воспитании и образовании. Когда распалась советская идеологическая система воспитания, то люди оказались в полной идеологической свободе, или, лучше сказать в хаосе. Если государство не осуществляет функцию воспитания своих граждан, то ее будут осуществлять другие организации, что уже представляет угрозу для сохранения целостности национального сообщества, и государства в целом. Следовательно, идея Платона о руководящей роли государства в образовании и воспитании, сохранит свою актуальность всегда. Список использованой литературы:
1. Джуринский А. История зарубежной педагогики. http://www.gumer.info/
2. Платонов В. Образование как социокультурная система: методологические проблемы теории и истории образования. http://www.gumer.info/
3. Платон. Государство. http://www.gumer.info/
4. Платон. Законы. http://www.gumer.info/
© Бутенко Н А., 2016
УДК 740
Е.С. Григорович
Студентка Сургутского государственного университета Сургут, Российская Федерация Научный руководитель Бутенко Н.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИИ А. АДЛЕРА
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы формирования личности в теории Альфреда Адлера. В данной работе принимаются во внимание основные концепции, оказывающие влияние на формирование личности, рассмотренные А. Адлером в индивидуальной психологии. Идеи данных подходов показывают степень воздействия, которое они могут оказать на человека.
Ключевые слова
Личность, формирование личности, становление человека, психология, природа человека.
На сегодняшний день проблема формирования личности является крайне актуальной. Представители различных направлений на протяжении долгого времени пытаются понять сущность человека, так как все происходящие в мире события зависят от поведения людей, и для того, чтобы понять, как человек будет действовать в той или иной ситуации, необходимо изучить аспекты, оказывающие наибольшее влияние на формирование качеств индивидуума, в соответствии с которыми он принимает решения. Вполне вероятно, что наше будущее во многом будет зависеть от того, насколько мы продвинемся в изучении этих самых аспектов.
Формирование личности - это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. [3, с.122]
Адлер считал, что большое значение в формировании личности человека играют люди, которые его окружают с рождения.[4] Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером, так как он исходил из того, что ребенок рождается с еще не сформированными структурами личности, а скорее с их прообразами.
В индивидуальной психологии Адлером было рассмотрено несколько определенных концепций, оказывающих влияние на формирование личности, которые непосредственно пересекаются друг с другом.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Одной из таких концепций является стиль жизни. Стиль жизни — ключевое понятие психологии личности: комплекс личной философии данного индивидуума, характерных для него верований и взглядов на жизнь, являющийся стержнем его личности. [1, с.214]
Иными словами, стиль жизни представляет собой уникальное соединение черт, способов поведения и привычек. Он определяет то, как именно человек будет бороться со своей неполноценностью. Безусловно, люди продолжают находить новые пути выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в целом, является только расширением основной структуры, установленной в раннем детстве. Сформированный в детстве стиль жизни сохраняется и становится основой поведения человека в будущем.
Адлер пришел к выводу, что, будучи детьми, мы все чувствуем себя неполноценными, и это побуждает нас к компенсации. Например, ребенок с плохой координацией может приложить все свои усилия на развитие выдающихся атлетических качеств. Его поведение становится, в свою очередь, стилем его жизни -комплексом активности, направленной на преодоление имеющейся неполноценности. [2]
Чувство неполноценности и компенсация также являются концепциями, рассмотренными Адлером в его теории. По мнению Адлера, чувство неполноценности происходит от ощущения собственного бессилия. Люди с неполноценностью органа, то есть его врожденной слабостью или недостаточным функционированием стараются компенсировать эти дефекты путем работы над собой, что нередко приводит к развитию некоторых навыков.
Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическую форму, являющуюся образцом как для взрослого человека вообще, так и для президента Соединенных Штатов в частности.[2] Таким образом, какой-либо дефект может приводить к значительным успехам в жизни человека. Но он же может повлечь за собой и сильно выраженное чувство собственной неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия, если попытки, направленные на компенсацию дефекта, не оправдывают ожиданий.
Конечно, в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, нет ничего нового. Врачам давно был известен тот факт, что, если, например, одна почка плохо функционирует, другая начинает выполнять ее функции и нести двойную нагрузку.[2] Но именно Адлер обнаружил данный процесс компенсации в психической сфере.
Чувство неполноценности берет свое начало в детстве и связано с порядком рождения. Порядок рождения ребёнка — основа для формирования стиля жизни. [2] Отношение старшего или младшего ребенка в семье к другим детям, влияние родительских установок и ценностей — все это меняется в результате появления в семье следующих детей и оказывает сильное воздействие на формирование стиля жизни.
Выделяют первенца (его положение считается завидным, пока не появится второй ребенок), среднего (стремится показать себя, пытается превзойти старшего), младшего (обладает высокой мотивацией превзойти старших детей) и единственного (является средоточием жизни семьи) ребёнка. Данные описания не могут всегда полностью совпадать с реальными примерами. Этой типологией Адлер хотел показать то, что у каждого ребенка, находящегося в определенном положении в семье, появляются некоторые проблемы, которые впоследствии оказывают влияние на формирование личности.
В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что такая концепция как стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни. Эта «великая потребность возвыситься» от неспособности до способности, смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у каждого. [2] Процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как объект нашего стремления.
Суть концепции социального интереса заключается в том, что люди подстраивают свои личные потребности под дела социальной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefühl. Это означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». [2] Иными словами, люди придают огромное значение социальным побуждениям. Людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от собственных целей ради целей сообщества.
Фиктивный финализм — концепция, согласно которой все люди ориентируются в жизни посредством
созданных самостоятельно представлений (или фикций), которые организуют и систематизируют реальность, определяя поведение человека.
Адлер развивал мысль о том, что наши главные цели в жизни есть не что иное, как фиктивные цели. Например, некоторые люди могут действовать, исходя из убеждения в том, что лишь упорная работа и немного удачи помогают достичь желаемого. По мнению Адлера, эта идея - просто фикция, так как многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что на самом деле заслуживают.
Допущение фикции необходимо из-за несовершенства нашей психологии. Она имеет большое сходство с фикциями, применяемыми в науке, — например, разделение Земли на части не существующими меридианами. С помощью психологических фикций мы допускаем наличие постоянной цели, хотя более тщательное исследование вынуждает нас признать, что на самом деле ее, как и меридиана, не существует. [1, с.52]
По мнению Адлера, на личность большее влияние оказывают собственные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Цель, к которой мы стремимся, существует не в будущем, а в нашем нынешнем восприятии будущего. Несмотря на то, что фиктивных целей объективно не существует, они все же оказывают огромное влияние на наше стремление к превосходству.
Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории. Когда он открыл и ввел в свою систему этот элемент, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость.[2] Адлер утверждал, каждый человек имеет право на самоопределение. И в итоге, люди сами ответственны за то, кем они становятся. Эта творческая сила способствует определению цели жизни человека, а также методу достижения этой самой цели.
Подводя итог, стоит отметить, что, согласно Альфреду Адлеру, формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является создателем своей личности. При этом он строит ее из наследственности и опыта.
Список использованной литературы:
1. Адлер А. Понять природу человека/ А. Адлер - СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997.-С. 218.
2. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теорииличности. / L.Hjelle, D.ZieglerPersonalityTheories: BasicAssumptions, Research, andApplications / 3thed.:McGrow-Hill, 1992; СПб.:ПитерПресс, 1997.
3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин - Учеб. эл.текст.изд.Екатеринбург, 2006. - С. 135
4. Теория личности Адлера // Персональный информационный сайт. - 2011 [Электронный ресурс] - URL: http://psyera.ru/5025/teoriya-lichnosti-adlera
© Григорович Е.С., 2016
УДК 13
Г.К. Казибекова
к. философ. наук, доцент Южный федеральный университет г. Махачкала, Российская Федерация
О ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме. Автор акцентирует внимание читателя на сложном пути