Научная статья на тему 'Формирование макрорегионального сельскохозяйственного производства в рамках реализации Стратегии пространственного развития России'

Формирование макрорегионального сельскохозяйственного производства в рамках реализации Стратегии пространственного развития России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВ / ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МАКРОРЕГИОНЫ / AGRICULTURE / MANAGEMENT / LOCATION OF PRODUCTION / INDUSTRY SPECIALIZATION / SPATIAL DEVELOPMENT / MACROREGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алпатов А.В.

В работе уделено внимание проблемам размещения и специализации сельскохозяйственного производства в аспекте реализации Стратегии пространственного развития России. В настоящее время для развития региональных отраслей АПК имеет особое приоритетное значение совершенствование размещения и специализации сельскохозяйственного производства. Построение системы управления пространственным размещением и специализацией сельскохозяйственных производств должно осуществляться в тесном взаимодействии реализация Стратегии пространственного развития России и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. На основе оценки отраслевых федеральных и региональных программ развития сельского хозяйства в регионах России предпринята попытка разработки концептуальной модели функционирование макрорегионального развития сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Алпатов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MACRO-REGIONAL AGRICULTURAL PRODUCTION WITHIN THE REALIZATION OF THE STRATEGY OF SPATIAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

The work pays attention to the problems of the location and specialization of agricultural production in the aspect of the implementation of the Spatial Development Strategy of Russia. At present, for the development of regional branches of the agro-industrial complex, the improvement of the allocation and specialization of agricultural production is of particular priority. The construction of a system for managing the spatial distribution and specialization of agricultural production should be carried out in close cooperation with the implementation of the Spatial Development Strategy of Russia and the State Program for the Development of Agriculture and the regulation of agricultural markets, raw materials and food. Based on the assessment of sectoral federal and regional agricultural development programs in the regions of Russia, an attempt was made to develop a conceptual model for the functioning of macro-regional development of agricultural production.

Текст научной работы на тему «Формирование макрорегионального сельскохозяйственного производства в рамках реализации Стратегии пространственного развития России»

«ЭКОНОМИКА СЕЛА»

УДК 338.431.7+631.14

ФОРМИРОВАНИЕ МАКРОРЕГИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

А.В. Алпатов, кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором совершенствования систем управления в АПК, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства

E-mail: anthonyalpatov@yandex.ru

Аннотация. В работе уделено внимание проблемам размещения и специализации сельскохозяйственного производства в аспекте реализации Стратегии пространственного развития России. В настоящее время для развития региональных отраслей АПК имеет особое приоритетное значение совершенствование размещения и специализации сельскохозяйственного производства. Построение системы управления пространственным размещением и специализацией сельскохозяйственных производств должно осуществляться в тесном взаимодействии реализация Стратегии пространственного развития России и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. На основе оценки отраслевых федеральных и региональных программ развития сельского хозяйства в регионах России предпринята попытка разработки концептуальной модели функционирование макрорегионального развития сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, управление, размещение производств, отраслевая специализация, пространственное развитие, макрорегионы.

FORMATION OF MACRO-REGIONAL AGRICULTURAL PRODUCTION WITHIN THE REALIZATION OF THE STRATEGY OF SPATIAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

A.V. Alpatov, candidate of economic Sciences, associate professor, head of sector, Federal scientific center All-Russian research institute of agricultural economics.

Abstract. The work pays attention to the problems of the location and specialization of agricultural production in the aspect of the implementation of the Spatial Development Strategy of Russia. At present, for the development of regional branches of the agro-industrial complex, the improvement of the allocation and specialization of agricultural production is of particular priority. The construction of a system for managing the spatial distribution and specialization of agricultural production should be carried out in close cooperation with the implementation of the Spatial Development Strategy of Russia and the State Program for the Development of Agriculture and the regulation of agricultural markets, raw materials and food. Based on the assessment of sectoral federal and regional agricultural development programs in the regions of Russia, an attempt was made to develop a conceptual model for the functioning of macro-regional development of agricultural production.

Key words: agriculture, management, location of production, industry specialization, spatial development, macroregions.

Совершенствование размещения и специализации сельскохозяйственного производства имеет приоритетное значение для развития сельского хозяйства и его отраслей, поэтому реализация Стратегии пространственного развития России позволит заполнить практически полное отсутствие законодательного и научного обеспечения совершенствования рационального размещения и углубления специализации сельскохозяйственного производства на основе взаимосвязи с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

По инициативе Министерства экономического развития России в рамках Распоряжения Правительства РФ от 5 июня 2017 г. № 1166-р «Об утверждении плана реализации Основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года» была утверждена «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» на основе Распоряжения Правительства РФ от 13 февраля 2019 года №207-р.

Стратегия определяет основные задачи, принципы, приоритеты и основные направления пространственного развития России. В ней представлены сценарии пространственного развития стран, перспективные центры экономического роста, сформированы 12 макрорегионов и их перспективные

экономические специализации в разрезе субъектов Федерации, а также определены целевые показатели пространственного развития России [1].

Говоря об образовании 12 макрорегионов, то стратегией предусмотрены следующие: Центральный, Центрально-Чернозёмный, Северо-Западный, Северный, Южный, Северо-Кавказский, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский, Ангаро-Енисейский, Дальневосточный, таблица 1.

Таблица 1 - Пространственное деление на макрорегионы в соответствии со Стратегией пространственного _развития Российской Федерации на период до 2025 года_

Макрорегионы Субъекты Российской Федерации

Центральный Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, город Москва.

Центрально-Чернозёмный Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

Северо-Западный Республика Карелия, Калининградская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, город Санкт-Петербург.

Северный Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ.

Южный Республики Адыгея, Калмыкия, Крым, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, город Севастополь.

Северо-Кавказский Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чечня, Ставропольский край.

Волго-Камский Республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашия, Пермский край, Кировская, Нижегородская области.

Волго-Уральский Республика Башкортостан, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области.

Уральско-Сибирский Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Южно-Сибирский Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области.

Ангаро-Енисейский Республики Тыва, Хакасия, Красноярский край, Иркутская область.

Дальневосточный Республики Бурятия, Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Реализация разработанной и функционирующей Стратегии пространственного развития России должна четко вписываться в концепцию развития региональных отраслевых сельскохозяйственных производств (рис. 1).

В связи с этим макрорегиональное развитие сельского хозяйства должно с одной стороны стимулироваться на фоне государственной поддержки сельскохозяйственного производства, а с другой - с применением административно-экономических мер воздействия на региональную специализацию и региональное размещение отраслевых производств.

Макрорегиональная отраслевая сельскохозяйственная специализация в большей степени зависит от исторически сложившихся агроформирований, представляющих как региональный, так и трансрегиональный агробизнес. Так или иначе, говорить в узком смысле об отраслевой специализации макрорегиона нельзя, так как он включает в себя обширные территории, а отношения между регионами в формате макрорегионального развития в большей степени складываются по схеме функционирования кластерных формирований, причем имеющиеся кластеры могут выходить за рамки границ макрорегионов и представлять собой транс-макрорегиональные формирования.

Сложившиеся продуктовые или территориальные кластерные формирования в макрорегионах требуют транс-макрорегионального взаимодействия, так как происходит взаимодействие отраслей сельского хозяйства с отраслями сельскохозяйственного машиностроения, химической промышленностью и отраслями энергетики, а также отраслями легкой и перерабатывающей промышленности, которые разрознено сосредоточены по территории России и не могут быть сконцентрированы лишь в одном макрорегионе для целей углубления региональной специализации и развития сельскохозяйственного производства.

Распределение государственного финансирования поддержки и развития сельскохозяйственных производств в рамках макрорегионов естественно должно осуществляться с учетом природно-климатических факторов территорий и расставляться соответствующие приоритеты на фоне сформированных целей региональных агропродовольственных рынков и агробизнеса.

Рисунок 1 - Модель функционирование макрорегионального развития сельскохозяйственного производства России

-

ВЕСТНИК СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ №3(23), 2019

Собственно само деление на 12 макрорегионов происходило не только по принципу административно-хозяйственному делению, а также географическому положению, но и на основе сформировавшейся межрегиональной инфраструктуры, обеспечивающей макрорегиональную и трансрегиональную сеть дорог, путей, трубопроводов, электросетей, транспортного обслуживания, а также исторически сформированных связей между регионами. Кроме того, макрорегиональная отраслевая сельскохозяйственная специализация подвержена воздействию социально-демографических факторов. С одной стороны, потенциальное трудоспособное население, занятое в сельскохозяйственном производстве формирует кадровый потенциал агробизнеса и соответственно возможный рост производительности труда в отраслях сельского хозяйства, с другой - плотность населения территорий, а также удаленность места производств сырья и сельскохозяйственной продукции влияет на развитость и эффективность макрорегиональных продуктовых рынков.

На фоне развитости инфраструктуры и демографической составляющей макрорегионов формируется и научный потенциал сельскохозяйственного производства в них, представленный научно -исследовательскими и образовательными учреждениями. Причем стоит указать, что макрорегиональное деление требует постоянного нормативно-правового и законодательного сопровождения с учетом разумных направлений ежегодного его совершенствования на основе сложившегося регионального и трансрегионального опыта ведения агробизнеса и взаимодействия агроформирований с федеральными и региональными органами власти.

Таким образом, построение развития сельскохозяйственного производства и отдельных его отраслей в перспективе должно строиться на взаимосвязи и взаимодействиисистемы управления пространственным размещением и специализацией сельскохозяйственных производств и системы государственной поддержки и развития сельского хозяйства в рамках различных программ его развития. Реализация сформированной Стратегии пространственного развития России должна служить источником стимулирования и одновременно основой для оптимизации системы управления региональной специализацией сельскохозяйственных производств и размещением отраслей в агропромышленном комплексе.

Литература

1. Алпатов А.В. Проблемы управления размещением и специализацией сельскохозяйственного производства в аспекте реализации стратегии пространственного развития России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2019. № 4(49). С. 51-59.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.09.2019).

3. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 года №207-р. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2019).

4. Прока Н.И. Эффективность использования ресурсного потенциала сельского хозяйства Орловской области / Прока Н.И., Полухин А.А., Страшко И.В.// Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2010. № 6 (27). С. 2-7.

5. Полухин А.А. Перспективы развития аграрного рынка Орловской области /Полухин А.А., Репичев А.И.// Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 8. С. 13-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.