Научная статья на тему 'Формирование личности в рамках регионального политического пространства: методологический аспект'

Формирование личности в рамках регионального политического пространства: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРА РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / ИДЕАЛЫ / ЦЕННОСТИ / CULTURAL SPACE / SPACE CULTURE / CULTURE OF THE REGION / REGIONAL CULTURE / PERSONALITY / INFLUENCE FACTORS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тертешникова Наталья Демьяновна, Жукова Алена Алексеевна, Романова Илона Валерьевна, Бернюкевич Татьяна Владимировна

Дан анализ методологии исследования влияния региональной культуры на личность. С точки зрения авторов, состоявшаяся личность характеризуется наличием языковой, когнитивной и духовной культуры. Как доказано в статье, региональная культура задает личности определенный способ видения и узнавания мира. Соответственно становление личности зависит от адекватного отражения в сознании человека географической, исторической и культурной локализации сообщества, к которому он принадлежит. На становление личности влияют как региональные обстоятельства, так и факторы, связанные с внешним культурным влиянием. Однако сложность описания процессов становления личности в пространстве региональной культуры заключается в его двойственности, так как оно представляет собой одновременно пространственную сферу существования и сферу самовосприятия человека, которая касается его субъективных, глубоко личностных переживаний. В этом контексте, региональная культура представляется как инструмент становления и развития человека. Под этим термином философия культуры имеет в виду итог осознанной культурной эволюции, сформированный в каждом отдельном регионе в целях сохранения человечества в условиях стремительных общественных трансформаций, вызванных последствиями глобальных экономических, технологических, экологических проблем современности. При этом признается, что в то время как региональная культура является основанием становления человека, человек сам формирует и развивает культуру региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тертешникова Наталья Демьяновна, Жукова Алена Алексеевна, Романова Илона Валерьевна, Бернюкевич Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONALITY IN THE FRAMEWORK OF REGIONAL POLITICAL SPACE: METHODOLOGICAL ASPECT

T he article analyzes the research methodology of the regional culture influence on personality. From the point of view of the authors, a successful person is characterized by the presence, language, culture, cognitive culture and spiritual culture. As the article proves, regional culture defines personality as a certain way of seeing and knowing the world. Accordingly, personality formation depends on adequate reflection in human consciousness of the geographical, historical and cultural localization of the community to which he belongs. Regional circumstances as well as factors related to external cultural influence have an impact on the formation of personality. However, the complexity of identity formation processes’ description in the space of regional culture lies in its duality, as it represents both the spatial field of existence and the sphere of self-perception of a person which concerns his subjective, deeply personal experiences. In this context, regional culture is presented as a tool of formation and human development. This term philosophy of culture refers to the result of a conscious cultural evolution formed in each region in order to preserve humanity in the face of rapid social transformations caused by the impact of the global economic, technological and environmental problems of our time. However, it is recognized that while the regional culture is the basis of human evolution, man himself creates and develops the culture of the region

Текст научной работы на тему «Формирование личности в рамках регионального политического пространства: методологический аспект»

УДК 32.019.5

DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-7-112-119

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

FORMATION OF PERSONALITY IN THE FRAMEWORK OF REGIONAL POLITICAL SPACE: METHODOLOGICAL ASPECT

H. Д. Тертешникова,

Забайкальский государственный университет, г. Чита terteshnikova-n@mail.ru

N. Terteshnikova,

Transbaikal State University, Chita

А. А. Жукова,

Забайкальский государственный университет, г. Чита kazarbina a@mail.ru

A. Zhukova,

Transbaikal State University, Chita

И. В. Романова,

Забайкальский государственный университет, г. Чита ilromanova2010@yandex.ru

I. Romanova,

Transbaikal State University, Chita

Т. В. Бернюкевич,

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва bernyukevich@inbox.ru

T. Bernyukevich,

National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow

Дан анализ методологии исследования влияния региональной культуры на личность. С точки зрения авторов, состоявшаяся личность характеризуется наличием языковой, когнитивной и духовной культуры. Как доказано в статье, региональная культура задает личности определенный способ видения и узнавания мира. Соответственно становление личности зависит от адекватного отражения в сознании человека географической, исторической и культурной локализации сообщества, к которому он принадлежит. На становление личности влияют как региональные обстоятельства, так и факторы, связанные с внешним культурным влиянием. Однако сложность описания процессов становления личности в пространстве региональной культуры заключается в его двойственности, так как оно представляет собой одновременно пространственную сферу существования и сферу самовосприятия человека, которая касается его субъективных, глубоко личностных переживаний. В этом контексте, региональная культура представляется как инструмент становления и развития человека. Под этим термином философия культуры имеет в виду итог осознанной культурной эволюции, сформированный в каждом отдельном регионе в целях сохранения человечества в условиях стремительных общественных трансформаций, вызванных последствиями глобальных экономических, технологических, экологических проблем современности. При этом признается, что в то время как региональная культура является основанием становления человека, человек сам формирует и развивает культуру региона

Ключевые слова: культурное пространство; пространство культуры; культура региона; региональная культура; личность; факторы влияния культуры; методология исследования; научные подходы; идеалы; ценности

The article analyzes the research methodology of the regional culture influence on personality. From the point of view of the authors, a successful person is characterized by the presence, language, culture, cognitive culture and spiritual culture. As the article proves, regional culture defines personality as a certain way of seeing and knowing the world. Accordingly, personality formation depends on adequate reflection in human consciousness

© Н. Д. Тертешникова, А. А. Жукова, 112

И. В. Романова, Т. В. Бернюкевич, 2019

of the geographical, historical and cultural localization of the community to which he belongs. Regional circumstances as well as factors related to external cultural influence have an impact on the formation of personality. However, the complexity of identity formation processes' description in the space of regional culture lies in its duality, as it represents both the spatial field of existence and the sphere of self-perception of a person which concerns his subjective, deeply personal experiences. In this context, regional culture is presented as a tool of formation and human development. This term philosophy of culture refers to the result of a conscious cultural evolution formed in each region in order to preserve humanity in the face of rapid social transformations caused by the impact of the global economic, technological and environmental problems of our time. However, it is recognized that while the regional culture is the basis of human evolution, man himself creates and develops the culture of the region

Key words: cultural space; space culture; culture of the region; regional culture; personality; influence factors of culture

Б ведение. Вопрос о сущности и динамике культурных трансформаций, оказывающих влияние на становление личности, в различных регионах возник в связи с осознанием того, что население мира состоит из людей, относящихся к разным культурам, которые встречаются в конкретном пространстве, где происходит процесс становления личности, подверженный влиянию не абстрактных и трансцендентных сил, а реальных локальных условий.

Степень разработанности. Исследователи феномена личности (И. С. Кон, Дж. Кел-ли, В. А. Ядов), отмечают, что понятие это многозначно и многоаспектно. Сущность личности человека рассматривается как комплекс явлений, в систему которого входят общечеловеческие, индивидуальные, определяемые спецификой культуры, и частные, зависимые от субъективных оснований каждой личности. При этом личность отличают не только внешние характеристики, но и то, что в психологической литературе личность понимается (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлин-ский, А. В. Петровский и др.) как субъект, способный к изменению мира и самого себя [17].

Методология исследования. С точки зрения социологического подхода, представленного Э. Дюркгеймом, М. Вебером, П. Сорокиным, становление личности рассматривается как результат социализации, под которой понимается процесс накопления личностью опыта и социальных установок, влияющий на развитие способностей и социальное поведение человека [18]. В психологической теории развития личности, представленной трудами К. Роджерса, Дж. Келли, Л. Колберга, процесс становления личности человека описывается как его внутреннее стремление к самоактуализации. Классический философский подход, представ-

ляемый Платоном, И. Кантом, Г. Гегелем, предлагал сущностное понимание природы личности, согласно которому личность есть данность, становление которой зависело от влияния универсальных факторов [4]. Существенно дополнить положения перечисленных точек зрения помогает формулирующийся в науке подход, основой которого является восприятие культуры как целого. При разработке методологии исследований проблемы культуры и личности концепции М. Бубера, М. Бахтина, В. Библера сходятся в том, что становление личности происходит в культурном пространстве, которое создается в процессе коммуникации и совместных действий. Вступая во взаимодействие с культурой, каждый человек не только изменяется сам, но меняет культуру, поэтому она всегда ориентирована на человека [2].

Результаты исследования и их обсуждение. Понятийный фундамент представляет термин «культура», понимаемый как отражение состояния человеческого бытия, которое противопоставляется природному бытию и отграничивается от этого бытия. В связи со сказанным уровень культурного развития определяется отношениями между человеческим и природным бытием, при котором возникает осознание меры, определяющей культуру человеческого бытия. Мера является единицей, используемой для соизмерения природного и человеческого пространства, в результате возникает пространственная структура культуры, которую постигает человек, вступающий с ней в диалог. В силу того, что этот мир существует только в конкретных пространственно-региональных формах, культура должна рассматриваться и как срез реальной общественной жизни, и как характеристика уровня развития каждой личности.

При этом влиятельная часть исследователей культуры, в числе которых В. Л. Кургу-зов постулирует тезис о том, что основным инструментом становления культурно-развитой, социально-активной личности является совокупность объективно существующих материальных и духовных факторов культуры. Ее роль заключается в том, что она организует, придает динамику и символический смысл тем событиям, которые влияют на становление личности человека. В культурологических текстах она выступает как категория, выражающая наличие типических и специфических характеристик, отражающих такие аспекты человеческой культуры, как материальные артефакты, обычаи, социальные нормы, ценности [12].

Однако не меньшее значение, по мнению В. С. Степина, имеют характеристики культурной среды, влияющие на личность, такие как структура общества, место и роль таких институтов, как экономика, семья, политика, а также региональное местоположение и климатические условия. Развивая эту мысль, он показал, что культура, понимаемая как система развивающихся надбио-логических программ деятельности, обеспечивает воспроизводство и изменение личности человека. Культура в обществе генерирует нормы поведения и общения, которые влекут такие изменения. Посредством культуры одно поколение людей хранит и передает накопленный социальный и личностный опыт следующему поколению, осваивающему предметный мир, навыки, приемы и технологии, а также ценностные ориентиры и образцы поведения [19].

Анализируя процесс становления личности в контексте интерсубъективного подхода, философия акцентирует внимание на возможностях региональной культуры воздействовать на общественное и личностное сознание. Механизм этого влияния раскрыт Д. С. Лихачевым, считавшим, что наибольшее влияние на человека оказывают ценности культуры, под которой он понимал структуру, разделенную на материальную и духовную среду, создающую и распространяющую нормы, способствующие гуманизации общества и возвышению человека. Фактором первичной значимости признается аспект, связанный с личностным сознанием. Согласно данному подходу, личность человека обусловливается субъективным

восприятием. В контексте этой трактовки также определяются структура и идентификация личности, направленные на осознание нравственных начал различных социальных уровней: от индивида до различных типов социальных групп, а также общества и государства [13]. Однако интерсубъективный подход не относит уровень развития личности только к психологическим эффектам восприятия окружающего мира. Анализ влияния регионального пространства культуры на личность с этой точки зрения предполагает объединение двух взаимообусловленных и взаимоопределяющих сфер: бытийной и ментальной. С. А. Нижников, отмечает, что личностный рост человека ведет к осознанию им необходимости перейти от эгоистических приоритетов и материальных запросов к удовлетворению духовных потребностей и творчеству во благо других людей и всего человечества. Поэтому вероятно предположить, что культура человека определяет его отношение к такой ценности, как потребность в самоактуализации, раскрывающейся через реализацию личностных целей, способностей и развитие личности [16].

При этом осознание первичной значимости культуры для личности, привело к актуализации вопроса о том, что понятия, являющиеся факторами культуры, не что-то абстрактное - они выступают в качестве проявлений либо регионального географического пространства, либо государственного, этнического или иного общественного образования. Ключевой категорией исследования является термин «пространство», который в работах Э. Гуссерля, М. Хайдегге-ра характеризован как универсальная категория, описывающая посредством понятий структурности и протяженности окружающий человека мир [20].

В философии культуры эти сущностные характеристики осмысливаются синтетически, как «пространство культуры», влияющее на формирование «очеловеченного» пространства, которое понимается как инструмент реализации потенциала личности за счет приобщения ее к духовной, интеллектуальной, творческой активности и культуре.

Пространственное измерение культуры понимается как континуум, структура которого составлена областью единичности и областью взаимовлияний, между которыми идут процессы коммуникации и преемствен-

Ро1Но1оду

Ви1Ып о{:ZabGU. 2019. Уо1. 25. N0. 7

ности традиций и новаций, определяющих становление личности. По мнению В. Ка-ганского, указанное поле - соотнесенность с жизнедеятельностью конкретных социальных групп - располагается в рамках определенных историко-культурных пространств [11]. Оно фиксируется понятием «регион», характеризующимся как культурная общность, представленная тем пространственным единством, которое принято называть региональной культурой. Регион считается устойчивой целостностью, находящейся во взаимосвязи с социумом. Кроме этого, регион представляется системой, обладающей динамикой, целью, своими внутренними потребностями в самосохранении. Эту систему они представляют структурой, состоящей из ряда подсистем, имеющих в своем составе ряд необходимых элементов [10].

Схожие параметры пространства, которые характеризуются очеловеченностью, описаны Ю. М. Лотманом, создавшим модель взаимодействия между центром и периферией. Это пространство Ю. М. Лотман назвал семиотическим и указывал на его ведущую функцию, которой считал память, позволяющую реставрировать культурные слои [14]. Ключевым регулятором региональной культуры и ее смысловым наполнением, как пишет И. Я. Мурзина, являются системы ценностей, которые интегрируют региональную культуру в единое целое. При этом ее структура имеет еще один уровень взаимодействия между культурами, где каждая локальная культура, вступая в диалог с другими, выходит за пределы своих территориальных границ. Исследователи выделяют различные типы регионов, такие как региональные сообщества локального, национального, государственного и международного уровней [15].-

Таким образом, каждая региональная культура представляет свое относительно самостоятельное, но всегда уникальное культурное пространство, обусловленное сущностью региональной культуры, благодаря которой приобретает качества культурности, однако находится в тесном взаимодействии с иными культурными пространствами. Вместе с этим, исследователи отмечают, что пространство региональной культуры является необходимым условием и особой формой существования общей культуры, содержание которой складывается из множества культур,

сформированных различными регионами планеты [7].

Основной особенностью регионального культурного пространства является его способность обеспечивать своим субъектам возможность взаимодействия с различными культурными, социальными, личностными, производственными, коммуникационными средами, при воздействии которых формируется их индивидуальность. Это ведет к тому, что содержание культурного пространства региона положительно влияет на становление личности человека, и определяет характер ее взаимодействия с культурным своеобразием окружающего мира [22].

Включение человека в культурное пространство способствует его коммуникативному и социокультурному развитию. Однако формирование личности не происходит автоматически, и причиной этого является то, что каждый человек имеет только свое, индивидуальное, специфическое отношение к окружающей действительности. В этих условиях становление личности в культуре должно пониматься как объективно и субъективно обусловленный процесс, имеющий опору в смысловой природе региональной культуры, содержание которой определяют ценности, укорененные в бытии человека и отражающие межсубъектные отношения [8]. Таким образом, содержание процесса становления личности в пространстве культуры составляют результаты деятельности человека, которые понимаются в качестве текстов культуры, имеющих определенное ценностное и смысловое содержание, и кроме этого, в качестве деятельности, направленной на создание, сохранение, передачу и трансформацию этого содержания и способов его продуцирования. Таким образом, ведущим фактором становления личности человека в региональной культуре является передача ему культурно-значимой информации иными культурными формами.

Структура информационного содержания регионального культурного пространства описана О. А. Габриеляном, с точки зрения которого, оно подразумевает наличие особой сферы культурного взаимодействия, реальности, существующей в рамках конкретных регионов. Параметры этой сферы заданы географическими, историческими, социальными, этническими, культурными условиями, действием различных региональных инсти-

тутов культуры, влияющих на особенности освоения каждым субъектом достаточных навыков культурной коммуникации [3].

Наиболее очевидным является влияние географического фактора, определяющего параметры местонахождения региона, и связанных с этими параметрами возможностей его экономического и культурного развития, влияющих на состояние социокультурных систем и каждого человека. Не менее важно влияние исторического фактора, функциональное назначение которого заключается в глубокой связи со сложившимися культурными традициями региона, с которыми связывают себя те, кто населяет этот регион. Влияние исторического фактора проявляется в том, как культура хранит в себе память об историческом развитии территории и народов, проживающих на ней. В сознании современников исторические факты преобразуются и актуализируются в соответствии с нормами современности и настоящим бытием людей, что формирует связь времен. Влияние истории как фактора формирования личности в рамках региональной культуры связывается с тем, что одна и та же территория в разные эпохи становится пространством для распространения разных культур, иногда генетически связанных с предшествующими традициями культуры, а иногда и отрицающими их [6].

Существенное влияние на развитие личности оказывают народные традиции, формирующие определенную культурно-творческую среду. Следование старым и создание новых культурных традиций является значимым условием, влияющим на становление личности субъектов регионального культурного пространства. Дело в том, что следование традициям обеспечивает связь времен, поколений, а следовательно, обеспечивает приобщение к культуре. Наиболее значимым фактором, влияющим на формирование регионального пространства культуры, признаются ценности, которые, как пишет П. С. Гуревич, являются духовными опорами, должными помочь человеку устоять и сохранить себя в условиях жизненных испытаний. Ценности, как правило, имеют отношение к представлениям об идеале, желаниях и нормах. Они определяют ход исторического развития и тем самым вносят порядок в существующую действительность, придавая осмысленность человеческой жизни. Ценности отражают то, как

личность относится к предметам, явлениям и событиям. Это отношение, так же, как и роль ценностей в формировании личности, зависит от культурного вектора эпохи, в которой проживает человек [5]. Указанное историческое наследие хранится в виде символов, смыслов, текстов культуры, являющихся для человека значимыми. При этом многообразный контекст, возникший из множества указанных сочетаний создает широкий конгломерат, порождающий бесконечную потенциальность, которую включает в себя культура, реализующаяся в региональных формах [21].

С точки зрения интерсубъективного подхода, определяющее культурное влияние на развитие региональных пространств оказывает региональная культура как целостная знаковая система, понимание которой возможно лишь при проведении операции «раскодирования» культурных знаков, символов, текстов. Они представляют собой культурные константы регионального текста, осмысление которых дает возможность раскрытия основ регионального сознания и самосознания, обнаружения исторически обусловленных первоэлементов региональных культур [9].

Наиболее ярко подобные константы фиксируются в литературных текстах, посвященных региональным проблемам развития культуры. Примером таких исследований являются публикации М. С. Кагана, Ю. М. Лот-мана, В. Н. Топорова, которые выступили в качестве разработчиков методологии работы с текстами региональной культуры, понимаемыми в качестве особых знаковых систем, превращающих материальную реальность в духовные ценности. При этом, как утверждают Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский, культурные тексты обладают собственным существованием и олицетворяют одну из форм жизни культуры, развивающейся, однако хранящей память о прошлом [14]. Поэтому пространство региональной культуры необходимо изучать как особый предмет, как текст, неразрывно связанный с общим контекстом. Эта методология позволит сформировать новый взгляд на процессы становления личности в рамках регионального пространства, представляющий собой социальный инструмент становления личности, как человека культуры.

Заключение. Таким образом, современные исследования становления личности в

региональной культуре нацелены на раскрытие содержания идеалов и ценностей сущности современных процессов развития. Основным аспектом, на который обращается внимание, является уровень развития личности как представителя региональной культуры, понимаемой как наследие нации, куда входят элементы духовной и материальной сфер, в совокупности образующие ин-

тегральное культуроцентристское единство. При этом признается, что региональная культура является основанием становления личности человека, и каждый человек участвует в формировании и развитии культуры региона. В этом контексте региональная культура может быть представлена как инструмент становления и развития личности как человека культуры.

Список литературы _

1. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 370 с.

2. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.

3. Габриелян О. А. Русский мир: культурное пространство Крыма. Симферополь: Доля, 2016. 126 с.

4. Гегель Ф. Феноменология Духа. Философия истории. М.: Эксмо, 2007. 892 с.

5. Гуревич П. С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1995. 288 с.

6. Жуков А. В. Религиозное мифотворчество в обыденной религиозности населения Байкальского региона: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.14. Чита, 2011. 372 с.

7. Жуков А. В. Религиозность, субъективизм и конструирование концепций религиозной личности // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 2. С. 129-136.

8. Жуков А. В. Традиционная народная религиозность и проблема «двоеверия» // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 2. С. 10-15.

9. Жуков А. В. Факторы рецепции мифологических образов Китая в менталитете населения Забайкалья // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 1. С. 120-128.

10. Жуков А. В. Формирование религиозно-мифологического мировоззрения и мифы о религиозности // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 3. С. 27-33.

11. Каганский В. Л. Путешествие в ландшафте и путешествие в культуре // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. 2001. № 2. С. 3-18.

12. Кургузов В. Л. Гуманитарная среда технического вуза. Методология. Опыт. Проблемы. Улан-Удэ: ВСГТУ, 1997. 184 с.

13. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.; Л.: АН СССР, 1958. 186 с.

14. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2010. 704 с.

15. Мурзина И. Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание: дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01. Екатеринбург 2003. 237 с.

16. Нижников С. А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. М.: Ин-фра-М, 2012. 168 с.

17. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 254 с.

18. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

19. Степин В. С. Стратегии глобализации и диалог культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций. СПб.: СПбГУП, 2010. С. 204-208.

20. Хайдеггер М. К вопросу о назначении дела мышления // Личность. Культура. Общество. 2007. № 4. С. 61-71.

21. Methodological features of study and development of "Ethnic cultures" images in China // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11, No. 5. P. 1321-1330.

22. Zhukov A., Bernyukevich T., Zakharova E., Gomboeva M. Impact of social myths on the construction of German identity in Russian polyethnic region // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, No. 42. URL: http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/104239 (дата обращения: 13.04.2019). Текст: электронный.

References _

1. Assman I. Kulturnaya pamyat: pismo, pamyat o proshlom ipoliticheskaya identichnost vvysokih kulturah drevnosti (Cultural memory: writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity). Moscow: Languages of Slavic culture, 2004. 370 p.

2. Bibler V. S. Ot naukoucheniya - k logike kultury: dva filosofskih vvedeniya v dvadtsat pervy vek (From science to the logic of culture: two philosophical introductions into the twenty-first century). Moscow: Politizdat, 1990. 413 p.

3. Gabrielyan O. A. Russkiy mir: kulturnoe prostranstvo Kryma (Russian world: the cultural space of Crimea). Simferopol: Share, 2016. 126 p.

4. Hegel F. Fenomenologiya Duha. Filosofiya istorii (Phenomenology of the Spirit. The philosophy of history). Moscow: Eksmo, 2007. 892 p.

5. Gurevich P. S. Filosofiya kultury (Philosophy of culture). Moscow: Aspect-Press, 1995. 288 p.

6. Zhukov A. V. Religioznoe mifotvorchestvo v obydennoy religioznosti naseleniya Baykalskogo regiona: dis. ... d-ra. filos. nauk: 09.00.14 (Religious myth-making in the everyday religiosity of the population of the Baikal region: dis. ... dr.philos. sciences: 09.00.14). Chita, 2011. 372 p.

7. Zhukov A. V. Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of Chita State University),

2010, no. 2, pp. 129-136.

8. Zhukov A. V. Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of Chita State University),

2011, no. 2, pp. 10-15.

9. Zhukov A. V. Vestnik Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Transbaikal State University), 2014, no. 1, pp. 120-128.

10. Zhukov A. V. Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of Chita State University), 2010, no. 3, pp. 27-33.

11. Kagansky V. L. Kultura vsovremennom mire: opyt, problemy, resheniya (Culture in the modern world: experience, problems, solutions), 2001, no. 2, pp. 3-18.

12. Kurguzov V. L. Gumanitarnaya sreda tehnicheskogo vuza. Metodologiya. Opyt. Problemy (The humanitarian environment of a technical university. Methodology. Experience. Problems). Ulan-Ude: VSTU, 1997. 184 p.

13. Likhachev D. S. Chelovek v literature Drevney Rusi (Man in the literature of Ancient Russia). Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR, 1958. 186 p.

14. Lotman Yu. M. Semiosfera (Semiosphere). St. Petersburg: Art-SPB, 2010. 704 p.

15. Murzina I. Ya. Fenomen regionalnoy kultury: bytie i samosoznanie: dis. ... d-ra kulturologi: 24.00.01 (The phenomenon of regional culture: being and self-awareness: dis. ... dr. culturolog.sciences: 24.00.01). Yekaterinburg, 2003. 237 p.

16. Nizhnikov S. A. Problema duhovnogo vzapadnoy i vostochnoy kulture i filosofii (The spiritual problem in Western and Eastern culture and philosophy). Moscow: Infra-M, 2012. 168 p.

17. Petrovsky A. V. Lichnost. Deyatelnost. Kollektiv (Personality. Activity. Collectivity). Moscow: Politizdat, 1982. 254 p.

18. Sorokin P Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo (Man. Civilization. Society). Moscow: Politizdat, 1992. 543 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Stepin V. S. Dialog kulturipartnerstvo tsivilizatsiy (Dialogue of cultures and partnership of civilizations). St. Petersburg: SPbGUP, 2010, pp. 204-208.

20. Heidegger Lichnost. Kultura. Obshchestvo (Personality. Culture. Society), 2007, no. 4, pp. 61-71.

21. International Electronic Journal of Mathematics Education (International Electronic Journal of Mathematics Education), 2016, vol. 11, no. 5, pp. 1321-1330.

22. Zhukov A., Bernyukevich T., Zakharova E., Gomboeva M. Indian Journal of Science and Technology (Indian Journal of Science and Technology), 2016. vol. 9, no. 42. URL: http://www.indjst.org/index.php/indjst/ article/view/104239 (Date of access: 13.04.2019). Text: electronic.

Коротко об авторах _

Тертешникова Наталья Демьяновна, ст. преподаватель кафедры менеджмента, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: философия культуры, этнография, литературоведение, история и культура народов Забайкалья terteshnikova-n@mail.ru

Жукова Алена Алексеевна, канд. филос. наук, ст. науч. сотрудник, научно-образовательный музейный центр, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: религиоведение, этнография, антропология, краеведение, музееведение, история и культура народов Забайкалья kazarbina_a@mail. ru

Романова Илона Валерьевна, д-р социол. наук, профессор кафедры социально-правовых дисциплин, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: гендерная социология, философия одиночества, деловые коммуникации N. romanova2010@yandex .ги

Бернюкевич Татьяна Владимировна, д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры истории и философии, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва, Россия. Область научных интересов: философия культуры, религиоведение, философия города, буддизм в культуре России, философия и литература, компаративистика bemyukevich@inbox.ru

Briefly about the authors_

Natalia Terteshnikova, senior lecturer, Management department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: philosophy of culture, ethnography, literary criticism, history and culture of the peoples of Transbaikalia

Alena Zhukova, candidate of philosophical sciences, senior researcher, Science Museum Center, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: religion study, ethnography, anthropology, study of local lore, museum study, history and culture of people in Transbaikalia

Ilona Romanova, doctor of sociological sciences, professor, Social and Legal Disciplines department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: gender sociology, philosophy of solitude, business communications

Tatyana Bernyukevich, doctor of philosophy, professor, professor, History and Philosophy department, National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia. Sphere of scientific interests: philosophy of culture, religious studies, philosophy of the city, Buddhism in the culture of Russia, philosophy and literature, comparative studies

Образец цитирования_

Тертешникова H. Д., Жукова А. А., Романова И. В., Бернюкевич Т. В. Формирование личности в рамках регионального политического пространства: методологический аспект//Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. № 7. С. 112-119. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-7-112-119.

Terteshnikova N., Zhukova A., Romanova I., Bernyukevich T. Formation of personality in the framework of regional political space: methodological aspect// Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no.7, pp. 112-119. DOI: 10.21209/22279245-2019-25-7-112-119.

Статья поступила в редакцию: 16.09.2019 г. Статья принята к публикации: 24.09.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.