Научная статья на тему 'Формирование культуры здоровья подрастающего поколения как стратегическое направление развития физической культуры и спорта'

Формирование культуры здоровья подрастающего поколения как стратегическое направление развития физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1153
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ОТРАСЛЬ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / BRANCH "PHYSICAL CULTURE" / HEALTH / STRATEGIC DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Енокаева Сабират Сайпудиновна, Эбзеев Мурат Магометович

В работе проанализированы теоретические векторы процесса формирования здоровья подрастающего поколения в современной России и их представленность в стратегических направлениях развития отрасли «физическая культура». В статье обосновывается актуальность проблемы, выделяются основные стратегические направления, цели, задачи модернизации отрасли «физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Енокаева Сабират Сайпудиновна, Эбзеев Мурат Магометович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the health culture among the growing generation as the strategic direction of development of physical culture and sports

The theoretical vectors of process of formation of the growing generation health in modern Russia and their representation in strategic directions of development of branch «physical culture» have been presented. The urgency of the problem is proven in article, the basic strategic directions, purposes, problems of modernization of branch «physical culture» have been given.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры здоровья подрастающего поколения как стратегическое направление развития физической культуры и спорта»

сионального образования;

- разработка программы поэтапного перехода от финансирования научных учреждений к финансированию научно-исследовательских проектов;

- укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;

- осуществление обмена опытом подготовки физкультурных кадров с зарубежными странами, включая стажировку;

- создание в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедр и факультетов по подготовке спортивных врачей, специалистов физкультурнооздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися, отнесенными к специальным медицинским группам, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;

- обеспечение подготовки, переподготовки и стимулирования деятельности общественных организаторов и тренеров (волонтеров) физической культуры;

- разработка и внедрение системы сертификации работников сферы физической культуры и спорта, предусматривающей систематическое обязательное повышение их квалификации с последующей аттестацией;

- обобщение и распространение практического опыта работы (секретов мастерства) выдающихся спортсменов, тренеров, новаторов-исследователей, работающих с детьми и молодежью. [2]

Таким образом, для Иракской республики подготовка кадров преподавателей физической культуры играет огромную роль в развитии системы физического воспитания. Это обусловлено, прежде всего, зависимостью качества преподавания и уровнем подготовки спортсменов. Чем более подготовлены кадры, тем эффективнее они способны разработать программное обеспечение и рациональнее организовать учебный и тренировочный процессы. А целесообразная программа обучения на уроке физической культуры благоприятно сказывается на развитии системы физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский, М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. -1994. - № 9. - С. 9-11.

2. Козуб, М.В. Формирование профессиональной готовности будущих учителей физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Козуб Марина Васильевна. - Елец, 2007. - 221 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 371.037

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Сабират Сайпудиновна Енокаева, старший преподаватель,

Мурат Магометович Эбзеев, доктор педагогических наук, профессор, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева (КЧГУ),

Карачаевск

Аннотация

В работе проанализированы теоретические векторы процесса формирования здоровья подрастающего поколения в современной России и их представленность в стратегических направлениях развития отрасли «физическая культура». В статье обосновывается актуальность проблемы, вы-

деляются основные стратегические направления, цели, задачи модернизации отрасли «физическая культура».

Ключевые слова: здоровье, стратегическое направление, отрасль «физическая культура».

FORMATION OF THE HEALTH CULTURE AMONG THE GROWING GENERATION AS THE STRATEGIC DIRECTION OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Sabirat Saipudinovna Enokaeva, the senior teacher,

Murat Mаgоmеtоvich Ebzeev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Karachaevo-Circassian state university named after U.D. Aliev,

Karachaevsk

Annotation

The theoretical vectors of process of formation of the growing generation health in modem Russia and their representation in strategic directions of development of branch «physical culture» have been presented. The urgency of the problem is proven in article, the basic strategic directions, purposes, problems of modernization of branch «physical culture» have been given.

Keywords: health, strategic direction, branch “physical culture”.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав личности. Здоровье человека также является одним из основных показателей успешного социального и экономического развития общества.

Здоровье как научный феномен имеет маргинальный статус, так как является объектом исследования не только валеологии, но и педагогики, психологии, социологии, медицины, философии. В научной и учебно-методической литературе встречаются различные трактовки, дающие содержательные и процессуальные характеристики этого понятия.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека, пишет Чумаков Б.Н. - это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни [5]. По мнению академика Ю.П. Лисицына: «...здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие» [2].

Формирование здоровья является актуальной проблемой современности. В России актуализирует проблему статические данные, отражающие здоровье населения, которые из года в год все более и более ухудшаются. До недавнего времени в России, задача формирования культуры здоровья решалась спонтанно, поэтому воспитание осознанного отношения к своему здоровью шло медленно, а эффект от разных оздоровительных программ был минимальным. Исследователи выделяют как объективные, так и субъективные факторы, обуславливающие данную ситуацию. К числу объективных факторов относят: слабую материальную и экономическую базу развития физкультурно-

оздоровительного движения, несовершенство его структуры, отсутствие у большинства населения традиций и культуры укрепления и сохранения здоровья. К группе субъективных факторов причисляют: социально- личностные качества: пассивность, неумение организовывать активный досуг, недостаточную убежденность, грамотность, нестабильность мотивации и потребностей в двигательной активности [2,5].

В ходе выступления на Коллегии Департамента физической культуры и спорта г. Москвы Министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации В. Мутко отмечает, что в развитии физической культуры и спорта, в формировании у

населения культуры здоровья «радикальных перемен не достигнуто. Рост населения, занятого физической культурой и спортом, существенно не влияет на уровень здоровья и продолжительность жизни людей. Кроме того, он выделил факторы, которые усугубляют ситуацию: количество построенных спортивных сооружений не удовлетворяет потребность населения в занятиях спортом; услуги в сфере физической культуры и спорта, в том числе образовательные, не в полной мере решают задачи патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения; отсутствие целевого бюджетного финансирования физической культуры и спорта как самостоятельной отрасли не позволяет определить уровень расходов, реально необходимых для эффективного развития данной сферы [3].

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию подчеркивается, что стратегическими целями государственной политики в данной сфере являются: развитие массовой физической культуры и массового спорта; создание условий для увеличения числа граждан, ведущих здоровый образ жизни; обеспечение возможностей для занятий физической культурой и спортом всех слоев населения; а также развитие спортивной инфраструктуры, что, в свою очередь, должно обеспечить положительный эффект в спорте высших достижений и в подготовке спортивного резерва.

Именно такая роль физической культуры и спорта, направленная на достижение обозначенных стратегических целей должна обеспечиваться реализацией приоритетных направлений развития физической культуры и спорта, важнейшим из которых является развитие массовой физической культуры и спорта и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Основные направления развития физической культуры и спорта в России, характерные для сегодняшнего этапа развития системы физического воспитания и спорта, изложены в достаточно конкретной форме в Федеральном законе РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», опубликованном 8 декабря в Российской газете, а также в Программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (Интернет-ресурс

http://www.programs-gov.ru/12_1.php) и в документе «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» (Интернет-ресурс

http://minstm.gov.ru/documentsl) и др.

Изучение этих документов позволяет отметить непротиворечивость и взаимодополняемость содержания изучаемых документов. Поэтому возникает возможность совокупного их анализа для выделения совокупной цели системы, задач системы, направлений деятельности и на их основе выделения стратегических направлений деятельности специалистов «физическая культура» в решении данной проблемы. Цель этой системы может быть сформулирована как реализация стратегии «здорового образа жизни» - формирование осознанного отношение к сохранению и укреплению здоровья, личностной физической культуры населения, приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризации массового и профессионального спорта. Целью физической культуры в конкретной социально-экономической ситуации является обеспечение принятия населением России «общемировых ценностей и идеалов» в области физической культуры, позволяющих обеспечить эффективность процесса формирования здоровья в период перехода России к рыночной экономике и демократическому обществу [1].

Стратегическая целью отрасли, в таком случае является «создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта» [4]. На основании доклада рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по проблемам повышения роли физической культуры и спорта в форми-

ровании здорового образа жизни россиян цель системы реализуется следующими группами задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, воспроизводство здорового населения; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей учащейся молодежи, обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом, возможности человека в полном объеме осваивать образовательные программы на всех этапах обучения, непрерывности и преемственности процесса физического воспитания на всех этапах жизнедеятельности человека; воспитание подрастающего поколения, способного противостоять негативным социальным явлениям; консолидация общества, укрепление единства и сплоченности нации; развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы; подготовка людей к производственной деятельности и воинской службе; обеспечение способности широких слоев населения адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам в условиях рыночной экономики и демократического общества; эффективная социальная и физическая реабилитация инвалидов; создание новой идеологии освещения в средствах массовой информации вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни [1].

В таком случае в качестве основных направлений деятельности отрасли «физическая культура» в современных условиях являются те, которые в полной мере позволяют реализовать задачи отрасли. Используя информацию, изложенную в стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, к числу их можно отнести:

1. Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни.

2. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни (определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни; поддержка реализации проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации; пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма; оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом; разработка системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения и др.).

3. Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения (модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях; совершенствование физического воспитания взрослого населения, в том числе лиц, нуждающихся в социальной поддержке; совершенствование физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и привлечение их к занятиям спортом; улучшение физической подготовки военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; повышение эффективности физической подготовки молодежи допризывного возраста; улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества).

4. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.

5. Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

6. Развитие инфраструктуры системы физической культуры и спорта и совер-

шенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

7. Создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями (разработка комплекса мер по улучшению общественной безопасности на объектах спорта; определение системы мер по организации работы с болельщиками и их объединениями).

Таким образом, анализ основных стратегических направлений деятельности отрасли «физическая культура» в современных условиях показывает, что здоровый образ жизни, здоровье отдельно взятого человека является приоритетной задачей российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад рабочей группы Президиума Государственного совета Российской Фе-

дерации по проблемам повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян [Электронный ресурс] // Режим доступа :

http://www.kremlin.ru/text/stcdocs/2002/01/30258.shtml. - Дата обращения : 20.04.2011.

2. Лисицын, Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни [Текст] // Сб. научных трудов. - М., 1991. - С. 3-27.

3. Мутко, В. Выступление на Коллегии Департамента физической культуры и

спорта г. Москвы [Электронный ресурс] // URL: http://minstm.gov.ru/press-

entre/speech/xPages/entry.611.html. - Дата обращения : 20.04.2011.

4. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [Электронный ресурс] // http://minstm.gov.ru/documents/xPages/item.670. html. - Дата обращения : 20.04.2011.

5. Чумаков, Б.Н. Валеология : учебное пособие [Текст] / Б.Н. Чумаков. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 407 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Владислав Ермекбаевич Жабаков, кандидат педагогических наук, доцент,

Челябинский государственный педагогический университет (ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Аннотация

В статье рассматриваются уровни, содержание и психологические особенности удовлетворенности потребителей. В результате опытно-экспериментальной работы выявлено, что в процессе подготовки специалиста по физической культуре в образовательном пространстве педагогического вуза произошли статистически значимые изменения в структуре и уровне удовлетворенности потребителей.

Ключевые слова: специалист по физической культуре, работодатель, образовательный процесс, структура удовлетворенности.

CONSUMER SATISFACTION AS A QUALITY CRITERION FOR PHYSICAL CULTURE SPECIALIST'S TRAINING

Vladislav Yermekbaevich Zhabakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chelyabinsk State Pedagogical University

Annotation

The article features levels, contents and psychological peculiarities of consumer's satisfaction. The results of experimental and research work show that statistically significant alterations in the structure and level of consumer satisfaction have taken place in the course of physical culture specialist's training in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.