относятся государственные и негосударственные юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные субъекты рынка.
На основе вышесказанного, нами сформулирован вывод о том, что для обеспечения эффективного внедрения цифровых технологий в сферу образования необходимо повысить «цифровую» и правовую грамотность населения России, так как лишь 16% взрослого населения вовлечено в процесс получения нового или дополнительного образования. В развитых странах Европы и Америки эта цифра составляет 45% - 70%.
Низкий уровень цифровизации как процесса для взрослого населения свидетельствует об их незаинтересованности участвовать в высокотехнологичном производстве, эффективно использовать последние достижения HiTech и создавать новые знания10.
Литература:
1. Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 годы) // Минкомсвязь России. -http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/ (Дата обращения 08 октября 2018).
2. Мелоян В.Г. Системный подход в исследовании регионального рынка труда // Новые технологии. Вып. 4, 2010. - Майкоп: изд-во ГОУ ВПО «МГТУ», 2010. С. 109-114.
3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Распоряжение Правительства РФ. -http://static.government.ru.pdf (Дата обращения 08 октября 2018).
Педагогика
УДК:378
доктор психологических наук, профессор Литвиненко Наталья Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Мендыгалиева Алтнай Кенесовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА-БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Реализация преемственности математического образования в начальной и основной школе требует специальной подготовки студентов-будущих педагогов с учетом реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников. Одним из важнейших ее результатов должно быть формирование готовности к реализации преемственности как личностного качества, включающего в себя положительного отношение к профессии, способности, знания, умения, навыки, и как актуального психологического состояния, регулятора педагогической деятельности.
В разработанной и апробированной программе «Преемственность математического образования в начальной и основной школе на основе системно-деятельного подхода в контексте требований ФГОС НОО и ФГОС ООО» представлены целевой, организационно-деятельностный, содержательный и результативный компоненты, обеспечивающие формирование у студентов компетенций и их элементов, связанных с проектированием учебного процесса в начальной и основной школе; освоением методов, приемов и технологий реализации преемственности между разными уровнями образования и рефлексией процесса формирования у современных школьников личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Ключевые слова: преемственность, готовность студента-будущего педагога, преемственность обучения, преемственность математического образования, начальная школа, основная школа.
Annotation. The implementation of the continuity of mathematical education in primary and basic schools requires special training for future students, taking into account the implementation of the system-activity approach in the education of schoolchildren. One of its most important results should be the formation of readiness for the realization of continuity as a personal quality, which includes a positive attitude towards the profession, ability, knowledge, skills, and as an actual psychological condition, a regulator of pedagogical activity.
In the developed and tested program "Continuity of mathematical education in primary and secondary schools on the basis of the system-active approach in the context of the requirements of the GEF NEO and GEF LLC" the target, organizational, activity, content and effectiveness components ensuring the formation of competencies and their elements, associated with the design of the educational process in primary and basic school; mastering of methods, methods and technologies for the realization of continuity between different levels of education and the reflection of the process of formation in modern schoolchildren of personal, subject and meta-subject results of mastering the basic educational program.
Keywords: continuity, readiness of the student-future teacher, continuity of education, continuity of mathematics education, elementary school, primary school.
Введение. Становление инновационной экономики в России невозможно без повышения качества математического школьного образования. В связи с этим в настоящее время возникает необходимость обновления содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества математического образования в контексте сохранения его фундаментальности и одновременно соответствия современным и инновационным потребностям общества, государства и личности. Решение этой проблемы затрудняется наличием целого комплекса рисков: сложность отбора содержания математического образования на разных уровнях среднего общего образования, нарушение преемственности в методах и технологиях обучения математике; увеличение количества авторских программ, которые не согласуются между собой в предметном содержании; методические сложности в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении математике; недостаточная реализация вертикальной интеграции, которая обеспечивала бы
'"Гайдаровский форум [Официальный сайт]. - URL: http://gaidarforum.ru/ (Дата обращения 08 октября 2018). 176
целенаправленность, поступательность и планомерность в формировании личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся при реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Особо следует отметить, что, по мнению исследователей, в последнее время начали расти признаки расхождения и ослабления преемственности на различных уровнях общего образования [11. По данным TIMSS - 2011, 2014 (оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе в 4, 8 и 11 классах), начальная школа России по состоянию математического образования занимает 6 место в мире, а в основной школе эти достижения ухудшаются. В Концепции развития математического образования в Российской Федерации отмечается, что содержание математического образования становится формальным и оторванным от жизни, обусловливающим нарушение преемственности между уровнями образования. Как показывает практика обучения, начальная ступень в школах выстроена на основе развивающей концепции обучения (86,8%), а основная функционирует с опорой на традиционную дидактическую концепцию (75,8%).
Таким образом, на современном этапе развития отечественной педагогической науки и практики возникает необходимость обеспечения преемственности уровней математического образования, как в плане предметного содержания, так и в плане организации учебной деятельности обучающихся (научно-методического, психолого-педагогического и функционально-технологического).
Целью статьи является обоснование содержания, методов и средств формирования компетентности студента-будущего педагога к реализации преемственности математического образования в начальной и основной школе.
Изложение основного материала статьи. Решение представленной проблемы возможно при повышении компетентности студентов - будущих педагогов начального общего образования и математики основной школы в области реализации преемственности математического образования. У них должна быть сформирована готовность к реализации преемственности математического образования в единстве таких компонентов как мотивационный, технологический и рефлексивный.
В связи с этим важным является установление соотношения между понятиями компетентность и готовность к профессиональной деятельности. В последние десятилетия большинство ученых проблему профессионального обучения объединяют с подготовкой компетентного специалиста, с его готовностью правильно функционировать в различных профессиональных ситуациях (В.А. Адольф, В.А. Болотов, А.В. Хуторской). Компетентный специалист отличается не только определённый объёмом знаний и умений, но и реализует их в работе, обладает внутренней мотивацией к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности и отношением к своей профессии как к ценности.
В настоящее время проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом дискуссий и разногласий между учеными и специалистами-практиками. Однако почти все единодушны в том, что профессиональная компетентность педагога строится на знаниях, умениях, способах деятельности и имеет уровневые характеристики.
A.К. Маркова раскрывает профессиональную компетентность через определение таких её характеристик, как сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно; способность к оценке и измерению конечного результата деятельности; несводимость к образованности человека и другие [3].
Под профессиональной компетентностью также понимают качество, формирующееся в образовательном процессе, проявляющееся в проектировании и реализации деятельности с учетом квалификационных требований [4].
Отметим, что в глоссарии стандартов второго поколения дается определение профессионально-педагогической компетентности, которая включает не только набор знаний и умений, которые являются ядром компетентности педагога, но и обязательно значимые личностные качества ценностные ориентиры педагога, т.е. компетентность шире знаний, умений и навыков и не является их суммой [7].
Согласно Ю.Г. Татуру, компетентность - это качество специалиста, завершившего образование на определенной ступени, выражающееся в способности на его основе успешно осуществлять профессиональную деятельность с учетом её социальной значимости [6].
Следовательно, компетентность педагога - это показатель его готовности к профессиональной деятельности. Поэтому в дальнейшем мы будем исходить из того, что целью подготовки студента - будущего педагога является формирование его готовности осуществить профессиональную деятельность, которая предполагает наличие у специалиста профессиональной компетентности [2].
B.А. Сластёнин определил теоретическую готовность как внутреннюю, а практическую - как внешнюю. «Теоретическая готовность к педагогической деятельности проявляется в обобщенной компетенции педагога мыслить или, по-другому, в конструктивных и гностических умениях, которые относятся к группе внутренних (идеальных) умений; практическая выражается во внешних (предметных) компетенциях -компетенциях педагогически действовать, которые представлены организаторскими и коммуникативными умениями» [5].
Для повышения компетентности студентов-будущих педагогов начального общего образования и математики основной школы в области реализации преемственности математического образования обучающихся в начальной и основной школе нами была разработана программа «Преемственность математического образования в начальной и основной школе на основе системно-деятельного подхода в контексте требований ФГОС НОО и ФГОС ООО».
Задачами программы являются:
1. Ознакомить студентов-будущих педагогов начальных классов и математики основной школы с основными подходами к реализации преемственности математического образования обучающихся в начальной и основной школе, современными тенденциями развития предметной области «Математика» и эффективными методами и технологиями преемственного обучения.
2. Обеспечить мотивационные механизмы развития компетентности студентов - будущих педагогов начальных классов и математики основной школы в области реализации преемственности математического образования обучающихся в начальной и основной школе.
3. Обучить студентов - будущих педагогов начальных классов и математики основной школы проектированию и организации реализации преемственности математического образования обучающихся в начальной и основной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Программа носит адресный характер и нацелена на основную категорию - студентов - будущих педагогов. Ожидаемым результатом реализации программы является готовность будущего педагога к осуществлению преемственности математического образования обучающихся в начальной и основной школе.
Данная программа выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, организационно-методическую, нормативно-регулятивную и коммуникационную.
Обучающая функция связана с формированием у студентов-будущих педагогов знаний, умений и навыков в области реализации преемственности математического образования в начальной и основной школе. Воспитательная функция обеспечивает развитие у будущего педагога нравственных качеств, способствующих эффективной реализации системно-деятельностного подхода в обучении современных школьников. Организационно-методическая функция связана с формированием у студентов компетенций, необходимых для проектирования и реализации учебного процесса с учетом требований преемственности математического образования в начальной и основной школе. Нормативно-регулятивная обеспечивает соответствие программы актуальной нормативно - правовой базе. Коммуникационная функция связана с созданием условий для взаимодействия студентов-будущих педагогов с учащимися начальной и основной школы в контексте реализации преемственности математического образования в начальной и основной школе.
Ориентируясь на структурные компоненты содержания образования, представленные в концепции И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского, в профессиональной программе подготовки студента-будущего педагога к реализации преемственности математического образования в начальной и основной школе мы выделяем целевой, организационно-деятельностный, содержательный и результативный компоненты.
Целевой компонент предполагает формирование у студента-будущего педагога элементов компетенций, связанных с целеполаганием учебной деятельности учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в современной школе. В процессе анализа и самоанализа педагогической деятельности определяются запросы реальной образовательной практики в выявлении профессиональных проблем, связанных с тем, как современный педагог осуществляет целеполагание, мотивирует обучающихся, разрабатывает программы, принимает педагогические решения; организует деятельность; обеспечивает ее информационное наполнение.
Организационно-деятельностный компонент представлен психолого-педагогическим и предметно-методическим обеспечением процесса подготовки студента к реализации преемственности математического образования в начальной и основной школе. Реализация данного компонента программы обеспечит компетенции студента - будущего педагога в аспекте организации учебной деятельности ученика:
- отбор и применение стилей общения с обучающимися обеих возрастных групп, с учетом их специфики;
- формирование, развитие и наращивание умений обучающихся по организации собственной учебной деятельности с учетом ее структуры;
- рассмотрение с обучающимися сложных тем в обучении математике в начальной и основной школе;
- оценка и коррекция результатов математического образования обучающихся;
- рефлексия и самооценка обучающимися предметных и метапредметных результатов освоения ООП;
- выводы по результативности собственной деятельности.
Содержательный компонент представлен деятельностным содержанием вводимых понятий «системно-деятельностный подход», «метапредметные результаты образования», «универсальные учебные действия», «мотивация». Реализация данного компонента программы подготовки студента - будущего педагога обеспечит:
- определённый уровень психолого-педагогической подготовки (знание психологических особенностей учащихся, психологических, педагогических и методических особенностей учебной деятельности);
- организацию преемственности математического образования обучающихся в начальной и основной школе.
Результативный компонент представлен деятельностным содержанием процесса подготовки студентов -будущих педагогов начальной и основной школы к реализации преемственности математического образования обучающихся в начальной и основной школе (способность принимать эффективные решения в проблемных ситуациях, выполнение творческих заданий, организация практикумов (мониторинг собственной актуальной мотивации, анализ различных типов манипуляций, выявление преимуществ и ограничений различных видов влияния); принятие вариативных решений педагогических ситуаций и др.); реализация данного компонента программы обеспечит:
- перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс «прохождения программ» и усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на «результат», на формирование определённых качеств личности;
- использование деятельностных форм подготовки к реализации преемственности математического образования обучающихся в начальной и основной школе;
- необходимый уровень психолого-педагогической подготовки будущего учителя, проявляющийся в наличии когнитивных, мотивационных, технологических и рефлексивных критериев готовности специалиста и «вертикальных» критериев преемственности (опора на уровень освоения математики, достигнутый на начальной ступени обучения; перспективность, нацеленность учебных заданий в начальной школе на подготовку к обучению в основной школе; коммуникативность, воздействие обучающихся друг на друга в учебном процессе);
- наличие у обучающихся «горизонтальных» критериев преемственности (мотивация учебной деятельности; качество математической подготовки обучающихся в начальной и основной школе; сформированность учебных действий).
Программа включает в себя четыре модуля в соответствии с направлениями, связанными с организацией подготовки студента - будущего педагога к реализации преемственности математического образования обучающихся в начальной и основной школе: нормативная база, содержание начального и общего математического образования, организация преемственного математического образования, оценивание результативности реализации преемственности.
Разработанная нами программа «Преемственность математического образования в начальной и основной школе на основе системно-деятельностного подхода в контексте требований ФГОС НОО и ФГОС ООО» опиралась на современные технологии.
Содержательный компонент программы подготовки студента-будущего педагога строился по алгоритму: «ознакомиться - изучить - освоить - интерпретировать - разработать - внедрить».
Максимальная активность студентов достигается практико- ориентированными заданиями, приближёнными к их учебно-профессиональным интересам.
Результатами реализации программы «Преемственность математического образования в начальной и основной школе на основе системно-деятельного подхода в контексте требований ФГОС НОО и ФГОС ООО» стали создание проектов студентов по организации преемственности математического образования, обеспечивающих реализацию идеологии и нормативного содержания федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения; актуальный уровень профессиональной компетентности студентов - будущих педагогов начальной и основной школы, диагностируемая профессиональная готовность в области реализации преемственности математического образования обучающихся в начальной и основной школе.
Выводы. Анализ результатов внедрения представленной программы свидетельствует о том, что будущий педагог, реализующий основную образовательную программу в рамках внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО, должен знать основные психологические и педагогические концепции, содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности; уметь оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать методы повышения эффективности его развития; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе, реализовывать в своей деятельности функции управления, осуществлять профессиональную рефлексию, использовать частные методики, анализировать программы, учебно-методические комплексы и дидактические материалы; владеть педагогическими, информационными и коммуникационными технологиями, навыками профессиональной коммуникации, умением решать профессиональные проблемы и пр. При этом компетентность будущего учителя в реализации преемственности образования в начальной и основной школе проявляется в наличии профессионально-значимых личностных качеств, которые неотделимы от организации учебной деятельности обучающихся.
Литература:
1. Александрова Л.А. О преемственности в обучении математике между начальной и основной школой / Л.А. Александрова // Математика в школе. - 2013. - № 10. - С. 16-21.
2. Кондаков А.М. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения / А.М. Кондаков // Начальная школа. - 2009. - № 9. - С. 3-5.
3. Курлыгина О.Е. Компетентность как характеристика готовности будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности / О.Е. Курлыгина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 4. - С. 34-41.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.
5. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544.
6. Словарь-справочник по педагогике / авт.сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.Н. Пидкасистого. -М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
7. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 21-26.
Педагогика
УДК 372.881.1
доктор педагогических наук, профессор Мещерякова Елена Владиленовна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); магистрант 2 курса Гудиева Хава Кураевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕМЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ»)
Аннотация. В данной статье рассматривается процесс формирования языковой компетенции на уроках английского языка. Авторы уточняют содержание языковой компетенции для учащихся старшего профиля обучения, рассматривают стратегии и этапы ее формирования. Выявляется наиболее эффективный виды деятельности при формировании языковой компетенции на материале темы «Путешествие».
Ключевые слова: языковая компетенция; речевая деятельность; обучение английскому языку; иноязычная коммуникация; коммуникативная компетенция.
Annotation. The process of formation of language competence at the lessons of the English language is the subject of the article. The authors specifies the content of language competence for senior students; consider the strategies and stages of its formation. The most effective types of activities in the formation of language competence on the material of the theme "Travelling" are revealed.
Keywords: language competence; speech activity; English language teaching; foreign language communication; communicative competence.
Введение. Ведущей целью в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе является формирование способности к иноязычному общению на иностранном языке. Этой цели соответствует формирование у учащихся коммуникативной компетенции, в которую входит ряд