Научная статья на тему 'Формирование корпоративной культуры дошкольной образовательной организации и семьи'

Формирование корпоративной культуры дошкольной образовательной организации и семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНОСА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / TOLERANCE / INTEGRATION OF THE ETHNIC GROUP / CORPORATE CULTURE / ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN / SOCIO-CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галянт Ирина Геннадьевна

В статье освещается проблема поликультурного диалога дошкольной образовательной организации с многонациональными семьями, рассматриваются вопросы, связанные с корпоративной культурой, художественно-эстетическим развитием детей, в основу которого положено практическое освоение этнокультурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of corporate culture of preschool educational organizations and families

The article highlights the problem of multicultural dialogue pre-school educational organizations with multinational families. The issues related to corporate culture, artistic and aesthetic development of children, which allowed the practical development of ethnic and cultural heritage are discussed.

Текст научной работы на тему «Формирование корпоративной культуры дошкольной образовательной организации и семьи»

8. Rubinshtein S.L. General Psychology Basics: in 2 Volumes. M: Pedagogika, 1989. Vol. 2. P. 322. [in Russian].

9. Sergienko E.A. Subject's Nature: Ontogenetic Aspect. Problem of the Subject in Psychological Science. Ed. A.V. Brushlinsky, M.I. Volovikova, V.N. Druzhinin. M.: Akad. Proiect, 2000. P. 184-203. [in Russian].

10. Tatenko V.A. Psychology in the Subject Dimension. Kiev: Prosvita, 1998. P. 404. [in Russian].

11. Teachers' Professional Culture Formation. Ed. V.A. Slastenin. M.: Pedagogika, 2000. P. 128. [in Russian].

12. Khutorskoy A.V. Key Competences as the Personally Oriented Education Paradigm Components. Narodnoie obrazovanie, 2003. № 2. P. 58-65. [in Russian].

Сведения об авторах: Васильева Виктория Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики,

психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: fortunel8@mail.ru

Information about the authors: Vasilyeva Viktoria Sergeevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Special Pedagogy, Psychology and Presentive Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: fortune 18 (2)rnail.ru

УДК 372 ББК 74.100.53

И.Г. Галянт

формирование корпоративной культуры дошкольной образовательной организации и семьи

В статье освещается проблема поликультурного диалога дошкольной образовательной организации с многонациональными семьями, рассматриваются вопросы, связанные с корпоративной культурой, художественно-эстетическим развитием детей, в основу которого положено практическое освоение этнокультурного наследия.

Ключевые слова: толерантность, интеграция этноса, корпоративная культура, художественно-эстетическое развитие детей, социокультурное пространство.

I.G. Galyant

FORMATION OF CORPORATE CULTURE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND FAMILIES

The article highlights the problem of multicultural dialogue pre-school educational organizations with multinational families. The issues related to corporate culture, artistic and aesthetic development of children, which allowed the practical development of ethnic and cultural heritage are discussed.

Key words: tolerance, integration of the ethnic group, corporate culture, artistic and aesthetic development of children, socio-cultural space.

События, происходящие в жизни рактер, заставляют задуматься всё че-нашего общества имеют глобальный ха- ловечество: как жить всем в мире? Как

IX

к .го

выстраивать экономические и социальные отношения? Как сохранить уникальность нации в период миграций, вражды и террора? Как сделать счастливым детство для детей разных национальностей, живущих в одной стране, в одном городе, находящихся в одном детском саду, в одной школе?

Документы, регламентирующие Международную и государственную политику «Всеобщая декларация прав человека», и Конвенция ООН «О правах ребёнка» направлены на проявление человеческой индивидуальности и доказывают значимость обозначенной проблемы.

Часто приходится слышать рассуждения о том, что уровень духовной культуры общества лучше всего проявляется в детях. В сложном многообразии выражения культур и способов коммуникаций ребёнок впитывает в себя вместе с молоком матери нормы, правила и традиции своего народа. Ребёнок с раннего детства начинает осознавать себя жителем планеты Земля и идентифицировать себя с определённой культурой. Проблема поликультурного общества актуализирует сегодня решение вопросов, связанных с интеграцией этноса, изменением мировоззрения педагога и идеологии образования.

Ориентация системы дошкольного образования обращена сегодня к вопросам толерантного воспитания, формирования доброжелательного и уважительного отношения друг к другу, независимо от расовых и национальных различий. Формирование интегративных личностных качеств у ребёнка необходимо для успешной социализации ребёнка в многонациональном обществе. Миссия педагогов, с которыми ребёнок взаимодействует на этапе дошкольного детства, поистине велика. Именно педагоги являются непосредственными творцами человеческих душ, вольно или невольно воспроизводя в субъектах образовательного процесса тот или иной тип позиции человека в мире.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования описаны основные компетенции современного педагога, необходимые для создания социаль-

ной ситуации развития воспитанников. Данные компетенции предполагают быть духовной личностью, творческой индивидуальностью, владеть инновационными методиками и технологиями. Педагог должен соблюдать этику взаимоотношений, создавать атмосферу психологической защищённости и доверия [4].

Актуальны в наши дни размышления о гуманной педагогике Ш.А. Амонашви-ли. Учёный отмечает, что ценность жизни, духовные переживания ребёнка, а не его интеллектуальное развитие должны стать ведущим началом. Необходимо при этом в системе образования переоценить ценности и изменить приоритеты. Без восприятия истинных ценностей жизни, её духовности нам будут недоступны ни новейшие технологии, ни победа над болезнями и катастрофами. Современные дети всё чаще задают «взрослые» вопросы, связанные с духовным миром: что такое жизнь? зачем мы родились? что такое судьба? [1].

Изменение философии образования может быть успешным только при реализации принципа интеграции и поликультурного диалога во взаимодействии педагогов и родителей, при единстве их мировоззрения и диалогического общения. По мнению психолога Н.К. Баклановой, диалогическое общение характеризуется умением вслушиваться в собеседника, отрицанием оценочных суждений, способностью смотреть на ситуацию глазами партнёра по общению, уважением к личности [2].

Установление педагогическим коллективом сотрудничества с семьёй следует с позиции построения единого социокультурного пространства. В нашем понимании данная проблема может рассматриваться в единстве диалога культур и формирования корпоративной культуры образовательного сообщества педагогов, воспитанников и их родителей.

Рассмотрим основания построения социокультурного пространства. Сегодня в ситуации «культурного хаоса» ориентация современного образования направлена на диалог культур в русле художественно-эстетического развития детей. В основу положено практическое

освоение исторического опыта народа средствами интеграции искусств. В процессе художественно-эстетического развития осуществляется передача духовного опыта человечества, происходит восстановление связей между поколениями. Иными словами, культура и искусство выступают в роли «оберега», который помогает справиться с идеями экстремизма.

По нашему мнению, новые формы общения с ребёнком в условиях психологической защищённости, создание ситуации успеха являются эффективными средствами педагогического сопровождения художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Успешность педагогической деятельности на современном этапе развития образования зависит от того, насколько органично осуществляется включение ребёнка в систему творческой деятельности и насколько формы, средства и методы этой деятельности являются адекватными творческим целям и задачам [3].

Художественно-эстетическое воспитание - это не только способ развития способностей у детей, но и условие для возрождения культуры, для гармоничного построения будущего социокультурного пространства. Вот почему будущее в наши дни строится на перекрёстке «искусство и школа», «искусство и дети», «искусство и педагогика», «искусство и семья», «искусство и досуг», «искусство и социальная среда» и т.д.

Основным содержанием работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации с многонациональными семьями является национальная культура. Интеграция искусств в рамках художественно-эстетического воспитания ориентирует ребенка на познание и изучение культуры, как своего народа, так и других народов. Через творчество формируются нравственно-этические отношения в диалоге национальных культур.

Ещё одним из оснований построения социокультурного пространства является корпоративная культура. Используя понятие «корпоративное взаимодействие», мы подчёркиваем характеристику взаимоотношений, организованных в рамках

определённого сообщества на основе принципов корпоративизма: наличие общих целей; объединение ресурсов; соблюдение интересов всех сторон; партнёрский диалог; взаимовыгодный социальный обмен (идеями, знаниями, ценностями национальной культуры, семейными традициями). В этой связи целесообразно рассмотреть принципы, на которых организовано корпоративное взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей как субъектов образовательного процесса:

• Принцип индивидуализации и дифференциации в работе с родителями, учёта социальных, национальных, культурных и других особенностей.

• Принцип социального партнёрства. При реализации данного принципа важно установить доверительные отношения, узнать состав семьи, её социальный и образовательный статус, гендерные особенности и иерархию в семье, системы отношений, традиций.

• Принцип этнического пространства. Межнациональное общение предполагает использование разнообразных форм и видов взаимодействия.

• Принцип диалога культур. Принятие и культивирование позитивного социально-культурного опыта этноса в поликультурном взаимодействии.

Следует отметить, что для успешности организации корпоративного взаимодействия, кроме понимания и желания, необходима высокая педагогическая культура педагогов. Следовательно, задачей методического обеспечения данного процесса является разработка рекомендаций для родителей, обобщение имеющегося положительного опыта. Ответственность за определение путей и комплексных мер должен взять на себя педагогический коллектив, потому что именно он имеет гораздо больший педагогический и культурологический потенциал, и потому что педагоги заинтересованы в партнёрстве во имя ребёнка.

В понимании особенностей взаимодействия с многонациональными семьями рассмотрим условия реализации корпоративного взаимодействия ДОО

и семьи:

о

X .0 с; о ¡£

3

о

4

о ^

£ ^ т го

Р

£го

О I-С О. 0.0 о

* о <и X ^ .0 X с; го <и со I-о го о. со

^ со

• Создание предметно-пространственной среды: горница русской избы, казачья изба, юрта и т.д.

• Создание макетов жилищ народов.

• Организация музеев народного быта, народных музыкальных инструментов, предметно-бытовых центров региона.

• Использование в повседневной жизни ребёнка народных сказок, легенд родного края, пословиц, поговорок разных народов.

• Знакомство с произведениями устного народного творчества: прибаутками, потешками, пестушками, колыбельными, частушками, загадками, скороговорками.

• Исторические путешествия в воображаемую страну рода, предков, в историю вещей, историю города, посёлка, села.

• Введение народных сказочных персонажей как носителей этнокультурной информации: тастаракай, домовё-нок Кузя, Петрушка, Баба Яга, Бабушка-загадушка, Василиса-премудрая, маленький мук.

• Использование календарных народных праздников, игр-хороводов.

• Совместное оформление в родительских уголках выставок «Моя семья», «Моя родословная».

При реализации интегрированного этнического взаимодействия важно знакомить детей с культурными жанрами разных народов, например: такмак (танцевальная частушка), узун-кюй (протяжная песня) у башкир; колыбельная, частушка у русских.

Итак, мы представили систему идей, ценностей, принципов, традиций, представлений, норм и правил, которые, взаимодействуя между собой, отражают индивидуальность межнационального

сообщества и семьи. Это относится к внутреннему слою корпоративной культуры. Относительно внешнего слоя можно выделить девиз, гимн, цвет, эмблему и другую атрибутику, являющуюся выражением собственного этнического стиля и имиджа детско-взрослого сообщества.

Таким образом, художественно-эстетическое направление в развитии детей дошкольного возраста в полной мере способствует воспитанию толерантного отношения и взаимопонимания между участниками этническо-социальных, национальных групп. Самым ярким доказательством счастливого детства и будущего подрастающего поколения служат высказывания самих детей. Дети разных национальностей одинаково верят, что они неповторимо индивидуальны, уникальны, чувствуя при этом себя в единстве со своим внутренним «Я», с другими людьми и с миром в целом. Вот некоторые мысли детей:

«Капля воды - это маленькая душа моря»;

«Разноцветные лепестки у цветка -это дети разных народов»;

«Жить вместе - дорожить добром»;

«Я люблю солнце потому, что оно всегда радуется»;

«Моё сердце плачет, когда плачут дети на войне во всём мире».

Недаром говорят: «Устами младенца глаголет истина» В заключение хочется заметить, что новая философия образования на современном этапе развития связана с идеей интеграции взаимодействия и сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи. Изменение позиции и мировоззрения современного педагога носит глобальный характер в решении вопросов, связанных с проблемами терроризма в нашем обществе.

IX

к .го

Библиографический список

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1996. - 494 с.

2. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст]: учеб. пособие / Н.К. Бакланова. - М: МГУКИ, 2003. - 222 с.

3. Галянт, И.Г. Детский фольклор как средство организации жизненного пространства детей на этапе дошкольного детства / И.Г Галянт // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 8. - С. 32-36.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

References

1. Amonashvili Sh.A. Reflections on humane pedagogy. M.: Prosveshchenie, 1996. P. 494. [in Russian].

2. Baklanova N.K. Professional skills of the specialist culture. M.: MGUKI, 2003. P. 222. [in Russian].

3. Galyant,I. G. Children's folklore as a means of organizing life space of children at the stage of early childhood. Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. № 8. P. 32-36 [in Russian].

4. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of October 17, 2013. № 1155. Moscow, "On approval of Federal state educational standard of preschool education" [in Russian].

Сведения об авторе: Галянт Ирина Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, факультет дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: galanti@bk.ru

Information about the authors: Gаlyant Irina Gennadyevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Theory, Methodology and Management of Pre-School Education,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: galanti@bk.ru

УДК 371 ББК 74.04(2Рос)

Д.С. Гордеева, А.В. Савченков

эффективность экономики образования в условиях нарастающего

ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В статье рассматриваются подходы к развитию теории экономики образования в нестабильных экономических условиях. В представленной научно-исследовательской работе анализируется такие смысловые категории как «эффективность образования», «экономические выгоды образования». Влияние экономического кризиса на образовательную сферу безусловно, и требует более детального изучения для выявления направления выхода из него.

Ключевые слова: экономический кризис, образование, экономика образования, эффективность образования, человеческий капитал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D.S. Gordeeva, A.V. Savchenkov

ECONOMIC EFFICIENCY OF EDUCATION IN THE CONTExT OF А GROwING ECONOMIC CRISIS

The article discusses approaches to the development of the theory of Economics of education in an unstable economic environment. In the presented research semantic categories "learning efficiency", "educational management", "economic benefits of education" are analyzed. The impact of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.