Научная статья на тему 'Формирование концепции развития высокотехнологичных отраслей РФ'

Формирование концепции развития высокотехнологичных отраслей РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубникова Е. И.

В работе представлено формирование концепции развития высокотехнологичных отраслей Российской Федерации. В качестве основы выбрана реализация стратегии интероперабельного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF HIGH TECHNOLOGY BRANCHES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the formation of the concept of development of high technology branches of the Russian Federation is presented. In the capacity of basis the realization of the strategy of interoperable market is chosen.

Текст научной работы на тему «Формирование концепции развития высокотехнологичных отраслей РФ»

УДК 338

Е.И. Трубникова*

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ РФ

В работе представлено формирование концепции развития высокотехнологичных отраслей Российской Федерации. В качестве основы выбрана реализация стратегии интероперабельного рынка.

Ключевые слова: интероперабельная стратегия, проприетарная стратегия, стратегически переломный момент.

В связи с неудовлетворительной способностью к конкуренции с иностранными разработками в настоящих условиях отсутствия рыночных механизмов и наличия атрибутов административнокомандной экономики нам видится необходимым создание иного рыночного поля для функционирования высокотехнологичных отраслей промышленности. Поэтому в целях развития ВТП в качестве определяющих составляющих методологических основ институциональных трансформаций нами предлагаются следующие методологические принципы (рис. 1). Среди индикаторов развития ВТП РФ следующие:

— оптимизация структуры экономики РФ, а именно достижение отношения ВТП по величи-

не отгруженных товаров к отгрузке в секторе ДПИ уровня 70 % (на настоящее время данный показатель находится на уровне 30 %);

— увеличение доли высокотехнологичной продукции в экспорте;

— увеличение доли экспорта технологий в общей сумме экспорта;

— достижение вхождения отечественных предприятий в список 20 организаций ВТП по занимаемой доле рынка, а именно преодоление порогового значения 1 % на мировом рынке аналогичных товаров;

— оптимизация структуры торгового баланса РФ в пользу экспорта наукоемкой продукции.

Рис. 1. Формирование концепции развития высокотехнологичной промышленности РФ

* © Трубникова Е.И., 2013

Трубникова Екатерина Ивановна (ei.trubnikova@gmail.com), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Объекты авторского и патентного права зарубежных проприетарных производителей зачастую имеют высокие издержки использования и приобретения, в связи с этим предлагается формирование регулятором рыночного поля исключительно интероперабельных продуктов с применением открытых стандартов. Производители, желающие работать на данном рынке, будут вынуждены использовать стандартизированные характеристики, что создаст возможность отечественным производителям использовать открытые стандарты в своей деятельности с минимальными издержками на приобретение технологических разработок.

Формирование потребностей у потребителей высокотехнологичных товаров дает производителю возможность получения дополнительных источников дохода, при этом значительная его часть переносится с момента реализации товара на будущие периоды пользования товаром, оборудованием. На рынке высокотехнологичных товаров наблюдается практическое отсутствие товаров отечественного производителя и наличие высоких «входных» барьеров, выраженных в высокой стоимости приобретения или разработки технологий. У производителя товаров в настоящее время имеет место прямая мотивация к интеграции промышленного производства и производства услуг, инициированных покупкой оборудования. Наблюдается монополизация рынка производителями-проприетариями, создание цепочек производитель товара — производитель услуги — производитель контента, что ограничивает как потребителя в своем выборе, так и иных производителей в возможности применения мер конкурентной борьбы. В связи с этим отечественный производитель ограничен возможностью вступления не только на рынок производителя товаров, но и на рынок обслуживания и эксплуатации оборудования. Производи-тель-проприетарий при производстве высокотехнологичных товаров склонен к выбору стратегии максимизации потока ренты от того или иного вида деятельности. При этом он может получать как технологическую ренту от характеристик своего товара, так и ренту от монополизации данного сегмента рынка.

Производитель-проприетарий может осуществлять техническое обслуживание оборудования или использовать при реализации и обслуживании услуги авторизованных дилеров. При этом предполагается сохранение гарантий на оборудование только в случае его обслуживания у авторизованных дилеров. Производитель получает дополнительный доход в виде ренты от авторизованных дилеров и выпуска составных и запасных частей оборудования.

Производитель может распределить свой доход во времени: например, он переносит часть дохода от реализации оборудования на период от

момента продажи до момента ликвидации оборудования, принимая косвенное участие в распределении ренты от использования оборудования в виде контрактов с производителями услуг, инициированных оборудованием. Рента может быть подкреплена контрактными отношениями по лоббированию конкретного производителя, либо он принимает активное участие в распределение ренты от использования оборудования как производитель авторизованных услуг. В данном случае наблюдается снижение значения функции общественного благосостояния в силу рентоориентированного характера таких решений; благосостояние общества также снижается ввиду рекурсии контроля Производитель, придерживающийся проприетарной траектории, нередко прибегает к нерыночным механизмам «ценового диктата» как в отношении потребителей товара и, следовательно, инициированной услуги, так и в отношении авторизованных производителей услуг, снимая с них своеобразную ренту за допуск или авторизацию. Высокотехнологичные промышленные товары про-изводителя-проприетария имеют высокие издержки переключения в силу невозможности или малой вероятности приобретения услуг неавторизованных поставщиков.

Отметим еще раз, что в отсутствие собственных разработок у отечественного производителя он априори не может выбрать проприетарную модель поведения либо, выбирая такую модель, будет вынужден нести завышенные производственные издержки и, как следствие, или не иметь возможности конкурировать, или прибегать для этого к протекционистским методам (как в случае с ГЛОНАСС) и методам нечестной конкуренции. Высокая монопольная норма прибыли, а соответственно, и налогооблагаемая база, и источник инвестиций для новых исследований формируются за пределами РФ. Следовательно, мы не можем рассчитывать на формирование в пределах РФ закрывающей или несущей технологии нового технологического уклада. В итоге, продолжая укреплять трансферт западных инноваций и не имея собственных разработок, мы лишаем отечественного производителя возможности лидирования и формирования рынков в иных технологических условиях. При преобладании на рынке зарубежного производителя вероятность появления конкурентоспособного отечественного товара крайне низка. Необходима кардинальная трансформация институциональных норм регулирования данного рынка. При институциональном закреплении концепции развития высокотехнологичной промышленности, предполагающей функционирование на рынке высокотехнологичного оборудования и услуг исключительно производителей, чья продукция отвечает требованиям совместимости, интероперабельности и свободы модификации, регу-

лятором деятельности будет сформировано иное правовое и рыночное поле с минимизаций получения технологической ренты западными производителями. Тогда производитель будет вынужден отказаться от цели максимизации дохода при продаже или обслуживании изделия лишь правом технологической ренты. Он будет действовать в условиях оптимизации дохода от продажи именно оборудования, конкурируя по ценам с иными, в том числе и отечественными, производителями. Более того, вопрос участия в процессе предоставления услуг или отказа от него будет решаться методом оптимизации при условиях конкурентного взаимодействия. Конкурировать же на рынке услуг, инициированных товаром, производитель сможет, предлагая потребителю комплексное, пакетное производство оборудования с лучшими характеристиками.

Институциональные трансформации, согласно предлагаемой концепции, проприетарного рынка в интероперабельное русло вынудит производителя к применению унифицированных стандартов и допустит иных производителей к оказанию услуг, инициированных оборудованием. Основное преимущество, которое получит экономика РФ от такого рода трансформации, — возможность использования, модификации и видоизменения товаров и технологий без наличия высоких издержек приобретения. Потребитель же сможет использовать оборудование для потребления услуг на рынках и в условиях, не оговоренных производителем, при этом самостоятельно определять поставщика данных услуг, а также функции, которые он будет устанавливать на приобретенное оборудование. Вследствие формирования интероперабельного рынка на территории РФ производитель высокотехнологического оборудования, разумеется, не лишен права повысить ренту от изобретения в силу увеличения доли рынка или стандартизации характеристик своего товара. Рамки интероперабельного рынка снизят возможность распределения технологической ренты. В итоге отечественная промышленность будет иметь возможность работать по открытым унифицированным комплементарным стандартам, пролоббированным не сторонними проприетариями, а регулятором РФ. В данном случае отечественный производитель сможет отказаться от заведомо невыгодных, навязанных извне условий существования в рамках технологической ренты зарубежных компаний и сформировать собственный рынок с условиями, активизирующими инновационную активность (пусть на начальном этапе в большей степени ми-тационную) у отечественных производств.

Институциональное воздействие на высокотехнологичные отрасли промышленности предлагается осуществлять по следующим направлениям: политическое, правовое, инфокоммуникационное

и финансовое. Характеристика направлений приведена в таблице.

Реализация программы развития сопряжена с определенными рисками, возникновение который: приведет к снижению показателей развития отраслей. Возможно возникновение следующих видов рисков:

— инфраструктурные риски: реализация программы может быть затруднена в связи с отсутствием или малым количеством предприятий, работающих в данной отрасли. Возникновение или перепрофилирование предприятий может быть первоначально затруднено в связи с низким уровнем предпринимательской уверенности в сфере обрабатытающих производств;

— недостаточный уровень финансирования на-учныгх исследований: в связи с имеющей место в настоящее время сильной зависимостью предприятий высокотехнологичного сектора от финансирования со стороны регулятора возможно возникновение различных барьеров в получении финансирования рышочными методами;

— законодательные риски: имеющее место несовершенство отечественного законодательства в сфере высокотехнологичных производств, отсутствие правовых и судебныж прецедентов, а также апробированныгх механизмов формирования и эффективной реализации программ развития, затрагивающих сферу интеллектуального права;

— кадровые риски: отсутствие или недостаточное количество квалифицированныж кадров рассматриваемой предметной области может затруднить генерацию технологических разработок в пределах РФ;

— макроэкономические риски: снижение темпов роста экономики, высокий уровень инфляции и инфляционных ожиданий, неудовлетворительные условия конъюнктуры на мировом рыш-ке могут иметь отрицательное воздействие на реализацию предлагаемых мероприятий;

— глобальные риски: предлагаемая программа в своей основе имеет долгосрочные аналитические прогнозы по развитию высокотехнологичных секторов экономики, в связи с чем отклонения фактических результатов от данных прогнозов может иметь негативное влияние на реализацию программы.

Предлагаемая программа предусматривает реализацию мероприятий в течение трех основных этапов: подготовительного, формального и трансформационного.

На подготовительном этапе необходимо осуществить разграничение общественных и субъективных интересов, а также провести анализ существующих институтов в соответствии с данныш разграничением. Формационный этап предполагает определение целей, целевыж индикаторов, альтернатив преобразований, а также направлений бюджетных и иных ассигнований.

Таблица

Характеристика направлений преобразований в рамках программы развития высокотехнологичных

и наукоемких отраслей промышленности РФ

Направление преобразований Содержание

Политическое Разработка государственной политики в области развития ВТП

Правовое - Законодательное закрепление технологических особенностей внутреннего рынка ВТП - Создание системы законодательных актов в высокотехнологичных отраслях, обеспечивающей интероперабельный рынок на территории РФ, - Преобразование государственных программ, формирующих рентоориентированное поведение у распределителей ресурсов - Разработка эффективного интеллектуального законодательства в пределах РФ

Инфокомму- никационное - Утверждение положительного образа открытых стандартов и технологий и поддержание данного образа в международных взаимоотношениях - Формирование системы взаимосвязей между вузами и производствами с минимальных регулированием государственных административных структур и налоговыми преференциями

Финансовое - Проведение мероприятий по повышению общественного статуса работника системы образования, созданию системы материального и морального стимулирования научно- педагогических кадров - Создание системы налоговых льгот и преференций для предприятий ВТП (при минимизации субъективного участия при определении предприятий подлежащих финансовой поддержке) - Формирование системы кредитования для предприятий ВТ (при минимизации субъективного участия при определении предприятий подлежащих финансовой поддержке) - Преобразование системы бюджетных ассигнований на науку и образование в виде поддержки только востребованных рынком производств - Разработка государственной системы поддержки инновационной деятельности в малом и среднем бизнесе вне принадлежности к определенным регионам

Непосредственную реализацию институциональных преобразований следует осуществлять на третьем — трансформационном — этапе.

При этом данная система институциональных трансформаций должна находиться под перманентным мониторингом на наличие стратегически переломного момента, чтобы обеспечивать оперативное внесение корректив на каждом из этапов.

Необходимо понимать, что в зависимости от направлений институционального воздействия возможны различные сценарии развития высокотехнологичных отраслей промышленности РФ.

Существующее состояние высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности, а также место отечественных производителей на рынке высокотехнологичных товаров предопределили необходимость разработки альтернативных подходов к формированию и развитию отраслей с высокой долей научной составляющей. Только

развитие высокотехнологичных производств позволит России отказаться от ресурсозависимой модели развития экономики, «отвоевать» сегменты мирового рынка и достичь цели увеличения уровня жизни населения. Имеющие место затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в существующих условиях рентоориентированной экономики и прохождения процедур рекурсивного контроля приводят к формализму при реализации и разработке программ инновационного развития страны, вследствие чего наблюдается низкий уровень эффективности затрат на НИОКР и инновации в высокотехнологичных отраслях промышленности.

Развитие промышленного сектора экономики возможно только при институциональных преобразованиях отрасли, при коренной трансформации существующих институтов, в рамках которых вынуждены функционировать как промыш-

ленные предприятия, так и потребители товаров промышленного сектора. Без институциональных преобразований невозможно ожидать инновационного прорыва и изменения существующих принципов производства.

Ситуация стратегически переломного момента в развитии отраслей высокотехнологичного сектора требует изменения вектора направленности как в разработке институциональныгх норм, так и в коренной перестройке системы подготовки кадров. Неэффективность исследовательского сегмента экономики выступает отрицательныш фактором имеющей место рецессии и стагнации многих отраслей, завязанных на инновации и их коммерциализацию. Роль инновационного производства, производства высокотехнологичных товаров в современных условиях очень высока и только двигаясь в направлении формирования «благопроизводительных», а не рентоориентированных отраслей и предприятий, мы сможем преодолеть имеющийся разрыв в развитии, только при равномерном и прогрессивном развитии регионов и формировании «нормальных» условий ведения

бизнеса возможно сократить разрыв в уровнях производства и инновационности отечественной и развитыгх экономик.

Библиографический список

1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития / Центр. экон.-мат. ин-т РАН. М.: Наука, 2007. 583 с.

2. Индикаторы инновационной деятельности: 2012: стат. сб. М.: Высшая школа экономики, 2012. 472 с.

3. Прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 г. с учетом мировых тенденций. М.: Институт экономических стратегий, 2006.

4. Трубникова Е.И. Методология анализа институционального воздействия на экономическое развитие общества // Terra Economicus (Экономический Вестник Ростовского государственного университета). 2008. № 2 . Т. 7, ч. 3. С. 36-41.

5. Трубникова Е.И. Рекурсивный контроль и его влияние на величину издержек предприятия // Экономические науки. 2009. № 12. С. 432-437.

6. Grove A. Only the Paranoid Survive // Doubleday. 1996. P. 208.

E.I. Trubnikova*

THE FORMATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF HIGH TECHNOLOGY

BRANCHES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the formation of the concept of development of high technology branches of the Russian Federation is presented. In the capacity of basis the realization of the strategy of interoperable market is chosen.

Key words, interoperable strategy, proprietary strategy, strategically crucial point.

* Trubnikova Ekaterina Ivanovna (ei.trubnikova@gmail.com), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.