Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТA В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: КОНЦЕПТ «ВОДА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.П. АСТАФЬЕВА И Г.Б. БАШИРОВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТA В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: КОНЦЕПТ «ВОДА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.П. АСТАФЬЕВА И Г.Б. БАШИРОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПТ / АССОЦИАТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА / ВОДА / ЛИТЕРАТУРА / MULTICULTURAL EDUCATION / CONCEPT / ASSOCIATIVE-SEMANTIC GROUP / WATER / LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мотигуллина Альфия Рухулловна, Голикова Гузяль Азгаровна

В работе представлены пути решения исследуемой проблемы - формирования лингвокультурологической компетенции студента средствами исследования в художественном тексте конкретного ключевого концепта произведения. Цель статьи заключается в исследовании возможностей концептуального анализа текстов русских писателей, в том числе в сопоставлении с произведениями писателей других народов (в частности, татарского народа), на специальных занятиях с целью эффективного формирования данного вида компетенции студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LINGUOCULTUROLOGICAL COMPETENCE OF STUDENT IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY: CONCEPT "WATER" IN WORKS OF V.P. ASTAFYEV AND G.B. BASHIROV

The paper presents ways to solve the problem under study - the formation of linguistic and cultural competence of the student by means of research in the literary text of a specific key concept of the work. The purpose of the article is to study the possibilities of conceptual analysis of texts of Russian writers, including in comparison with the works of writers of other Nations (in particular, the Tatar people), in special classes in order to effectively form this type of competence of the student.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТA В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: КОНЦЕПТ «ВОДА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.П. АСТАФЬЕВА И Г.Б. БАШИРОВА»

2. Белкина, Ю.А. Методика формирования креативной компетентности студентов-филологов: современное состояние и перспективы разработки / Ю.А. Белкина // Поволжский педагогический вестник. -№ 1. - 2013.

3. Борисова, Л.Г. Профессиональная компетентность филолога в функциональном аспекте / Л.Г. Борисова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - № 4. - Калининград, 2007.

4. Бугреева, Е.А. Формирование профессиональной филологической компетентности у студентов языковых специальностей вузов / Е.А. Бугреева. - Тольятти, 2002. - 265 с.

5. Исаева, Н.А. Концептуальные основы когнитивной стратегии лингвометодической подготовки бакалавров - будущих учителей русского языка / Н.А. Исаева // Наука и школа. - № 3. - 2015.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Мотигуллина Альфия Рухулловна

«Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Голикова Гузяль Азгаровна

НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (г. Казань)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТЛ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: КОНЦЕПТ «ВОДА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.П. АСТАФЬЕВА И Г.Б. БАШИРОВА

Аннотация. В работе представлены пути решения исследуемой проблемы - формирования лингвокультурологической компетенции студента средствами исследования в художественном тексте конкретного ключевого концепта произведения. Цель статьи заключается в исследовании возможностей концептуального анализа текстов русских писателей, в том числе в сопоставлении с произведениями писателей других народов (в частности, татарского народа), на специальных занятиях с целью эффективного формирования данного вида компетенции студента.

Ключевые слова: поликультурное образование, концепт, ассоциативно-семантическая группа, вода, литература.

Annotation. The paper presents ways to solve the problem under study - the formation of linguistic and cultural competence of the student by means of research in the literary text of a specific key concept of the work. The purpose of the article is to study the possibilities of conceptual analysis of texts of Russian writers, including in comparison with the works of writers of other Nations (in particular, the Tatar people), in special classes in order to effectively form this type of competence of the student.

Keywords: multicultural education, concept, associative-semantic group, water, literature.

Введение. «Современная система образования в обществах с полиэтническим составом населения нуждается, по мнению ученых, в грамотных специалистах, носителях собственной национальной культуры, воспринятой во взаимодействии с другими культурами. В связи с этим в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании актуализируется проблема формирования лингвокультурологической компетентности будущего педагога. Постоянно возрастает значимость лингвокультурологической составляющей в профессиональной подготовке современного педагога (прежде всего, филолога). Лингвокультурологическая компетентность должна рассматриваться как один из центральных компонентов профессиональной культуры современного педагога, что связано с современной социокультурной ситуацией и с особенностями и противоречиями развития многонационального и поликультурного российского гражданского общества» [8].

Продолжить дальнейшее формирование лингвокультурологической компетенции студента можно, исследуя такой концепт, как «вода».

Изложение основного материала статьи. Образ-концепт воды в большей степени является и архетипическим, и мифологическим, и фольклорным. Так, в русский и татарский фольклор он приходит из мифологии и архаических представлений народа о мире и его обитателях. Вода - одна из стихий мира, играющая важнейшую роль в жизни человека и природы. Особое отражение данный фольклорный концепт получает в народных сказках, песнях, фразеологизмах. Русский народ издавна чтил воду. Водные источники почитались, им приносились жертвы, у них совершали молитвы. Так, культ воды (ее чистоты) представлен в народном празднике Ивана Купалы. В то же время в воде по народным поверьям могут обитать представители нечистой силы - русалки, водяные, злые духи. В пословицах и поговорках вода называлась «царицей» или «матушкой» («Хлеб батюшка, водица матушка», «Хлеб да вода - блаженная еда»). В то же время в них нашли отражение как благодатные свойства воды (очищение, способность давать жизнь растениям, человеку), так и ее разрушительные свойства («Воды и царь не уймет», «Жди горя с моря, беды от воды», «От воды всегда жди беды»). Вода (водные источники - реки, озера, моря) воспринималась в то же время как другой мир. В русских и татарских сказках появляется особое понимание воды - как живой или мертвой. Мертвая вода способна восстановить части умершего тела, а живая вода возрождает к жизни. Во многих сказках вода придает богатырскую силу, красоту и молодость. Так, по требованию Василисы-царевны стрелец купается в горячей воде и становится «красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать» (в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна»). Герой «Сказки об Илье Муромце», напившись воды от старцев, почувствовал такую силу, «что если бы в сырую землю воткнуть кольцо, то взялся бы за то кольцо и всю землю и перевернул бы» [1]. Мифический татарский герой Дию Пэрие также пьет воду бочками. Большое место в древних ритуалах татар занимает концепт дождя (вызвать дождь через ритуал «дождевой» каши). В татарских песнях большое место занимают такие образы, связанные с водой, как образы озера, родника, моря, реки и т.д. Самый распространенный из них — образ самой воды. Очень часто вода уносит с собой печаль и грусть героя (ярко это представлено в народных песнях). Чистота воды сопоставляется с чистотой души человека. Образ озера (татар. — кул) участвует в описаниях природы, часто способствует чрезвычайно емкому и эмоционально-выразительному описанию горестей и печалей человека. Иногда этот образ вместе

со словами «кайгы», «хэсрэт» («горе») образует метафорические сочетания «кайгы куле», «хэсрэт KYле» («озеро горя»). В татарских народных сказках герои уезжают за семь морей, где совершают свои героические поступки. Сражаются с мифическим героем Дию Пэрие. А в героическом эпосе «Идегей», где описываются события о разрушении Золотой Орды, Идегей убегает к Тимерлану, пересекая реку Сырдарья. В татарских народных и авторских сказках встречаются мифологические образы, так или иначе связанные водой. Это Су анасы (водяная), Су иясе (хозяин воды) и др.

Таким образом, концепт «вода» в русском и татарском фольклоре определяется архетипическими биполярными позициями, двойственным представлением: жизнь-смерть, чистота-нечисть, благодать-разрушение и т.д. Вода, как и в русском, так и татарском фольклоре - это, прежде всего, символ жизни. В то же время водный концепт может знаменовать символику разрушения, смерти (например, семантика библейского потопа).

Концепт «вода» в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Одним из ярких представителей русской «деревенской» литературы второй половины ХХ века является В.П. Астафьев. Его проза достаточно глубоко изучена российским литературоведением, в то же время аспект функционирования фольклорного концепта «вода» в его творчестве раскрыт далеко не полностью. В работе Н.А. Меженской «Стихия «вода» в языке художественной прозы В. Астафьева и В. Тендрякова» (2010) глубоко исследован лингво-семантический аспект реализации стихии «вода» в творчестве В.П. Астафьева [7]. Однако автор не касается фольклорных представлений и не обращается к историко-культурному контексту русской и татарской литературы второй половины ХХ века в их сравнительной характеристике. Особое место в изучении концепта «вода» уделено в работе Ю.Г. Бобковой [2]. Однако работа посвящена только анализу цикла «Затеси».

Художественный мир Виктора Астафьева определяется, как было указано, особой спецификой взаимодействия Человека и Природы. Образы природы у писателя тесно связаны с этическим началом. Через приобщение к природе герой Астафьева начинает формироваться как Человек, как индивид нравственный. Порядок (гармония) и беспорядок (хаос) - два аспекта, которые определяют в мире писателя бытие человека, сущность его нравственного выбора. Внутренняя упорядоченность соотносится писателем с нравственностью, а нравственный человек, по мнению автора, близок, прежде всего, Природе.

Концепт воды находит свое воплощение во многих произведениях В.П. Астафьева, отражен уже в их названиях. «Васюткино озеро» - прямой отсыл к водной стихии; «Царь-рыба» - опосредованный остыл к образу воды через символику рыбы. В повести «Последний поклон» писатель также обращается к водному концепту, поэтизирует его через явленные образы рек. «Концепты, реализованные в астафьевском тексте, — явления ментальные, отражающие ценностные ориентиры писателя. Доступом к ним служат разнообразные лингвистические формы — номинативные и образные средства языка, авторская метафорика, прецедентные тексты, авторские текстовые построения, основанные на приемах развертывания и усложнения метафоры. Средства актуализации концепта объединяются в специфические образования — ассоциативно-семантические поля (курсив наш. - А.М., Г.Г.)» [7].

История, которую описывает В. Астафьев в рассказе «Васюткино озеро», довольна проста. 13-летний герой Васютка отправляется в тайгу, теряет затеси и долго не может найти дорогу домой. Блуждание Васютки в тайге - это символический «путь к себе». В итоге своего путешествия он обнаруживает озеро, полное рыбы, а затем выходит и к реке Енисей. Озеро - важная и ценная находка, ведь рыбаки из бригады отца героя не могут выполнить план: рыба ушла в глубину, и улов невелик. Озеро называют в честь Васютки, отсюда название рассказа - «Васюткино озеро».

Безусловно, в изображении водной стихии В. Астафьев актуализирует фольклорный концепт. В процессе анализа рассказа необходимо понять, как используется фольклорный концепт «вода» и подвергается ли он поэтической авторской трансформации. Рассмотрим в этих целях наиболее важные ассоциативно-семантические группы (поля) в рассказе В. Астафьева, которые формируют здесь основное содержание концепта «вода».

1. Ассоциативно-семантическая группа «вода - родина - богатство».

В самом начале текста писатель обращается к концепту «озеро», который и определяет смысл рассказа. На первое место выходят также названия реальных озер и рек - Байкал, Енисей. Упоминается даже Карское море. Писатель акцентирует внимание на том, что таких маленьких озер, какое нашел Васютка, в стране нашей превеликое множество: «Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина». Велико и ее богатство - ерши, пескари, стерлядь, омули, осетр. Астафьев, перечисляя все эти ценные породы рыб и названия озер и рек, как бы с самого начала текста задает особую тональность произведения: озера и реки, и даже моря и их обитатели - это все великая большая страна, ее великое богатство. И нет в ней различия между малым и большим, по мысли писателя. Особое место в рассказе принадлежит большой русской реке Енисей. Найденное героем озеро помогает ему выбраться к Енисею, где его обнаруживают люди и отвозят домой. Герой заворожен красотой реки: «Мальчик брёл, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило — так красива, так широка была его родная река!». К реке он обращается как герой русских сказок: «Енисей-батюшко!». В целом образ Енисея - могучей русской реки - запечатлен во всех произведениях писателя: он поэтизируется, возвеличивается, наполняется особым символическим смыслом, становится центром бытия астафьевских героев. Образ Енисея определяется фольклорной традицией: через него выражается любовь к родной земле, Отечеству. Именно через водный концепт подчеркивается богатство родины и неизбывная любовь к ней как героя, так и самого автора.

2. Ассоциативно-семантическая группа «вода - вещество».

В то же время концепт «вода» выступает в своем изначальном качестве - вещество. В рассказе это и человеческий пот, которым покрылся Васютка от страха, когда понял, что потерялся. Это и слезы героя. Васютка плачет, потерявшись в тайге, он представляет, как плачет его мать. После же того, как герой нашелся, это уже слезы радости. Писатель и здесь не отходит от ядра фольклорного концепта, реализуя его дихотомию: вода - горе (печаль), вода - радость.

В то же время вода как вещество представлена в виде тумана и росы. Туман дважды появляется в произведении, и как особый образ связан со страхом, неуютностью, неясностью, неопределенностью судьбы Васютки.

3. Ассоциативно-семантическая группа «вода - стихия».

Вода представлена в рассказе и как природная стихия, образ которой писатель передает через метафорику текста. Прежде всего, уже с самого начала рассказа выделяется концепт «дождь»: «Осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась», «темные волны на реке нагоняли тоску». В конце рассказа дождь действительно обретает черты неумолимой стихии, от которой не спрятаться человеку: «Пошёл дождь. Сначала капли были крупные, редкие, потом загустело кругом, полилось, полилось». С образом дождя связываются понятия холода, тьмы, беспомощности человека перед природой: «на лес уж спускалась темнота, смешанная с дождём. Было всё так же тоскливо; сделалось ещё холоднее». Дождь льется с огромной силой: «Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качалась пихта, стряхивая за воротник Васютке холодные капли воды». Сила дождя вынуждает Васютку ругаться: — Ну и зарядил, окаянный! — обругал Васютка дождь. Причем, герой не раз, блуждая в тайге, использует характерную лексику. Недаром появится словосочетание «нечистая сила». Осенний дождь ассоциируется с разрушительной стихией.

Ассоциативно-семантическая группа «вода - водоем».

Водный концепт наиболее ярко реализован через образ озера, которое Васютка нашел в тайге. Очень неоднозначно рисуется этот водоем. Сначала перед нами болото, потом маленькое унылое озерцо, подернутое ряской, но полное рыбы. Но затем герой понимает, что все, что он видел, только начало большого озера, которое имеет протоку, речушку, и она вливается в реку Енисей (расширение пространства). Писатель использует противоположные состояния воды - стоячая вода и текучая вода, которые вносят в реализацию водного концепта дополнительные ассоциации, связанные с мотивом трудностей и избавления. Наиболее негативным воплощением стоячей воды является болото. Озеро с речкой, впадающей в Енисей, становится символом выхода героя из трудной ситуации. Символика образа озера очевидна. Так как весь рассказ, несмотря на его реалистичность, выстраивается по сказочной формуле (проступок героя, его наказание и далее обретение богатства), озеро символизирует не только желанное избавление - выход из тайги, но и обретение материального благополучия.

4. Ассоциативно-семантические группы «вода - жизнь», «вода - очищение», «вода-спасение».

Образ озера сопряжен с его многочисленными обитателями. Васютка видит большое количество уток, двух он подстрелил, зажарил и тем спасся от голода. В озере много белой рыбы: «Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы: щуки там, сороги или окуня. Нет, но широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере — белая рыба!». Это обилие живности символизирует жизненное начало, что соотносится с народными представлениями. И даже вышедший из тайги Васютка уподобляется рыбе, дед героя восклицает: «Нашёлся пескаришка-то!». Жизненную силу обретает уставший Васютка, подобно героям русских сказок и былин, когда видит Енисей и умывается речной водой. В то же время с концептом воды связывается символика нравственного очищения героя. Ведь Васютка не отличался хорошим поведением: в школе курил, на переменах безобразничал. В тайге герой рефлексирует, вспоминает свой образ жизни, осуждает свое поведение - героя «начало донимать раскаяние» . Происходит процесс нравственного очищения, что символически закрепляется в эпизоде умывания. Примечательно, что озеро, как и вся тайга, становится у писателя живым существом, что явлено через прием олицетворения: «Озеро подёрнулось морщинами, тени на воде заколыхались, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно» [7].

Концепт воды получает у Астафьева, таким образом, дополнительную функцию - функцию спасения. У озера услышал Васютка что-то похожее на комариный свист. Однако это оказался гудок парохода: «Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме». Гудит пароход на Енисее! Герой, наконец, выходит к большой воде - большой реке. Он спасен. Символика спасения обретает здесь также особый смысл - спасено не только живое существо, но и его Душа.

Концепт «вода» в повести Г. Баширова «Туган ягым - яшел бишек» («Зеленая колыбель - родная сторона»).

Изучение концептов татарской культуры в художественной литературе становится объектом исследования ученых, прежде всего в аспекте перевода на другие языки [9]. Видным татарским писателем периода второй половины ХХ века является Гумер Баширов (1901-1999). Особое место в творчестве Г. Баширова занимает культура татарского народа, ярко воплощенная в фольклоре.

Повесть «Родимый край - зеленая моя колыбель» рассказывает о детстве и юности писателя, прошедших в глухой татарской деревне, о жизни близких и односельчан героя (равно и самого автора). В повести Г. Баширова, как в зеркале, отражается внутренний мир самого автора и его персонажа: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, любовь к людям и миру, окрытость и в хорошем смысле наивность, которая сродни поэтическому началу [9]. Так, произведение Г. Баширова «Родимый край — зеленая моя колыбель» учит видеть красоту вокруг нас, получать наслаждение от общения с окружающим миром, открывает души других людей, животных, птиц. Особое место в повести занимает образ-концепт воды, осмысленный именно через фольклорную традицию. Выделим характерные ассоциативно-сематические группы (поля), определяющие смысловое наполнение концепта «вода» в этом тексте.

1. Ассоциативно-семантическая группа «вода - жизнь».

Вода изначально воспринимается писателем как живительная сила, и прежде всего - это сила дождя (в отличие от произведения Астафьева, где образ дождя представляется через символику разрушения). Если нет летом дождя, будет засуха, природа зачахнет от зноя, и люди, и звери, и птицы умрут от голода. Засуха никогда не приходит в одиночку. Она тянет за собой мор скота, повальные хвори, болезни, страшные пожары, которые сжигают дотла целые деревни. «В знойные дни глянешь окрест — над какой-нибудь деревней да увидишь зловещий столб дыма. И вот уже небо заволакивается заревом, сквозь черные клубы дыма прорываются багровые языки бушующего пламени» [2]. С водой связываются обычаи татарского народа, например, особый обычай вызывать дождь - «дождевая каша».

2. Ассоциативно-семантическая группа «вода - часть природы».

Писатель с любовью пишет о роднике, о народном предании о бочаге. «Несу я кувшин с водой с Ушарова ключа и невольно задерживаюсь в низине у круглого, словно, колодец, бочага с водой. Это — «морской глаз»! Его вся деревня так зовет. В зиму он никогда не замерзает, только пар над ним тогда поднимается. Вода в бочаге какая-то мутная, пугающе темная» [2]. Примечательно, что лексически связываются слова «родник» и «море», что расширяет природную географию произведения, создает поле глубинной взаимосвязи всех природных явлений. Писатель обращает особое внимание на соотношение

«часть - целое». Родник - часть прекрасного природного мира. Писатель изображает мир природы через приемы олицетворения и метафоры, показывая этот мир живым.

Ассоциативно-семантическая группа «вода - Природа - Живое».

Природа, в том числе и водные источники, трактуются писателем как одухотворенные образы (сказочный антропроморфизм). Рисуя речку, автор описывает ее как живое существо, используя приемы олицетворения. «Под горкой оживает наша река. Поначалу она кряхтит, вздыхает, будто взялась за непосильный труд. Потом вдруг с гулом, с треском разрывает толстый покров льда, душивший ее всю зиму, и выплескивается вверх...».

В целом автобиографическая повесть Г. Баширова выдержана в жанре сказки. В представлении маленького Гумера все жизненные реалии ассоциируются со сказочными персонажами. В то же время для психологически точного описания процесса познания ребенком окружающего мира, процесса формирования у него внутреннего мира используется автором принцип автобиографизма, собственные впечатления от своего детства.

Выводы. Сравнивая два произведения - русского и татарского авторов, можно прийти к следующим выводам. Концепт «вода» в рассказе В. Астафьева реализуется в его фольклорном инварианте. Писатель не трансформирует, не разрушает фольклорные представления своего народа, а чтобы выразить собственное мировоззрение, «приращивает» к фольклорному концепту авторские смыслы, близкие народному миропониманию. Все вышеуказанные особенности воплощения концепта «вода» в рассказе В. Астафьева определяют его гармоничное функционирование в художественном мире писателя через реализацию символической (в большей степени) и метафорической образности (в меньшей степени) в реалистическом повествовании.

В повести Г. Баширова также сильны сказочные элементы, что существенно влияет на стиль и характер книги. Концепт воды понимается татарским писателем именно в свете фольклорных представлений. Вода у Баширова, так же, как и Астафьева, символ жизни и всего сущего. Однако есть существенные отличия. Татарский писатель использует концепт дождя с позитивной точки зрения. Дождь не просто стихия (у Астафьева - разрушающая), а живительная сила, связанная, в том числе, с мусульманской семантикой и обрядами. Речка, родник - символы красоты природы, формирующей у героя повести богатый внутренний мир. Отсутствует и у Г. Баширова символика очищения. Изначально его герой-ребенок уже открыт миру и духовно чист, а красота природы, особенно весенней, еще более способствует гармонизации мира ребенка. В целом концепт воды у двух писателей выстраивается по единому лексико-семантическому алгоритму: вода-жизнь, вода-богатство, вода-природа, красота, вода-чистота души. Несмотря на разность национальных идеалов, и русский, и татарский писатель в реализации водного концепта выходят на уровень архетипа, наднационального образа.

Таким образом, В.Астафьев и Г. Баширов по-особому реализуют концепт «вода» в своих известных произведениях. Прежде всего, в реализации данного концепта авторами используется сказочный жанр, что определяет их значительную близость к национальной фольклорной традиции. Водный концепт не претерпевает никаких существенных изменений, используется фольклорный инвариант концепта, который органически встраивается в текст произведений, не разрушая их реалистической эстетики. Избирается позитивное смысловое поле водного концепта - вода - жизнь. Концепт воды определяется значением красоты природы, ее богатства. Он связан с расширительным смысловым значением, определяющим тесную взаимосвязь «части» и «целого»: у Астафьева: озеро - большая река, у Баширова: родник - море. Вода как часть природы в произведениях русского и татарского автора становится символом формирования внутреннего мира ребенка. В то же время подчеркивается мысль о том, что и человек есть часть природы и тесно с нею связан. Связь с природным началом есть основа нравственной позиции человека, ее становления. Эта мысль красной нитью проходит через оба произведения двух писателей - русского и татарского.

Литература:

1. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси: поэт, воззрения славян на природу. - М.: Эксмо, 2005.

2. Баширов Г.Б. Родимый края — зеленая моя колыбель. - Москва: Советская Россия, 1983.

3. Бобкова Ю.Г. Концепт и способы его актуализации в идиостиле В.П. Астафьева: на материале цикла «Затеси». - URL: http://www.dissercat.com/content/kontsept-i-sposoby-ego-aktualizatsii-v-idiostile-vp-astafeva-na-materiale-tsikla-zatesi#ixzz4c9EDMNiQ

4. Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов. - М., 2003.

5. Курбатов В.Я. Виктор Астафьев. - Новосибирск, 1977.

6. Ланщиков А. Виктор Астафьев. - М., 1992.

7. Меженская Н.А. «Стихия «вода» в языке художественной прозы В. Астафьева и В. Тендрякова». -URL: http://cheloveknauka.com/stihiya-voda-v-yazyke-hudozhestvennoy-prozy-v-astafieva-i-v-tendryakova-

1#ixzz4c5PfKhsW

8. Мотигуллина А.Р., Голикова Г.А. Формирование лингвокультурологической компетенции студента

в поликультурной образовательной среде вуза. - Проблемы современного педагогического образования, 2019.

- № 62-3. - С.162-165.

9. Рашитова Н.М. Поэтика произведений Гумера Баширова. - Казань, 2010.

10. Яновский Н., Н.В. Астафьев: Очерк творчества. - М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.