Научная статья на тему 'Формирование компетенций в области информационной безопасности у студентов как педагогическая проблема'

Формирование компетенций в области информационной безопасности у студентов как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
83
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шпигун А. В.

В статье рассмотрены проблемы формирования компетенций в области информационной безопасности у студентов. В информационном пространстве интернета сегодня весьма распространены ресурсы, распространяющие угрозы и осуществляющие финансовую поддержку экстремизму и терроризму. Для достижения своих целей незаконные агрессивные организации используют все средства, включая социальные сети. Автор обосновывает необходимость проведения работы со студентами различных специальностей, направленную на формирование компетенций в области информационной безопасности. Автор делает вывод о том, что в настоящий момент необходима разработка специальных образовательных курсов в области информационной безопасности для всех слоёв населения, которые будут внедрены в каждую ступень системы образования. Прежде всего, эти курсы необходимы для высшей школы. Они уже созданы, апробируются, изучается их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETENCES IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY OF STUDENTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article considers a problem of formation of competence in the field of information security in students. In the information space of the Internet today resources that exaggerate threat and do financial support to extremism and terrorism are numerous. Illegal organizations use all means to achieve their goals including social media. The author of the research substantiates the need to work with students with the purpose of formation of competences in the field of information security. The author makes a conclusion that currently it is necessary to develop special educational courses in the field of information security for all segments of the population, which will be introduced in each stage of the educational system. First of all, these courses are required in universities. Such courses have already been created; and researchers test their effectiveness.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций в области информационной безопасности у студентов как педагогическая проблема»

5. Наумов С. Что такое дебаты? Available at: http://ru.idebate.org/content/33654

6. Хоменко И.В. Основы логики: учебник и практикум для СПО. Москва: Издательство Юрайт, 2016.

References

1. Saplina E.V. Debaty kak pedagogicheskaya tehnologiya. «Parlamentskie» debaty. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v izuchenii i prepodavanii predmetov social'no-gumanitarnogo cikla. Pod redakciej T.I. Tyulyaevoj. Moskva: OOO «TID «Russkoe slovo - RS», 2012: 32 - 39.

2. Kalinkina E.G. Debaty na urokah istorii. Debaty: uchebno-metodicheskijkomplekt. Moskva: Izdatel'stvo «Bonfi», 2001: 136 - 166.

3. Svetenko T.V. Putevoditel' po debatam. Debaty: uchebno-metodicheskij komplekt. Moskva: Izdatel'stvo «Bonfi», 2001: 3 - 134.

4. FGOS SPO po special'nosti 40.02.01 «Pravo i organizaciya social'nogo obespecheniya» (utverzhden 12 maya 2014 g.). Available at: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_14/m508.html

5. Naumov S. Chto takoe debaty?Available at: http://ru.idebate.org/content/33654

6. Homenko I.V. Osnovy logiki: uchebnikipraktikum dlya SPO. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2016.

Статья поступила в редакцию 21.11.16

УДК 378

Shpigun A.V., senior teacher, Department of Mass Communications and Multimedia Technologies, Donskoy State Technical

University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: [email protected].

FORMATION OF COMPETENCES IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY OF STUDENTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article considers a problem of formation of competence in the field of information security in students. In the information space of the Internet today resources that exaggerate threat and do financial support to extremism and terrorism are numerous. Illegal organizations use all means to achieve their goals including social media. The author of the research substantiates the need to work with students with the purpose of formation of competences in the field of information security. The author makes a conclusion that currently it is necessary to develop special educational courses in the field of information security for all segments of the population, which will be introduced in each stage of the educational system. First of all, these courses are required in universities. Such courses have already been created; and researchers test their effectiveness.

Key words: competence, information security, students.

А.В. Шпигун, ст. преп. каф. массовых коммуникаций и мультимедийных технологий, ФГОУ ВО «Донской

государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected].

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассмотрены проблемы формирования компетенций в области информационной безопасности у студентов. В информационном пространстве интернета сегодня весьма распространены ресурсы, распространяющие угрозы и осуществляющие финансовую поддержку экстремизму и терроризму. Для достижения своих целей незаконные агрессивные организации используют все средства, включая социальные сети. Автор обосновывает необходимость проведения работы со студентами различных специальностей, направленную на формирование компетенций в области информационной безопасности. Автор делает вывод о том, что в настоящий момент необходима разработка специальных образовательных курсов в области информационной безопасности для всех слоёв населения, которые будут внедрены в каждую ступень системы образования. Прежде всего, эти курсы необходимы для высшей школы. Они уже созданы, апробируются, изучается их эффективность.

Ключевые слова: компетенции, информационная безопасность, студенты.

Практика последних лет показывает, что подготовка специалистов любых направлений должна в себя включать формирование компетенций в области информационной безопасности. Риски, связанные с различными воздействиями на информационную инфраструктуру общества являются неотъемлемой проблемой нашей жизни и безопасности бизнеса. Учебные программы, разработанные за последние годы различными учебными центрами, призваны помочь в решении проблемы подготовки специалистов, умеющих противостоять этим рискам, но, проблемы, возникающие в настоящее время, в значительной степени опережают имеющиеся наработки.

Между тем, развитие глобальной сети интернет и компьютерных технологий в целом привели к тому, что в современном обществе влияние новых медиа-технологий на массовое сознание в настоящее время значительно выше, чем двадцать лет назад (и это влияние продолжает расти): телевидения и радиовещания. Прежние источники массовой информации постепенно уходят на второй план в области распространения.

В то же время глобализация общества и её флагман Интернет давно уже стала своеобразной неструктурированной базой данных. И именно с этой точки зрения предлагается посмотреть на неё и определить ряд основных проблем, которые оказывают наибольшее влияние на развитие нашего общества.

Первая проблема на этом пути - "неструктурированность" такой базы данных. Она состоит в том, что предоставляемая в сети информация часто противоречива и редко связана. Нельзя требовать от глобальной информационной сети реляционной структуры, но некоторые элементы иерархической структуры

все же могут присутствовать. Отсутствие связности, в конечном итоге, приводит к противоречивости. В некоторых случаях противоречие всего лишь может означать различные точки зрения авторов на одну проблему. И потому определить степень достоверности информации чётко нельзя. В обсуждении проблемы каждый может заблуждаться. Гораздо опаснее, когда пользователь встречается с информацией, которая противоречит другим источникам. Когда в недостоверности одного из источников сомнений нет, можно говорить о проблеме подтверждения истинности или ложности информации. При этом возникают вопросы: Какие аспекты проверки подлинности и правдивости информации необходимо рассматривать при организации лекционных и семинарских занятий со студентами технических и гуманитарных направлений? Важно ли для правильного восприятия мира уметь отделять правдивую информацию от ложной, проводя такой анализ самостоятельно? В этой связи в концепции преподавания информационной безопасности (или как отдельного предмета, или раздела в информационных технологиях) необходимо уделять время вопросам поиска информации и проверки её корректности. Для этой цели предлагается использовать следующие принципы:

1. Верить только себе и иногда здравому смыслу;

2. Подвергать критическому осмыслению любую информацию, полученную из открытых источников;

3. Выработать культуру проверки информации путем поиска первоисточников, официальных документов и формированием дополнительных запросов;

4. Сортировать источники данных по авторитетности;

5. Постоянно развивать свои аналитические и профессиональные способности и постоянно пополнять свой багаж знаний.

Ряд университетов Европы, а также ведущие Российские вузы ведут разработки в этом направлении. По основной идее разработанный программный продукт сможет (конечно с вероятностной оценкой) отделить вымысел от лжи в том числе и в социальных сетях и новостных ресурсах. Идеи и принципы функционирования данной системы должны быть схожи с принципами, которые были представлены выше. Прежде всего, это: авторитетность источника и анализ систем распространения информации. Для того чтобы программный продукт функционировал корректно, он должен уметь выделять следующие виды информации:

1. Тиражирование (распространение информации с созданием новых её копий);

2. Полемика (споры, в которых возможны заблуждения, но недостоверной информации может и не быть);

3. Неверная информация (когда нет злого умысла);

4. Дезинформация (распространение ложной информации осознанно).

Конечно, технические и программные средства за последние годы сделали огромный шаг вперёд, но, к сожалению, вряд ли в ближайшее время программные комплексы смогут оценивать семантику самой информации. Как это ни парадоксально, но отличить истину от лжи гораздо легче, чем определить бессмысленную информацию от той, в которой этот смысл имеется. Когда мы начинаем говорить о защите информации, всегда говорим о том, что любая информация имеет цену. Т. е. информация является товаром. Причём товаром стала она очень давно, как только первый раз у человека появились секреты. Но что интересно, принципы рынка, заключающееся в том, что, когда количество товара растёт, его цена падает, оказались справедливы и для информации. Например, запрет на использование пиратских ресурсов и "пожизненная" блокировка ресурсов, нарушающих права авторов, привело к тому, что посещаемость ресурса хотя и стала меньше, но сократилась весьма не значительно (на 10 - 15%). Однако, если учесть, что кураторы заблокированных ресурсов полностью отказались сотрудничать с правообладателями и удалять пиратский контент по их требованию, то очевидно что, цель не достигнута. Права авторов по-прежнему нарушаются. Любое действие порождает противодействие, в результате чего были созданы способы обхода государственных блокировок и запретов. Это в свою очередь делает борьбу с отдельными ресурсами малоэффективной. Проблема авторских прав в настоящее время очень остра, но она уходит на задний план, когда речь заходит о терроризме. Ведь аналогичным образом может быть преодолён запрет и на посещения всех остальных заблокированных государственными органами ресурсов. Фактически, в данном случае, запрещая пользоваться ресурсами, мы толкаем людей на поиски обхода запретов. Ведь при снятии блокировки человеку становятся доступны и террористические ресурсы, ресурсы занимающихся распространением наркотиков и пр. [1]

В этом же сегменте проблем находится и попытка контроля над частной информацией. Достаточно широко известно такое понятие как "государственная тайна". И логично, что иногда государство вводит контроль по защите своих секретов. Но, совсем другое дело, когда речь заходит о частной информации. В этом случае оно должно оставаться наблюдателем и, возможно, арбитром. Контроль и защита частной (личной) информации должна быть возложена на её владельца. Умение защищать свою частную жизнь является основой современной жизнедеятельности при участии личности в информационном обмене глобальной сети. Очевидно, что данное умение нельзя отнести к тем, которое желательно приобретать, обучаясь на своих собственных ошибках. Особо нужно отметить, что защищать свою личную информацию необходимо в рамках действующего законодательства. А это, в свою очередь, добавляет определённые трудности. Так,

Библиографический список

например, основные нормы, закрепляющие свободы человека, определены в конституции страны. Но регулирование данного вопроса определяется законами, которые принимаются в дополнение к Конституции. В частности, закон о защите персональных данных (152-Ф3), который постоянно изменяется и дополняется. К сожалению, на деле исполнение этого закона привело к дополнительному сбору разрешений на обработку информации у работодателей или организаций предоставляющих услуги. Значимость этого закона очень велика, так как он позволяет регулировать возможность обработки информации частного характера и одновременно определяет границы информационного взаимодействия личности и общества, а, если точнее, то личностной информации и общего информационного обмена. Данный вопрос является очень сложным, и проблема возникает не только в нашей стране, но и в Европе. Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Моге-рини отметила, что нужна глобальная координация в обеспечении прав человека и основных свобод в интернете.

Как уже говорилось, возможности современных информационных технологий и ресурсов по степени влияния на сознание граждан значительно возросли. В то же время, зависимость граждан от услуг, получаемых в глобальной сети постоянно растёт. Это делает граждан уязвимыми, как в материальном, так и в психологическом отношении. Поэтому криминальные элементы и террористические организации в последнее время выбирают именно данное направление для организации своих незаконных действий [2]. В информационном пространстве интернета сегодня весьма распространены ресурсы, распространяющие угрозы и осуществляющие финансовую поддержку экстремизму и терроризму [3]. Для достижения своих целей незаконные агрессивные организации используют, казалось бы, безобидные ранее социальные сети. Цели, которые достигаются террористическими организациями, весьма разнообразны. На мой взгляд, прежде всего это психологическое воздействие. Именно этому воздействию и необходимо противостоять членам современного информационного сообщества. Решение данной проблемы находится не столько в технической области и области запретов, сколько в воспитательной. В подготовке специалистов с высшим образование необходимо обязательно учитывать эти угрозы и готовить, не только специалистов, а граждан, умеющих противостоять этим угрозам, которые смогут дать необходимый отпор навязчивой и агрессивной информации. Нужно приучать студентов к мысли о том, что необходимо ставить соответствующие государственные органы в известность о таких ресурсах для своевременной блокировки и прекращения деятельности. Необходимо демонстрировать опасность отсутствия реакции и попустительства граждан, так как какими бы ресурсами не обладало государство, просмотреть и прослушать всю информацию, циркулирующую в информационном пространстве, невозможно. И нам кажется, что большинство граждан будет против такого контроля. Поэтому, поскольку информационно психологическое воздействие направлено именно на граждан, успех борьбы с криминальными и террористическими угрозами во многом зависит от их правильной реакции. Для этого необходимо расширять компетенции в области информационной безопасности и обеспечить доступ к получению данной информации студентами, как наиболее активными пользователями Интернета

Таким образом, постепенно элементы информационной безопасности и защиты информации вошли в нашу жизнь. В этой связи проблема информационной безопасности граждан является очень актуальной и требует разработки специальных образовательных курсов для всех слоёв населения, которые будут внедрены в каждую ступень системы образования. Прежде всего, эти курсы необходимы для высшей школы. Они уже созданы, апробируются, изучается их эффективность. Много уже в этом направлении сделано, но работа продолжается и совершенствуется.

1. Шахалов И.Ю. Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Вопросы кибербезопасно-сти. 2013; 1 (1): 49 - 54.

2. Костихин А.А. Интернет как инструмент террористических и экстремистских организаций в психологической войне. Available at: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/11-07-06c

3. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. Медиаресурсы в экстремистской и террористической деятельности: функциональный анализ. Available at: www.crime.vl.ru/media/mediaterror.docx

References

1. Shahalov I.Yu. Licenzirovanie deyatel'nosti po tehnicheskoj zaschite konfidencial'noj informacii. Voprosy kiberbezopasnosti. 2013; 1 (1): 49 - 54.

2. Kostihin A.A. Internet kak instrument terroristicheskih i 'ekstremistskih organizacij vpsihologicheskoj vojne. Available at: http://www.iimes.ru/ rus/stat/2006/11-07-06c

3. Sundiev I.Yu., Smirnov A.A. Mediaresursy v 'ekstremistskoj i terroristicheskoj deyatel'nosti: funkcional'nyj analiz. Available at: www.crime. vl.ru/media/mediaterror.docx

Статья поступила в редакцию 10.11.16

УДК 378

Bashlaeva M.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Public Administration and Political Science,

Karachai-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]

ANTI-RELIGIOUS POLICY OF THE SOVIET GOVERNMENT IN THE NORTHERN CAUCASUS IN 1920s - EARLY 1940s. The

article presents a study of features of anti-religious policies of the Soviet Government in the Northern Caucasus in 1920s - early 1940s. The events of those years are considered on the example of Dagestan. Specificity of Dagestan, and the entire North-East Caucasus, was a significant influence of Muslim clergy on socio-political and socio-economic situation in 1920-1930s. Despite the statutory freedom of religion in the first years of Soviet power, at different stages of its existence, the Soviet authorities changed their attitude to religion and to the representatives of the clergy, including Muslim. In the early 30s mass repressions of the Muslim clergy started. These measures only one decade in Dagestan was annihilated most formed part of the Muslim clergy. Hundreds of houses of worship and mosques survived, being rebuilt under "cultural and economic needs" of the construction of the socialist society. They were returned to the faithful at the end of 1980-1990s. The attempts to revive the religious culture of pre-revolutionary and early Soviet Dagestan fully failed.

Key words: anti-religious policy, Northern Caucasus, Islam.

М.С. Башлаева, канд. филос. наук, доц. каф. государственного и муниципального управления и политологии,

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В 1920-Х - НАЧАЛЕ 1940-Х ГГ.

В статье рассмотрены особенности антирелигиозной политики советского правительства на Северном Кавказе в 1920-х - начале 1940-х годов. Событиях тех лет рассмотрены на примере Дагестана. Специфика Дагестана, да и всего Северо-Восточного Кавказа заключалась в значительном влиянии мусульманского духовенства на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку в 1920 - 1930-х гг. Несмотря на провозглашённые свободы вероисповедания, в первые годы Советской власти, на разных этапах своего существования советская власть меняла своё отношение к религии и представителям духовенства, в том числе и мусульманского. В начале 30-х годов начались массовые репрессии мусульманского духовенства. Сотни молитвенных домов и мечетей уцелели и были возвращены верующим в конце 1980 - 1990-х гг. Однако возродить в полном объёме высокую книжную религиозную культуру дореволюционного и раннего советского Дагестана не удалось.

Ключевые слова: антирелигиозная политика, Северный Кавказ, мусульманство.

Советская власть в «Декларации прав народов России», которая была принята 2 ноября 1917 г. отменила все привилегии граждан России по национальному и религиозному признаку, и тем самым провозгласила равенство и суверенность всех народов страны, вне зависимости от их религиозной и национальной принадлежности. При этом специально для мусульман основные положения декларации были конкретизированы советским правительством 20 ноября 1917 г. в «Обращении к трудящимся мусульманам России и Востока». Согласно этому обращению, верования, национальные и культурные учреждения народов, угнетавшиеся царизмом, объявлялись свободными и неприкосновенными.

Данные постановления Советской власти в условиях республики Дагестан означали новый курс государства на поддержку ислама и мусульманского права (шариата). В результате церков-но-государственные отношения в СССР регулировались Декретом об отделении Церкви от государства от 23 января 1918 г. и Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г., которые сохраняли юридическую силу до 1990 г., т. е. до распада СССР [1].

Как показывает история, на разных этапах существования советская власть меняла своё отношение к представителям духовенства, в том числе и мусульманского и к религии как таковой. Тем самым провозглашённые в этих законах свободы нередко перечёркивались постановлениями ЦК, которые приводили к репрессиям.

Между тем, в Дагестане советская власть начала утверждаться позже, чем в Центральной России и в других районах. В отдельных районах Дагестана она установилась только весной 1918 г. и была ликвидирована осенью того же года «внутренней контрреволюцией» и белыми. Дагестанские повстанцы во гла-

ве с суфийским шейхом Али-Хаджи Акушинским и чеченские повстанцы во главе с шейхом Узун-Хаджи Салтинским вели совместно с большевиками войну против белых до конца марта 1920 г., т. е. до выдворения с Северного Кавказа частей Добровольческой армии Деникина.

Следует отметить, что в 20-ые годы отношение большевиков к мусульманскому духовенству было благожелательным. Его представители входили в местные ревкомы, советы и кресткомы. Шейх Али-Хаджи Акушинский в 1920 - 1921 гг. являлся членом Дагестанского ревкома и наркомом по шариатским делам. Однако ошибки, допущенные молодой советской властью при проведении политики «военного коммунизма» привели к крупнейшему антисоветскому восстанию, вспыхнувшему под руководством имама Н. Гоцинского в сентябре 1920 г. в Нагорном Дагестане и Чечне. Оно было подавлено в мае 1921 г., но опасность нового бунта сохранялась. Это сеяло недоверие советской власти к мусульманским лидерам, которые показали способность объединять вокруг себя многочисленное население, сплошь религиозное [2].

Специфика Дагестана заключалась в огромном влиянии мусульманского духовенства на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку в 1920 - 1930-х гг. Вплоть до начала 1930-х гг. духовенство было многочисленным и его авторитет был незыблемым. При этом мечеть у мусульман служила помещением для исполнения религиозных обрядов, центром исламского образования и культурной жизни всей общины - джа-маата.

На Северном Кавказе Дагестан, начиная с XIX в., лидировал по числу действовавших мечетей и молельных домов. После Февральской революции их количество продолжало расти. Не прекратилось оно и после Октября 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.