Научная статья на тему 'Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики'

Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Нина Анатольевна, Прущак Олеся Владимировна, Санинский Сергей Александрович, Еремеев Максим Александрович

В статье предложены и научно обоснованы современные подходы повышения конкурентоспособности современных аграрных предприятий. Предлагаются методы повышения эффективности процессов производства сельскохозяйственной продукции. Особое место отводится обоснованию критериев развития инновационных стратегий исследуемых предприятий. Выявлены закономерности и обозначены перспективы совершенствования качества деятельности сельскохозяйственных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Нина Анатольевна, Прущак Олеся Владимировна, Санинский Сергей Александрович, Еремеев Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики»

Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики Formation of the competitive environment in the agricultural sector

Кузнецова Нина Александровна, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический

университет имени Г.В. Плеханова» Прущак Олеся Владимировна, д-р экон. наук, зав. кафедрой экономики и управления на предприятии Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет

имени Г.В. Плеханова»

Санинский Сергей Александрович, д-р экон. наук, зав. кафедрой маркетинга и рекламного менеджмента Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет

имени Г.В. Плеханова» Еремеев Максим Александрович, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический

университет имени Г.В. Плеханова»

Аннотация. В статье предложены и научно обоснованы современные подходы повышения конкурентоспособности современных аграрных предприятий. Предлагаются методы повышения эффективности процессов производства сельскохозяйственной продукции. Особое место отводится обоснованию критериев развития инновационных стратегий исследуемых предприятий. Выявлены закономерности и обозначены перспективы совершенствования качества деятельности сельскохозяйственных структур. Abstract. In the article, and scientifically based modern approaches improve the competitiveness of modern agricultural enterprises. The methods of improving the efficiency of agricultural production. Special emphasis on the justification of

criteria for the development of innovative strategies investigated enterprises. The regularities and the perspectives of improving the quality of agricultural structures. Ключевые слова. Аграрный сектор, инновационные стратегии, качество продукции, критерии оценки, сельскохозяйственное предприятие. The keywords. The agricultural sector, innovative strategies, product quality, criteria for evaluation, agricultural enterprise.

Наиболее важной частью государственной экономической стратегии является научно обоснованная и продуманная аграрная политика, как необходимое условие для стабилизации и эффективного развития сельского хозяйства, являющееся ключевым фактором в обеспечении продовольственной безопасности страны.

В современных условиях актуальной проблемой является разработка новых концепций и приоритетов аграрной политики, которые должны быть основаны на реальных методах обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, а так же социальное развитие села.

Стратегическими целями аграрной политики на ближайшие десятилетия будут являться: повышение уровня жизни населения, переход сельского хозяйства на инновационный путь развития, мотивации сельского труда, повышение эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора на внутреннем и мировом рынках, активная интеграция России в мировую систему. Решение этих проблем невозможно без существенного увеличения инвестиций в ведущие отрасли экономики, введение государственных закупок и модернизации сельскохозяйственного сектора. Все перечисленное является необходимым условием эффективного государственного регулирования сельского хозяйства.

Экономический рост в России, прогнозировавший на 2014 год удвоение валового внутреннего продукта невозможен без глубокого реформирования экономики страны. Реформирование аграрного сектора экономики - это сложная система мер по обеспечению эффективного развития сельского

хозяйства и смежных отраслей, имеющих свою особенность в период перехода на инновационный путь развития, из-за необходимости повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, обеспечение продовольственной безопасности страны и интеграции России в мировую экономику [2].

Дальнейшее углубление рыночных реформ в аграрном секторе экономики - это система мер, определяющая приоритетные направления в обеспечении эффективного развития сельского хозяйства [1].

Эффективность и рентабельность аграрной сферы экономики страны заключается в поиске наиболее подходящих к условиям рынка, совершенно новых методов и форм управления. Новые подходы к аграрной реформе в стране на основе модернизации и инновационного развития аграрного сектора требуют развития новых приоритетов для развития сельского хозяйства. По общепринятому мнению, основная роль в реализации стратегии инновационного развития аграрного сектора экономики должна принадлежать государству. Государство должно найти оптимальный баланс в сотрудничестве с частным сектором, отказаться от практики избыточного вмешательства в бизнес.

Особую роль в аграрной политике России относится к модернизации сельского хозяйства. Необходимость модернизации обусловлена, прежде всего, с тем, что значительный объем сельскохозяйственного производства во многих регионах и в стране в целом не являются конкурентоспособными, который проявляется в виде значительного роста импорта продовольствия, импортозамещения отечественных товаров. Модернизация предусматривает переход к инновационной экономике, повышение ее конкурентоспособности. Таким образом, модернизация экономики является важнейшим приоритетом аграрной политики России на сегодняшний момент. Следует отметить, что проведение полномасштабной модернизации аграрного сектора потребует огромных инвестиций, но это крайне необходимо, так как основной целью

модернизации является достижение высокой конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора.

Вступление России в ВТО серьезно затронуло интересы российского сельского хозяйства, которое привело к дифференциации производителей сельскохозяйственной продукции по параметрам конкурентоспособности. Для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции необходимо реализовать стратегию инновационного развития аграрного сектора России на основе новых мировых реалий и принципов, и, прежде всего, необходимости резкого повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, а также обеспечить прорыв на мировой рынок. Во многих европейских странах, США инновационную деятельность принято считать основой, инфраструктурой экономики, а главная роль в укреплении инновации в сельском хозяйстве принадлежит государству [8]. В связи с модернизацией аграрного сектора необходимо усилить роль государства в определении приоритетных направлений развития инвестиционной и инновационной деятельности в сельском хозяйстве [3].

Учитывая важность этой проблемы, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с региональным властям необходимо разработать региональные целевые программы по развитию отдельных отраслей сельского хозяйства: садоводства, виноградарства, садоводства, производства сахарной свеклы и других секторов.

Эти инновационные программы должны включать государственную финансовую поддержку, модернизацию материально-технической базы предприятий, развитие переработки продукции, повышение роли науки в развитии инновационного производства, совершенствования механизма развития агропромышленной интеграции, гибкую ценовую политику, стимулирование производства этой продукции на основе прямых закупок. Все выше перечисленное может повысить эффективность реализации предложенных направлений. [2]. Эти и другие меры позволят государству

обеспечить интенсивное развитие сельскохозяйственного производства и повышения привлекательности отечественных и иностранных инвестиций в сельскохозяйственный сектор отечественной экономики.

Развитие и повышение эффективности инновационной деятельности во всех секторах экономики будет способствовать создание на федеральном и региональном уровнях специализированных инновационных фондов и модернизации российского производства не только сельскохозяйственного, но и промышленного производства.

Конечно, инновации - в каждом регионе должны поддерживаться и регулироваться государством. Это обуславливает необходимость создания федеральных и региональных органов власти, которые должны координировать, регулировать и при необходимости единый уклад, вектор управления инновационной деятельностью в различных отраслях экономики, в том числе сельскохозяйственных, используя опыт развитых стран.

Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в развитых странах показывает, что государство должно разрабатывать такую инновационную политику, которая обеспечит конкурентоспособность аграрного сектора экономики. Таким образом, повышение инновационного развития должно занять центральное место в реализации государственной политики в агропродовольственном секторе Российской Федерации.

Решение проблем аграрного сектора во многом зависит от его финансового состояния. Следует предлагать меры Правительству России по финансовому оздоровлению сельской экономики, такие как реструктуризация и разовые списания огромных долгов АПК за счет дополнительных денежных поступлений от продажи нефти на мировом рынке. К большинству убыточных предприятий, кроме экономически безнадежных, следует применять процедуру финансового оздоровления, выбирать наиболее эффективные варианты реорганизации экономики, дающие возможность использовать производственные фонды и рабочую

силу, изменить применительно к местным условиям специализацию производства.

В то же время необходимо провести государственную аттестацию руководящего персонала сельскохозяйственных организаций, чтобы определить их компетентность и способность эффективно работать в рыночных условиях [3]. Глава аттестационной комиссии должен быть представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Членами этой комиссии являются представители аграрного бизнеса, сельского хозяйства, ученые, руководители производства, а также зарубежные эксперты и бизнесмены.

Отдельное направление любой аграрной реформы, ее центральным элементом является регулирование земельных отношений. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональное использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создании условий для воспроизводства и повышения плодородия почв, равноправного развития субъектов форм рыночного хозяйствования на земле.

Необходимо создать более эффективный экономический механизм регулирования земельных отношений в аграрном секторе России и регионов, обеспечить развитие цивилизованного рынка земли, его сохранности с учетом интересов государства и каждого фермера.

Создание системы государственного регулирования экономики и механизмов стимулирования эффективного использования земель должно обеспечить социально справедливое перераспределение земель и создание равных условий для всех форм хозяйствования. Следует отметить, что без механизма для осуществления земельного контроля практически невозможно добиться эффективного использования земельных ресурсов, проводимых на федеральном, региональном и местном уровнях. Кроме того, управление земельными ресурсами должно быть передано под юрисдикцию Министерства сельского хозяйства, но также должен осуществляться и контроль за этой деятельностью, и скорее всего, общественный.

Рыночные реформы в аграрном секторе конкретного региона страны будут более результативны, если администрация региона, области создаст научно-консультативные центры стратегического экономического развития с участием ученых разных специальностей. Это позволит избежать принятия опрометчивых решений, предвидеть, прогнозировать ускоренное развитие реального сектора экономики, в том числе в сельском хозяйстве, повышение эффективности управления местных органов власти. Основными функциями сельскохозяйственного информационно-консультационного центра на первом этапе будет консультирование бизнеса по вопросам экономики, финансов, налогообложения, ценообразования и маркетинга сельскохозяйственной продукции. Опыт работы информационно-консультационных услуг в ряде европейских стран, а также в некоторых субъектах Российской Федерации свидетельствует о том, что рыночные реформы в аграрном секторе экономики невозможны без них.

В России давно назрел вопрос создания Федерального агентства по информационно-консультационным услугам сельского хозяйства, с хорошо налаженной структурой для взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, научно-исследовательскими учреждениями, сельскохозяйственных вузов и сельскохозяйственных товаропроизводителей, призванных повысить эффективность и конкурентоспособность аграрного сектора экономики России.

Аграрные преобразования в России в конечном итоге должны обеспечить эффективное функционирование сельскохозяйственного производства и социального развития села [1]. Эти меры требуют принятия долгосрочной государственной программы социального развития сельских территорий, обеспечение адаптации населения не занятого сельскохозяйственным производством, модернизации структуры сельской экономики. Наиболее важными являются задачи развития в сельском хозяйстве альтернативных систем для занятости сельского населения, создание потенциала для малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса,

торговли, ремесел, сельских коммунальных отраслей. Без такой практики, невозможно привлечь людей жить в сельской местности, а так же возрождение села к полноценной жизни.

Конструктивной основой должно стать развитие сельской инфраструктуры [2]. Необходима реализация государственных программ современного жилищного строительства в сельской местности, развитие дорожной сети, газификация, создание принципиально нового качества образования и здравоохранения, торговли, культуры.

Значительную роль в ускорении социального развития сельских территорий играет и будет играть совершенствование и внедрение новых технологий мобильной связи, создание системы сельских Интернет -библиотеки, Интернет - кафе. В то же время социальное развитие будут способствовать такие меры, как расширение льготного налогообложения для сельскохозяйственного сектора.

Доступ к льготным режимам налогообложения, должны получать не только производителей сельскохозяйственной продукции и сельские жители. Это может быть, например, освобождение от налога на прибыль для сельхозпроизводителей, увеличение налоговых вычетов на образование, лечение, покупку жилья. Важным фактором в успехе аграрной реформы в стране является создание более совершенной системы управления АПК, эффективность которой зависит от функционирования правительства, конкурентоспособность сельскохозяйственной инновационной земельной реформы.

В компетенцию органов управления должны включаться регулирование экономических, социальных, культурных и других проблем села, которое невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров для села, расширение научных исследований рынка, создание инновационных моделей хозяйствования, а так же эффективного управления в рыночных условиях. Это важные параметры конкурентоспособности аграрного сектора экономики.

Такая система может быть создана при условии, государственного планирования основных параметров развития АПК для гармоничного сочетания общественных и частных интересов и реализации федеральной программы развития сельскохозяйственного производства,

пропорционального развития организаций всех форм собственности и видов управления, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов Российской Федерации, улучшение демографической ситуации в сельской местности и другие.

Ведущим приоритетом аграрной политики России является обеспечение продовольственной безопасности страны. Определяющими факторами в решении этой важной экономической проблемы должны быть следующие:

- дифференцированное развитие сельскохозяйственного производства, обеспечение комплексного подхода к функционированию всех видов бизнеса - государственных, кооперативных, частных предприятий, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, сочетание государственных и рыночных регулирования аграрного сектора экономики [3];

- сокращение импорта продуктов питания из других стран, разработка мер контроля на приобретенные из-за рубежа импортозамещающей сельскохозяйственной продукции;

- повышение качества отечественной сельскохозяйственной продукции, отвечающей самым высоким международным стандартам;

- разработка и принятие Федерального закона о продовольственной безопасности, направленного на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, модернизацию сельскохозяйственного производства, повышение конкурентоспособности промышленности, формирование государственного механизма обеспечения продовольственной безопасности страны.

Реформа сельского хозяйства обеспечивает активную интеграцию отрасли в мировую экономику. В условиях глобализации мировой экономики

особое внимание государства должно быть обращено на развитие и регулирование внешней торговли агропродовольственной деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта, и в то же время обеспечение благоприятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Вступление России в ВТО требует защиты интересов отечественного агропромышленного комплекса, особенно в плане привлечения иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора. На федеральном уровне должна быть разработана эффективная система продовольственного импортозамещения, которая будет оказывать влияние на улучшение продовольственной безопасности в стране.

Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен включать в федеральную программу поддержки российского экспорта, разработку системы подготовки специалистов для внешнеэкономической деятельности, создание специальных (свободных) экономических зон, организации и учреждение совместных предприятий с участием иностранных инвесторов.

Мировой опыт создания особых экономических зон предполагает, что это один из самых эффективных способов привлечения инвестиций, катализатор развития внешнеэкономических связей и региональных экономических систем, в которых они проживают и функционируют, а также страны в целом. Особые экономические, в том числе сельскохозяйственные области, смогут привлечь инвестиции крупных компаний, использующих в своем производстве высокие технологии для создания новых и совместных предприятий и, что очень важно для развития отечественного бизнеса, чтобы обеспечить реальные экономические условия для инвестиций частного капитала, в том числе иностранного, в развитие сельского хозяйства. Можно предположить, что создание сельскохозяйственных зон в ряде регионов страны будет эффективно работать в трудоемких секторах, таких как

садоводство, плодоводство, производство сахарной свеклы, где продукция производится в очень малом количестве, и страна вынуждена ее импортировать. Целесообразно создать при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации специального орган, который будет решать проблему создания специальной аграрной экономической зоны в стране.

Не менее важными приоритетами аграрной политики России должны стать меры по совершенствованию государственного регулирования в сфере налоговой и финансовой системы, ценообразования, страхования, бизнеса, экологии и других областях реформирования сельского хозяйства. Первый шаг в укреплении государственного регулирования аграрного сектора экономики будет введение госзаказа на необходимую продукцию по рентабельным и гибким ценам, создание государственного (федерального) органа для закупки продовольствия и связанных с продовольственной инфраструктурой, способной принимать, хранить и перерабатывать сельскохозяйственную продукцию.

Таким образом, государство единой экономической, финансовой, фискальной, социальной и внешней политикой в аграрном секторе будет успешно решать проблему подъема сельской экономики, насыщения рынка продовольственными товарами отечественного производства, повышения конкурентоспособности российского сельского хозяйства, повышения уровня жизни сельского населения.

Переход сельского хозяйства на инновационный путь развития, модернизации требует разработки и реализации государственной стратегии развития аграрного сектора экономики. Для его развития необходимо привлекать научный потенциал, сельскохозяйственных органов, специалистов и руководителей ведущих предприятий, иностранных консультантов. Целью этой стратегии является продвижение и государственного регулирования развития и повышения конкурентоспособности промышленности.

Усиление в 2014 году кризиса в российской экономике привело к спаду производства во многих видах экономической деятельности. Накопленный запас прочности, а также опыт в управлении экономикой в предыдущие кризисные годы позволило хозяйственному комплексу выработать методы и приемы, чтобы противостоять вызовам, связанным с последствиями кризиса, сохранить в трудное положение относительное равновесие.

Следует особо отметить, что кризис оказывает негативное влияние на развитие сельскохозяйственного сектора. Объемы производства сельскохозяйственной продукции начали постепенно снижаться. Некоторые эксперты связывают это с экономическим санкциям западных стран. Сельское хозяйство является жизненно важной сферой экономической активности, что определяет социально-экономическое положение регионов и страны в целом, уровень и качество жизни для тех отраслей, которые напрямую не связаны с аграрной. Современная структура аграрного сектора Саратовской области представлена в различных социально-экономических сферах от сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности до крупномасштабных производств, обеспечивающих около 30% от общего объема производства продукции и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и очень мелких хозяйств, то есть мелкое производство, на долю которого приходится около 70% от общего объема производства сельскохозяйственной продукции. Все они выполняют определенные функции, имеют свою собственную нишу в системе аграрного рынка.

Динамика объема валовой продукции сельского хозяйства с точки зрения сопоставимых цен 1990 г., позволяет выявить серьезные структурные проблемы, которые определяют текущее состояние аграрного сектора экономики. Так, в силу ряда объективных и субъективных причин объем производства в больших масштабах сельскохозяйственного производства в регионе к 2013 году снизился почти в два раза и составил 58,6 % от уровня 1990 года (в РФ - 70,8 %). Это в два раза (в Российской Федерации - в 1,2 раза) обеспечило рост производства в мелкосерийном производстве (ЛПХ),

тем самым позволило увеличить совокупный объем валовой продукции сельского хозяйства только на 14,7 % по сравнению с уровнем 1990 года (в РФ сократился на 2 % по сравнению с уровнем 1990 года). Новые сектора -крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе производят только около 6 % продукции от общего объема производства.

Динамика валовой продукции сельского хозяйства Саратовской области в 2000 - 2013. была сформирована в условиях реальной государственной поддержки, имела тенденцию к росту, что составило 9,5 млрд. рублей в год. Кроме того, ежегодные капитальные вложения в развитие сельской инфраструктуры составили 5-6 млрд. рублей на строительство дорог в 2013 году было направлено 8,2 млрд. рублей, столько же на поддержку сельского хозяйства также при условии, вливании средств муниципальных образований за счет местных бюджетов. В то же время, эффективность государственной поддержки из года в год снижается. Например, только в последние три года объем производства сельскохозяйственной продукции в расчете на рубль государственной поддержки снизился, и к концу 2013 года составил (без учета капвложений) только 5,52 руб., что ниже уровня предыдущего года на 12%. Наблюдаемые процессы в аграрном секторе происходил на фоне устойчивого экономического роста региона в целом: ВРП увеличился в 2 раза, промышленное производство выросло более чем в 2 раза, объем инвестиций в основной капитал увеличился в 3 раза, объем работ по виду деятельности "Строительство", - в 2,3 раза, внешнеторговый оборот - в 5,6 раза. В то время как реальные располагаемые денежные доходы населения и заработная плата в регионе увеличилась в 3,3 раза.

В связи с указанными обстоятельствами возникает ряд принципиальных вопросов. Почему растущий спрос населения не сопровождается соответствующим увеличением поставок из сельскохозяйственного сектора? Почему падение производства в крупное производство не было компенсировано ростом объема в новых секторах сельского хозяйства, с тяжелым наследием прошлых этапах развития и имеют свои собственные

запасы материальных ресурсов и основных средств? Почему трудовые ресурсы, которые не востребованы в крупных сельскохозяйственных производствах, не нашли применения в новых секторах сельского хозяйства? Почему эффективность государственной поддержки аграрного сектора экономики из года в год уменьшается? Возможен ли рост в сельскохозяйственном секторе? Какие факторы и ресурсы развития будет иметь решающее значение в современных условиях? Суть этих вопросов отражает серьезные объективные и субъективные проблемы в аграрном секторе экономики Саратовской области. Совокупность факторов, негативно влияющих на функционирование аграрного сектора экономики, по мнению аналитиков, могут быть представлены в следующей цепи. Это отсутствие адекватных направлений и обоснованных мер государственной поддержки фермерам, высокий уровень риска в сельскохозяйственном производстве, низкие цены на сельскохозяйственную продукцию и высокие цены на сельскохозяйственную технику и ГСМ.

В то время как толчок к развитию, с точки зрения аграрного бизнеса и сельского населения традиционно ожидается в первую очередь от государства, за счет государственных инвестиций и государственных расходов. Похоже, что в современных условиях такой толчок в развитии не приходится ждать, потому что этот ресурс исчерпан за счет опережающего роста государственных расходов по сравнению с доходами конце предыдущего десятилетия. Консолидированный бюджет обременен существующими обязательствами, в том числе существующим дефицитом. При увеличении волатильности на мировых товарных рынках усиливается значительный риск неисполнения расходных обязательств бюджетов всех уровней. С другой стороны, в последнее время многие эксперты высказывались наверняка, что для обеспечения экономического развития аграрного бизнеса, в первую очередь необходимы финансовые ресурсов и вливания в экономику (инвестиции). Но, не имея реального роста инвестиций в аграрный сектор (государственные и частные инвестиции, банковские

кредиты), данная сфера не может обеспечить необходимый рост объемов производства. Поэтому, сегодняшние реалии заставляют нас сомневаться в правильности этого постулата. Таким образом, по-видимому, факторы и источники ресурсов для развития аграрного сектора экономики следует искать в другой плоскости. На фоне глобальной экономической нестабильности, с одной стороны, и формирующейся новой технологической базы для долгосрочного роста, с другой стороны, обостряется проблема формирования эффективной экономической модели, которая может адекватно реагировать на вызовы времени.

Современное экономическое развитие обеспечивается не только за счет увеличения производства, а прежде всего, за счет качественного совершенствования продукта и факторов производства этой продукции, улучшение качественных характеристик экономики в целом. Все перечисленное должно знаменовать собой переход на новый уровень развития не только аграрного сектора, но и экономики в целом. Таким образом, существующая модель развития аграрной сектора экономики, обеспечивая высокие темпы развития, может быть представлена как система мер, основанная на:

- последовательной модернизации аграрного сектора, направленной на повышение эффективности, конкурентоспособности, обеспечения диверсификационной структуры экономики и значительный потенциал роста, эффективной интеграции в экономическое пространство, благоприятного инвестиционного и делового климата;

- позиционирование сельского хозяйства как вида экономической деятельности, обеспечивающей развитие кооперационных связей, которые позволяют оптимально сочетать общегосударственные и региональные интересы;

- переход к принципам пространственного развития аграрной экономики, ориентированной на интенсификацию инновационных компонентов, увеличение производства высокотехнологичной продукции, ускоренного

внедрения новых технологий, новых видов инновационной продукции и услуг;

- постепенное повышение качества жизни сельского населения, обеспечение развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни и качества социальной среды, так что они в большей степени соответствовали уровню и потребностям модернизируемой экономики сельского хозяйства.

Современная экономика развивается в условиях долговременных системных вызовов, о чем свидетельствуют мировые тенденции. Одной из этих проблем является усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы управления в целом. Второй вызов-это новая волна технологических изменений, усиливающих роль инноваций в социально-экономическом развитии и уменьшение влияние многих традиционных факторов роста.

Одним из основных направлений модернизации экономики является смягчение влияния лимитирующих факторов на пути устойчивого развития и содействия полной реализации конкурентных преимуществ. Действительно, особенность современной модели устойчивого развития региона заключается в том, что ее результаты в меньшей степени определяются географическим положением страны, климатом, наличием материальных и финансовых ресурсов, а в большей степени обусловлены наличием нематериальных ресурсов, способностью использовать имеющиеся ресурсы, эффективностью преобразования ресурсов и способностью экономики к инновациям и модернизации, более того, способностью формировать и накапливать потенциал развития. В данном случае мы говорим о переходе от эффективности управления аграрной экономикой к управлению ее развитием, что предполагает не столько количественный рост, а качественное улучшение социально-экономических компонентов развития на основе активного использования других факторов и ресурсов развития. Таким

образом, эффективное управления системой в целом как на макро-и микроуровне является значимым ресурсом ее развития. На современном этапе развития России проявляется уже серьезная проблема, которая может быть определена как несоответствие между уровнем интеллектуального ресурса сельскохозяйственного сектора уровню предъявляемых системой задач. Это несоответствие проявляется в экономических, кадровых, структурных, информационных, технологических и других аспектах на всех уровнях организации и управления производством, в том числе и системы государственного управления.

С этих позиций необходимо определить направления действий по текущей и долгосрочной перспективам. На селе проживает около 1580 тыс. человек, или 40% населения России. Динамика данного показателя характеризуется устойчивой тенденцией снижения: до 1941 года его доля составляла 82 %, в 1959 - 62 %, 1980 - 41%. Из общего числа сельских жителей около 920 тысяч человек экономически активного населения. Из них в крупных производственных (сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности), занятых 67,3 тыс. чел., в пищевой промышленности-25,9 тыс. человек, остальное население работает в частном секторе (около 12 тыс. человек) и личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которые также вовлечены в сельскохозяйственное производство.

Следует отметить, что численность работников в сельскохозяйственных организациях с 1990 по 2008 г. снизилась с 287 тыс. человек до 64,3 тыс. (в 4,5 раза).

Отдельные исследователи среди основных причин снижения численности сельского населения, называют естественную убыль и негативные тенденции в процессах миграции населения. Согласиться с данным выводом можно не в полной мере, потому что на самом деле имеют место естественные потери и отрицательная динамика миграции, то есть наблюдается не значительный рост городского населения [3]. Эти тенденции, с нашей точки зрения, являются результатом других социально-

экономических факторов, определяющих условия и характер человеческой деятельности, а именно, условия труда и жизни сельского населения. Об обоснованности данного вывода свидетельствует тот факт, что отрицательная динамика ожидаемой продолжительности жизни и уровня миграции сельского населения, в первую очередь, определяет отток молодежи (сельское население стареет быстрее, чем в городе). После получения образования только небольшое количество из них обратно возвращается в сельскую местность. Следовательно, молодое поколение предпочитает условия и качество жизни, существенно отличающиеся от условий, существующих в сельских районах.

Признавая то, что сельское население - его экономически активная часть определяет ресурсы и источники развития аграрного сектора экономики, следовательно мы должны полностью понимать, что негативные демографические процессы в сельской местности могут привести к реальной потере потенциала развития, к деструктивным процессам в аграрном секторе со всеми вытекающими отсюда последствиями для региона. Это, в первую очередь касается интеллектуальных ресурсов [2]. Интеллектуальный ресурс -это многоплановая экономическая категория , имеющая огромное значение, так как он включает в себя накопленный запас знаний, уровень культуры и образования, приобретенные практические навыки, творческие и интеллектуальные способности, нравственные и деловые качества, социальные ценности и мотивации, которые в конечном итоге определяют уровень и качество развития аграрного сектора экономики.

Рассматривая структуру этой экономической категории, необходимо выбрать компоненты интеллектуального ресурса развития: организационные (человека) и потребительские (клиента). Такое структурирование позволит сформировать адекватные меры для увеличения интеллектуального капитала. Человеческие ресурсы (потенциал), в свою очередь, имеют свои структурные характеристики, и специфические особенности. Интеллектуальный потенциал не может быть отделен от конкретного лица и передан другому

владельцу, он может расти истощаться или деградировать в устаревание знаний и навыков. По сравнению с материальным ресурсом человеческий ресурс имеет значительно больший срок окупаемости. Таким образом, период, за который человек получает общее и специальное образование, составляет не менее 10 - 15 лет, а инвестиции в человеческий потенциал начинают окупаться, увеличивая свой доход в течение 5-7 лет с накоплением опыта и навыков. Вместе с этим мы должны признать, что расходы на образование, безусловно, поможет увеличить объем и качество накопленных знаний. Прибыль, полученная от инвестиций в развитие интеллектуальных ресурсов, по мнению экспертов, почти в три раза выше, чем уровень прибыли, получаемой от инвестиций в оборудование и технологии.

Большинство экспертов считают, что интеллектуальный ресурс эффективной экономики, как правило, в 3-4 раза выше, чем балансовая стоимость его доходов. Кратное превышение объясняется тем, что в результате реализации интеллектуальных ресурсов - это не простая сумма отдельных его частей, и синергетический эффект их взаимодействия.

Следует отметить еще один факт: в регионах не имеет никаких прав собственности на интеллектуальные ресурсы, может действовать только его совладельцы, а также носители интеллектуального ресурса. Только признавая справедливым собственности, вы можете извлечь выгоду из управления данного нематериального актива.

Учитывая характер интеллектуального ресурса и его особую роль в современных условиях, необходимо совершенствовать всю систему государственного управления аграрным сектором экономики, изменить менталитет государственного аппарата, реализации нестандартных, специальных подходов, направленных на удовлетворение регламентов и директив, а на продуктивные и творческие усилия, чтобы изменить ситуацию в аграрном секторе. Это фундаментальные отправные точки современной модели устойчивого развития, ориентированные на формирование и

реализацию ключевых ресурсов для развития аграрного сектора экономики региона и страны в целом.

В заключение хотелось бы отметить, что с одной стороны, необходимо развитие аграрной экономики обеспечивающее возможности для улучшения жилищных условий сельского населения. С другой стороны, для того, чтобы дать мощный импульс развитию материального производства, необходимо перераспределить имеющиеся ресурсы в направлении повышения профессионализма, нравственного и духовного содержания трудового потенциала, повышение уровня культуры, образования и укрепления духовно-нравственного здоровья. Особенно в новой экономике, человеческий и социальный капитал является важнейшим ресурсом для экономического прогресса.

Библиографический список

1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / пер. с англ. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.

2. Минасов М.Ш. Слагаемые устойчивого развития агропромышленного комплекса. - Уфа: БАГСУ, 2004.

3. Минасов М.Ш. Интеллектуальный потенциал региона - важнейший фактор устойчивого развития // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2012. - № 4. - С. 29-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.