5. Перекалина Н. С. Продуктовые и процессные инновации в маркетинге. М.: Инфра-М, 2013. 250 с.
6. Иванченко О. П. Теоретические основы содержания и развития маркетинговых инноваций «Экономика и современный менеджмент: теория и практика»: материалы XXVIII международной заочной научно-практической конференции. (14 августа 2013 г.) [Электронный ресурс]. О. П. Иванченко. Режим доступа: http://sibac.info/2009 07 01 10 21 16/9903 (дата обращения: 01.04.2016).
7. Инновационные маркетинговые технологии в условиях экономического кризиса. СПб.: СПбГУСЭ, 2011. 291 с.; Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновационные подходы. М.: РИОР ИНФРА-М, 2015. 158 с.
8. Роганян О. А. Формирование инновационных маркетинговых методов создания конкурентного преимущества фирмы. М., 2012. 19 с.
9. Румянцев Е. А. Маркетинговые стратегии управления малыми гостиницами в России. М., 2009. 25 с.
10. Коэн Ф. Музыка создает настроение. [Электронный ресурс]. Ф. Коэн. Режим доступа: http://pшhotel.m/artide-17870/0/ (дата обращения: 25.09.2015).
11. [Электронный ресурс]. Брендинг. Режим доступа: http://expertmagazine.ru/reklama-marketing/1009-brending.html (дата обращения: 02.04. 2016).
12. Обзор программ лояльности и их использование гостиницами. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prohotelia.com.ua/2010/02/loyalty_programs/ (дата обращения: 04.03.2016).
13. Тонкачеева М. Современная гостиница во всемирной паутине. Грамотный пиар без навязчивой рекламы // Отель. 2013. № 4. С. 38-42.
14. Бабурин В. А. Инновационный маркетинг и рекламная деятельность в сфере сервиса // Технико-технологические проблемы сервиса. 2011. № 17. С. 93-102.
Forming of competitive edges of region Parpieva N.
Формирование конкурентных преимуществ региона Парпиева Н. Р.
Парпиева Нуржамал Ракпаровна /Parpieva Nurjamal - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и налогов, факультет бизнеса и менеджмента, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье отражены региональные особенности формирования конкурентных преимуществ. Создание конкурентных преимуществ на основе региональных предпосылок развития выступает необходимым условием выживания страны в условиях современной экономики.
Abstract: regional features of formation of competitive advantages are reflected in article. Creation of competitive advantages on the basis of regional prerequisites of development acts as a necessary condition of a survival of the country in the conditions of modern economy.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, региональные конкурентные стратегии, первичные и вторичные конкурентные преимущества.
Keywords: competitiveness, competitive advantages, regional competitive strategy, primary and secondary competitive advantages.
Современный этап экономического развития диктует необходимость интеграции в мировую экономику и обуславливает необходимость производства конкурентоспособной продукции, соответствующей мировым стандартам. Конкурентоспособность региона в условиях современного мирового хозяйства -обязательное и единственное свойство, способствующее прогрессивному развитию и выживанию страны в целом в условиях ужесточения конкуренции. И это оставляет единственный критерий выживания национальных экономик - их эффективность, которая обеспечивается сообществом отраслей и предприятий реального сектора экономики, способных конкурировать на внешнем рынке. То есть, конкурентоспособной может считаться только та экономическая система, которая способна стимулировать развитие таких производств, чья продукция пользовалась устойчивым спросом на мировом рынке. Уровень эффективности экономики государства сегодня зависит от ее способности рационально использовать имеющиеся ресурсы посредством стимулирования внутренней конкурентной борьбы, расширения спроса на отечественную продукцию, развития уровня менеджмента и системного подхода к организации экономики.
Региональные конкурентные стратегии в процессе социально -экономической модернизации должны базироваться на региональных особенностях и предпосылках развития. Конкурентоспособность регионов в решающей степени зависит от меры воплощения в жизнь их конкурентных преимуществ. Региональные конкурентные преимущества - это совокупность социальных, природных, экономических, научно -образовательных, технических, информационных, инновационных, институциональных условий, сложившихся в регионе и отличающих его от других регионов и определяющих долгосрочные перспективы жизнедеятельности населения региона [1].
Необходимо выделение региональных особенностей, на основе которых возможно создание конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества региона можно разделить на две группы:
• первичные (базовые);
• вторичные (создаваемые).
Первичные конкурентные преимущества складываются из природно-сырьевых ресурсов, трудовые ресурсов и их квалификации, научного и управленческого потенциала, производственной базы, вторичные - из предпринимательского климата, качества управленческого потенциала, стоимости рабочей силы, инфраструктуры.
К первичным конкурентным преимуществам Южного региона Кыргызской Республики относятся:
1) выгодное геополитическое расположение Южного региона Кыргызской Республики, характеризующееся близостью к Китайской Народной Республике, Узбекистану и Таджикистану и обеспечивающее значительный транзитный и экспортный потенциал;
2) наличие транспортной инфраструктуры (автодорога Бишкек-Карасуу - Ош -Урумчи (Китай), железная дорога Жалалабад - Карасуу - Андижан (Узбекистан), соединяющие государства СНГ, Европы и Восточной Азии;
3) наличие минерально-сырьевых ресурсов (имеются месторождения ртути, золота, угля, строительных материалов, подземных пресных и минеральных вод);
4) национально-культурная самобытность территории, поддерживаемая исторически обоснованными традиционными секторами хозяйства.
Эти особенности закладываются в основу первичных конкурентных преимуществ республики по сравнению с другими регионами. Как правило, первичные конкурентные преимущества являются базой для специализации экономики на традиционных и базовых секторах. Но, закладывая в основу региональной стратегии только первичные конкурентные преимущества, региону трудно завоевать конкурентные преимущества в силу неполного использования
данного потенциала, которые заданы объективными и субъективными причинами в политической системе. Проблема также в том, что основная добавленная стоимость создается за пределами региона. В этом случае существенного повышения конкурентоспособности региона на внешних рынках ожидать не стоит. Более того, рычаги управления экономикой региона оказываются за его пределами в руках собственников инвестированного капитала [4].
Поэтому при формировании конкурентной стратегии региона необходимо первичные конкурентные преимущества закладывать в основу формирования вторичных преимуществ. На их основе региональные компании способны самостоятельно генерировать цепочки создания стоимости. Цепочки будут включать следующие элементы, участвующие в создании добавленной стоимости и формировании производственные кластеров:
1) предмет труда (сырье и природные ресурсы);
2) кадры (количество и квалификация трудовых ресурсов);
3) средства труда (ОПФ, недвижимость, оборотный капитал);
4) транспорт и логистика (транспортная инфраструктура, логистика);
5) система сбыта (каналы сбыта продукции, распределительные и торговые сети);
6) финансовое обслуживание (банковская система, лизинговый и страховой сектора);
7) система управления (инструменты управления собственностью);
8) рынок сбыта (локализация и масштабы рынков сбыта продукции).
Для формирования производственных кластеров на основе генерирования собственных цепочек создания стоимости необходимо максимально полно сосредоточить вышеназванные элементы цепочки в регионе через:
1) повышение обеспеченности местных компаний предметом труда (сырьем);
2) повышение квалификации трудовых ресурсов;
3) повышение эффективности использования ОПФ, создание и развитие рынков собственности, обеспечение оборотным капиталом;
4) развитие транспортной инфраструктуры и региональной товарной логистики;
5) развитие собственных распределительных и торговых сетей, обеспечение контроля над сбытом продукции за пределами региона;
6) повышение обеспеченности компаний финансовыми ресурсами, автономности региональной банковской системы, развитие в регионе лизинга и страхования;
7) концентрацию в регионе активов и рычагов управления компаниями;
8) выход на внешние рынки и продвижение региональных продуктов на основе брендинга и поддержки их конкурентоспособности.
Реализация этих мероприятий позволит сконцентрировать в регионе цепочки создания стоимости и снизить отток капитала (добавленной стоимости). Такая региональная стратегия позволяет осуществлять структурную перестройку экономики на основе перехода от первичных конкурентных преимуществ к вторичным. Так, на основе использования наиболее доступных ресурсов в стратегии должны быть предложены инструменты создания новых продуктов или использования ресурсов, дающих большую добавленную стоимость при их переработке [2].
Развитие международной конкуренции и глобальной интеграции мирового хозяйства уничтожает конкурентные преимущества, обусловленные только природными условиями и естественным ресурсным потенциалом страны [3]. Поэтому только сочетание первичных и вторичных конкурентных преимуществ создает отличительные особенности, позволяя сформировать уникальный региональный бренд. Одно из правил создания конкурентного преимущества - стать непохожим на других, создать ценности на основе уникального сочетания ресурсов и факторов. Такой подход позволяет создать различия в цепочках создания стоимости в регионе, являющихся источником конкурентных преимуществ.
Литература
1. Конкурентоспособность предприятий и регионов в глобальной экономике: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: Ли Чон Ку, Н. В. Марковский [и др.]. - Гродно: ГрГУ, 2009. - 331 с.
2. Нагоев А. Б. Социальная ориентация регионального воспроизводства как основа конкурентоспособности // Современные проблемы науки и образования. - 2010. -№ 2. - С. 137-144.
3. Миганян А. А. Социально-экономическое развитие государств Евроазии // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 1 - С. 21-24.
4. Региональная экономика и управление: учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко и Ю. С. Дульщикова. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - С. 268-280.
Scheme of withdrawal from the labour market of older workers
in foreign countries Burlaka N.
Схема ухода с рынка труда пожилых работников в зарубежных странах Бурлака Н. П.
Бурлака Надежда Петровна /Burlaka Nadezhda - кандидат экономических наук, доцент,
кафедра менеджмента, Международный университет природы, общества и человека Дубна, г. Дубна
Аннотация: в статье рассматриваются особенности ухода с рынка труда пожилых работников в развитых странах. Отмечается заинтересованность в сохранении возрастных работников на рынке труда, а также предоставление им возможности гибкого выхода на пенсию.
Abstract: the article discusses the features of the care labour market of older workers in developed countries. The interest in the preservation age workers in the labour market, as well as the possibility for flexible retirement is marked.
Ключевые слова: пенсионный возраст, трудовые ресурсы, «третий возраст», уход на пенсию, уход с рынка труда.
Keywords: retirement age, labor resources, «the third age», retirement, withdrawal from the labour market.
До недавнего прошлого, во многих исследованиях, посвященных проблемам пожилых людей в развитых странах, превалировали отрицательные характеристики этого возраста. И в настоящее время в общественном сознании по-прежнему имеют место стереотипы об иждивенчестве, психической и физической слабости, культурной отсталости, невосприимчивости к новым идеям среди пожилых людей. В США Роберт Батлер в начале 1970-х годов ввел в научный оборот термин «эйджизм», что означало предубеждение против пожилых людей [1]. Позднее этот термин стали широко использовать для обозначения дискриминации людей по возрастному признаку.
Однако со временем представление о пожилых людях стало меняться, поскольку не все из тех, кто перешагнул пенсионный возраст, соответствовали представлениям о традиционном образе пожилого человека. Западные демографы и геронтологи проводят исследование, которые показывали, что пожилые люди по своим характеристикам: физическому и психическому здоровью, психологическому