Научная статья на тему 'Формирование компетенций у студентов кибернетических специальностей в контексте профессионально - ориентированного обучения иностранным языкам'

Формирование компетенций у студентов кибернетических специальностей в контексте профессионально - ориентированного обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова О. В.

Рассмотрены условия формирования компетенций у студентов кибернетических специальностей в процессе изучения иностранного языка. Приведены примеры реализации профессионально-ориентированного обучения на практических занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS OF CYBERNETIC SPECIALITIES IN THE CONTEXT OF PROFESSIONALLY - ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The conditions of the competence development of the students of cybernetic specialities in the process of foreign language learning are considered. The examples of the realization of the professionally-oriented teaching at the practical lessons are given.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций у студентов кибернетических специальностей в контексте профессионально - ориентированного обучения иностранным языкам»

Воронеж, 2011.

4. Серван-Шрейбер Ж.-Л. Ремесло предпринимателя. Москва; Париж.2009.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализации. М., 2010.

6. Шарп У.Ф., Александер Г.Д., Бейли Д.В. Инвестиции / пер с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.

Trushina E.V.

EFFICIENCY OF CONFLICTOLOGICAL TRAINING FOR FOREIGN STUDENTS IN SUBJECT-ORIENTED ACTIVITY IN HIGHER SCHOOL : WAYS OF IMPROVIN.

This article expands the relevance of teaching discipline, "ConflictManagement" for students of the Department of Foreign students, ubstantiates the factors, confirming the need and importance of ability to recognize the objective and subjective nature of the conflict, its immediate reasons and motives and navigate in the ways how conflicts occur and could be resolved for all kinds of leaders in various countries and regions.

Key words: social conflict, factors, dynamics and mechanism of conflict solution, an effective manager, management of human resources

Получено 30.10.2011 г.

УДК 378.147.

О.В.Филимонова, ассистент, (4872)33-25-28, [email protected] (Россия,Тула,ТулГУ).

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КИБЕРНЕТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Рассмотрены условия формирования компетенций у студентов кибернетических специальностей в процессе изучения иностранного языка. Приведены примеры реализации профессионально-ориентированного обучения на практических занятиях.

Ключевые слова: компетенция, иностранный язык, профессионально-ориентированное обучение.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к современному специалисту, является его умение участвовать в устной и письменной коммуникации в профессиональной сфере. Характер и содержание этой компетенции предопределены особенностями предметной деятельности, в восприятии и продуцировании которой будет участвовать специалист. Основной целью обучения иностранному языку в вузе становится

подготовка специалиста со знанием иностранного языка, готового к профессиональной межкультурной коммуникации.

По мере развития средств вычислительной техники, их внедрения во все сферы человеческой деятельности, широкого использования новых информационных технологий востребованы специалисты по информационным системам и коммуникациям, по системам мультимедиа и компьютерной графики, по защите информации и информационной безопасности. Спектр профессиональной деятельности выпускников современных кибернетических специальностей, реализуемых в вузе, таких, как: «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Комплексное обеспечение информационной безопасности и автоматизированных систем», «Информационные системы и технологии», «Информатика и вычислительная техника» настолько широк, что их можно встретить практически в любой отрасли промышленности - от крупных оборонных корпораций до предприятий малого и среднего бизнеса, в образовательных учреждениях, в администрации области и муниципальных образованиях. Это целый класс специалистов - работников совместных предприятий в России и за рубежом, успешность профессиональной деятельности которых во многом, а зачастую и в решающей степени, зависит от того, насколько продуктивен процесс формирования компетенций на этапе вузовской подготовки, в том числе в ходе изучения студентом иностранного языка.

Опираясь на федеральные государственные стандарты третьего поколения (ФГОС-3) [2], мы выделили компетенции, которые могут формироваться в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов кибернетических специальностей.

Анализ иноязычных коммуникативных потребностей студентов кибернетических специальностей позволил выявить компоненты, релевантные для их профессиональной деятельности, определить ситуации и сферы приложения иноязычных знаний будущих специалистов данного профиля. Современные потребности, лежащие в основе формирования компетенций связаны, с расширением:

1) сфер профессиональной деятельности (установление контактов с зарубежными заказчиками, проведение презентаций проектов на международных выставках, обмен профессиональным опытом с зарубежными коллегами, осуществление профессиональной деятельности за рамками РФ);

2) информационного поля деятельности (работа с современной иноязычной специальной литературой, зарубежными периодическими изданиями, работа в сети Интернет);

3) «научно-исследовательской деятельности (поиск, отбор и обработка необходимой информации из иноязычных источников,

представление результатов научных исследований проектно-технологической и проектно-конструкторской деятельностей на международных конференциях и выставках, при защите дипломной работы на иностранном языке)» [1, с.8].

В соответствии с учебным планом обучение иностранному языку студентов I и II курсов кибернетических специальностей преимущественно ограничено темами общекультурной направленности, что существенно снижает мотивацию студентов, которые заинтересованы в изучении английского языка для получения более глубоких знаний по специальности из зарубежных источников. Анализ существующего учебного материала позволил сделать вывод, что он не отражает целей, содержания и форм обучения, необходимых для осуществления полноценной профессиональной деятельности студентов данного профиля в современных условиях. На практических занятиях в студенческих группах кибернетических специальностей по направлению «бакалавриат» мы используем материал, разработанный нами специально для обучения студентов данной специальности, который фокусируется на обучении языковым средствам и коммуникативным функциям, характерным для конкретной сферы использования языка, связанной с будущей профессией. Он обладает определенной профессионально-ориентированной спецификой и включает в себя: а) двуязычные словари научных терминов по специальности; б) аутентичные тексты на иностранном языке (ИЯ), по необходимости адаптированные с учетом уровня обученности ИЯ для каждого этапа обучения. Профессионально-ориентированные тексты снабжены: переводом на родной язык или толкованием на родной язык и ИЯ наиболее трудных для понимания слов и терминов; б) до- и послетекстовыми вопросами либо на родном языке, либо на ИЯ с целью облегчения или уточнения понимания текстов, извлечения информации и ее применения для решения учебных задач; в) иллюстративным материалом, необходимым для понимания текста; г) упражнениями или практическими заданиями для выполнения в аудитории или самостоятельно.

Безусловно, студенты нефилологических вузов, будущие специалисты - участники международного профессионального общения должны обладать языковой и речевой компетенциями. Практика показывает, что на занятиях по иностранному языку возможно формирование как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Например: формирование компетенции «Способность оформлять результаты выполненной работы в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях» осуществляется в процессе подготовки студентов к выступлениям с докладами и мини-презентациями на иностранном языке в проводимых в вузе Всероссийских чтениях студентов, аспирантов и

молодых ученых «XXI ВЕК: ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ». На этапе выбора темы предстоящей выполняемой работы студент знакомится с большим разнообразием англоязычных аутентичных технических текстов, сообщающих научно-техническую информацию, используемую в специальных дисциплинах, таких, как «Информатика», « Программирование», «Защита информации». Таким образом, осуществляется: а) углубление знаний по данному предмету, приобретенных обучаемыми ранее из источников на одном языке; и б) расширение информационного поля студентов в данной образовательной области и сопоставление идей и представлений в двух культурах. Данный вид работы актуален в плане развития межпредметных связей в вузе.

Иноязычная презентация доклада подразумевает наличие у студентов соответствующих технических знаний, устных и письменных коммуникативных умений и навыков, которые формируются у студентов кибернетических специальностей с опорой на знания, приобретенные при изучении специальных дисциплин на родном языке. В рамках данного контекста следует подчеркнуть «полипредметность» иностранного языка как учебной дисциплины, которая позволяет осуществлять межпредметную координацию в процессе обучения иноязычному языковому общению.

Наш практический опыт показывает, что успешное формирование данной компетенции реализуется в четыре этапа. Примером может служить изучаемая студентами на занятиях по иностранному языку тема: «Защита информации». На первом этапе осуществляется изучение системы терминов подъязыка специальности, таких, как, information security (информационная безопасность, защита информации), cryptography (криптография), authentication (аутентификация), confidentiality (конфиденциальность; секретность (информации)) и т.п. и грамматического материала. Формирование иноязычного профессионального тезауруса начинается с усвоения наиболее частотных терминов и последовательного подключения семантических участков профессиональной сферы специалиста кибернетической специальности. На втором этапе осуществляется развитие у студентов иноязычных умений комментировать основные положения классификации средств защиты информации от несанкционированного доступа и копирования. Данная классификация предлагается студентам в виде таблицы и представляет собой подразделение на три типа: 1) средства собственной защиты; 2) средства защиты в составе вычислительной техники; 3) средства защиты с запросом информации. Перед студентами ставится задача прокомментировать эту таблицу на иностранном языке. На третьем этапе особое внимание уделяется формированию речевых умений, необходимых для выполнения иноязычной презентации в устном

и письменном форматах путем активизации структуирования этапов изложения изученного материала в статьях, докладах, презентациях. Приведенные ниже упражнения способствуют формированию этих умений: 1) изучите презентацию средств защиты информации, применяемых к компьютерным системам, обращая внимание на ее структуру; 2) подчеркните слова и словосочетания, характерные для определенного этапа презентации; 3) расположите предложенные вам части статьи в логическом порядке с целью получения целостного текста; и т.п. На четвертом этапе осуществляется консолидация знаний, умений и навыков, необходимых для иноязычной презентации. Упражнения следующего плана помогают развивать консолидированные умения: 1) продолжите: The term authentication is used for those security techniques

that..............(Термин аутентификация употребляется для

характеристики таких средств защиты, которые............), The term privacy

denotes.......(Термин конфиденциальность(информации) означает.........2)

составьте список возможных вопросов, касающихся подтемы «Основы криптографии» и продумайте каким образом вы бы ответили на них; 3) в контексте данной темы используйте выражения, помогающие произвести впечатление на слушателей.

Формирование компетенции «Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности» осуществляется с помощью сети Интернет. В сети Интернет возникают виртуальные репрезентации многочисленных международных социальных сообществ, в том числе профессиональной (научно-профессиональной) направленности. Деятельность и общение членов таких международных профессиональных сообществ регламентируется определенными правилами и нормами, что дает основание считать их элементом социокультурного контекста профессии. Сетевые репрезентации представляют собой разновидность социокультурных сетевых сообществ и имеют характер коммуникативных сред со своим подъязыком и правилами общения, что дает основание рассматривать их в качестве источника содержания обучения профессиональной коммуникации на иностранном языке. Создание в игровой форме подобных сообществ внутри учебных групп, объединенных одной профессиональной направленностью, помогает придать значимость будущей профессии. Нами была предложена деловая игра «Специалист по информационным системам и технологиям». В процессе игры раскрывалась сфера деятельности выпускников данного профиля, которая связана с проектированием, внедрением и сопровождением информационных систем на базе Интернет-технологий. Характеристика будущей профессиональной деятельности, предлагаемая самими студентами на иностранном языке, представлена престижной, позволяющей в наибольшей мере реализовать свой потенциал. Это

побуждение заключает в себе противоречие между реальным настоящим и желательным будущим и в силу этого становится движущей силой активности личности, то есть предвосхищение будущей профессии является стимулом для подготовки к ней. Вопросы, обсуждаемые в рамках практического занятия по иностранному языку, затрагивают темы будущих профессиональных обязанностей, социальной значимости профессии и т.п.

Практика показывает, что важным фактором формирования компетенции «Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства» является развитие самосознания студента. Осознавая свои достоинства и недостатки, достижения и перспективы, сопоставляя их с требованиями профессиональной деятельности и своими целями, личность совершенствуется, становится субъектом собственного развития. В рамках практических занятий по английскому языку данная компетенция формируется нами на основе творческих проектов, выполненных студентами самостоятельно. Презентация данных проектов проходит в различных формах: а) описание (функциональных обязанностей/ квалификационных требований); б) сообщение (о выдающихся деятелях науки и профессиональной сферы, о перспективах развития отрасли. Вот названия сообщений, подготовленных студентами: «Bill Gates, American Computer Programmer», «Frederick E. Terman, the Electrical Engineer and Administrator of Silicon Valley», « William Shockley, Nobel Prize - Winning Coinventor of the Transistor»); в) рассуждение (по поводу возможностей личностного развития/перспектив карьерного роста); интервью/собеседование при приеме на работу по специальности. Выполняемые проекты являются инструментом оценки и самооценки умений и навыков будущих специалистов и позволяют обеспечить развитие способности к самостоятельному управлению процессом овладения и совершенствования изучаемого языка.

В заключение можно сделать вывод о том, что в процессе обучения иностранным языкам возможно формирование не только общекультурных компетенций, но и профессиональных. Использование компетенций как главных целевых установок при подготовке специалиста означает существенный сдвиг в сторону профессионально-ориентированного обучения, переход от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции. Эффективное формирование компетенций у студентов кибернетических специальностей (направление «бакалавр») в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам осуществляется при наличии следующих обязательных условий: 1)организация учебного материала с учетом профессиональных потребностей обучающихся; 2)непрерывность формирования профессионального потенциала; 3)современные технологии, методы, средства и формы обучения; 4) междисциплинарные связи.

Список литературы

1. Корниенко О.П. Формирование иноязычной проектно-технической компетенции у специалистов: автореф....канд. пед. наук. Пятигорск, 2009. 21с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация (степень) «бакалавр»). / Министерство высшего образования, 2009. http://mon.gov.ru

O.V.Filimonova

THE COMPETENCE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS OF CYBERNETIC SPECIALITIES IN THE CONTEXT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The conditions of the competence development of the students of cybernetic specialities in the process of foreign language learning are considered. The examples of the realization of the professionally-oriented teaching at the practical lessons are given.

Кy words: competence, foreign language, professionally-oriented teaching.

Получено 10.02.2011 г.

УДК 796.431.25 Е.С. Цыпленкова, ст. препод., [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-ПРЫГУНОВ ТРОЙНЫМ

Цель исследования заключалась в определении технологии управления специальной физической подготовкой легкоатлетов-прыгунов тройным, определении количественных модельных показателей физической подготовленности.

Ключевые слова: технология управления, специальная физическая подготовленность, модельные характеристики, контрольные упражнения.

Исследование специальной физической подготовленности (СФП) высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов позволяет использовать разработанные нормативные и модельные характеристики их подготовленности для создания рациональной системы управления подготовкой спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.