Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности будущих экономистов средствами проектной технологии'

Формирование конкурентоспособности будущих экономистов средствами проектной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ / СПОСОБНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPETITIVENESS OF FUTURE ECONOMISTS / ABILITIES / COMPETENCES / THE TECHNOLOGY OF PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снигирева Елена Анатольевна

В статье рассматривается проблема формирования конкурентоспособности будущих экономистов. Дается авторское определение понятия и выделяются структурные компоненты конкурентоспособности будущих экономистов. Формирование конкурентоспособности рассмотрено через использование проектной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снигирева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Build a competitive future economists project technology means

In the article the problem of forming the competitiveness of future economists is discussed. The author’s definition of the notion is presented and the structural components of forming the competitiveness of future economists are defined. Forming the competitiveness is presented on the basis of project activity.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности будущих экономистов средствами проектной технологии»

Моделирование структуры взаимодействия между участниками образовательного процесса по информатике позволяет выявить основные связи и закономерности, понимание и учет которых необходимы для эффективной организации педагогической поддержки познавательной деятельности учащихся и обеспечения условий для их личностного роста и развития.

УДК 378

Е. А. Снигирева

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассматривается проблема формирования конкурентоспособности будущих экономистов. Дается авторское определение понятия и выделяются структурные компоненты конкурентоспособности будущих экономистов. Формирование конкурентоспособности рассмотрено через использование проектной технологии.

In the article the problem of forming the competitiveness of future economists is discussed. The author's definition of the notion is presented and the structural components of forming the competitiveness of future economists are defined. Forming the competitiveness is presented on the basis of project activity.

Ключевые слова: конкурентоспособность будущих экономистов, способности, компетенции, технология проектной деятельности.

Keywords: competitiveness of future economists, abilities, competences, the technology of project activity.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» указывается, что цель модернизации образования состоит в его соответствии вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства [1]. Сегодня подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего системным анализом, способного ориентироваться в стремительном потоке научной и технической информации, является первоочередной задачей высшего профессионального образования.

В связи с модернизацией российского образования актуальной задачей современной высшей школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирова-

© Снигирева Е. А., 2012 84

ние ключевых компетентностей, обобщённых и прикладных умений жизненных навыков. В Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования выделяются компетенции, которыми должен обладать выпускник определенного уровня образования. Доктор педагогических наук Н. П. Гончарук [2] отмечает, что компетентность является одним из показателей конкурентоспособности современных выпускников.

Методологическими основаниями нашего исследования являются компетентностный, культурологический, акмеологический подходы.

Мы согласны с доктором педагогических наук Ю. Г. Татуром, который определяет компетентность специалиста как «стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [3].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (III поколения) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») (ФГОС - 3), выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Общекультурные компетенции составляют ядро модели выпускника вуза, дают возможность быть востребованными на рынке труда, успешно реализовывать себя в различных сферах деятельности. Профессиональные компетенции - это способность работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности.

Компетентностный подход дополняется нами культурологическим, поскольку мы опираемся на понятие базовой культуры личности О. С. Газма-на, трактующего ее как «необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности» [4]. Базовая культура личности необходима для развития личности в деятельности. Изучение будущими экономистами предметов гуманитарного цикла, ориентированное на формирование общекультурных компетенций, на наш взгляд, способствует их превращению в субъектов культуры.

Опора на акмеологический подход в данном исследовании предполагает достижение каждым студентом своей «вершины» общекультурных и профессиональных компетенций, от которых будет зависеть их конкурентоспособность на рынке труда. Акмеологический подход заключается в формировании у будущих

экономистов направленности на совершенствование в течение всей профессиональной деятельности собственного профессионализма, основы которого закладываются в процессе профессиональной подготовки.

Следовательно, конкурентоспособность будущего экономиста рассматривается нами как готовность и способность выпускника вуза к экономической деятельности, включающая направленность на профессиональную самореализацию, а также ценностные ориентации и качества, способствующие реализации конкурентного поведения и достижению вершин профессионализма, которые формируются на основе общекультурных и профессиональных компетенций.

Согласно ФГОС - 3, в качестве структурных компонентов конкурентоспособности будущих экономистов нами выделены следующие способности:

- информационные - прием, переработка, преобразование информации; умение работать с компьютером, работа с библиотечными каталогами, способность ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

- организационные - планирование деятельности, принятие решения, распределение обязанностей;

- коммуникативные - умение строить устное и письменное общение, диалог, монолог; знание и соблюдение традиций, этикета; иноязычное общение, решение разных коммуникативных задач; опыт и готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях;

- проективные (конструктивные) - умение разрабатывать проекты, ставить цель и организовывать ее достижение, организация планирования и анализа своей деятельности, система последовательных действий;

- презентационные - навыки публичной речи, аргументации и ведения дискуссии; умение работать с мультимедийными технологиями;

- оценочно-рефлексивные - способность оценивать результат своей деятельности и деятельности других; способность критически оценивать достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- ценностно-ориентационные - осознание своей роли и предназначения, умение выбирать цели и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; осознание необходимости саморазвития и самосовершенствования.

Соотнесение выделенных способностей с общекультурными компетенциями (ОК) будущего экономиста представлено нами в табл. 1.

Таблица 1

Соотнесение способностей с ОК будущего экономиста

Способности Общекультурные компетенции

Информационные ОК-12, ОК-13

Организационные ОК-8

Коммуникативные ОК-7, ОК-14

Проективные (конструктивные) ОК-1, ОК-4

Презентационные ОК-6

Оценочно-рефлек- ОК-Ю

сивные

Ценностно-ориен- ОК-9, ОК-11

тационные

Особая роль в формировании способностей современного конкурентоспособного экономиста, по нашему мнению, принадлежит технологии проектной деятельности. И поэтому мы рассматриваем ее в качестве основы формирования конкурентоспособности будущих экономистов в процессе обучения в вузе. Необходимость использования проектной технологии отражена и в ФГОС - 3. Согласно ФГОС-3, экономист-бакалавр должен:

- участвовать в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ.

Технология проектной деятельности - базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в современном образовании. Проектная деятельность в педагогике высшей школы рассматривается в качестве метода активизации познавательной деятельности студентов, она усиливает развивающий эффект образовательных программ и положительно влияет на формирование личности современного студента. Проектность является определяющей стилевой чертой современного мышления, одним из важнейших типологических признаков современной культуры.

Согласимся с О. В. Скурихиной в том, что проектная деятельность является «специфической формой организации деятельности студентов, когда посредством их последовательных индивидуальных или совместных действий, анализа ситуации, поиском вариантов решения проблем и постоянной обратной связью, имеющей рефлексивную природу, создаются проекты как ее реальные результаты» [5].

В организации проектной деятельности мы придерживаемся требований, которые выделяет Е. С. Полат [6]: 1) наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы/задачи; 2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; 3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов; 4) структурирование содержательной части проекта; 5) использование иссле-

довательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и задач исследования; выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Существуют различные классификации проектов. Опираясь на классификацию Е. Ю. Гирба [7], мы считаем наиболее приемлемым на занятиях по иностранному языку в Вятской государственной сельскохозяйственной академии использовать следующие проекты:

1) информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации, раскрывающей содержание будущей профессиональной деятельности студентов, для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Примерами проектов, выполняемых будущими экономистами, являются проект «Сравнительный анализ экономических систем России, Великобритании и США», «Сравнительный анализ сельского хозяйства в Великобритании и России», «Идеальный тип экономики: как я его понимаю» и т. д.);

Для разработки информационных проектов студенты собирают информацию, используя интернет-источники, работая в библиотеке, изучая журналы и газеты, анализируют экономические системы или сельское хозяйство разных стран, обобщают и систематизируют информацию, составляют сводные таблицы и представляют полученные результаты для всей группы;

2) ролевой проект. В данном виде проекта участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или профессиональные отношения. Так, на занятиях по иностранному языку студенты разрабатывают проект «Портфолио будущего экономиста». Мы относим портфолио к ролевым проектам, потому что во время работы студенты берут на себя роли будущих экономистов, рассматривают экономические проблемы, отмечают свой профессиональный рост и личностные изменения в процессе изучения специальных предметов. Студенты учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Использование портфолио способствует формированию профессиональных компетенций будущих экономистов и прогнозированию будущей профессиональной деятельности.

Проект «Наша фирма», который разрабатывается будущими экономистами на занятиях по иностранному языку, является долгосрочным (по времени), межпредметным (по содержанию), групповым (по форме организации деятельности). Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в настоящее время уделяется большое внимание развитию малого и среднего бизнеса в России, так как малый и средний бизнес помогает повышению благосостояния населения страны: это рабочие места, налоги и решение многих социальных проблем.

При использовании технологии проектной деятельности мы придерживаемся четырех этапов, выдвинутых Е. С. Полат [8].

В процессе подготовки проекта на ценност-но-ориентационном этапе происходит формирование ценностно-ориентационных способностей, так как студенты осознают значимость предстоящей проектной работы, обсуждают перспективные отрасли экономики нашей страны и города, решают, какие предприятия востребованы для нашего города и, соответственно, выбирают направление деятельности для их собственной фирмы. Так, по мнению студентов, перспективными отраслями экономики являются газовая, нефтяная, сфера торговли и услуг, сельскохозяйственная, строительная, лесная, рекреационная, малое и среднее предпринимательство. Предприятия, необходимые для нашего города, - это компании, занимающиеся организацией культурного отдыха населения: культур-но-досуговые центры, спортивные центры, центры развития молодежи; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; очистные сооружения; предприятия по переработке мусора и отходов; предприятия, предоставляющие услуги для населения. Студенты разрабатывали проекты таких фирм, как «Кафе-кондитерская "Sweet Lips"», «Производство мыла ручной работы», «Автомойка "Breeze"», «Спорт-бар "Fair Play"», «Салон красоты».

На конструктивном этапе студенты включаются в проектную деятельность в группе и индивидуально, составляют план работы над проектом, собирают необходимый материал, подбирают литературу, проводят социологический опрос.

Так, студенты Юлия Ш., Лидия Ш., Вероника Ч., Кирилл С. разработали проект «Кафе-кондитерская "Sweet Lips"». Для обоснования цели проекта они провели социологический опрос, в ходе которого выявили, что 64% опрошенных любят сладости и 60% употребляют их 2-5 раз в неделю. Опрошенные также высказали свое мнение, что в Кирове существует мало кафе-кондитерских.

В соответствии с проведенным анализом их целью стало разработать проект кафе, где люди смогут не только наслаждаться вкусными блюдами, но и организовывать интересные встречи.

При описании проекта фирмы они выделили следующие преимущества: 1) удобное месторасположение; 2) современный дизайн и уют помещения; 3) широкий ассортимент предлагаемых десертов, тортов, пирожных и различных сладостей; 3) высокое качество ингредиентов; 4) доступные цены; 5) выгодные условия для клиентов.

Студенты предложили поэтизировать названия блюд, представленных в меню: «Сладкая нежность», «Цветок радости», «Небесная птичка» и др. Они также рассчитали начальный капитал, необходимый для аренды помещения и его оборудования, и предложили взять кредит в банке. Рекламная кампания включала создание видеоролика, рассказывающего о кафе и приглашающего посетить его.

Этот этап мы считаем важным для формирования информационных способностей будущих экономистов, так как они учатся поиску необходимой информации в Интернете, в электронных ресурсах, изучают книги и журналы по теме «Как организовать фирму?», перерабатывают полученную информацию, интерпретируют и анализируют полученные результаты опроса.

На данном этапе происходит развитие организационных способностей, поскольку студенты учатся планировать свою деятельность, распределять обязанности внутри группы, строить отношения соподчинения, управлять как собственной деятельностью, так и деятельностью малой группы.

Также конструктивный этап способствует развитию проективных (конструктивных) способностей, потому что участники проекта учатся планировать свою деятельность, выстраивают систему последовательных действий для достижения нужного результата.

Оценочно-рефлексивный этап имеет своей целью осуществление студентами самооценки своей деятельности. Студенты заполняют промежуточные отчеты о текущей работе исследовательской группы, в которых указывают виды работ, выполненные участниками группы. Так, Юля Ш. составила основное описание фирмы, Кирилл С. изучил результаты проведенного опроса, Лидия Ш. разработала меню, а Вероника Ч. создала организационный план фирмы.

В планах группы на ближайший период времени - представить результаты опроса в виде диаграмм и подготовить презентацию проекта. В качестве возникших затруднений студенты отметили нехватку времени. Заполнение промежуточных и итоговых отчетов о проделанной работе способствует выработке оценочно-рефлексивных способностей студентов, так как они оценивают результаты своей деятельности и деятельности других членов группы, выявляют достоинства и недостатки, учатся преодолевать их, чтобы стать успешными в дальнейшей работе.

На презентативном этапе студенты представляют проекты в виде электронных презентаций на учебных конференциях в течение учебного года, самые интересные представляются на научной студенческой конференции (например, «Проект по улучшению экономического состояния нашего города» и др.); защищают свои проекты коллективно; включаются в дискуссию; отстаивают свои позиции и заполняют лист самооценки участия в работе группы.

На этом этапе происходит формирование презентационных способностей студентов. Подготовка и выступление с докладом требуют умения ясно и логически строить письменную и устную речь, аргументированно отвечать на вопросы, работать в программе Power Point и с мультимедийными средствами.

В целом, технология проектной деятельности способствует развитию проективных способностей студентов: составление и оформление проектов, а также определение их продуктивности.

Общекультурные компетенции, формируемые на каждом этапе проектной деятельности, обобщены нами в табл. 2.

Таблица 2

Общекультурные компетенции, формируемые в проектной деятельности

Этап проектной деятельности Формируемые компетенции

Ценностно-ориен-тационный ОК-9, ОК-11

Конструктивный ОК-1, ОК-4, ОК-12, ОК-13, ОК-8

Оценочно-рефлексивный ОК-Ю

Презентационный ОК-6

Таким образом, проектная технология позволяет формировать необходимые будущему экономисту компетенции. Кроме того, разработка данного проекта, его защита и дискуссии вызывают интерес студентов и позволяют организовать положительную мотивацию для изучения специальных дисциплин на следующих курсах обучения.

Итак, в данной статье мы даем авторское определение понятия конкурентоспособности будущих экономистов с позиций компетентностного, культурологического и акмеологического подходов. На основе анализа педагогической литературы способности, составляющие основу конкурентоспособности будущего экономиста, соотносятся с общекультурными компетенциями. Формирование конкурентоспособности рассмотрено с использованием проектной технологии на занятиях по иностранному языку на основе общекультурных компетенций.

Примечания 1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. !ЖЬ://Ьир:// pedsovet.org/content/view/5054/249/ - 05.03.2012

2. Гончарук Н. П. Интеллектуализация профессионального образования в техническом вузе: автореф. ... д-ра пед. наук. URL:// http:// www.dissercat.com/ content/intellektualizatsiya-professionalnogo-obrazovaniya-v-tekhnicheskom-vuze

3. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методолог. семинара. Авторская версия. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 67.

4. Газман О. С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Газмана. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. С. 5.

5. Скурихина О. В. Организационно-педагогические условия овладения студентами способами проектной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2008. С. 10.

6. Полат Е. С. Метод проектов. URL: http: // schools.keldysh.ru/labmro/lib/ polat2.htm -31.10.2011

7. Гирба Е. Ю. Мониторинг качества процесса педагогической деятельности: учеб.-метод. пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2010. С. 80.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухар-кина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Изд. центр «Академия», 2003. С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.