Научная статья на тему 'Формирование креативности при подготовке инженеров массовых профессий'

Формирование креативности при подготовке инженеров массовых профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭПИСТЕМОЛОГ / ВИРТУАЛ / СИСТЕМОТЕХНИК-ГЕНЕРАЛИСТ / ENGINEER EDUCATION / COMPETENCE / CREATIVITY / EPISTEMOLOGIST / VIRTUAL / SYSTEMOTECHNIC-GENERALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лившиц Виктор Исаакович

Рассматривается комплексная проблема формирования креативности в процессе обучения инженера. Фундамент креативности состоит в преодолении «эмбрионизма» и некомпетентности выпускников в соответствии с требованиями компетентностного подхода в инженерном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of creativity in the time of training for engineers of mass professions

The article focuses on the consideration of complex problem of creativity forming in the time of training for engineers of mass professions. Foundation of creativity consist in overcoming of "embryonism" and incompetence of graduating students in compliance with requirements of professional approach in engineering education.

Текст научной работы на тему «Формирование креативности при подготовке инженеров массовых профессий»

В.И. ЛИВШИЦ, PhD, преподаватель

Университет Бен-Гуриона в Негеве (Беер-Шева, Израиль)

Формирование креативности при подготовке инженеров массовых профессий

Рассматривается комплексная проблема формирования креативности в процессе обучения инженера. Фундамент креативности состоит в преодолении «эмбриониз-ма» и некомпетентности выпускников - в соответствии с требованиями компетент-ностного подхода в инженерном образовании.

Ключевые слова: компетентность, эпистемолог, виртуал, системотехник-гене-ралист.

Проблемная ситуация. Стремительное усложнение техносферы и инфосферы формирует новую матрицу входных критериев к инженерам, стремящимся работать в хай-тек, инфо-тек, сайенс-тек. Кадровые службы корпораций сегодня широко практикуют различные способы оценки уровня креативности претендентов.

Как и во многих других случаях, здесь производственная потребность в техносфере опередила инженерное образование (ИО): сегодняшняя практика функционирования системы ИО и её модулей сильно дистанцирована от проблемы обучения креативности. Очень многие вузы, факультеты, отделения, кафедры пребывают сегодня в состоянии образовательного разрыва (educational gap), отставания от сегодняшних реалий и завтрашних инноваций в производственной практике. Работодатели называют это состояние кризисом системы инженерного образования. Результатом разрыва является выпуск из вуза т. н. инженеров «в белыххалатах» - эрудитов, не знающих, боящихся и избегающих деятельности на предприятиях техносферы. Производственники называют таких выпускников «эмбрионами» инженера.

Время от времени вузы предпринимают отдельные попытки преодоления разрыва. Но эти попытки приводят чаще всего к тому, что «эмбрионизм» выпускников сменяется их некомпетентностью - «ржавчиной цивилизации», по выражению

С.Н. Паркинсона [1]. В сфере ИО некомпетентность вплоть до невежества продолжает цвести пышным цветом. Между тем введённые недавно в действие мировые стандарты [2-5] базируются на компетентностям подходе и требуют от технических вузов подготовки выпускника с высоким уровнем профессиональной компетентности (ПК).

Таким образом, проблемное поле в ИО можно сегодня обозначить так: через преодоление «эмбрионизма» и некомпетентности - к высокой профкомпетентности - и уже на этом фундаменте формирование профессиональной креативности выпускника.

Какое место должно занимать здесь обучение креативности? Ведь иные интеллектуалы-гуманитарии убеждены, что любая технология, и в том числе инженерного дела, подавляет креативность, что от инженеров требуется прежде всего конвергентное мышление, тяготение к стереотипам, в то время как креативность базируется на дивергентном мышлении - разнонаправленном, а часто и вопреки логике. В этом споре игнорируется главная особенность контингента учащихся - разница в мотивации к учёбе (целевые установки, парадигмы образования) у разных групп студентов. Имеются в виду такие установки на инженерное образование, как:

1) повышение социального статуса индивида;

2) подготовка профессионалов, востребованных рынком труда;

3) повышение эрудиции в сфере науки;

4) селекция и подготовка элитных лидеров и групп социальной иерархии.

Образовательные программы (ОП) для разных парадигм-установок существенно различаются. Подготовка в одном «котле» слушателей с разными установками - распространённая ошибка.

Из сказанного ясно, что подготовка инженеров массовых профессий - это не обучение слабых (1) и это образование, нацеленное на (2), а не на (3). Бакалавриат с установкой на (2) уже более 150 лет является основным поставщиком профессиональных инженеров в техносферу.

Компьютерная революция привела к иллюзии, что новая интеллектуализация производственной среды резко уменьшит роль инженеров «в чёрных халатах» и приведёт к вытеснению их инженерами «в белых халатах». Наиболее экзальтированные дилетанты сформулировали эту тенденцию так: «Инженеры сегодняшней техносферы

- это группа специалистов в “белых халатах”, столпившихся вокруг компьютера». Однако практика быстро развеяла эту иллюзию: техник и инженер «в чёрном халате» по-прежнему остаются «сердцем и мотором» современной техносферы. Формирование креативности у будущих креа-торов «в черных халатах» должно принципиально отличаться от выращивания вундеркиндов, прилипших к экрану.

Многолетняя практика бакалавров (ин-женеров)-механиков протекает в семи ареалах профессиональной деятельности: конструктор, технолог, линейный руководитель производства, пусконаладчик, эксперт-аналитик, преподаватель, системо-техник-генералист. Формирование креативности для каждого из этих ареалов должно иметь специфический характер. Первые шесть ареалов профдеятельности (проектная, реализационная, сопроводительная, обеспечивающая, профилактическая функ-

ции) имеют своей целью обеспечение долговременной стабильной работы выбранного сегмента или элемента техносферы. И лишь один ареал - системотехник-генера-лист - занимается инновационно-перспективной стратегией и тактикой, обеспечивая баланс интересов в паре «стабильность объекта деятельности - его адекватность инновационным атакам».

При реальных инфоконтактах инженера с объектами техносферы могут возникнуть следующие две ситуации (этапа).

A. Построение виртуального проекта этого объекта, а затем описание нового изделия, системы или технологии с позиций внешнего субъекта - проектанта, лица, принимающего решения, и т.д. Этап реализации предлагаемых инноваций рассматривается исключительно как результат тривиальных, рутинных действий, полностью лишённых креативности.

B. Овладение новой производственнотехнологической системой (ПТС) или новой технологией с целью получения продуктивных результатов в реальных условиях техносферы и внешней среды на путях преодоления сложностей и энтропийного сопротивления, возникающих при реализации инноваций. Эти проблемы разрешаются посредством нетривиальных эмпирических, эвристических, креативных решений и действий. Здесь действует конечный пользователь, сегодня уже очень часто выступающий как просьюмер - “producer + consumer” в одном лице.

Обе эти площадки инженерного дела должны найти отражение в ИО при формировании креативности, поскольку содержание деятельности инженера на этих двух этапах (в этих двух случаях) существенно различно.

Креативность (англ. - creativity, creative) - это творческая способность индивида к созданию принципиально новых идей, радикально отличных от традиционных схем мышления, а также умение разрешать проблемы, возникающие внутри и вне ре-

альных систем различной природы и сложности. В технологическом разрезе креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из тупиковой ситуации, используя обстановку, объекты и обстоятельства необычным способом; шире - нетривиальное и остроумное решение задач неожиданными ресурсами или инструментами. Креативности свойственны гибкость подходов и стратегий, способность сопротивляться стереотипам.

На пути преодоления «эмбрионизма» и некомпетентности должны быть решены следующие задачи.

1. Решительное обновление концепции обучения в ИО - замена фундаментализа-ции на профессионализацию [6]. Следует отметить, что наполнение университетской теоретической матрицы конкретными технологическими задачами - это давнишний российский образовательный принцип, весьма успешно привитый на заимствованный Россией в XIX веке европейский (немецкий) ствол западной модели инженерного образования. Приведём только один пример: блистательные педагогические достижения акад. В.С. Пугачева, модернизировавшего преподавание высшей математики в МАИ на основе выдвинутых им четырёх дидактических принципов [7].

2. Наращивание мощностей образовательной инженерии - учебно-технологических систем, прежде всего - систем гибкой автоматизации проектирования, производства и управления [8]. Следует выбирать в качестве базовых пакетов софтвера системы, используемые в техносфере, избегая применения адаптированных учебных систем. Учащийся под руководством тьютора должен научиться преодолевать недруже-ственность таких систем.

3. Введение тестирования преподавателей на знание той специальности, которую они преподают студентам.

4. Пересмотр обезличенного подхода к формированию учебных групп, семинаров,

потоков студентов. Нынешний «котловой» подход объединяет в одной аудитории подготовку инженеров «в белых халатах» и «в черных халатах», профессионалов и эрудитов, будущих производственников и научных работников. А между тем на дворе XXI век - штучное производство, адресное, точечное удовлетворение заказов клиентов, решительный переходот «конфекции» к «бутику». На этот путь должно неизбежно встать и инженерное образование. Формы такой перестройки давно известны: например, ЦИПС - целевая интенсивная подготовка специалистов. Обучение скопом, потоком должно уступить место персональному маршруту обучения.

5. Построение цепи учебных дисциплин как последовательности сборки машины: сперва изготавливаются отдельные детали, затем из них собираются узлы, блоки, отдельные механизмы, и уже из узлов собирается машина. Детали в этой аналогии можно приравнять к знаниям и умениям, полученным в цикле ЕН; узлы - это умения, полученные в цикле общеинженерных и профессиональных дисциплин и закреплённые в курсовых проектах; машина - это дипломная работа или дипломный проект, в котором решается реальная инженерная задача. Ментальный эквивалент этого проекта становится вкладом в создание инженерного тезауруса выпускника. Так выращивается ментальная конструкция (по Сей-муруПейперту [9]) - свой внутренний эпистемолог, который обеспечивает его обладателю уникальное свойство - умение учиться. Закрепляются все эти усилия системой производственных и инженерных практик.

Резюмируя этот раздел, можно утверждать, что реализация положений 1-5 сведёт «эмбрионизм» и некомпетентность выпускников к минимуму.

В профессиональных и инженерных дисциплинах, относящихся к технознанию, центральная роль принадлежит эмпиричес-

ким знаниям и эвристическим решениям. Поэтому повышение уровня инженерной подготовки в профкомпетентности делает необходимым и обязательным:

1) привлечение профессионалов-произ-водственников к решению ключевых проблем образования;

2) овладение инженерной графикой, без знания которой нет инженера. Надо сказать, что уровень подготовки учащихся по этой дисциплине остаётся катастрофически низким. Этому в немалой степени способствует компьютеризация преподавания черчения и других дисциплин, поскольку она аннулирует важный принцип инженерной дидактики: «Руки растят голову».

3) наличие в ОП пропедевтических курсов по основным видам профтехнологий, включающих лабораторный практикум с получением результата на реальном материале;

4) включение в ОП производственных и инженерных практик, например, в виде инженерного семестра. Именно на практике студент постигает аксиому успешной деятельности: «Дьявол прячется в деталях»;

5) разработку внутривузовских стандартов на обязательный контент инженерных разделов дипломных проектов и работ.

Решительное устранение образовательного разрыва возможно только при введении в структуры модулей ИО обратной связи - обязательной оценки «продукции» вуза её непосредственными потребителями - работодателями.

Предметом учебной деятельности является сложный фрагмент техносферы (чаще всего производственно-технологическая система - ПТС), с которым человек вступает в инфоконтакт с целью его изучения и овладения им для прагматического использования. Именно на этом этапе возникает база для постановки проблемы инженерной креативности специалиста.

При формировании креативности легитимно использовать в качестве гностической модели менталитета учащихся лишь те

знания, которые носят общепринятый и доказанный характер. Поэтому необходимо начинать анализ с двух базовых постулатов современной эпистемологии, которые сформулировал выдающийся дидакт ХХ века Сеймур Пейперт: 1) научить нельзя -можно только научиться. Каждый сам себе эпистемолог; 2) не инструкция, а ментальная конструкция - вот сегодня основной инструментарий научения и обучения [9].

Центральным звеном дидактики высшей технической школы является не лекция, не менторская нотация, не чтение инструкции, а действие, умственное или физическое, над сложными объектами техносферы: «Пока умный раздевался, дурак речку перешёл» (по Канту). Многие вещи можно изучить только в процессе работы над ними - и никак иначе.

Новый уровень сложности техносферы привел к созданию новых обучающих систем на базе машинных тренажёров, в нашей терминологии - образовательной инженерии (ОИ). В процессе обучения человек может генерировать особые динамические объекты - образы. Такие временные объекты были признаны новыми «гибридами» человека с объектами техносферы и названы «виртуальными» (у^ш). Естествознание не знает сегодня механизма энергетической, деятельностной связи человека с «активностью » объектов техносферы. Однако на практике количество задокументированных фактов подобного «симбиоза» нарастало столь стремительно, что психология не могла их игнорировать, подобно естествознанию. За последние 25 лет эти факты осмысливались и обобщались, результатом чего стало появление виртуа-листики. В обобщающей монографии Н.А. Носов пишет: «Виртуалистика - не наука, а онтологический подход, который может быть использован в любой научной области» [10].

Виртуалистика легитимирует использование в психологии и эдукологии нового объекта-образа - виртуала, возникающего

как результат переживания человеком исполнения деятельности. С тренажером или визуальным объектом можно работать двумя способами: отстранённо или вживлённо, т.е. виртуально. Во втором случае образ становится «собственным», он оживляет деятельность, делая её фактически реальной.

Если человек, ощущая состояние тупика, всё же продолжает попытки решения, то здесь и возникает виртуал. Так вырабатывается креативность - прозрение, вдохновение, осмысление непонятного: виртуоз-станочник начинает ощущать себя единым целым со станком; водитель чувствует автомобиль как органическую часть своего тела и психики; пилот познаёт границы возможностей самолёта. А синтетический специалист, выпускающий продукцию на сложной ПТС, овладевает всеми тонкостями её поведения и становится её «повелителем» - креатором. Можно констатировать, что виртуалы - весьма распространённые состояния в инженерном деле.

Апологеты концепции фундаментали-зации ИО уверены, что формирование креативности инженеров и выращивание будущих творческих исследователей для науки

- это синонимы. Это заблуждение: обучение креативности - это рассмотрение эвристических решений, ядром которых является синтез систем и овладение ими. В инженерном деле творчество заключается в создании новых способов и средств преодоления сопротивления объектов решению инженерных задач. Не принимая это во внимание, эрудиты-гуманитарии предлагают использовать в качестве основного инструмента дидактики для формирования креативности в ИО методический багаж советских физматшкол (ФМШ).

Многие дидакты приводят методику ФМШ как образец ухода от обучения по готовым алгоритмам и стандартным задачам, которое они называют «бедным обучением ». Креативность же, по мнению таких теоретиков, вырабатывается тогда, когда ставятся нестандартные задачи самой

высокой сложности. Однако такие нестандартные задачи в подавляющем большинстве случаев носят теоретический, а иногда и схоластический характер, абсолютно не связанный с будущей профессией учащегося. Академик Л.Д. Ландау ещё 70 лет назад говорил, что нельзя научить человека мыслить, обучая его ненужным ему вещам!

Технология перехода в «плоскость креативности » остаётся тайной, скрытой и от самого учащегося, и тем более от учителя. Поэтому нет никаких оснований утверждать, что решение нестандартных задач даст толчок креативности, а стандартные задачи к этому не приведут. С таким же основанием можно утверждать и обратное, найдя множество подтверждений этому. Например, успешные во всём мире методики обучения креативности ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) как раз и базируются на обучении готовым эталонным алгоритмам, открытым путём многолетней селекции и анализа прорывных изобретений и инновационных технологий.

Психология вскрывает сложнейшие процессы, скрывающиеся под традиционной дидактикой. Важнейшая характеристика стандартных, устоявшихся, проверенных опытом алгоритмов состоит в том, что это образцы, эталоны элегантных решений, казалось бы, тупиковых ситуаций и проблем. Это также пример воплощения принципа эстафетности знаний и технологий. Критики традиционной дидактики «по готовым алгоритмам» рассматривают только когнитивную сторону учения. Но ведь имеется и вторая сторона - аффективная, которая не менее значима для достижения результата учения. При обучении по эталонным элегантным решениям, ставшим классическими, именно эта сторона учения получает мощную основу и подпитку.

Итак, постижение классических решений даёт опору и становится трамплином для креативности. Часто классические решения не поддаются формализации, и их изложение даётся вербально - в пересказе

- и визуально - в показе и воспроизведении («питехизмическое » обучение). В инженерном образовании решение стандартных задач - это не обучение стереотипам; это обучение эталонам. Обучение профессионалов на базе тезауруса прошлых элегантных, классических решений всегда составляло и впредь должно составлять основу формирования креативности. Изучение средств и способов, с помощью которых удавалось преодолевать сопротивление и преграды в прошлом, ведёт к выработке у учащихся собственных инструментов и путей креативности.

Фундаменталисты интерпретируют «умение думать» как умение принимать верные решения. Но профессиональный подход, как уже говорилось выше, рассматривает акт принятия решения лишь как начало креативной деятельности инженера -за ним следует важнейший этап реализации решения в условиях энтропийного противодействия техносферы и экосферы. Креативность инженера как раз и заключается в умении преодолевать это противодействие, иначе самое верное решение даст в итоге нулевой результат: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»

Детализация и профессионализация характеристик креативности применительно к квалификации инженера-механика даётся ниже. За основу рассмотрения взята декомпозиция его профессиональной деятельности на семь ареалов.

КОНСТРУКТОР. Создание систем CAD/CAM показало, что по крайней мере в некоторых областях технологии, например в формообразовании деталей машиностроения и приборостроения, задачи изготовления изделий легче поддаются артикуляции и формализации с помощью ЭВМ, чем процесс конструирования. Иными словами, деятельность конструктора более эвристична, чем деятельность технолога.

Сегодня системы CAD/ CAM помогают конструктору только в оформлении его

идеи в модель. В профессиональном пользовании пока что отсутствуют интеллектуальные системы типа экспертных, которые позволили бы конструктору войти в мировые базы и банки данных, чтобы хотя бы узнать, от чего нужно отталкиваться при решении новой задачи.

Между тем давно уже известны способы нетрадиционного конструирования, в которых опускаются многие этапы классической цепочки создания материального объекта. Этими способами пользуются конструкторы- «агрегатисты », минующие этапы предварительного конструирования и сразу приступающие к созданию первого образца машины методом «проб и ошибок» из подручных средств - деталей, узлов, агрегатов, отслуживших свой срок или неиспользуемых конструкций. Такие действия буквально соответствуют смыслу слова «конструкция» - составление, построение (лат.). Известны сотни удачных решений, найденных «агрегатистами ». Здесь вновь уместно вспомнить пословицу: «Пока умный раздевался, дурак речку перешёл».

Представляется вполне вероятным, что возможности ЭВМ позволят существенно модернизировать этот нетривиальный метод конструирования, что находит в последние годы подтверждение в виде создания мощных графическихинженерных систем виртуальной реальности (ВР). Они используются в проектировании сложных машин и машинных систем, где выработка концепции, увязка компонентов и тестирование узловой и генеральной сборки должны быть проведены задолго до реализации физического прототипа. Эта концепция получила название Product Lifecycle Management: Virtual Environment, Virtual & Augmented Reality (VE & VR).

Творческое инженерное и технологическое мышление до сих пор реализуется методами эмпирики и эвристики, не поддающимися формализации, и потому обучающая роль математики здесь низка. Аль-

тернативой математике является ТРИЗ -теория решения изобретательских задач, включающая систему упражнений для развития воображения. Автор ТРИЗ Г енрих Альтшуллер доказал, что все объекты техносферы развиваются по единым законам, и обнажил общую стратегию, создав компас поиска [11]. Распространившись из России по всему миру, ТРИЗ получила признание как мощный инструмент инициации креативности. В качестве примера методической организации обучения ТРИЗ в инженерном образовании можно привести работу Б.С. Сергеева [12].

ТЕХНОЛОГ. Инженер-технолог участвует и в этапе «А», и в этапе «В» профде-ятельности инженера в техносфере. Сегодня в техносфере превалируют сегменты и элементы, в которых достигнут высокий уровень автоматизации функций как физического, так и информационного характера. Для таких компонентов техносферы предложен термин ПТС - производственно-технологическая система. ПТС дискретной технологии (ДТ), прежде всего машиностроения и приборостроения - это объект техносферы, имеющий целью преобразование предметов труда, заданное конструкторской информацией (КИ) посредством действий средств труда, обусловленных технологической информацией (ТИ). ПТС ДТ - это ансамбль из людей, технологических машин,транспортно-на-копительных средств и управляющих устройств.

Сегодня можно встретиться с такой издержкой «компьютерной эйфории», как игнорирование роли технологической информации (ТИ) в производстве изделий. Пока что профессионально грамотный техпроцесс можно создать только одним путём - обязательным прохождением КИ через форму ТИ. Это непреложная аксиома технологии. Именно она реализована сегодня в интегральном сценарии создания технологического проекта: сочетание формализованных процедур CAD/ CAM и эврис-

тического вмешательства технолога путём интерактивного обмена с компьютером.

Профессиональный багаж технолога сконцентрирован в обширном учебном курсе «Технология машиностроения». Профессиональные знания в этом курсе можно разделить на три кластера: 1) научные,

2) рецептурные, З) экспертные. Технолог очень часто обращается к этим кластерам, ища ТИ для своих эвристических решений. Однако эти кластеры давно уже не составляют 100% всего тезауруса технологических знаний. В системах CAD/CAM обобщён большой объём знаний по алгоритмизации технологии. Поэтому учебные курсы технологий должны обязательно содержать раздел «Алгоритмизация геометрии изделий и технологий: обобщённые решения в системах CAD/CAM ».

В инженерном образовании развитых стран широко распространено изучение ландаматики [1З], которую её автор, Лев Ланда, назвал алгоэвристической теорией обучения. В российском образовании лан-даматика неизвестна. За рубежом она широко используется для обучения рациональной умственной деятельности в самых разнообразных сферах. Впечатляющие успехи ландаматики позволили присвоить ей название «работающее чудо Льва Ланды». Внедрение ландаматики в российское ИО даст большое ускорение программному и адаптивному обучению на базе ЭВМ и существенно продвинет формирование креативности у будущих инженеров.

Наибольшие трудности в деятельности технолога составляет этап «В » - овладение ПТС. В понимании В.В. Дружинина, Д.С. Конторова, Н.Н. Моисеева, Ст. Бира ПТС могут быть отнесены к кибернетическим системам (КС). Основным компонентом ПТС, ее «клеточкой» является технология, а ядром технологии, несущим «генетические» нагрузки, - информация.

Для КС характерно наличие блока тезауруса - инфомодели среды и самой системы с целью отображения среды и самоотоб-

ражения. Блок тезауруса служит задачам изучения и развития ПТС. Субъекты обучения в ИО - тьютор, эксперт, наставник -ходят в инфоконтакт с ПТС в качестве технолога, овладевают ею, а затем создают некий симбиоз - т.н. интеллектуальную систему или временную КС. Временные КС

- основной инструмент овладения сложными системами техносферы.

Образовательная инженерия должна обеспечить наличие на выпускающей кафедре учебной ПТС - микрозавода на столе [8]. На этой ПТС студент с помощью тьютора учится созданию временных КС. Здесь он получает важнейшие для технолога профессиональные компетенции путем преодоления сопротивления сегмента техносферы - как физического (при контакте со станком, оснасткой, инструментом), так и информационного (при инфоконтакте с компьютером, системой CAD/ CAM, контроллером CNC).

Следует подчеркнуть, что в изложенном сценарии действий создаётся оптимальное сочетание использования в обучении симуляции на экране компьютера и физического получения изделия в материале. Это важное для формирования креативности требование.

ЛИНЕЙНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА. Этот ареал профдеятельно-сти требует от инженера дополнительных ЗУН по менеджменту, эргономике, инженерной психологии. Обязательна длительная практика - стажировка (инженерный семестр) на рабочем месте руководителя производственного подразделения и проработка в дипломном проекте разделов экономики, экологии, менеджмента в производственном коллективе, безопасности на производстве.

Необходимо изучать опыт передовых корпораций, которые используют кластеры новейшего софтвера. Наибольшую эффективность показали комплексы “e-Manufacturing for e-Business”.

Креативность руководителя производ-

ства в значительной степени выражается в лидерстве. Чаще всего в качестве метода управления креативный руководитель выбирает дирижирование - сознательный авторитаризм, но не подавляющий, а, наоборот, возбуждающий энергию и креативность у подчинённых.

Прогресс двигают не системы, а личности; системы - лишь инструмент их деятельности. Опыт лидеров должен тиражироваться. Полемизируя с принципом Питера [14], С.Н. Паркинсон [1] утверждает: «Раз и навсегда установленный предел компетентности - это миф. Опыт каждого из нас говорит, что мы живём среди людей, отличающихся потрясающей компетентностью ».

ПУСКОНАЛАДЧИК. В этом случае требуется углубление ЗУН инженера в диагностике, инженерной графике, инженерных системах ВР для контроля, тестирования, использования баз данных, в электрооборудовании и электронике, в средствах жизнеобеспечения и защиты оборудования и людей. Накапливание креативного багажа в пусконаладке сложного оборудования возможно только в «поле», с помощью «клинических » и питехизмических методов обучения.

ЭКСПЕРТ-АНАЛИТИК. Здесь необходима углубленная подготовка инженера в метрологии, теории надёжности, мониторинге качества продукции, в лабораторных методах испытаний и исследований, в том числе из области криминалистики. Необходимы высокий уровень владения методами стандартизации и знания международных стандартов. Обязательна специальная подготовка в патентном деле, индустриальной юриспруденции, промышленном и международном праве.

СИСТЕМОТЕХНИК-ГЕНЕРАЛИСТ. Технологические инновации и глобализация - два важнейших вектора мировой динамики XXI в. На каждом этапе необходим бескомпромиссный анализ, выработка собственной стратегии и тактики. Именно в

этом смысл деятельности системотехника-генералиста, где многократно возрастает роль креативности, нестандартного подхода, неожиданных решений.

Инновации взрывают не только техносферу. Подвергается серьёзной трансформации мышление индивида. Не каждый руководитель склонен кинновационной стратегии. Здесь неизбежно столкновение с инерционным сопротивлением, прежде всего - с инерцией кадров.

Сегодня проектная деятельность систе-мотехника-генералиста в основном выполняется на ЭВМ благодаря созданию инженерных планировочно-производственных систем ВР, которые используют информационные технологии CAD/ CAM/ CAE для проектирования виртуальных цехов и заводов, подвергающихся затем всестороннему тестированию в разрезе технологии, производства и организации.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. Этот ареал деятельности инженера менее всего учитывается в образовательных программах. Распространён примитивный стереотип: «Любой хороший студент сможет преподавать профессиональные дисциплины так, как его самого учили».

Первым и обязательным требованием к преподавателю профдисциплин в ИО является наличие инженерного стажа на производстве. Не менее важным требованием является получение дополнительного образования в области инженерной педагогики. В ведущих инженерных университетах РФ имеются институты или факультеты инженерной педагогики, подготовка в которых построена по принципам IGIP (Ingenieur Gesellschaft ftr internationale Planungsaufgaben) - международной организации инженерного образования. IGIP на протяжении почти полувека формирует регистр профессиональных преподавателей инженерной педагогики, получивших статус «ING - PAED IGIP» (European / International Engineering Educator).

Обладатель статуса ING - PAED Ю1Р должен быть сильным креатором. Дело в том, что ему приходится преодолевать немалое энтропийное сопротивление. Модули системы ИО далеко не всегда настроены на перфекционизм в учебном процессе. Стремление не поднимать планку, не брать ношу потяжелее приводит такие подразделения к состоянию ложного гомеостаза. Давно известна аксиома: «Чем труднее учителю, тем легче ученику». Главное умение преподавателя - поставить себя на место учащегося. Однако очень часто преподаватели глушат в себе это умение, потому что иначе придётся затрачивать гигантское время на подготовку занятий за письменным столом, в лаборатории, в мастерской, за монитором. Особенно большие усилия требуются от преподавателя, ставящего своей целью разбудить у учащихся очаги креативности. Один из крупнейших математиков современности Дэвид Каждан (Гарвард, США) говорит: «Интуиция требует усилий. Чем больше усилий, тем больше интуиции».

В XXI в. учёба становится спутницей всей жизни человека. Инженеры-педагоги должны будут виртуозно владеть новейшей технологией, софтвером и хардвером. В этой перспективе на первый план выходят не лекторы, излагающие теоретические дисциплины, а тьюторы, тренеры, гуру, овладевшие компетенциями использования новейшей технологии и техники в ПТС техносферы и инфосферы. Они станут подлинными креаторами в своей профессиональной деятельности.

Заключение. Встречаются сплошь и рядом солидные университетские кафедры, где профессора оторваны на 15-20 лет от практического состояния инженерного дела в той отрасли, для которой они готовят специалистов. Это быстро становится известно студентам и наносит большой вред полноценной подготовке молодого профессионала. Эстафета передачи знаний, умений, навыков и формирования профессиональных компетенций должна происхо-

дить в атмосфере полного перфекционизма, а не скучной визуальной или виртуальной имитации реальности.

Поэтому важной задачей менеджеров в модулях системы ИО является повседневная борьба с энтропийной эрозией, постоянно атакующей буквально все компоненты университетской жизни - начиная от состояния учебных помещений, коридоров и кампуса в целом и кончая ползучей тенденцией к «нефункциональному» образованию. Только в атмосфере стремления к Совершенству может быть успешно решена задача формирования профессиональной креативности выпускника инженерного вуза.

Литература

1. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сб.:

Пер. с англ. / Сост. и авт. предисловия В.С. Муравьев. М.: Прогресс, 1989. 448 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. www.washingtonaccord.org

3. www.abet.org

4. www.feani.org/EUR ACE/reports accrstand.htm

5. EngineerManual-revMay1.pdf. URL:

www.ccpe.ca/apec/APEC

6. Лившиц В. Инновации в инженерном об-

разовании: противостояние двух концепций обучения // Аккредитация в образовании. 2011. № 47. С. 30-33.

7. Пугачев В.С. О курсе математики в выс-

ших учебных заведениях России // Системы и средства информатики. Вып. 8 «Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества». М.: Наука. Физматлит, 1996. С. 13-26.

8. Беляев А., Лившиц В. Educational Gap: тех-

нологическое образование на пороге XXI века. Томск: Изд-во STT, 2003. 503 c.

9. Papert S. Mindstorms: Children, Computers,

and Powerful Ideas. 2nd ed. N.Y.: Basic Books, 1993.

10. Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. 432 с.

11. Альтшуллер Г.С. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. М.: Сов. Радио, 1979. 239 с.

12. Сергеев Б.С. Подготовка инженеров-изоб-ретателей // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 1. С. 45-48.

13. Landamatics Ten Years Later // Educational Technology. USA. June 1993.

14. Lawrence J. Peter. The Peter Principle. Morrow, William Co., 1996.

LIVSHITZ V. FORMING OF CREATIVITY IN THE TIME OF TRAINING FOR ENGINEERS OF MASS PROFESSIONS

The article focuses on the consideration of complex problem of creativity forming in the time of training for engineers of mass professions. Foundation of creativity consist in overcoming of“embryonism” and incompetence of graduating students in compliance with requirements of professional approach in engineering education.

Key words: engineer education, competence, creativity, epistemologist, virtual, systemotechnic-generalist.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.