Областной научно-практический семинар «Повышение коммуникативной культуры обучающихся в рамках реализации требований ФГОС по формированию общих компетенций»
8 декабря 2016 года в Кемеровском коммунально-строительном техникуме имени В. И. Заузелкова состоялся Областной научно-практический семинар «Повышение коммуникативной культуры обучающихся в рамках реализации требований ФПОС по формированию общих компетенций». Целью семинара, в котором приняли участие 42 педагогических работ-
ника из 18 образовательных учреждений Кемеровской области, явилось обсуждение вопросов и обобщение опыта работы по формированию коммуникативной компетенции и коммуникативной культуры в социокультурной среде образовательных учреждений. Мы продолжаем публиковать лучшие материалы этого семинара.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ в ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПЕРИОДИЧЕСКИМ ИЗДАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Т. Ю. Зорикова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова
Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетенция, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция предполагает наличие следующих качеств личности: владение устной речью (монологом, диалогом, умением задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта), умение представить себя устно и письменно, владение приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации), умение работать в группе, искать и находить компромиссы.
Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития обучающихся.
Современное профессиональное образовательное учреждение призвано развивать способности обучающегося, реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что ха-
рактеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей обучающихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой по сути является средство массовой информации — периодическое издание газеты техникума «Наш вестник (под знаком плюс)».
При издании СМИ создается уникальная творческая обучающая среда, которая не только стимулирует интерес обучающихся к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки,
но и помогает развить коммуникативные способности, избавиться от многочисленных подростковых комплексов.
Работа в газете направлена на социализацию обучающихся, она готовит студентов к самостоятельной деятельности в вузе, на производстве, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. Эти занятия дают возможность реализоваться таким качествам, как самостоятельность, ответственность за выбранное дело. Участие в выпуске газеты техникума «Наш вестник (под знаком плюс)» способствует развитию коммуникативных компетенций студентов.
В 2015 году по поручению администрации техникума была организована деятельность по выпуску газеты «Наш вестник (под знаком плюс)». Первое, что нам было необходимо,— определить творческий коллектив. Для этого через анкетирование были выявлены творческие личности, желающие заниматься газетой. Газета стала функционировать как звено студенческого самоуправления. Был разработан план деятельности редакционной коллегии.
В настоящее время газета представляет собой творческое объединение «Пресс-центр». Руководит работой редакционной коллегии Татьяна Юрьевна Зорикова, которая вместе с обучающимися составляет планы, продумывает содержание каждого номера газеты.
В редакционную коллегию входят: главный редактор газеты, заместитель главного редактора газеты, технический редактор. Количество отделов и рубрик регламентируется редакционной коллегией.
Отделами и рубриками руководят редакторы отделов, подготавливают материал для выпуска журналисты. Ответственность за подготовку материалов к печати несет главный редактор.
Направления работы отделов творческого объединения:
1. «Калейдоскоп наших дел» — освещение всех новостей техникума.
2. «Это нашей истории строки...» — материалы из истории техникума, (первые преподаватели, выпускники нашего техникума самых разных лет и. т. п.).
3. «Методическая работа» — профессиональные достижения преподавателей и обучающихся техникума.
4. «Мы за здоровый образ жизни» — статьи, связанные с интересами обучающихся (хобби,
автомобили, рыбалка, компьютеры и компьютерные игры).
5. «Спорт и здоровье» — статьи о спортивных соревнованиях в техникуме; о выездных спортивных соревнованиях, достижениях спортсменов техникума; интервью с лучшими спортсменами; беседы с болельщиками.
6. «Досуг» — внеаудиторные мероприятия, конкурсы, статьи о народных праздниках и их истории и т.д.
7. «Творчество твоих ровесников» — стихотворения, рассказы, эссе студентов и преподавателей о писателях родного края и т. п.
Систематическая работа над периодическим изданием способствует развитию и совершенствованию коммуникативной компетенции будущих специалистов.
Юные журналисты овладевают навыками самопрезентации (устной и письменной), приемами оформления текста, правилами этикета при переписке, в том числе электронной, правилами подачи информации в презентации. Эффективно работают в группе, ищут и находят компромиссы. Используют различные способы работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах; овладевают навыками отбора, систематизации, анализа информации. Учатся критически относиться к получаемой информации, оценивать степень достоверности, выделять главное. Все эти умения и навыки составляют коммуникативную и информационную компетенции.
Основная задача редакции — уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и обучающихся, и преподавателей, и родителей.
Газета «Наш вестник (под знаком плюс)» действительно играет большую роль в жизни издающих ее студентов. Она способствует взрослению обучающихся, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах техникума устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы пресс-центра каждый — и пишущий, и читающий — чувствует собственную значимость и причастность к решению задач внутри нашего образовательного учреждения.
Еще одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.
Для развития издательского дела в техникуме объединены усилия администрации техникума и редакции. Издание газеты «Наш вестник
(под знаком плюс)» — дело общее, а не частное. Администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях «преподаватель — обучающийся — родитель», поэтому газета будет существовать долго, и мы уверены, что в дальнейшем она станет образцом свободы слова в нашем образовательном учреждении. Важно правильно организовать работу с обучающимися, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.
В формировании коммуникативной компетенции обучающихся принципиально изменяется и позиция преподавателя. Он перестает быть носителем «объективного знания», которое он пытается передать обучающемуся. Его главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Преподаватель создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей, определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
Таким образом, формируя ключевые компетенции обучающихся, мы выполняем общественный заказ на подготовку личности, умеющей жить, в любых ситуациях оставаться человеком, рядом с которым и другому человеку будет комфортно.
Обучающиеся стали активно принимать участие в разных конкурсах. Сами выступают с предложениями. Значительно расширился круг тем и проблем, поднимаемых газетой, — от бытовых вопросов до проблем нравственного, патриотического характера. Да и сами журналисты совершенствуют свое мастерство. Обучающиеся Виталий Богданов, Анастасия Сереброва благодаря опыту работы в газете приняли участие в пресс-конференции лауреатов областного конкурса «Преподаватель года — 2016».
Анализ творческой деятельности показал, что работа в газете способствует развитию ком-
муникативных компетенций. В областной олимпиаде по русскому языку в 2015 году журналистка Анастасия Карпузович вошла в десятку лучших студентов. Самые активные юные журналисты учатся хорошо, с преобладающей отметкой «отлично», участвуют в конкурсах исследовательских работ. Так, в 2015 году Анастасия Сереброва заняла четвертое место в конкурсе исследовательских работ по литературе во II Студенческой научно-практической конференции ККСТ; в 2015 году Карина Димакси-ян, Альбина Хохлова стали призерами в городском конкурсе чтецов и участниками областного конкурса чтецов. «Отговорила роща золотая». В 2016 году Анастасия Карпузович, Павел Абрамовский приняли участие во всероссийском конкурсе сочинений. Богданов Виталий в 2016 году участвовал в областном конкурсе творческих работ, посвященном 70-летию Нюрнбергского процесса.
В процессе работы над выпуском газеты обучающиеся имеют возможность отшлифовать коммуникативные компетенции, формируемые на уроках русского языка и культуры речи: умение работать с текстом, определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста. Результатом становится создание собственных текстов, а также поэтических работ. Павел Абрамовский принял участие в конкурсе стихотворений к 45-летию техникума. Анастасия Вайден-ко, Светлана Гунбина, Ксения Иванова, Анастасия Карпузович, Яна Русник, Даша Русских приняли участие в конкурсе сочинений, посвященном 45-летию техникума.
В 2015 году газета техникума «Наш вестник (под знаком плюс)» участвовала в областном конкурсе публицистических изданий профессиональных образовательных организаций. Жюри отметило такие сильные стороны газеты, как содержательность и многообразие рубрик.
Как видим, коммуникативная культура — важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции — одна из важных задач всего образовательного процесса в целом и курса русского языка и культуры речи, русского языка и литературы в частности.