УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
© 2015 Е.Н. Фуртова
ст. преподаватель каф. технологии материалов, стандартизации и метрологии e-mail: _ potutkinaen@ystu. ru
Ярославский государственный технический университет
В статье рассматривается влияние научно-исследовательской работы на формирование профессиональных компетенций студентов. Представлены формы и виды научно-исследовательских работ. Показано практическое значение применения научноисследовательской работы в образовательном процессе.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, научно-исследовательская работа, дисциплина, лабораторная работа
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения (ФГОС-3), компетенция - это комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Поэтому результатом образования должны быть сформированные компетенции заданного содержания. Практическая реализация компетентностного подхода - это основное требование ФГОС-3. Для достижения целей образования необходимо формировать у студентов практические навыки, определяемые содержанием компетенций.
В этом процессе важная роль отводится научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС). Это один из способов формирования профессиональных компетенций выпускника. Он позволяет актуализировать знания по темам, сформировать умение работать с информацией, расширить способы деятельности, активизировать самостоятельную деятельность студентов, развивать контроль и самоконтроль. Группа авторов в своей работе отметила, что научно-исследовательская деятельность студента является составляющей системы формирования компетенций специалиста [Матушкин и соавт. 2007]. М.В. Шацкая особое внимание отводит исследовательской деятельности студентов. Автор отмечает, что она должна стать основой современной подготовки студентов технических вузов, так как современное общество нуждается в специалистах, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах и готовых компетентно решать исследовательские задачи [Шацкая 2010].
В ФГОС ВО для различных направлений подготовки указано, что бакалавры готовятся к такому виду профессиональной деятельности, как научно-
исследовательская. Поэтому особое внимание в статье уделено организации научноисследовательской работы студентов (НИРС), которая является одной из составляющих учебного процесса в вузе и одним из средств формирования компетенций студентов.
НИРС подразделяются на учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) -работу, включаемую в учебный процесс, и собственно НИРС - работу, выполняемую во внеучебное время.
Научно-исследовательская работа студентов может осуществляться в следующих формах:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
- выполнение лабораторных работ, домашних работ, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы научных исследований;
- введение элементов научного поиска в практические и семинарские занятия;
- выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственной и преддипломной практик;
- ознакомление с теоретическими основами методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и проведения научного эксперимента и обработки полученных данных;
- индивидуальная работа преподавателей со студентами, которые занимаются научными исследованиями;
- научно-исследовательская работа студентов в научных кружках;
- участие в научно-практических конференциях, научных чтениях, семинарах.
Каждая из представленных форм является своеобразной и требует творческого
подхода к ее организации. Формы и методы НИРС также зависят от уровня подготовки студентов. На младших курсах преобладают такие формы НИРС, как написание рефератов, выполнение расчетных работ, перевод литературы и др. На старших курсах - реальное курсовое и дипломное проектирование, постановка и модернизация лабораторных работ, участие студентов в подготовке и проведении научных экспериментов, выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа студентов делится на следующие виды:
- анализ научной литературы;
- подготовка научных сообщений, рефератов, обзоров по теме исследования;
- систематизация материалов обработки литературных источников;
- поиск тематических статей (отбор научной литературы), составление библиографий по определенным темам;
- научные доклады, тезисы, научные статьи;
- методические разработки по актуальным вопросам профессиональной деятельности;
- научные отчеты о выполнении элементов исследований;
- расчетно-графические работы, курсовые работы;
- создание обучающих программ.
Данные формы и виды научно-исследовательской работы согласуются с задачами и объемами, отводимыми на самостоятельную работу студентов по дисциплинам (научно-исследовательская работа студентов является элементом самостоятельной работы). Основными принципами отбора форм и видов НИРС являются принципы индивидуализации, активности, систематичности и
последовательности предъявления материала, новизны и научности.
Выбор методов и средств обучения зависит от форм и вида НИРС, способностей и возможностей студентов, от целей, задач и содержания предлагаемого к изучению материала. На выбор влияют условия протекания учебного процесса, материальная оснащенность, наличие технических средств обучения и т.д. Поэтому это может быть репродуктивный метод (воплощается в лабораторных и практических занятиях), частично-поисковый или эвристический и т. д. Приоритетными методами обучения, применяемыми преподавателем, является метод проблемного изложения,
исследовательский и частично-поисковый.
Для организации обратной связи субъектов учебного процесса предлагается консультативная форма работы. Консультации преподаватель проводит по запросам студентов, а также организуются рубежи текущего контроля проделанной работы и выполненных заданий. Проведенный текущий контроль регистрируется в документах преподавателя и является своеобразной формой отчетности об успеваемости студентов.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)
Фуртова Е. Н. Формирование компетенций студентов при выполнении научно-исследовательской работы
В конце курса проводится итоговый контроль о проделанной научноисследовательской работе студента.
Рассмотрим влияние научно-исследовательской работы студентов на
формирование профессиональных компетенций для направления подготовки 150100 «Материаловедение и технологии материалов». Бакалавр по этому направлению подготовки должен решать следующие профессиональные задачи:
- сбор данных о существующих типах и марках материалов, их структуре и свойствах применительно к решению поставленных задач с использованием баз данных и литературных источников;
- участие в работе группы специалистов при выполнении экспериментов и обработке их результатов по созданию, исследованию и выбору материалов, оценке их технологических и служебных качеств путем комплексного анализа их структуры и свойств, физико-механических, коррозионных и других испытаний;
- сбор научно-технической информации по тематике экспериментов для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, участие в составлении отчетов по выполненному заданию;
- делопроизводство и оформление проектной и рабочей технической документации, записи и протоколы; проверка соответствия разрабатываемых проектов и технической документации нормативным документам [ФГОС ВПО: 3].
Перечисленные выше виды деятельности опираются на изучение общепрофессиональной дисциплины «Общее материаловедение и технологии материалов», с которой студенты знакомятся в первой половине срока обучения.
В рамках данной дисциплины с целью формирования профессиональных компетенций студентам можно предложить следующие направления научноисследовательских работ:
1) подготовка рефератов;
2) расчетно-графические работы;
3) отбор научной литературы, составление библиографий по определенным
темам;
4) подготовка научных статей, тезисов;
5) выступление с научным докладом на конференции;
6) лабораторные работы.
1. Подготовка рефератов
На младших курсах работа студентов не может полностью носить научноисследовательского характера, потому что всякому научному исследованию должна предшествовать длительная подготовка по сбору и анализу информации. Поэтому студентам предлагаются работы реферативного характера по вопросам, выходящим за рамки учебной программы, которые могут стать для них началом будущей научной деятельности.
Преподаватель при организации такого вида научно-исследовательской работы определяет список тем и целей рефератов и сроки их подготовки; оказывает каждому студенту помощь в составлении плана реферата, в подборе источников, формулировке основных выводов, оформлении работы.
Реферативные работы должны представлять письменную модель научной работы, статьи. Студент должен собрать и изучить работу по теме, составить план реферата, выделить основные понятия, уяснить логику материала источника, выбрать основной материал, сформулировать выводы и оформить реферат по установленной форме. Критериями оценки реферативных работ будут актуальность темы, соответствие содержания теме, глубина проработки материала, грамотность и полнота использования источников, соответствие оформления реферата требованиям.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
2. Расчетно-графические работы (РГР)
РГР - это индивидуальное самостоятельное исследование студента.
Целью написания РГР является:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений студента;
- выработка навыков научно-исследовательской работы;
- приобретение опыта работы с литературой и другими источниками информации, умение обобщать и анализировать научную информацию, вырабатывать собственное отношение к проблеме.
3. Отбор научной литературы, составление библиографий по определенным
темам
Студенту предлагается тематика из разделов изучаемой дисциплины, для которой надо подобрать библиографические источники. Преподаватель определяет список научных изданий, журналов, материалов практических конференций, с которыми предстоит работать студенту. Критериями оценки таких работ будут соответствие подобранных источников заданной теме, глубина проработки материала, грамотность и полнота использования источников.
4. Подготовка научных статей, тезисов
Базой для тем научных статей могут быть выбраны научно-исследовательские работы, выполняемые профессорско-преподавательским составом кафедры. Студент выполняет небольшой раздел научной работы преподавателя. Материалы, предлагаемые студентам для работы, могут быть получены на оборудовании крупных предприятий или непосредственно на кафедральном оборудовании.
5. Выступление с научным докладом на конференции
Результаты научно-исследовательских работ студенты могут докладывать на научно-практических конференциях, которые проходят ежегодно в высших учебных заведениях.
6. Лабораторные работы
В лабораториях кафедры «Технология материалов, стандартизация и метрология» Ярославского государственного технического университета имеются следующие приборы и установки:
- приборы для определения твердости и микротвердости материалов;
- печи для проведения термической обработки материалов;
- комплексы для подготовки шлифов;
- микроскопы для изучения структур материалов;
- прибор Spectromaxx для определения химического состава металлов и др.
Используя лабораторное оборудование можно проводить эксперименты и
исследования. Работая на лабораторных установках, студенты самостоятельно получают подтверждение своим теоретическим знаниям, учатся работать на представленном выше оборудовании. Они учатся анализировать экспериментальные данные, применять на практике теоретические знания, сравнивать результаты эксперимента с теоретическими положениями, делать выводы, строить графики и работать со справочной литературой. Кроме того, студенты учатся обрабатывать и анализировать полученные результаты, знакомятся с оформлением проектной и рабочей технической документации, записями и протоколами.
Подводя итог проведенной работе, можно сказать о том, что в рамках НИДС можно достичь следующих результатов:
- повысить качество профессиональных теоретических знаний обучающихся по предмету;
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)
Фуртова Е. Н. Формирование компетенций студентов при выполнении научно-исследовательской работы
- привить студентам навыки постановки и проведения самостоятельных научных исследований;
- сформировать положительную мотивацию к изучению дисциплины и профессиональные компетенции;
- развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
- повысить интерес к новому виду деятельности - проведению исследовательской работы.
Таким образом, обучение студентов с участием их в научно-исследовательской деятельности создает условия для достижения основной цели образования.
Библиографический список
Матушкин Н.Н., Столбова И.Д., Ульрих Т.А. НИРС как составляющая системы формирования компетенций специалиста // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 5. С. 3-7.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки 150100
«Материаловедение и технологии материалов» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m66.html (дата обращения: 12.12.2014).
Шацкая М. В. Исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. 2010. № 12. Т. 2. С. 140-142.