Научная статья на тему 'Формирование критического мышления студентов технического вуза на занятиях по иностранному языку'

Формирование критического мышления студентов технического вуза на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНА / CRITICAL THINKING / RESPONSIVE THINKING / DEVELOPMENT / PERSONALITY / COGNITIVE ABILITIES / COMPETITIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еферова Аделя Рафиковна

В условиях становления демократического общества очень важно вооружить молодежь навыками адекватной интерпретации явления окружающего мира, отбора оптимальных способов поведения в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому проблема формирования критического мышления у молодежи является актуальной и злободневной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование критического мышления студентов технического вуза на занятиях по иностранному языку»

нем знания правил языковой комбинаторики, и иерархические семантико-смысловые, мотивированные стремлением к реализации некоторой практической и/или коммуникативнопознавательной задачи. При этом мы помним о том, что в основе всего жизненного - материального и идеального - проблемная жизненная ситуация.

Мы сочли необходимым ввести читателей с некоторой допустимой степенью подробности в проблематику лингводидактического подхода к категориям «текстовая деятельность», «речевая деятельность», «речевое поведение». И тем самым, как может показаться, несколько поколебали ставшие привычными теоретические основы лингво-дидактики. Тем не менее подобный экскурс представляется нам необходимым, поскольку мы убеждены в том, что введение категории текстовой деятельности как объекта обучения в преподавание иностранного языка открывает некоторые новые возможности перед методической наукой и практикой преподавания, в организации самостоятельной работы обучаемых с текстами [7; 8]. ТД как механизм социокультурной коммуникации содержит в себе идею диалога, смыслового контакта, партнерства субъектов общения с их нравственной установкой, стремлением к идентификации (самоотождествле-нию) с проблемной жизненной ситуацией других субъектов.

литература

1. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М. : Высш. шк., 1980.

2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семио-социопсихологии. М. : Наука, 1984.

3. Дридзе Т.М. Коммуникативные основания лингводидактического процесса // Вторая Между-нар. конф. ЮНЕСКО Евролингвауни. М. : МГЛУ, 1996.

4. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М. : Рус. яз., 1989.

5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М. : Просвещение, 1991.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д. : Феникс, 1997.

7. Карих Т.В. Коммуникативно-познавательная модель овладения технологией текстовой деятельности : учеб. пособие. М. : Тезаурус, 2005.

8. Карих Т.В. Текстовая деятельность как объект лингводидактики : монография. Иркутск : ИГПУ, 2005.

9. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М. : Просвещение, 1969.

10. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М. : МГУ, 1970.

Text activity - speech activity: similarities and differences

There is regarded the problem of similarities and differences between speech and text activities.

Special attention is paid to a dialogue, contact and collaboration in the process of intercultural communication. There is considered the linguistic sociopsychology as a methodological basis of the research. There is suggested the author’s frame - the matrix of communicative and cognitive model of text activity technique mastering.

Key words: text activity, speech activity, language behavior, communicative and cognitive model of text activity technique mastering.

А.Р. ЕФЕРОВА (Астрахань)

формирование критического мышления студентов технического вуза на занятиях

по иностранному языку

В условиях становления демократического общества очень важно вооружить молодежь навыками адекватной интерпретации явления окружающего мира, отбора оптимальных способов поведения в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому проблема формирования критического мышления у молодежи является актуальной и злободневной.

Ключевые слова: критическое мышление, рефлексивное мышление, развитие, личность, познавательные способности, конкурентоспособна.

Сегодня конкурентоспособна и востребована на рынке труда личность, обладающая критическим мышлением, умеющая подвергнуть сомнению устоявшиеся мнения и суждения, способная вести диалог, определять

© Еферова А.Р., 2010

суть проблемы и альтернативные пути ее решения, отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения, поэтому формирование такой личности стало одной из ведущих проблем российского образования [1]. Система высшего образования призвана развивать критическое мышление, направлять студента на овладение творческими способами решения жизненных проблем, на самообразование и самовоспитание. В настоящее время педагогической наукой актуализирована проблема повышения уровня умений студентов в получении знаний, участия в совместном принятии решений, развития логики, способности аргументировать свою мысль. В научной литературе признается, что студент может получить полноценные знания при условии развития критического мышления (В. Зинченко, И. Савицкий, А. Тюков, В. Розин). Вот почему необходимо перенесение акцента с информационного на смыслопоисковое обучение. Это требует изменения в подходах к процессу обучения, поиска более эффективных путей формирования критического мышления, способности к оценке причин и смыслов происходящего. Мыслить критически - значит уметь анализировать информацию с позиций логики, выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам [4].

Особенно актуальна эта задача в отношении студентов технических вузов, т.к. профессиональная вузовская подготовка инженеров-технологов (в пищевом производстве, рыболовстве и нефтегазовой сфере) отстает от гуманитарной, остается более консервативной с педагогической точки зрения в том, что касается форм, методов и средств обучения. Крайне редко используются инновационные технологии обучения, активные формы занятий. Поощрение инициативности, творческого подхода к решению поставленных учебных задач уступает место жесткой заданности поведения студента [3]. В преподавании технических дисциплин преобладает традиционное понимание высшего профессионального образования как усвоения определенной суммы знаний, основанного на заучивании и запоминании. Формированию критического мышления будущих инженеров-технологов мешают стереотипные представления о специалисте как человеке, обладающем совокупностью знаний, умений и навыков.

Проведенное нами в 2008 г. исследование уровня критического мышления студентов 1-го курса Астраханского государственного технического университета показало, что 47,6% из них отличаются низким уровнем развития критического мышления, 33,3% - средним, и только 19,1% студентов находятся на высоком уровне развития критического мышления. В опросе приняли участие 63 первокурсника, использовались тест Р. Амтхауэра, шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттела, а также метод экспертных оценок.

Итоги исследования ставят перед преподавателями вуза задачу развития критического мышления как приоритетную.

В научной литературе разработано достаточное количество технологий развития критического мышления. Широко известна технология РКМЧП (critical thinking), разработанная в конце XX в. в США Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит [3]. Эта технология формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма и в большей мере ориентирована на учащихся средних школ. В высших учебных заведениях она может использоваться лишь отчасти. Возможно использовать и технологии развития отдельных умений и навыков критического мышления [5].

В своей практической деятельности мы предприняли попытку развития критического мышления у студентов технического вуза в процессе преподавания иностранного языка, в ходе которого можно успешно формировать высокий интеллект, самоорганизованность, стремление к саморазвитию, творческий подход, ответственность. Все это в совокупности способствует развитию критического мышления будущих инженеров. Пересмотр целей, содержания и технологии обучения иностранным языкам в системе инженерного образования позволит также решить вопросы повышения мотивации их изучения.

Внимания заслуживает вариативность содержания данной дисциплины. Обучение иностранному языку позволяет обсуждать вопросы о необходимости и значимости в современных условиях выработки критического мышления личности (просим самих студентов привести примеры необходимости критики и самокритики на производстве, в процессе обучения, в научных исследованиях, в политике и т.д.); предлагать студентам острые злободневные проблемы, затрагивающие их непосредственные интересы, стимулирующие критическое мышление; усваивать лексический (языковой и речевой) материал, необходимый им и в быту (поездки за границу с различны-

ми целями), и в их будущей профессиональной деятельности; формировать внутреннюю уверенность студентов в собственных способностях к иноязычному общению и самосовершенствованию. Структурирование учебного материала, отбор текстов, дискуссионных по содержанию, последующий их анализ, высказывание и отстаивание своей точки зрения - все это дает возможность включать студентов в деятельность, связанную с необходимостью критически осмысливать и анализировать представленные материалы. В свою очередь, это способствует развитию интереса к иностранному языку, мотивации его изучения, что очень важно, т.к. для любой деятельности необходимым исходным условием является соответствующая мотивация. «Пусковым механизмом критического мышления, - отмечает В. Ружжеро, - является склонность быть пытливым, испытывать удивление, искать ответы на вопросы» [2]. Если мы спрашиваем себя: «Как это произошло? Почему это так, а не иначе? Что здесь не так?», мы тем самым выходим на путь к правильному определению проблемы (Там же).

Обучение иностранному языку строится на материале общих разговорных и страноведческих тем (первый курс), а также специальности (второй курс), что позволяет студентам не только овладеть профессионально значимым материалом на родном языке, но и получить дополнительную информацию посредством общения и чтения дополнительной литературы на иностранном языке. Тематика изучаемого материала максимально приближена к будущей специальности студентов.

Студенты учатся оперативно обнаруживать наиболее значимые информационные источники, перерабатывать содержание, осмысливать, анализировать, отделять главное от второстепенного и т.д. У них формируются актуальные специфичные для этих процессов умения, которые определяют сбор, переработку и хранение востребованной информации. Тематика содержания, междисциплинарная интеграция при отборе проблемного учебного материала, проблематизация методов и приемов обучения вырабатывают установки на дальнейшее развитие и самосовершенствование в деятельности студентов. Задания, ориентированные на формирование критического мышления и используемые на занятиях по иностранному языку, могут принимать различные формы:

- объяснение и доказательство занятой позиции («за» или «против») на основе полученных знаний (работа с текстом);

- критический анализ и оценка политической, экономической, социальной ситуаций в регионе, стране, зарубежных странах, мире (управление, производство, финансовые вопросы, образование, здравоохранение, спорт, культура и т.д.);

- анализ прочитанной литературы, выводы, оценочное суждение;

- обсуждение научных и публицистических статей, обзоров из Интернета, сравнительный анализ теорий, привлекаемых из конкретных профессиональных областей;

- обобщение полученных исследовательским путем данных;

- задание по изучаемому материалу, которое было бы связано с жизненным опытом самих студентов или ранее приобретенными знаниями;

- задание на объяснение нового материала товарищу с акцентом на основные положения и главную мысль;

- драматизация рассматриваемой позиции в ролевой игре проблемной направленности;

- диалог или изложение аргументов от лица различных персонажей (ролевая игра);

- задание на организацию ролевой игры с неизвестным финалом или ситуацией «А что, если...».;

- ответы на открытые вопросы преподавателя или студентов.

Критическое мышление студентов также может продуктивно развиваться и при выполнении письменных заданий, таких как эссе (краткое или развернутое) на предложенную тему, исследовательский отчет, доклад, аналитический обзор, реферат аналитической направленности, конспект, творческое сочинение, задание на обобщение, краткое изложение прочитанного материала или создание краткой аннотации к статье или лекции (такое задание нацелено на формирование умений переструктурирования текста, создание вторичных текстов, что позволяет обратить внимание на логическую структуру оригинального текста, выделить его основные положения, опуская детали). Полезно также рецензирование своих и чужих сочинений, рефератов, курсовых и дипломных работ (критический анализ текста), а также поиск своих и чужих алогизмов, ошибочных суждений. Работа по формированию критического мышления принимает различные организационные формы:

- коллективная (всей группой) - дискуссии, дебаты, полилоги, конференции;

- индивидуальная - индивидуальные творческие задания, учитывающие интересы студентов;

- в малых группах - выполнение и защита проектов, соревнование между группами.

Использование предложенных заданий на занятиях по английскому языку в течение двух лет привело к существенному повышению уровня развития критического мышления студентов технического вуза. Повторное исследование показало, что в экспериментальной группе (31 чел.) число студентов с низким уровнем критического мышления стало на 26,5% меньше и составило 11,1 %, тогда как в контрольной группе (32 чел.) - 23,8%; число студентов со средним уровнем критического мышления в экспериментальной группе составило 60,3%, в контрольной, соответственно, 55,6%, с высоким в экспериментальной группе - 28,6 %, в контрольной - 20,6%. Таким образом, предложенные задания нацеливают студентов на повышение интеллекта, развитие профессионального кругозора, необходимого для выхода из проблемных ситуаций, ориентируют будущих специалистов на поиск необходимой информации, ее критическую оценку.

литература

1. Ильин Г.Л. Изменения в отечественном образовании в свете Болонского процесса (субъективные заметки) // Высш. образование в России. 2009. № 8. С.40 - 46.

2. Wade C., Tavris C. Psychology. Harper and Row, 1990.

3.Темпл Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление - углубленная методика : учеб. пособие. М. : Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1998.

4. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб. : Питер, 2000.

5. Шакирова Д.М. Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов // Педагогика. 2006. №9. С. 72 - 77.

Problem of critical thinking formation at higher school students at the present stage

In the conditions of democratic society establishment it is very important to provide the youth with the skills to adequately interpret the phenomena of the world around, choose the optimal ways in particular life situations. That is why the problem of critical thinking formation at the young people is topical and burning.

Key words: critical thinking, responsive thinking, development, personality, cognitive abilities, competitive.

Т.Л. ПАВЛОВА (Волгоград)

развивающее значение модельной формы опосредствованного познания в дошкольном возрасте

Освещается роль модельной формы опосредствованного познания в достижении развивающего эффекта обучения в дошкольном возрасте. Необходимым звеном процесса усвоения теоретических знаний и формирования теоретического мышления являются модели. Развивающее значение дошкольного обучения может быть существенно усилено, если в ходе его специально знакомить детей с новыми видами наглядных моделей, учить их активному моделированию в разных видах деятельности.

Ключевые слова: теоретическое мышление, модели, моделирование, наглядные представления, обучение, воображение.

Одной из важнейших задач современного образования является формирование у учащихся теоретического мышления, направленного на постижение сущности явлений, открывающего путь к усвоению современной теоретической культуры. Складывающееся при этом теоретическое отношение к действительности позволяет выйти за пределы повседневной реальности и занять место в широком круге событий, происходящих в большом мире [3, с. 149].

Необходимым звеном процесса усвоения теоретических знаний и формирования теоретического мышления являются модели. Они выступают как продукты сложной познавательной деятельности и как средство осуществления этой деятельности. Модели выполняют функцию опосредствованного познания действительности, эвристическую функцию выявления всеобщих характеристик объектов, функцию графического (или предметно выраженного) планирования последующей деятельности. В содержании моделей фиксируются внутренние характеристики объекта, не наблюдаемые непосредственно [3, с. 161-162].

Создание реальных наглядных моделей по закону интериоризации становится источником построения и использования модельных образов - наглядных представлений о разных сторонах действительности, в которых в от-

© Павлова Т.Л., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.