Научная статья на тему 'Формирование культуры безопасности в условиях современных рисков'

Формирование культуры безопасности в условиях современных рисков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
533
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ / PEDAGOGICAL PROBLEMS OF STUDENT'S FORMATION OF CULTURE OF SAFETY / MODERN RISKS / CULTURE OF SAFETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клюев Александр Владимирович, Шатов Максим Анатольевич, Савин Александр Петрович

В условиях современных рисков формирование культуры безопасности должно обеспечиваться целенаправленной деятельностью системы образования. Исследованы основные педагогические условия, гарантирующие эффективность процесса. Определены проблемы и противоречия учебно-воспитательной деятельности по формированию культуры безопасности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Клюев Александр Владимирович, Шатов Максим Анатольевич, Савин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming culture of safety in conditions of modern risks

The formation of the culture of safety should be provided by the purposeful activity of the educational system in the conditions of modern risks. The principal pedagogical conditions guaranteeing the effectiveness of the process are analyzed. The problems and contradictions of teaching activity on the formation of the culture of safety are defined.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры безопасности в условиях современных рисков»

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Современные риски, культура безопасного поведения, педагогические проблемы формирования безопасного поведения учащегося.

В условиях научно-технического прогресса человек агрессивно меняет окружающий мир, создавая при этом новые виды опасностей, качественно отличающиеся масштабностью разрушительных последствий и количеством жертв. Техногенные и антропогенные угрозы возникают неожиданно, требуют незамедлительных, безошибочных решений и адекватных действий. Многие техногенные опасности возникли сравнительно недавно (при жизни одного поколения), и еще не накоплен опыт эффективного противодействия, не выработаны нормы безопасного поведения. Новые опасности возникают постоянно, и мы не успеваем осмыслить происходящее, выработать рациональный и эффективный план действий. Динамика технического и информационного развития для обеспечения безопасности личности и общества требует целенаправленной, искусственной выработки норм и правил безопасного поведения в форме конкретного алгоритма действий, утвержденных инструкций и запретов [Европейская стратегия..., 2005].

В результате интенсивного воздействия человека на окружающую среду возникают качественно новые угрозы, предупредить которые, опираясь только на опыт поколений, на традиционные формы, невозможно. (Например, экологическая, ядерная, эпидемиологическая и многие другие современные опасности.)

Мутирование вирусов и появление новых смертельных болезней (СПИД, гепатит, новые формы гриппа) в условиях современной глобализации при активных миграциях населения создают не только невиданные ранее эпидемии, но и обеспечивают огромные скорости их распространения. Недостаточные знания симптоматики новых болезней, способов распространения, методов лечения, а главное, мер профилактики приводят к ощущению страха и безысходности в обществе.

Социальные опасности, возникающие в результате качественной трансформации традиционных политических, социальных и криминальных проблем, приобретают новые формы. Это терроризм, организованная преступность, детская наркомания, детский алкоголизм, беспризорность и т. д. Доктор Майерс-Воллс, анализируя социальное значение террора, военных операций, массового суицида, нападения маньяков и т. д., показывает их интенсивное негативное влияние не только на конкретных участников, но и на население в целом. Специфическое освещение подобных трагедий средствами массовой информации оказывает сильнейшее воздействие на психику, формирует острое чувство нестабильности и дискомфорта [Муегв-АУаПб, 2003].

Инстинкт самосохранения в отношении большинства рисков современной цивилизации генетически не заложен. Биологические механизмы, обеспечившие выживание человека в природе и создавшие условия его социализации, не всегда соответствуют современным опасностям. Но при этом недопустимо изучение современных рисков окружающей действительности методом проб и ошибок, так как они могут стать причиной трагедии еще до того, как «правило» безопасности будет выведено опытным путем, сформируется и усвоится навык его применения [Емчура, 2006].

Следовательно, формирование культуры безопасности в условиях современных рисков - актуальная социально-политическая проблема, активно разрабатыва-

емая сегодня всеми институтами государства: органами исполнительной и законодательной власти, специализированными учреждениями МВД, МЧС, Министерством обороны, медиками, психологами, социологами и многими другими специалистами. Но безопасность человека, и прежде всего ребенка, обеспечивается не только действиями законодателя, специальных служб, экологических, технических служб и т. д., но и педагогической деятельностью, которую, по нашему мнению, необходимо рассматривать как наиболее результативную и значимую в решении проблемы обеспечения индивидуальной и общественной безопасности.

Актуальность проблемы заключается в необходимости целенаправленного формирования культуры безопасности в системе образования, обладающей необходимой административной структурой, учебными и научно-исследовательскими учреждениями, подготовленными специалистами-педагогами и апробированными методиками обучения. Именно школа имеет возможность компенсировать недостаток специфических инстинктов и несформировавшихся пока традиций противостояния современным рискам. Образовательная система должна обеспечить формирование личности, обладающей устойчивыми навыками безопасного поведения, гарантирующими безопасность окружающих и среды обитания; защиту личности, общества, цивилизации и природы от любых угроз [Никандров, 2007].

Цель данного исследования заключена в выявлении педагогических условий, гарантирующих эффективное формирование культуры безопасности в условиях современных рисков и в теоретическом обосновании содержания и сущности культуры безопасности в системе образования.

Научная новизна — в выделении основных педагогических противоречий между актуальностью использования возможностей системы образования в формировании культуры безопасности и их недостаточной методической разработанностью.

Культура безопасного поведения включает комплекс адекватных реакций на возникающую экстремальную ситуацию, основанный на твердых знаниях правил безопасного поведения и устойчивой мотивации действий, соответствующих возникающим рискам, результативность которых обеспечивается личностной убежденностью в возможности контролировать и предотвращать любую ситуацию.

Объект формирования культуры безопасного поведения — учащийся как совокупность устойчивых и социально значимых качеств, приобретенных в процессе личностного развития и проявляемых в процессе жизнедеятельности. Уровень знаний, умений и навыков, осознанно и перманентно проявляемых в поведении и общении, является обязательным и определяющим фактором, обеспечивающим недопущение и пресечение любой опасности, включая неизвестную, новую для объекта [Мошкин, 2003]. Глубина и прочность усвоения мер и способов предупреждения угрозы и защиты от нее, приобретение навыков и умений по их ликвидации, готовности к адекватным действиям — основное условие снижения современных рисков жизнедеятельности.

Современная жизнь России в условиях активного развития новых, часто непредвиденных рисков вызывает острую необходимость формирования качественно нового уровня культуры безопасности. Объективно необходимо целенаправленное формирование личности, включающей ценностно-ориентированную потребность создания специфической модели поведения, обеспечивающей личную общественную безопасность, что должно стать осознанной целью и внутренней потребностью человека [Лызь, 2005]. Формирование культуры безопасности в современных условиях является неотъемлемой частью социализации личности, так как на сегодняшний день процесс становления человека как активного субъекта общества неизбежно должен включать не только инстинктивные реакции на возможные угрозы, но и устойчивые свойства личности, позволяющие сохранить жизнь и здоровье [Савин, 2009].

Педагогика

Угрозы современного мира в большей степени непредсказуемы, что требует непрерывной, комплексной и качественной подготовки к их восприятию и адекватному реагированию. Наряду со знаниями, умениями и навыками безопасного поведения, необходимо формирование личностных характеристик, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья в любых экстремальных ситуациях, включающих понимание необходимости безопасного поведения, знания о негативных последствиях нарушения правил безопасности и устойчивую мотивацию безопасного поведения. Следовательно, приобретение умений и навыков, позволяющих адекватно действовать в экстремальных ситуациях современных угроз жизни и здоровью, — процесс целенаправленный, осознанный и дает результаты только в случае организованной педагогической деятельности.

Исследование педагогических условий деятельности образовательных учреждений по формированию культуры безопасности позволяет сделать следующие выводы. Наиболее значимыми, педагогическими условиями, позволяющими эффективно формировать культуру безопасности в условиях современных рисков, являются:

— естественное и непрерывное взаимодействие основных компонентов социально-педагогической среды в организации и осуществлении образовательного процесса формирования культуры безопасного поведения при любой угрозе (деятельность семьи, МЧС, МВД РФ, образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования);

— наличие соответствующей, современной материально-технической базы;

— качественная подготовка профессиональных исполнителей мероприятий по обучению и воспитанию у учащихся навыков безопасного поведения при угрозе современных рисков;

— разработка инновационных методик, направленных на повышение эмоционального восприятия педагогического воздействия.

Библиографический список

1. Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» [Электронный ресурс] / Европейское региональное бюро ВОЗ Электрон, данные. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2005. URL:http://www.euro. who.int/childhealthenv/Po-licy/20020724_2?language=Russian -

2. Myers-Walls J. A. Children as Victims of War and Terrorism [Electronic resourse] // Jour-

nal of Aggression, Maltreatment and Trauma. 2003 № 8 P. 41-62. Electronic text data Printed copy. Mode of access. URL: http://www.haworthpress.com/store/Article-

Abstract.asp?sid=CTW2NN9J30E8K69W3KC5NA8UPNMDLS0&ID=47295 (Accessed 10 June 2009).

3. Емчура Т. Современная молодежь и каналы ее социализации: социальные риски и проблемы социализации молодежи как процессы выживания человечества // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2006. № 3 С. 135-140.

4. Лызь H.A. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ. Тематический вып.: Гуманитарные проблемы современной психологии. 2005. № 7(51) С. 21—25.

5. Савин А.П. Социально-педагогические проблемы безопасности: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. 240 с.

6. Мошкин В. Мировоззренческая составляющая безопасности [Электронный ресурс] // Портал БПГУ им. Шукшина: публикации, 20 Jun. 2003,17:10.URL: http://www.big-pi.biysk.ru/oldsite/publishing/rozmusl_2000/09.html

7. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности [Электронный ресурс] // Национальная безопасность / Медиапортал о безопасности «Хранитель»: электрон, журн. 2007. 02 октября. URL: http://www.psj.ru/saver_na-tional/detail.php?ID=7180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.