Научная статья на тему 'Формирование логистических затрат в сфере торговли'

Формирование логистических затрат в сфере торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗАТРАТ / МЕСТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ / ЦЕНТР ОТВЕТСТВЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / LOGISTICS COSTS / COSTS FORMATION / PLACES OF COSTS ORIGIN / CENTER OF RESPONSIBILITY / COSTS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скорикова Ирина Станиславовна

В статье рассмотрен процесс формирования логистических затрат, представлена их классификация по группам. Автор выделяет факторы формирования затрат, вносит дополнения в определения «места возникновения затрат» и «центр ответственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LOGISTICS COSTS IN THE SPHERE OF TRADE

The process of logistics costs formation has been studied, their classification into groups is given. The author reveals factors of costs formation, makes amendments in the definitions «places of costs origin» and «centers of responsibility».

Текст научной работы на тему «Формирование логистических затрат в сфере торговли»

Формирование логистических затрат в сфере торговли

И.С. Скорикова, аспирантка, АНО ВПО ЦС РФ Российский университет кооперации Волгоградский кооперативный институт (филиал)

Управление торговой организацией представляет сложный, многогранный, целенаправленный процесс, направленный на извлечение прибыли, которая остаётся за вычетом затрат на производство и реализацию продукции. Для того чтобы наиболее полно выявить затраты, необходимо определить объекты их формирования.

Процесс формирования затрат позволяет выявить слабые места в управлении, а также возможности для достижения лучших финансовых результатов.

Логистические затраты можно объединить в следующие группы:

1) организационные затраты;

2) затраты на транспортные услуги;

3) складские затраты;

4) затраты на продажу продукции;

5) затраты на послепродажный сервис.

Первую группу формируют затраты, связанные с организацией процесса закупок, — это сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка; выбор источника материально-технического снабжения; возможность размещения заказов и их реализация; выбор поставщиков путём проведения конкурсов, изучения рекламных материалов, налаживания контактов с потравщиками (переписка, телефонные разговоры, деловые встречи); проверка поставщиков с помощью источников открытой информации (налоговой службы, регистрационных палат, информационных агентств).

Вторая группа включает затраты, связанные с движением товарного потока от первичного источника до конечного — потребителя.

Затраты на транспортные услуги включают затраты на:

• топливо, горюче-смазочные материалы;

• техническое обслуживание и текущий ремонт;

• заработную плату персонала, осуществляющего перевозку;

• амортизацию транспортных средств;

• затраты на содержание различных видов транспорта (арендную плату);

• расходы на содержание административноуправленческого персонала;

• затраты на хранение в пунктах перевалки грузов, терминалах;

• перевозку международным транспортом;

• таможенные и страховые затраты (оплата таможенных пошлин, налогов и сборов) и др.

Третья группа объединяет затраты, связанные с организацией складских работ, на:

• содержание складских помещений;

• хранение на складе готовой продукции;

• погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы;

• содержание и обновление оборудования;

• охрану складских помещений;

• содержание складского персонала;

• количественную и качественную приёмку продукции;

• убытки от хранения запасов (порчи продукции, уценки, списания, морального старения);

• убытки вследствие упущенных возможностей и др.

К четвертой группе относятся затраты, связанные с продажей продукции, на:

• планирование процесса реализации;

• содержание торговых площадей;

• проведение рекламной политики;

• создание единого имиджа организации;

• оплату персонала и др.

Пятую группу составляют затраты на послепродажный сервис:

• на доставку товара на дом;

• связанные с возвратом товара ненадлежащего качества;

• на послегарантийное обслуживание и др. Схематично процесс формирования затрат,

предложенный автором, представлен на рисунке 1.

Рис. 1 - Пирамида формирования затрат

По мнению автора, на процесс формирования затрат влияют многие факторы, основные отображены в таблице.

Затраты, возникающие в результате деятельности организации, разделяются по местам возникновения. Места возникновения затрат делятся на производственные, обслуживающие и условные. К производственным обычно относят цеха, участки, бригады; к обслуживающим — отделы, службы управления, склады, лаборатории. К условным местам возникновения относят затраты, не связанные с конкретными структурными подразделениями (например, административно-управленческие расходы в целом или какая-то их часть могут быть также цеховыми расходами, не относящимися к конкретным службам цеха) [1].

Место возникновения затрат (МВЗ) — это некоторая организационно-структурная единица предприятия, например, отдел, цех или бюро, для выполнения функций которого необходимы различные виды ресурсов, а значит, возможна и соответствующая оценка связанных с реализацией этих функций затрат [2].

Многие отождествляют понятия «место возникновения затрат» и «центр ответственности». Центрами ответственности называют структурные подразделения, по которым контролируются затраты, ответственность за работу

Факторы формирования затрат

Ступень логистики Факторы, формирующие логистические затраты

Организация торговой деятельности - масштабы деятельности - специфика организации - наличие собственных и (или) арендуемых торговых площадей - выбор, условия, объём, требования к качеству продукции - ценовой уровень продукции и материалов

Движение товарного потока - частота и объём заказов - наличие собственных и (или) арендуемых транспортных средств - характер перевозок (перевозки внутри одного города, междугородние перевозки, международные перевозки) - вид перевозимой продукции

Складирование и хранение продукции - наличие собственных и (или) арендуемых складских площадей - объём поставки - состояние запасов, оборудования и складских помещений

Реализация продукции - соответствие продукции спросу (актуальность, сезонность, новизна) - состояние рынка конкурирующих организаций - оптимальное состояние запасов - инфляция

Послепродажный сервис - качество продукции - скорость доставки

подразделений возлагается на руководителей данных структур.

В.В. Ткачук определяет понятие центра ответственности следующим образом: центры ответственности являются не только местами возникновения затрат — местами первичного потребления ресурсов, но и предполагают возложение ответственности на руководителя за достижение установленных плановых показателей в части доходов и расходов и наделение их соответствующими полномочиями [3].

По мнению А.И. Заруднева, Г.С. Мерзлики-ной [4], центры ответственности по функциональному принципу подразделения концентрируются на основные, затраты которых можно непосредственно перенести на производимую продукцию, и вспомогательные. В рамках данной классификации можно выделить следующие центры ответственности: обслуживающие; материальные; производственные; управленческие; сбытовые. Каждый центр отвечает за свой вид деятельности: состояние и хранение продукции; производство; составление отчётности и ведение финансовых документов; реализацию продукции.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно отметить, что место возникновения затрат представляет собой подразделения, процесс деятельности которых обусловливается возникновением затрат взамен потребляемых ресурсов организации. Центр ответственности — это единица системы управления, наделённая полномочиями организовывать, корректировать, контролировать деятельность регулируемых ею подразделений, отвечающая за целесообразность потребляемых ресурсов. Тем самым, центр ответственности выделяется как наиболее масштабная структура, в отличие от мест возникновения затрат.

Система учёта, обеспечивающая анализ, накопление информации о затратах, и позволяющая оценить работу отдельных структур организации, является системой учёта по центрам ответственности.

Учёт затрат по центрам ответственности — это система управленческого учёта, которая используется организацией таким образом, что затраты формируются и находят своё отражение на различных управленческих уровнях.

Управление затратами представлено автором в виде схемы (рис. 2). Это процесс, включающий в себя систематизацию видов затрат; распределение затрат по местам возникновения (на складе, торговом зале, отделе доставки, плановом отделе и т.д.); места возникновения затрат группируются по центрам ответственности (в отделе сбыта, отделе маркетинга, финансовом департаменте и т.д.).

Далее разрабатывается модель управления затратами. В управлении затратами применяются различные методы, выбор зависит от возможности использования того или иного метода, а также условий применения. Модель управления затратами подразумевает создание системы контроля: детализацию подконтрольных показателей; определение критериев полноты, своевременности, достоверности контроля. Система контроля должна обеспечивать обратную связь, давать возможность полностью контролировать процесс деятельности организации и вносить корректирующие действия, способствующие достижению планов.

Система учёта затрат (Cost Accounting System) — система, обеспечивающая сбор, распределение и учёт затрат, с последующим анализом (система учёта полных затрат «Абзорпшен-костинг» Absorption-costing; система учёта переменных затрат «Директ-костинг» Direct-costing; система учёта нормативных затрат «Стандарт-

Затраты

■4

Рис. 2 - Схема управления затратами

костинг» Standard-costing; система учёта затрат по методу ABC Activity Based Costing; система учёта затрат по местам возникновения затрат; система организации производства и учёта JIT Just-in-time (точно в срок).

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что для эффективного управления затратами необходимо чётко представлять процесс их формирования, а также правильно выделять места их возникновения. Управление затратами должно подразумевать под собой единую и слаженную систему, которая позволит

не только контролировать процесс деятельности организации, но и оптимизировать его.

Литература

1. Мишин Ю.А. Система управленческого учёта на современном предприятии // URL: http://www.dis.ru/library/manag/ агсЫуе/2001/3/981.Ыт1 (дата обращения:15.02.2011).

2. Тихоненкова Е. Система учёта затрат по местам их возникновения // URL: http://ev.spb.ru/art.php3?newsid=22626. Ыт1 (дата обращения: 10.02.2011).

3. Ткачук Е.В. Как правильно разработать систему учёта по центрам ответственности // URL: http://www.cfin.ru/ias/ manacc/activity_based_accounting.shtm1 (дата обращения: 15.02.2011).

4. Заруднев А.И., Мерзликина Г.С. Управление затратами хозяйствующего субъекта // URL: http://www.cis2000.ru/ Budgeting/receivab1esruS.shtm1 (дата обращения: 15.02.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.