of processing industry, increasing the range of fertilizers, protective chemicals for crop production.Innovations in the agro-industrial complex of the Komi Republic represent the achievements of science and technology that are necessary to increase labor productivity and increase production productivity, effective functioning of all branches of agriculture.In modern terms the essence of the modern investment-innovation policy is not short-term, and long-term development strategy of agribusiness in the region.The main innovative means of the agro-industrial complex of the Komi Republic include new breeds of livestock, seeds, plant varieties, methods and forms of organization, financing, crediting of production, improved approaches related to training of personnel and qualified employees
The assessment of innovation activity in the Komi Republic agro-industrial complex indicates that this process is characterized by a low level of innovation activity with significant scientific potential. To date, the development of innovations is observed in a number of processing and agricultural organizations. Currently, there are a number of problems in the Komi Republic that hinder the innovative development of agriculture.
In this regard, the purpose of this work is to analyze the methodology of efficiency and level of innovation in the agro-industrial complex of the Komi Republic.
Ключевые слова: инновационные технологии, агропромышленный комплекс, республика Коми, сельское хозяйство, методология.
Keyword: innovative technologies, agro-industrial complex, Komi Republic, agriculture, methodology.
Инновации в АПК Республики Коми представляют достижения науки и техники, которые необходимы в целях увеличения производительности труда, повышения продуктивности производства, эффективного функционирования всех отраслей сельского хозяйства. К основным инновационным средствам АПК Республики Коми относят новые породы скота, семена, сорта растений, методы и формы организации, финансирования, кредитования производства, усовершенствованные подходы, касающиеся вопросов подготовки кадров, квалифицированных работников [1].
В качестве побудительного механизма развития инноваций в Республике Коми в первую очередь выступает рыночная конкуренция. Предприятия АПК, используя устаревшую технику, несут убытки, а предприятия, которые первыми освоили эффективные инновации, занимаются укреплением своих позиций в конкурентной борьбе. Но в настоящее время отмечено снижение эффективности сельскохозяйственной отрасли Республики Коми [2].
В современных условиях сущность современной инвестиционно-инновационной политики состоит не в краткосрочной, а в долгосрочной стратегии развития АПК региона. Для формирования и развития инновационной системы определяющим выступает спрос не на новшества, а на предложения со стороны науки. К. А. Кондратов отмечал, что «научно-технические изобретения могут оставаться недействительными, пока не появятся необходимые экономические условия для их применения». На сегодняшний день из общего числа завершенных, принятых в агропромышленное производство научно-технических разработок невостребованными ежегодно остаются до 40-50%. Менее 10% агропромышленных организаций внедряют технологические инновации, и более 12% хозяйств применяют современные технологии интенсивного ресурсосберегающего типа
[3].
Оценка инновационной деятельности в АПК Республики Коми говорит о том, что этому процессу присущ низкий уровень инновационной активности при существенном научном потенциале [4]. Освоение нововведений наблюдается у ряда перерабатывающих и сельскохозяйственных организаций. К сельскохозяйственным организациям, которые активно внедряют новшества, следует отнести ООО «Южное», ООО «Птицефабрика Зеленецкая», тепличный комбинат (ООО «Пригородный»), ООО «Изваильский», ООО
«Агрокомплекс «Инта Приполярная» и ряд перерабатывающих предприятий. Доля агропродовольственных предприятий, которые являются наиболее динамичными потребителями новшеств, составляет лишь 10%.
В большей части фермерских хозяйств и аграрных предприятий преобладают примитивные технологии и методы, используются устаревшие сорта и породы скота, несовершенные формы организации и управления. Самое плохое состояние инновационных процессов — в сельхозорганизациях периферийных районов. Анкетный опрос, который проведен авторами в 2014 году, показал, что результаты селекционно-генетических инноваций респонденты оценили следующим образом: «очень плохие» — 24,9%, «плохие» — 33,3%, «средние» — 41,8%; технико-технических: «плохие» — 20,2%, «средние» — 60,7%, «хорошие» — 19,1%; управленческих и организационно-экономических инноваций: «очень плохие» — 32,6%, «плохие» — 38,3%, «средние» — 29,1%.
В настоящее время в Республике Коми существует ряд проблем, тормозящих инновационное развитие сельского хозяйства (табл. 1).
Основная экономическая проблема аграрного сектора состоит в крайне неудовлетворительном состоянии его материально-технической базы, что связано с инвестиционной недостаточностью [3].
Таблица I - Результаты анкетного опроса руководителей п специалистов аграрных предпрпятшт по оценке состояния инновационных процессов по 5-бапльнон шкале, %
Оценка результатов Селекцнонно-генетическне инновации Технико-т езшо логические инновации Организационно-экономические и управленческие инновации
Сельхозорганизацин периферийных районов ы И 1 1 а та Й й та 1 § Г1 н о о ° Фермерские хозяйства N К О ы ® Рг ° Й >я § а та Н Ё, | о та ^ и 3 & Г-. -Т.- с 1 о 2-а Сельхозорганизацин остальных районов Фермерские хозяйства N К О ы ® Рг ° ™ 'Я § а та Н К I о та ^ и 3 а Г-. -Т.- с 1 о & н & 1 Й О ы та Й та 1 § к н о ° Фермерские хозяйства
Очень плохие 24,6 4,2 - - - - 32,6 3,3 -
Плохие 33,3 5,9 - 20,2 - - 33,3 10,1 -
Средние 42 ,1 49,2 83,9 60,7 47,2 {¡8,7 29,1 30,4 81,7
Хорошие - 30,5 11=1 19,1 42,6 22,2 - 40,9 1&,3
Отличные - 10,2 - - 10,2 9.1 - 10,2 -
В последние 17 лет отсутствуют устойчивые темпы роста инвестиций, в 2017 году относительно 2016 года наблюдалось их снижение на 16 %. За время рыночных трансформаций степень износа основных фондов возросла практически в два раза и составила 46%. В большей части сельских районов износ основных фондов отрасли составляет 70-80 %.
Следует отметить, что в Республике Коми крайне незначительная доля сельскохозяйственных товаропроизводителей применяют инновации. По итогам сельхозпереписи 2016 года был сделан вывод:
- капельную систему орошения использовали 1,8% сельхозорганизаций и 0,3% фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей;
- метод бесклеточного содержания птицы применяли 1,8% сельхозорганизаций и 3,5% фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей;
- систему индивидуального кормления скота применяли 12,3% сельхозорганизаций и 7,3% фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей;
- биологические методы защиты растений от вредителей и болезней применяли 3,5% сельхозорганизаций и 0,8% фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей;
- очистные сооружения на фермах имелись у 19,3% аграрных предприятий и 3,5% крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей;
- система водоотведения и очистки производственных стоков имелась у 24,6% сельхозорганизаций и 3,8% фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
В качестве главных факторов, которые сдерживают применение инновационных технологий, выступают: тяжелое финансовое состояние организаций сельского хозяйства, отсутствие необходимых собственных источников финансирования, недоступность банковского кредита[5].
В современных условиях, даже учитывая субсидии, практически половина сельскохозяйственных организаций Республики Коми убыточна. Именно они нуждаются в инвестициях. В 2017 году рентабельность активов сельскохозяйственных организаций составила 7,3%, а реализованной продукции - 6%. При этом рентабельность организаций на протяжении 2010-2017 гг. имела тенденцию к снижению.
В растениеводстве ухудшились агрохимические и водно-физические свойства почвы, увеличились площади закустаренных и заболоченных земель, что связано с разрушением осушительных систем и прекращением мелиоративных работ с 2007 по 2016 гг. Резко уменьшилось внесение минеральных и органических удобрений. За период 1990-2017 гг. наблюдалось снижение внесенных минеральных удобрений в перерасчете на 100%
питательных веществ на 1 га посева со 135 до 12 кг, органических - с 18 до 3,8 т. В 2017 году минеральными удобрениями было удобрено 23% посевов сельскохозяйственных культур, а органическими удобрениями - 11% посевов сельхозкультур, а в 1990 году эти показатели составляли 81% и 26%, соответственно. Следует отметить, что произошло резкое сокращение площади лугов и пастбищ, удобренных минеральными удобрениями в 9,3 раза, а удобренные площади естественных кормовых угодий сократились в 130 раз. Вследствие чего вынос питательных веществ с урожаем из почвы выше их внесения.
В период рыночных преобразований наблюдалось снижение количества занятых в сельском хозяйстве в 6,8 раза. В результате оттока работников из сельского хозяйства образовался дефицит квалифицированных кадров в отрасли [6].
Анализ качественного состава руководителей, специалистов, кадров массовых профессий в АПК позволил сделать вывод об их недостаточной подготовленности к внедрению инноваций в производство.
В соответствии с данными сельхозпереписи 2016 года доля работающих в сельском хозяйстве, имеющих высшее образование составляет 9,5%, среднее профессиональное -20,7%, начальное профессиональное - 27,6%. Доля глав крестьянско-фермерских хозяйств, имеющих высшее сельскохозяйственное образование, составляет лишь 7% против 41% у руководителей сельскохозяйственных организаций.
В период рыночных трансформаций в сельском хозяйстве произошло обострение социальных проблем. В течение 1990-2017 гг. произошло сокращение численности сельского населения на 116,4 тыс. чел. или на 38%, что вызвано оттоком и естественной убылью. Смертность в сельском хозяйстве превышает рождаемость на 13%. Значение коэффициента смертности сельского населения превышает коэффициент смертности городского населения в 1,5 раза.
Данный показатель вырос с 9,5% в 1990 году до 16,7% в 2016 году. Наблюдается процесс обезлюдения сельских территорий. Сельские жители переезжают в крупные города, которые имеют более развитую социальную и инженерную инфраструктуру. Сохранение негативной демографической ситуации в сельском хозяйстве приведет к снижению численности трудового потенциала и в будущем станет фактором, который ограничивает развитие сельской экономики.
Рыночные преобразования привели к углублению дифференциации в доходах между работниками сельского хозяйства и иных отраслей. Заработная плата в отрасли практически в два раза меньше среднереспубликанского уровня, и в 3,2 раза ниже, чем в
отраслях по добыче полезных ископаемых. В большей части сельских районов она существенно ниже прожиточного минимума [7].
Крайне неразвитой является сельская инженерная, рыночная, социальная и информационно-консультационная инфраструктура. На сельской территории большинство автомобильных дорог приходится на грунтовые. Внутрихозяйственные дороги, имеющие твердое покрытие, составляют 37%. 84% сельского населения проживает в негазифицированных населенных пунктах. Лишь 9% сельскохозяйственных организаций подключены к сетям газоснабжения; 10% аграрных организаций получают электроэнергию от автономных дизельных электростанций.
В период рыночных преобразований были закрыты большинство школ и дошкольных учреждений, предприятий общественного питания, магазинов, клубов, комплексных приемных пунктов. На долю аварийного и ветхого жилищного фонда в сельской местности приходится 15,6% всего жилого фонда против 1,4% в городской местности. Особенно велика доля аварийных и ветхих помещений в таких удаленных районах, как Троицко-Печорский (41% всего жилого фонда), Койгородский (35%), Усть-Куломский (34%).
Для обеспечения повышения инновационного потенциала АПК региона требуется организация благоприятной экономической среды, в которой будет происходить возникновение инноваций как целенаправленные действия довольно большого количества человек, образующих интеллектуальный капитал отрасли [8].
На уровне Республики Коми управление инновационным развитием АПК осуществляется Главой Республики Коми, Правительством, Государственным Советом, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством экономического развития Республики Коми и иными региональными органами власти. Глава Республики Коми, взаимодействуя с иными государственными органами власти, обеспечивает основные направления государственной инновационной политики, формирование и совершенствование инновационной системы [9].
Непосредственным обеспечением научно-технической политики и нормативно-правовым регулированием инновационного развития агропродовольственного сектора занимается Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики. Управление инновационным развитием осуществляется в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Коми на 2013-2020 годы», Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на
период до 2030 г., Стратегии устойчивого развития сельских территорий Республики Коми на период до 2030 г. (которую необходимо разработать).
В качестве основных задач региональных органов управления развитием инновационной системы выступают:
- разработка и реализация государственной инновационной политики и стратегии, которые направлены на становление прогрессивных технологических укладов;
- обеспечение единства государства и бизнеса;
- дарственной аграрной, инновационной и научно-технической политики для повышения спроса крестьянско-фермерских хозяйств и агропродовольственных предприятий на привлечение капитала в развитие инновационных технологий и научно-технические разработки;
- совершенствование нормативно-правового регулирования инновационных процессов. Следует разработать и принять закон Республики Коми «Об инновационной системе в аграрной сфере». В законе необходимо обозначить стратегические направления развития инновационных процессов, определить единый орган, который отвечает за инновационную политику и координирует инновационную деятельность ведомств и министерств, механизмы стимулирования инноваций. Разработку регионального закона следует возложить на Министерство экономического развития и Минсельхозпрод Республики Коми, привлекая для его подготовки специалистов, ученых и руководителей органов управления и организаций аграрной отрасли;
- формирование условий, которые позволят активизировать деятельность аграрной науки, усовершенствовать систему подготовки кадров в сфере инновационной деятельности, которые обеспечивают повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований. Предстоит восстановить подготовку специалистов с высшим и средним специальным образованием [10].
Особую значимость приобретает формирование региональной инновационной инфраструктуры. На сегодняшний день созданы не все элементы инновационной инфраструктуры сельского хозяйства. В состав инновационной инфраструктуры АПК должен входить: республиканский центр и межмуниципальные центры сельскохозяйственного консультирования; Выльгортская научно-экспериментальная биологическая станция Коми научного центра УрО РАН; агротехнопарки; научно-производственное объединение; инновационные центры; финансово-кредитные учреждения [11].
Научное обеспечение и инновационный процесс имеют тесную связь между собой. В то же время в системе научного обеспечения на первый план выдвигают проведение научно-исследовательских работ, а в инновационной деятельности акцент поставлен на практическое применение их результатов. Основные задачи совершенствования научного обеспечения АПК состоят в повышении эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в увеличении их влияния на результаты деятельности агропромышленных предприятий. Для их решения необходимо в дальнейшем развивать аграрный научный потенциал при повышении уровня прикладных и фундаментальных исследований, концентрации сил и средств науки на ключевых направлениях НТП в АПК, формировании рынка постоянно обновляемой научно-технической продукции[12].
Без сомнения, чтобы решить региональные научно-технические проблемы АПК в особенности в кадровом и методическом обеспечении, важной является деятельность центральных научно-исследовательских учреждений. Вместе с тем необходимыми условиями НТП в сельском хозяйстве были и остаются развитие региональной науки, отражение в ее организационных структурах и содержании исследований всего разнообразия местных условий сельскохозяйственного производства[13].
На сегодняшний день научным обеспечением аграрного производства в республике заняты свыше 20 различных организаций. Это НИИСХ Республики Коми РАН, Институты биологии, физиологии, химии, энергетических и социально-экономических проблем Севера и Выльгортская научно-экспериментальная биологическая станция Коми НЦ УрО РАН, три учебных заведения — Институт переподготовки и повышения квалификации работников АПК, Сыктывкарский лесной институт (филиал) Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова, Коми республиканский агропромышленный техникум, организации Министерства сельского хозяйства РФ - республиканское государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Коми» по племенной работе, республиканская государственная сортоиспытательная станция, научно-исследовательский институт «Камимелиоводхоз-проект», станция агрохимической службы «Сыктывкарская», федеральная государственная территориальная станция защиты растений, республиканская станция по борьбе с болезнями животных и др.
Основной функцией системы сельскохозяйственного консультирования выступает инновационная функция. Она ориентирована на распространение и внедрение инноваций в агропромышленное производство. Посредством инновационной функции
осуществляется организация и проведение мероприятий, связанных с распространением и внедрением инноваций в производство [14].
Система сельскохозяйственного консультирования должна стать главным и эффективным механизмом трансферта инноваций в АПК. Она выступает в качестве связующего звена между пользователями новшеств и их производителями. С целью развития инновационной деятельности региональная консультационная служба укрепляет связи с научно-образовательным сектором. Служба готовит для научных организаций востребованные производителями сельхозпродукции прикладные научные исследования.
Вузами республики должна быть обеспечена подготовка современных специалистов-консультантов, что будет способствовать решению практических задач инновационного развития аграрного сектора. Тесное взаимодействие консультационной службы республики с вузовскими и научными учреждениями возможно посредством привлечения работников НИИ и профессорско-преподавательского состава вузов для обучения консультантов.
Но несмотря на это, многие факторы мешают инновационному развитию АПК в республике. Так в период осуществления рыночных преобразований объёмы финансирования науки и уровень зарплаты научных работников сократились, что вызвало отток молодых ученых и ухудшило возрастную структуру научных кадров. Несмотря на принятые в последние годы меры по привлечению молодёжи в науку, на начало 2016 г. в научных организациях республики, которые проводят аграрные исследования, доля научных сотрудников старше 60 лет составила 41 %, из них кандидатов наук - 42%, докторов наук — 100%. Средний возраст кандидатов наук составил 53 года, а докторов -64 года. По этой причине требуется разработать эффективные меры, ориентированные на привлечение, закрепление и использование научных кадров.
С целью перспектив инновационного развития сельского хозяйства приоритетными направлениями аграрной науки в республике выступают:
- система воспроизводства плодородия подзолистых почв, устранение всех видов их деградации, переход на адаптивно-ландшафтные системы земледелия;
- совершенствование селекционно-племенной работы по улучшению продуктивных и породных качеств животных;
- создание ранних и среднеранних сортов картофеля, которые способны к клубнеобразованию в условиях длинного светового дня;
- сохранение и рациональное использование печорской популяции животных;
- обоснование различных форм интеграции и кооперации сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;
- разработка научно обоснованной стратегии восстановления и стабильного развития сельских территорий;
- обоснование организационно-экономического механизма формирования и развития инновационной системы в аграрном секторе.
Анализируя качественный состав руководителей, специалистов, работников массовых профессий в АПК, особенно удалённых сельских районов, был сделан вывод, что они недостаточно подготовлены к внедрению инноваций в производство. Результаты социологического опроса (2014) показали, что 36,4% специалистов сельской периферии имеют высшее профессиональное образование, из числа руководителей среднего звена — только 8,3% [15]. Очень низкой является квалификация работников животноводства: только 2,8% животноводам присвоено звание «Мастер животноводства первого класса», а среди операторов машинного доения данное звание отсутствует. Вместе с тем 40% работников не проходили переподготовку и повышение квалификации.
В современных условиях в республике также отсутствует научно-производственное объединение в сельском хозяйстве, агротехнопарки и инновационные центры. Научно-производственное объединение в АПК следует организовать на основе Института агробиотехнологий ФИЦ Коми НЦ УрО РАН.
Ключевая роль в региональной инновационной инфраструктуре принадлежит системе сельскохозяйственного консультирования. В Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК РФ на период до 2025 г. среди приоритетных направлений развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России определено развитие инновационно-консультационной деятельности в АПК. В концепции предусматривается, что «отработанные в производственных условиях научные решения через информационные электронные сети, информационно-консультационную службу Минсельхоза России рекомендуются к внедрению в хозяйства различных форм собственности».
Таким образом, проблемой инновационного развития региона является отсутствие инвестиций, квалифицированного персонала, эффективной системы управления.
Основные барьеры инновационного развития аграрной сферы Республики Коми показаны на рисунке 1.
Дефицита отток квалифицированных кадров
Ухудшение состояния с ельхо^земель
Неразвитость инженерной, социальной, иннова-нноннон тт рыночной ин фр аструкгуры
Разрушение материально-технической базы
Низкая инвестиционная привлекательно сть
Рисунок 1 — Ограниченна: инновационного развития аграрного сектора
Республики Кони [8]
Для перехода АПК на путь инновационного развития требуется решить ряд следующих задач:
- повысить роль государства в инновационных процессах;
- создать экономические условия для эффективной работы производителей сельскохозяйственной продукции;
- сформировать эффективную систему господдержки;
- улучшить условия жизни сельского населения;
- осуществить кадровое, научное и информационно-консультационное обеспечение аграрного производства;
- преодолеть монополизм на основе стимулирования кооперативных форм в сферах производства, переработки и продажи продукции;
- активизировать внутренний спрос на местную продукцию.
Переход на инновационный путь развития АПК возможен при воссоздании инновационной инфраструктуры, предусматривающей завершение формирования и укрепления региональной системы сельскохозяйственного консультирования, создание организаций по продвижению новшеств в производство. Государство должно взять на себя обязанность по формированию и господдержке инновационной инфраструктуры.
Список литературы
1. Аккужин, Ф.Р. Подходы к определению инноваций на предприятии, их классификация / Ф.Р. Аккужин // Экономика и социум. - 2019. - № 12 (67). - С. 175-179.
2. Парфенова, А.Ю. К вопросу о понятии «инновации» / А.Ю. Парфенова, А.В. Юкласова // Московский экономический журнал. - 2019. - № 8. - С. 51.
3. Алиева, А.Б. Конкурентоспособность и инновации: взаимосвязь понятий и теорий / А.Б. Алиева // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 5 (144). - С. 450-453.
4. Илларионов, Ю.Н. Понятия новшество и инновация в современных условиях / Ю.Н. Илларионов // Аудит. - 2019. - № 10. - С. 44-46.
5. Саврас, С.А. Конкретизация статического категориального аппарата в области измерения инновационной деятельности / С.А. Саврас // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. - 2019. - Т. 9. - № 2. - С. 35-40.
6. Алиева, Э.А. Сущность инноваций: анализ теоретических подходов / Э.А. Алиева // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2019. - № 6 (108). - С. 21-31.
7. Назмутдинова, Е.В. Теоретический анализ сущности понятия «инновация» / Е.В. Назмутдинова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 2-2 (67). - С. 1049-1051.
8. Чеченова, Л.С Дискуссионные вопросы сущности «инновация» / Л.С. Чеченова, З.Б. Буздова // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 4-2 (81). - С. 52-56.
9. Гармашова, Е.П. Эволюция взглядов на сущность и роль инноваций в экономическом развитии / Е.П. Гармашова // Вестник экономики, права и социологии. - 2018. - № 4. - С. 28-31.
10. Черенков, В.И. Развитие теории инноваций: некоторые проблемы / В.И. Черенков, В.П. Марьяненко, Н.И. Черенкова // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2019. - № 1. - С. 3-29.
11. Акабирова, Д.Н. Теоретические аспекты развития инновационного процесса в АПК / Д.Н. Акабирова // Интернаука. - 2019. - № 40-2 (122). - С. 60-61.
12. Дерунова, Е.А. Зарубежный опыт стимулирования инновационного развития агропромышленного комплекса / Е.А. Дерунова, И.Н. Филатова // Научное обозрение: теория и практика. - 2018. - № 8. - С. 77-89.
13. Монахов, С.В. Трансфер технологий и цифровизация сельского хозяйства: эффективность взаимодействия и перспективы развития / С.В. Монахов, Ю.А. Шиханова, Л.Н. Потоцкая // Экономика сельского хозяйства России. - 2020. - № 6. - С. 20-25.
14. Бровченко, Е.А. Применение гибких методологий в управлении процессами трансфера технологий / Е.А. Бровченко, Е.Г. Баева, Н.С. Мальчикова, К.Ю. Помогаева // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 12 (101). - С. 1132-1137.
15. Удалых, О.А. Методика оценки экономического потенциала предприятий АПК на основе кластерного подхода / О.А. Удалых // Промышленность и сельское хозяйство. -2019. - № 9 (14). - С. 39-43.