ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ _
УДК: 611(07.07)
Л.А. УДОЧКИНА
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ, Россия, Астрахань
В статье обсуждены принципы компетентностного подхода в высшем медицинском образовании; представлен анализ технологических принципов построения учебного процесса на основе компетенций. В частности, рассматриваются вопросы построения обучения на кафедре анатомии человека Астраханской медицинской академии на основании компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, высшее медицинское образование, анатомия человека.
В настоящее время освоение компетентностного подхода является мировой тенденцией в образовании вообще и в высшем медицинском образовании в частности. Введение в Российской Федерации образовательных стандартов третьего поколения предполагает переход к компетентностно - ориентированному образованию, когда в результате интегрирования понятий знание - понимание - навыки формируются способность и готовность к профессиональной деятельности, обозначаемые как компетенции.
В настоящее время перед преподавателями стоит задача повышения результативности учебной деятельности, что обеспечит высокий уровень знаний по предмету.
Современная методология, последовательность, объем, наглядность преподавания и система контроля знаний студентов по анатомии человека в медицинском вузе проверены временем, отработаны и необходимы. В тоже время они нуждаются в постоянном изучении, коррекции и совершенствовании с целью улучшения качества обучения. Не вызывает сомнения, что этот процесс должен быть непрерывным.
Работа над улучшением системы преподавания на кафедре анатомии человека Астраханской государственной медицинской академии в настоящее время ведется по нескольким направлениям, включающим в себя: организацию учебного процесса, отвечающую современным требованиям подготовки специалистов; разработку новых форм работы, совершенствование методов обучения. Причем последнее достигается за счет использования методик активизации учебного процесса, коллективных форм познавательной деятельности, информационных технологий.
Для того чтобы правильно организованный процесс обучения действительно обеспечил оптимальный конечный результат, необходима студенческая заинтересованность. Очень важно, на наш взгляд, чтобы студент как можно раньше осознал, что он получает образование в вузе для будущей самостоятельной творческой деятельности, лишь тогда его работа будет максимально плодотворной. Для формирования творческого компонента процесса учения необходимы: мотивация, активность действий со стороны студентов и методологическая обеспеченность курса.
Современная стратегия высшего профессионального образования делает акцент на самостоятельной работе обучаемого контингента, являющейся составной частью учебной деятельности. На лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом, стоматологическом факультетах она составляет 30% от общего количества часов, выделенных на дисциплину. Эта работа не должна сводиться только к работе с дидактическими материалами, препаратами и консультациям с преподавателем.
Следует отметить, что обучение на первых курсах имеет определённую специфику. Зачастую преподаватель сталкивается с очень важной проблемой: студенты не в состоянии использовать время, предоставляемое для самостоятельной работы, по назначению. Большинство из них или не умеют или не хотят работать с литературой и учиться самостоятельно. На преподавателя возлагается дополнительная нагрузка - научить студента учиться как под руководством наставника, так и самостоятельно.
Эффективность самостоятельной работы значительно повышается при вовлечении студентов в деятельность анатомического кружка, подготовку тематических конференций, работ по реставрации наглядных пособий и т.д.
Нет сомнения, что залогом результативного освоения любого предмета, в том числе и анатомии, является
Медицинский журнал Западного Казахстана №3 (39) 2013 г.
0ЗЕКТ1 МАКАЛАЛАР
создание положительной эмоциональной атмосферы, способствующей развитию личностных качеств обучающихся, предполагающей работу единомышленников.
Опыт кафедры анатомии показывает, что одной из плодотворных форм работы со студентами является проведение тематических мини-конференций. На заданную тему студенты готовят доклады и презентации, представляют их перед сокурсниками.
В качестве примера можно привести тему «Черепные нервы» - одну из самых объёмных и сложных для понимания. Несмотря на то, что анатомия черепных нервов рассматривается и на лекциях, и на практических занятиях, для её усвоения требуется интенсивная самостоятельная работа, которая, как было указано выше, не всегда эффективна из-за отсутствия у многих студентов необходимых навыков. В то же время, владение обучающимися интернет ресурсами позволяет им наряду с материалами, приводимыми в учебной и дополнительной литературе, получать новые интересные сведения по заданной теме. Поиск материала, подготовка сообщения и презентации под контролем преподавателя, представление сведений в легко запоминающейся, порой юмористической, форме, облегчает усвоение трудных для обучающихся тем. Так, для быстрого запоминания названий пар черепных нервов студенты предложили использовать ряд мнемонических правил. Приведём одно из них: «Я обонял, я зрил, я глазом двигал, и блок тройничный отводил, лицом и слухом, языкоглоткой, блуждая, шёл добавочной походкой, под языком все нервы находил».
Кроме того, в ходе подготовки сообщения и презентации у студентов вырабатываются навыки реферирования, представления материала в виде интересного доклада, формируется опыт публичных выступлений.
Важен и соревновательный принцип, непременно сопровождающий эти мероприятия и формирующий у студентов компетентностный подход к обучению. Ведь несмотря на существование различного понимания термина «компетенция», сущность его как нельзя лучше раскрывается в его происхождении. Слово сотреМюп с английского -конкуренция, состязание, соревнование.
В последние годы всё настоятельнее проявляется потребность в повышении общего культурного уровня студентов. Эта задача должна решаться различными способами и на разных уровнях. Кафедра анатомии человека является активным участником этого процесса. Во-первых, институт кураторства, в рамках которого ведётся работа среди студентов. Кроме того, интересной формой просветительской деятельности, на наш взгляд, могут служить тематические конференции, охватывающие как медицинскую тематику, так и вопросы искусства.
На протяжении нескольких десятилетий на кафедре анатомии человека плодотворно функционирует студенческий научный кружок, деятельность которого направлена на привлечение талантливой молодёжи к научно-исследовательской деятельности. Многие нынешние сотрудники кафедры в студенческие годы являлись активными его членами.
Традиционно, каждый месяц на кафедре проводятся заседания научного студенческого кружка. Первое, сентябрьское, заседание обычно посвящается презентации новых музейных или учебных экспонатов. На последующих заседаниях представляются работы, выполненные студентами в рамках НИР, или заслушиваются реферативные сообщения. Итоги научно-исследовательской работы студентов подводятся на студенческой конференции, ежегодно проходящей в апреле.
В последние годы на кафедре анатомии внедряется новая форма работы - проведение тематических кружков совместно с клиническими кафедрами. На заданную тему студенты младших курсов готовят доклады и презентации по анатомии тех или иных органов или систем, а старшекурсники представляют информацию о патологических состояниях, развивающихся в этих органах и методах их диагностики, подчёркивая при этом важность анатомических знаний.
Один из наиболее успешных проектов - кружок, посвящённый сердечно-сосудистой системе, проведённый совместно с кафедрой госпитальной терапии. В сообщениях студентов первого и второго курсов была представлена анатомия сердца и крупных сосудов, студенты пятого курса рассказали о патологии сердечно-сосудистой системы, а экскурсия по кардиоцентру и непринуждённая беседа с его главным врачом окончательно убедила студентов в необходимости глубокой проработки данного раздела анатомии.
Последнее, майское, заседание студенческого кружка, когда не целесообразно, на наш взгляд, представлять какие-либо новые работы, посвящается вопросам искусства.
Есть опыт проведения, совместно с кафедрами русского языка и патологической анатомии, такой конференции «Медицина в искусстве». В программе этого мероприятия рассматривались вопросы отражения образа врача в
16
Батыс Цазацстан медицина журналы №3 (39) 2013 ж.
ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ _
литературе, поэзии, изобразительном искусстве. Речь шла и о том, как само искусство может являться средством для лечения различных патологических состояний человека. Студенты читали стихи поэтов - врачей и о врачах, причём особое внимание было уделено медикам - астраханцам. Такая форма работы со студенческой молодёжью позволяет расширить границы специального образования, повысить культурный уровень студентов, раскрыть их творческие способности.
Итак, в образовательном процессе в медицинском вузе, начиная с младших курсов, должны присутствовать разнообразные формы обучения, ориентированные не только на создание некой идеальной модели специалиста, приобретающего лишь профессиональные компетенции, но направленной на усвоение многих других компетенций, необходимых для формирования разносторонне образованного специалиста. Список литературы:
1. Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Б. Касевич, Р В. Светлов, А. В. Петров, А. А. Цыб. - Спб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 108 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // «Эйдос»: Интернет-журнал. - 2006. - 5 мая. - http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
3. Хуторский А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторский. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - 4
TY^H
Л.А. УДОЧКИНА
АДАМ АНАТОМИЯСЫН ЗЕРТТЕУДЕ К¥З1РЕТТ1Л1К ОНТАЙЛЫЛЫГЫН КАЛЫПТАСТЫРУ
«Астрахань мемлекетпк медицина академиясы» ГБОУ ВПО РФ Минздрав элеуметпк дамуы, Ресей, Астрахань
Ма^алада жогары медицинальщ о^у орнындагы ^¡ретттк жагынан келудщ принцип^ тал^ыланган; ^ретплк непзЫде о^у YДер¡с¡нщ технологиялыщ принциптерЫщ ^урылымын сараптау усынылган. Эаресе, Астрахань медициналыщ академиясыныц адам анатомиясы кафедрасында 1^ретттк оцтайлылыщ непзЫде о^ытудыц ^урылымы сура^тары ^арастырылады.
Нег/'зг/ свздер: к¡Yзiреттiлiктер, iy3ipemmrniK оцтайлылыгы, жогары медициналыц б/'л/'м, адам анатомиясы.
SUMMARY
L.A.UDOCHKINA
FORMATION OF COMPETENCE APPROACH IN THE STUDY OF HUMAN ANATOMY
SBEI WEI "Astrakhan State Medical Academy", Ministry of Health care of social development of RF, Russia, Astrakhan
The article concerns the principles of competence approach in higher medical education, an analysis of technological principles of the educational process on the basis of competence. In particular, the problems of construction of training at the Department of Human Anatomy of Astrakhan Medical Academy on the basis of competence approach are considered. Key words: competence, competence approach, higher medical education, human anatomy.
е-mail: udochkin-lk@mail.ru
Медицинский журнал Западного Казахстана №3 (39) 2013 г.
17