Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности предприятия: логистический подход'

Формирование конкурентоспособности предприятия: логистический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1637
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Елена Ивановна

На основе логистического подхода построена система формирования конкурентоспособности предприятия применительно к промышленности, произведено функциональное и объектное структурирование данной системы, наполнение ее компонентов типовым содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMING OF BUSINESS COMPETITIVENESS: LOGISTICS

Based on the logistics approach the system of forming of business competitiveness in conforming with industry was built, the functional and objective structure of this system, fill in of its components by typical content was carried out.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности предприятия: логистический подход»

УДК 65.012.3 (075.8)

Е.И. КОЗЛОВА

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

На основе логистического подхода построена система формирования конкурентоспособности предприятия применительно к промышленности, произведено функциональное и объектное структурирование данной системы, наполнение ее компонентов типовым содержанием.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, система формирования конкурентоспособности предприятия, логистика, логистическая концепция, конкурентные преимущества.

Введение. Актуальность проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в современных российских условиях не вызывает сомнений. Для достижения максимального эффекта к решению проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия следует подходить комплексно и системно, что наиболее полно реализуется на основе принципа системного подхода. Постоянное ужесточение конкуренции на товарных рынках, применение все новых приемов и методов конкурентной борьбы диктуют необходимость использования принципов логистического подхода в процессе обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Логистика позволяет значительно сократить период времени между закупками сырья и материалов и реализацией готового продукта потребителю, обеспечивает существенное сокращение материальных запасов, ускорение и повышение качества информационного потока, поднимает уровень сервиса на предприятии. Достигается все это оптимизацией и рационализацией экономических потоков предприятия на основе сквозного управления потоками, выделения единой функции управления прежде разрозненными экономическими потоками.

Следует подчеркнуть, что в современной экономической литературе используются неоднозначные подходы к определению объекта управления логистики. При этом превалирует подход, рассматривающий в качестве объекта логистического управления материальные и связанные с ними информационные потоки. В то же время как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе можно встретить более широкий подход к выделению объекта логистического управления, в рамках которого к логистике относят управление людскими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Расширение области при-

менения логистики, т.е. ее распространение на все разнообразие экономических потоков, получило название «логистической диверсификации». В данной работе логистика рассматривается с позиции широкой ее трактовки.

Применение логистического подхода при формировании конкурентоспособности предприятия высоко востребовано современной российской практикой, в то же время является наименее изученным аспектом в теории конкурентоспособности. В связи с этим в представленной работе основное внимание уделяется именно логистической составляющей обеспечения конкурентоспособности фирмы.

Задача состояла в определении места и роли логистики в системе обеспечения конкурентоспособности предприятия, построении системы формирования конкурентоспособности предприятия (СФКП) на основе логистического подхода. Вопросы обеспечения конкурентоспособности предприятия рассмотрены применительно к предприятиям промышленности.

Метод решения. Рассмотрим внутреннюю структуру СФКП с позиции функционального и объектного структурирования. На рис.1 показана структура СФКП на верхнем уровне детализации.

Внешняя среда

провождения

1.2. Функциональная подсистема управления

1.3. Целевая подсистема

1.4. Организационно-структурная подсистема

1.5. Информационно-технологическая подсистема

2.2. Конструкторская подготовка производства

2.3. Технологическая подготовка производства

2.4. Материально-техническое обеспечение

2.5. Производство

2.6. Сбыт

2.7. Сервис

2.8. Утилизация

Рис.1. Структура системы формирования конкурентоспособности предприятия

Представим наполнение типовым содержанием ключевых компонент СФКП с учетом специфики предприятий промышленности. Управляемая подсистема. Конкурентоспособность предприятия определяется прежде всего конкурентоспособностью его товаров, поэтому построение управляемой подсистемы выполнено на основе жизненного цикла продукции. Функциональные блоки управляемой подсистемы СФКП: научные исследования и разработки, конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, материально-техническое обеспечение, производство, сбыт, сервис, утилизация. Выделенные функциональные блоки отражают соответствующие направления деятельности предприятия.

С позиции объектного структурирования управляемая подсистема представлена совокупностью объекта управления производственной системы предприятия и управляемого субъекта на предприятии. К ней относятся службы материально-технического, кадрового, финансового и информационного обеспечения предприятия, службы НИОКР, технической подготовки производства, производственные подразделения, вспомогательное производство (ремонт-но-механи-ческие, инструментальные цеха и участки, энергоцех, котельная и др.), обслуживающее производство (складское и транспортное хозяйство), побочное производство (участок тары), службы сервисного обслуживания и др.

Управляющая подсистема включает пять функциональных подсистем: подсистема научного сопровождения, функциональная подсистема управления, целевая подсистема, организационно-струк-турная подсистема, информационно-технологическая подсистема.

Подсистема научного сопровождения. Научная обоснованность управленческих решений, принимаемых в процессе обеспечения конкурентоспособности предприятия, во многом определяется количеством и глубиной используемых принципов и научных подходов. К компонентам данной подсистемы относятся основные экономические законы функционирования рыночных отношений, законы организации, научные подходы к управлению, специфические принципы управления предприятием, совокупность методов и принципов формирования корпоративной культуры, методов управления: методы анализа, прогнозирования, управления персоналом, управления качеством, методы организации процессов и пр.

Функциональная подсистема управления реализует общие и конкретные функции управления управляющего субъекта СФКП. К общим функциям управления, реализуемым сквозь призму задач формирования конкурентоспособности предприятия, относятся: планирование и прогнозирование; организация, учет и отчетность, контроль, регулирование, анализ. Связь управляющего субъекта СФКП с управляемой подсистемой реализуется на основе конкретных функций управления в рамках функциональных зон предприятия: производство, маркетинг, финансы, персонал, НИОКР и др.

Целевая подсистема СФКП является открытой целенаправленной системой, общая цель которой «формирование конкурентоспособности предприятия». Эта цель реализуется созданием и практическим использованием конкурентных преимуществ. Данная подсистема имеет иерархическую структуру, что обусловлено иерархичностью в целом управляющей подсистемы. При формировании целевой подсистемы необходимо учитывать взаимодействие СФКП с внешней средой, поскольку компоненты среды могут выступать источниками создания конкурентных преимуществ предприятия. Следовательно, на предприятии должен быть налажен механизм устойчивого взаимодействия с внешней средой, который стимулировал бы субъекты среды к созданию конкурентных преимуществ предприятия.

Организационно-структурная подсистема включает построение производственно-технологической структуры предприятия и организационной структуры управления, в максимальной степени приспособленных к решению проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Информационно-технологическая подсистема - технологический блок управления, представленный информационным обеспечением, совокупностью приспособленных к потребностям предприятия экономико-математических моделей, программным и техническим обеспечением. Данная подсистема базируется на применении современных информационных технологий и средств коммуникации.

С позиции объектного структурирования управляющая подсистема СФКП представлена субъектом управления предприятием, а точнее - управляющим субъектом предприятия. Предприятие в целом рассматривается как совокупность субъекта и объекта управления. Субъект управления в свою очередь включает управляющий субъект и управляемый субъект. Следовательно, в системе формирования конкурентоспособности предприятия управляющие воздействия со

стороны управляющего субъекта предприятия направлены на управляемый субъект и объект управления, представленный производственной системой предприятия. Таким образом, управляющая подсистема СФКП включает высший менеджмент предприятия, а также руководящий состав функциональных подразделений организационной структуры управления предприятием, цехов и участков предприятия.

Подсистема маркетинга рассматривается как центральная подсистема СФКП, призванная обеспечить единую целевую направленность функционирования всех других подсистем - ориентацию на конечного потребителя. Выделение маркетинга в самостоятельную подсистему уже на верхнем уровне детализации подчеркивает его значимость в процессе формирования конкурентоспособности предприятия и опирается на рассмотрение маркетинга не только как одной из важнейших функций управления, но и как концепции управления (философии бизнеса).

С позиции функционального структурирования подсистема маркетинга включает следующие агрегированные компоненты: маркетинговые исследования, разработку комплекса маркетинга, маркетинг-менеджмент. Объектно в СФКП подсистема маркетинга представлена маркетинговой службой предприятия.

Логистическая подсистема. Выделение этой подсистемы обусловлено объективной необходимостью формирования конкурентоспособности предприятия с использованием логистических принципов и подходов. Логистическая подсистема представляет собой совокупность взаимодействующих подразделений фирмы, обеспечивающих движение экономических потоков в соответствии с логистическими целями фирмы. Логистическая подсистема рассматривается нами как центральная подсистема СФКП, поскольку логистика так же, как и маркетинг, из функции управления предприятием постепенно превращается в концепцию управления. Логистическая концепция основывается на управлении потоковыми процессами и состоит в оптимизации и рационализации экономических потоков предприятия. Управление предприятием на основе логистической концепции предполагает прямое или косвенное участие всех подразделений и служб в реализации логистических функций. Это и предопределяет центральный всеобъемлющий характер логистической подсистемы СФКП, придает единую целевую направленность функционированию других компонентов данной системы - постоянный поиск новых возможно-

стей рациональной организации экономических потоков предприятия.

С точки зрения функционального структурирования логистическая подсистема включает три компонента: закупочную, производственную и распределительную подсистемы (рис.2).

Рис.2. Структура логистической подсистемы системы формирования конкурентоспособности предприятия с позиции функционального структурирования

Закупочная подсистема осуществляет логистическую организацию материально-технического обеспечения производства. Производственная подсистема обеспечивает логистическую организацию движения материальных ресурсов в процессе производства. Распределительная подсистема отвечает за логистическую организацию сбыта готовой продукции. При этом закупочная и распределительная подсистемы непосредственно контактируют с компонентами внешней среды СФКП. Производственная подсистема имеет внутреннюю направленность и связана с внешним окружением лишь косвенно.

При рассмотрении логистики в СФКП с позиции функции управления объектное структурирование логистической подсистемы позволяет выделить следующие компоненты: службы материальнотехнического обеспечения предприятия, НИОКР, производственные подразделения, службы сбыта продукции, подразделения логистического сервиса, транспортное и складское хозяйства предприятия.

ЛОГИСТИКА

КАК КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Именно эти подразделения напрямую занимаются выполнением логистических функций фирмы.

Следует подчеркнуть, что обособление логистической подсистемы в самостоятельный компонент СФКП уже на верхнем уровне детализации этой системы и придание ей статуса центральной подсистемы обусловлено высокой значимостью логистики в процессе обеспечения конкурентоспособности фирмы.

Потенциал логистики в создании конкурентных преимуществ предприятия достаточно высок и в большей части сегодня не востребован отечественными предприятиями в силу того, что логистика является относительно новым научным и практическим направлением в экономике. Начало ее широкого использования относят к 60-70-м годам прошлого столетия и связывают с достижениями в области коммуникационных технологий, предоставивших возможность осуществления сквозного мониторинга всех этапов движения материальных потоков, в ходе которого были выявлены огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш от использования принципов логистики в экономике способствовал стремительному развитию и логистики как научной дисциплины, и практического инструментария.

На основе логистического подхода к управлению конкурентоспособностью формируются новые источники конкурентных преимуществ предприятия, базирующиеся, во-первых, на низких издержках; во-вторых, на уникальности, высоком качестве продукции и системы менеджмента предприятия. Создание конкурентных преимуществ посредством обеспечения издержек производства и реализации продукции ниже среднеотраслевых возможно на основе снижения логистических издержек, информационных и материальных затрат посредством совершенствования нормирования материальных ресурсов, поиска более дешевых взаимозаменяемых материалов и т.п. Ко второй группе источников конкурентных преимуществ можно отнести создание уникальных логистических цепей и каналов (в том числе на основе «исключительного дилерства»), высокое качество потребляемых экономических ресурсов, создание ресурса взаимоотношений с поставщиками, посредниками и потребителями на основе предоставления друг другу различных льгот и т.п.

Формирование конкурентных преимуществ предприятия на основе логистических источников обеспечивает ему прочные позиции

на рынке и позволяет повысить уровень конкурентоспособности как предприятия в целом, так и его товаров.

Заключение. В современных условиях конкуренция на товарных рынках постоянно усиливается и приобретает все новые формы, заставляя фирмы приспосабливаться к динамично меняющимся условиям конкуренции. В этой ситуации в выигрыше остаются те предприятия, которые постоянно находятся в поиске новых конкурентных преимуществ, способов и приемов конкурентного поведения на рынке. Логистика же предоставляет широкий арсенал еще не освоенных средств для обеспечения выигрыша в конкурентной борьбе на товарных рынках. Решение задачи формирования конкурентоспособности предприятия с учетом более полного использования потенциала логистики позволит повысить эффективность деятельности предприятия и его рыночную устойчивость. Обеспечение конкурентоспособности с применением построенной модели системы формирования конкурентоспособности предприятия позволит придать данному процессу комплексный и системный характер, в максимальной степени использовать преимущества маркетингового и логистического подходов.

Материал поступил в редакцию 17.12.07.

X.I. KOZLOVA

THE FORMING OF BUSINESS COMPETITIVENESS: LOGISTICS

Based on the logistics approach the system of forming of business competitiveness in conforming with industry was built, the functional and objective structure of this system, fill in of its components by typical content was carried out.

КОЗЛОВА Елена Ивановна, аспирант кафедры «Инженерная экономика и маркетинг», старший преподаватель кафедры «Экономика» ДГТУ. Окончила Донской государственный технический университет (1999).

Область научных интересов: стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе логистической концепции. Имеет семь публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.