Научная статья на тему 'Формирование критического мышления как фактор предупреждения вовлечения учащихся в деструктивные религиозные организации'

Формирование критического мышления как фактор предупреждения вовлечения учащихся в деструктивные религиозные организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТ / АНТИСЕКТАНТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / DESTRUCTIVE INFLUENCE OF RELIGIOUS SECTS / ANTI-SECTARIAN EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTION / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Татьяна Константиновна

В статье определены критерии деструктивности религиозных сект, последствия их влияния на подрастающее поколение. Раскрыты направления педагогической профилактики вовлечения учащихся в деструктивные религиозные организации в образовательном учреждении. Представлены подходы к трактовке понятия «критическое мышление», задачи и педагогические условия его формирования как основы антисектантского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CRITICAL THINKING AS A FACTOR OF PREVENTION OF PUPILS’ INVOLVEMENT IN DESTRUCTIVE RELIGIOUS ORGANIZATIONS

The article defines the criteria of religious sects’ destructiveness, the consequences of their influence on the young generation. The author discusses the areas of educational prevention of pupils’ involvement in destructive religious organizations. The article presents approaches to the interpretation of the critical thinking concept, objectives and educational conditions of Its formation as a basis for anti-sectarian education.

Текст научной работы на тему «Формирование критического мышления как фактор предупреждения вовлечения учащихся в деструктивные религиозные организации»

УДК 37.013.42 Мухина Татьяна Константиновна

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры социальной

педагогики и психологии

Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Mukhina Tatyana Konstantinovna

PhD in Education Science, Senior Lecturer, Social Pedagogics and Psychology Department, Vladimir State University

THE FORMATION OF CRITICAL THINKING AS A FACTOR OF PREVENTION OF PUPILS' INVOLVEMENT IN DESTRUCTIVE RELIGIOUS ORGANIZATIONS

Аннотация:

В статье определены критерии деструктивности религиозных сект, последствия их влияния на подрастающее поколение. Раскрыты направления педагогической профилактики вовлечения учащихся в деструктивные религиозные организации в образовательном учреждении. Представлены подходы к трактовке понятия «критическое мышление», задачи и педагогические условия его формирования как основы антисектантского воспитания.

Ключевые слова:

деструктивное влияние религиозных сект, антисектантское воспитание, образовательное учреждение, критическое мышление.

Summary:

The article defines the criteria of religious sects' de-structiveness, the consequences of their influence on the young generation. The author discusses the areas of educational prevention of pupils' involvement in destructive religious organizations. The article presents approaches to the interpretation of the critical thinking concept, objectives and educational conditions of Its formation as a basis for anti-sectarian education.

Keywords:

destructive influence of religious sects, anti-sectarian education, educational institution, critical thinking.

Морально-нравственное воспитание подрастающего поколения, духовное состояние современного российского общества осложняется рядом социальных проблем, к числу которых относится распространение религиозных сект. Необходимо подчеркнуть, что сектантские вероучения, особенно быстро распространяющиеся в моменты кризиса официальной идеологии, приводят к деформации традиционных общественных ценностей, отчуждению от общепринятых норм поведения и социальных институтов, изоляции человека от ближайшего окружения, иными словами, к деструктивным личностным изменениям.

В связи с вышесказанным в рамках педагогической науки необходимо более глубоко исследовать деструктивное влияние сект на формирование личности ребенка. Основными параметрами при оценке их деструктивности, предложенными И.А. Галицкой и И.В. Метлик, являются примитивность мировоззренческих доктрин, отсутствие стабильного вероучения, нетерпимое отношение к другим религиям, наличие абсурдных или опасных требований, апокалипсические запугивания, закрытость организации, навязчивое миссионерство, обожествление лидеров, применение психического и физического насилия [1].

Поддерживая данную позицию в целом, полагаем целесообразным определить наиболее значимые критерии, к которым относим искаженную интерпретацию идей гуманизма; провозглашение исключительной мудрости, божественности лидера и непререкаемой абсолютной истинности учения; требование разрыва социальных связей с ближайшим окружением, прежде всего родственниками, друзьями и близкими, не разделяющими учение секты; культивирование зависимости у последователей и создание препятствий для свободного выхода из числа адептов; отвержение рационального, критического мышления [2].

Обобщая вышесказанное, становится очевидно, что деструктивное влияние религиозных сект на развитие личности обусловливает необходимость осуществления системной педагогической деятельности, направленной на предупреждение вовлечения учащихся в секты, так как под их влиянием нарушаются процессы жизненного самоопределения, полноценного самовыражения и самосовершенствования.

Педагогическая профилактика представляет собой целенаправленную деятельность учителя, психолога и социального педагога в образовательном учреждении, включающую взаимодополняющие направления работы: психолого-диагностическую деятельность; правовое просвещение; воспитательно-разъяснительную деятельность; организационно-методические мероприятия,

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 21)

содействующие формированию здорового образа жизни учащихся; психокоррекцию. Педагогическая профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты как часть общей системы воспитания направлена на формирование гуманистических ценностных ориентаций, позитивной самооценки и культуры поведения, способствующего повышению автономности личности и обеспечению психологической защиты в ситуациях риска, на развитие навыков противостояния деструктивному воздействию, конструктивного решения конфликтных ситуаций [3].

Необходимо учитывать, что для многих учащихся именно школа определяет их дальнейшее развитие и социальное благополучие. По этой причине образовательные учреждения обладают уникальной возможностью реализации антисектантского воспитания - формирования иммунитета к порабощающему влиянию сектантства, выработки приемов психологической защиты от авторитарного воздействия и эксплуатации [4, с. 89]. Антисектантское воспитание как процесс формирования у учеников особой личностной структуры - антисектантской установки, предотвращающей обращение к религиозным сектам как способу ухода от неразрешенных повседневных проблем, достижения субъективно положительного внутреннего состояния и реализации собственной потребности в получении удовольствия является основой педагогической профилактики вовлечения учащихся в деструктивные религиозные секты.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день система антисектантского воспитания в стенах образовательных учреждений отсутствует. В этой связи распространяются деструктивные религиозные догматы и суеверия, которые, исходя из полученных нами эмпирических данных, приводят к значительным изменениям во всех сферах личности: отмечается резко выраженная лабильность поведения, раздражительность, порой переходящая в агрессию или наоборот полная апатия и безразличие к внешнему миру, размытость морально-нравственных ценностей. Последователи сект, как правомерно утверждают психологи, не способны к волевому усилию, теряют интерес к ранее привлекательным занятиям, у них фиксируются нарушения процессов восприятия, памяти и мышления, снижение творческих способностей.

На основе проведенных исследований мы считаем необходимым в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения акцентировать внимание на развитии критического мышления, понимаемого нами как сознательный, рефлексивный процесс оценки, анализа и интерпретации информации, основанный на имеющихся знаниях и логической проверке других мнений по различным вопросам, приводящий к формированию собственных выводов и отношения.

Мы разделяем мнение М.В. Кларина, согласно которому критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять [5]. При этом мы полагаем, что современное понимание критического мышления включает не только умения и навыки, но и возводит его в личностную сферу. Исходя из этого, развитие способности анализировать информацию, умения обосновывать суждение и применять полученные результаты в различных ситуациях является приоритетной целью образовательной системы, так как создает реальную альтернативу асоциальному поведению, способствует развитию мотивации к познанию и творчеству, содействует личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в динамичном информационном обществе, приобщает к здоровому образу жизни.

Критическое мышление характеризуется логической последовательностью, гибкостью и рефлексивностью; включает анализ причинно-следственных связей; опровержение неверной информации; выделение ложных суждений и стереотипов, ведущих к неправильным выводам; умение отличать факты от предположений и личного мнения; ответственность за собственный выбор и возможность альтернативных решений.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП), появившаяся в России в 1997 г. [6], синтезирует идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ори-ентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс), а также идеи эвристического обучения. Эта «надпредметная» технология может быть использована в различных предметных областях для учащихся всех возрастов.

На основе данной технологии педагогическая деятельность, способствующая предупреждению вовлечения учащихся в религиозные секты, предусматривает:

- Формирование просоциального поведения и смысложизненных ориентиров:

1) формирование позитивной самооценки;

2) активизацию критического мышления;

3) развитие умений противостоять групповому давлению;

4) формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов;

5) организацию правового просвещения учащихся;

6) проведение советов профилактики;

7) контроль за соблюдением прав и обязанностей учащихся;

8) развитие самоуправления;

9) организацию культурного досуга и социально-направленной деятельности учащихся;

10) организацию волонтерской деятельности;

11) участие отдельных учащихся, классных и школьного коллектива во внутришкольных, районных, городских и региональных конкурсах;

- Формирование установок и навыков здорового образа жизни:

1) медико-санитарное просвещение;

2) профилактику вредных привычек;

3) привлечение учащихся в спортивные секции;

4) участие в школьных и городских акциях, спартакиадах, объединениях;

5) дополнительное образование;

6) проведение организационно-методических мероприятий, содействующих формированию здорового образа жизни учащихся (классные часы, беседы за круглым столом с привлечением узких специалистов);

7) проведение тренинговых занятий с целью укрепления психического здоровья учащихся;

8) организацию индивидуальных психолого-педагогических консультаций [7]. Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что результатом профилактических мероприятий

должны быть личностные изменения учащихся, такие как повышение критичности мышления, развитие адекватной самооценки и антисектантской установки, усиление самоуважения, определение просоциальных ценностных ориентиров.

Решение рассматриваемой проблемы возможно только при консолидации усилий всех заинтересованных социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, общественности и других) [8]. При этом первостепенное место должны занимать психолого-педагогические формы и методы работы, поскольку образовательные учреждения обладают огромным, но пока мало используемым потенциалом предупреждения вовлечения учащихся в деструктивные религиозные организации.

Ссылки:

1. Галицкая И.А., Метлик В.И. Новые религиозные культы и школа. М., 2001. 208 с.

2. Мухина Т.К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2008. 190 с.

3. Там же.

4. Садовникова Ж.В. Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2004. 193 с.

5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 222 с.

6. Общественный фонд «Перемена» [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.peremena.kg/index.php?pid=12 (дата обращения: 23.12.2014).

7. Мухина Т.К. Указ. соч.

8. Петрова Н.В. Социальный контроль деструктивной деятельности новых религиозных организаций : дис. ... канд. со-циол. наук. Уфа, 2006. 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.