Научная статья на тему 'Формирование конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях'

Формирование конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2315
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / МЕЖДУ ЛЮДЬМИ / СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ / ГОСУДАРСТВАМИ / ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / УСВОЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / THE CONFLICT BETWEEN INDIVIDUALS / GROUPS / STATES / INTERNAL CONTRADICTIONS / FORMATION / THE CONSTRUCTIVE METHODS OF RESPONSE / CONFLICT SITUATIONS / EMOTIONAL STABILITY / SELFREGULATION / THE ACQUISITION OF SOCIAL NORMS OF BEHAVIOR / MODEL OF FORMATION / ROLE GAMES / INTERACTIVE PSYCHOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плехова В. В.

Рассмотрение основных понятий и формирования конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях, результаты исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CONSTRUCTIVE RESPONSES IN CONFLICT SITUATIONS

The Review of the basic concepts and forming constructive ways to respond to conflict situations, the results of research

Текст научной работы на тему «Формирование конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях»

УДК 378 ББК 74.58

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В

КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

В. В. ПЛЕХОВА, Челябинский юридический колледж, г. Челябинск Научный руководитель - Иванова Л.В.

Аннотация

Рассмотрение основных понятий и формирования конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях, результаты исследования

Ключевые слова: Конфликт, между людьми, социальными группами, государствами, внутренние противоречия, формирование, конструктивных способов реагирования, конфликтные ситуации, эмоциональная устойчивость, саморегуляция, усвоение социальных норм поведения, модель формирования, ролевые игры, интерактивное психологическое просвещение.

Конфликт - чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни - между людьми, социальными группами, классами, государствами [5].

Переходя из детского мира во взрослый, подросток и юноша не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Немаловажным фактором в формировании конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях подростков, является их эмоциональная устойчивость. В.И. Долгова определяет эмоциональную устойчивость как результат эмоциональной саморегуляции деятельности и системное качество личности [2]. Процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Понимание процесса усвоения социальных норм, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами, как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, способов реагирования в конфликтных ситуациях необходимых для их успешной реализации [4].

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях

Объект исследования: способы реагирования в конфликтных ситуациях

Предмет исследования: формирование конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях

Гипотеза исследования: способы реагирования в конфликтных ситуациях могут измениться в сторону конструктивных, если в формирующей программе будут использованы методы ролевой игры и интерактивное психологическое просвещение.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить психологические детерминанты выбора способов реагирования в конфликтных ситуациях

3. Разработать модель формирования конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях

4. Обосновать методы и методики экспериментального исследования конфликтного поведения

5. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты экспериментального исследования.

6. Составить программу формирования конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях

7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования формирования конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях

8. Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях

Этапы исследования:

1. Поисковый - выявление проблемы, изучение потребностей образовательного учреждения в психолого-педагогическом сопровождении, анализ психолого-педагогической литературы, постановка целей и задач исследования.

2. Теоретико-аналитический - определение конфликта и конфликтного поведения в психолого-педагогической литературе, выявление психологических детерминант выбора способов реагирования в конфликтных ситуациях, составление психолого-педагогической модели формирования конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях.

3. Экспериментальный - организация исследования способов реагирования в конфликтных ситуациях подростков, разработать и реализовать программу формирования конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях, анализ и интерпретация результатов исследования способов реагирования в конфликтных ситуациях, психолого-педагогические рекомендации по обучению способам реагирования в конфликте.

4. Обобщающий - обобщение результатов экспериментального исследования.

Методы исследования:

- теоретические - анализ литературы, синтез, обобщение, схематизация, моделирование;

- эмпирические - формирующий эксперимент, тестирование по методикам - тест "Конфликтная ли вы личность?", адаптирована Н.В. Гришиной, тест "Стиль конфликтного поведения", тест "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации";

- статистические методы - критерий Вилкоксона (Т-критерий).

База исследования: факультет психологии, Челябинский государственный педагогический университет студенты в количестве 27 человек.

Анализ проблемы привел нас к обобщению основных точек зрения на конфликт и конфликтное поведение, в современной психолого-педагогической литературе (табл. 1).

Таблица 1

Основные подходы к понятию конфликт и конфликтное поведение_

Автор Определение

Аллахвердян А.Г. Конфликт продуктивный (конструктивный) - конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности [цит. по 3].

Гидденс Э. Конфликт - реальная борьба между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон [цит. по 40, С39].

Волков Б.С. Конфликтное поведение-результат внутренних и внешних противоречии между обществом, микросредой и самим человеком, между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками, убеждениями, т.е. к.п. выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды [цит. по 40].

Гришина Н.В. Конфликт (от лат. сопШйш - столкновение) - в широком смысле направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон. Философская традиция рассматривает К. как частный случай противоречия, его предельное обострение. Понятие "К." включает в себя широкий спектр разноуровневых явлений, традиционно различаемых на основании сторон К. В социальных науках социальный К. - это процесс или ситуация, в которой одна из сторон находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противостоящие собственным [14, С.25].

Илийчук В.И Конфликтность- переменная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом [31, С.18].

Карпенко Л.А. Конфликт [лат. сопШСш- столкновение] - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах. [цит. по 15].

Косер Л. Конфликт - борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников [цит. по 40, С.41].

Леонов Н.И. Конфликт - наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу [цит. по 7].

Майерс Д. Конфликт [от лат. сопШс1;ш - столкновение] - столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия. По сути дела, это взаимодействие людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы [цит. по 45].

Петровская Л.А. Конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий "а также, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями [54, С.65].

Радугин А.А. Конфликтное поведение - характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов [цит. по 56].

Славина Л.С. Конфликтное поведение- действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение целей противостоящей стороны, ее намерений или интересов [цит. по 57].

Творогова Конфликт - система противодействующих тенденций в поведении

Н.Д.

человека, приобретающая патологический характер. В психоаналитических и психодинамических теориях рассматриваются конфликты актуальные, первичные, ядерные [цит. по 36].

В нашем исследовании в качестве рабочих определений взяты понятия конфликта и конфликтного поведения, определенные Е.П. Ильина, они в большей мере приближены к особенностям юношеского возраста в них учитываются эмоциональное состояние человека находящегося в конфликте, результат внутренних и внешних противоречии между обществом, микросредой и самим человеком, между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками, что является основными проблемами в студенческом возрасте.

Проанализированный нами тест "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации" показал:

количество &и испытуемых в °о

□высоый уровень ■средний уровень □ншкмн уровень

1 7. Ч 4 ">

Стили конфликтного поведения

Рис. 1. Распределение стратегий собственного поведения в конфликтной ситуации по тесту "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации" на констатирующем этапе эксперимента

Условные обозначения: 1 .Жесткий тип решения конфликтов

2.Демократический стиль

3. Компромиссный стиль

4.Уход

5.Мягкий стиль решения конфликтов

Как видно из рис. 1, что высокий уровень стратегии "жесткий тип решения конфликтов и споров" выявлен у 27% (3 человека) испытуемых, так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характеризуют высокий уровень стратегии "жесткий тип решения конфликтов и споров", таким людям свойственно до последнего стоять на своем, защищать свою позицию, они всегда, во что бы то ни стало, стремятся выиграть и считают, что правы всегда и во всем. Средний уровень - у 23% (3 человека) испытуемых, так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характерны для среднего уровня стратегии "жесткий тип решения конфликтов и споров", это говорит о том, что у данных испытуемых желание оказаться всегда правым в конфликтной ситуации несколько ниже, чем у подростков с высоким уровнем стратегии "жесткий тип решения конфликтов и споров", но все же повышенное стремление доказать правоту своей позиции в ситуации конфликта имеет место быть. Низкий уровень стратегии "жесткий тип решения конфликтов и споров" выявлен у 50% (7 человек) испытуемых, так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характерны для низкого уровня стратегии "жесткий тип решения конфликтов и споров",

свидетельствует о незначительном стремлении яростно отстаивать свою точку зрения в конфликтной ситуации.

По стратегии "демократичный стиль решения конфликтов и споров" высокий уровень показателей выявлен у 12% (2 человека) испытуемых, так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характерны для высокого уровня стратегии "демократичный стиль решения конфликтов и споров", это говорит о том, что данные испытуемые придерживаются позиции, что всегда можно договориться, в конфликтной ситуации они стараются найти альтернативу, которая удовлетворит потребности обеих сторон. Средний уровень показателей выявлен у 76% (9 человек) испытуемых, так как они дали такие ответы на вопросы теста, которые характерны для среднего уровня стратегии "демократичный стиль решения конфликтов и споров", данные испытуемые по возможности стараются искать альтернативу в ситуациях конфликта. Низкий уровень - у 12% (2 человека) испытуемых, так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характерны для низкого уровня стратегии "демократичный стиль решения конфликтов и споров", таким подросткам очень сложно искать альтернативное решение в сложившейся ситуации конфликта.

По стратегии "компромисс" высокий уровень показателей выявлен у 40% (5 человек) испытуемых, так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характерны для высокого уровня стратегии "компромисс", сторонники данной стратегии обычно сразу согласны на компромиссное решение в конфликтной ситуации. Средний уровень - у 53% (7 человек), так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характерны для среднего уровня стратегии "компромисс", данным испытуемым не всегда легко принять решение пойти на компромисс в конфликте. Низкий уровень показали 7% (1 человек) испытуемых, так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характерны для низкого уровня стратегии "компромисс", что свидетельствует о проблемах, возникающих при принятии компромиссного решения, у данного числа испытуемых.

По стратегии "уход" 12% (2 человека) испытуемых показали высокий уровень, так как на вопросы теста они не дали таких ответов, которые характерны для высокого уровня стратегии "уход", таким подросткам присуще умение не доводить конфликт до открытого столкновения. У 30% (4 человека) испытуемых выявлен средний уровень показателей, так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характерны для среднего уровня стратегии "уход", эти испытуемые чаще всего стараются не обострять ситуацию конфликта. Низкий уровень показали 58% (7 человек) испытуемых, так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характерны для низкого уровня стратегии "уход", этот факт подтверждает то, что данные подростки только иногда могут прибегать к стратегии " ухода" в конфликтной ситуации.

По стратегии "мягкий стиль решения конфликтов и споров" у 12% (2 человека) испытуемых был выявлен высокий уровень показателей, так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характерны для высокого уровня стратегии "мягкий стиль решения конфликтов и споров", что указывает на полную готовность испытуемых отказаться от своей точки зрения в пользу противника. У 45% (6 человек) - средний уровень, так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характерны для среднего уровня стратегии "мягкий стиль решения конфликтов и споров", и это говорит о том, что подростки зачастую в конфликтной ситуации занимают сторону противника. Низкий уровень был выявлен у 43% (5 человек) испытуемых, так как на вопросы теста они дали такие ответы, которые характерны для низкого уровня стратегии "мягкий стиль решения конфликтов и споров", данные подростки менее склонны к принятию чужой точки зрения в ситуации конфликта.

Работа по профилактике и преодолению конфликтного поведения, на наш взгляд должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной конфликтности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов конфликтности, с ориентацией на ее возрастные и половые "пики" и индивидуальные "зоны уязвимости" для каждого.

Список литературы

1. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология/ Н.Ф. Вишнякова - Минск: Университетское, 2002. - 318 с.

2. Долгова, В.И. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов (научно-методические рекомендации) / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. - Челябинск: АТОКСО, 2010. -103 с.

3. Долгова, В.И., Шумакова, О.А. Инновационная культура будущего педагога: проблемы формирования и развития: монография/В.И. Долгова, О. А. Шумакова. -М.: КДУ, 2009.- 140с

4. Иванова, Л.В. Развитие творческой активности как предпосылки успешной социализации студентов //Вестник ЧГПУ. - 2013. - № 12.

5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

THE FORMATION OF CONSTRUCTIVE RESPONSES IN CONFLICT SITUATIONS

Abstract

The Review of the basic concepts and forming constructive ways to respond to conflict situations, the results of research

Keywords: the Conflict between individuals, groups, States, internal contradictions, the formation, the constructive methods of response, conflict situations, emotional stability, self-regulation, the acquisition of social norms of behavior, the model of formation, role games, interactive psychological education.

References

1. Vishnyakova, NF Conflictology/ NF Vishnyakova - Minsk: University, 2002 - 318с.

2. Dolgov, V. Psychological and pedagogical correction of anxiety as a factor of emotional stability students-psychologists (scientifically-methodical recommendations) / V. Dolgova, O.A. Shumakova. - Chelyabinsk: АТОКСО, 2010. -103с.

3. Dolgov, V., Shumakova, O.A. Innovative culture of a future teacher: problems of formation and development : monograph/V. Dolgova, O.A. Shumakova. -M: KDU, 2009.-140с.

4. Ivanov, L.V. Development of creative activity as a prerequisite for successful socialization of students //Vestnik CHGPU. - No. 12 - С.68 - 75

6. Ilyin, HE. Emotions and feelings / HE. Ilyin. - SPb.: Peter, 2001. - 752 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.