Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ВЕРБАЛЬНОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ВЕРБАЛЬНОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
расстройство аутистического спектра / альтернативная коммуникация / autism spectrum disorder / alternative communication / PECS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комкова Г.А.

В статье раскрывается содержание понятия расстройства аутистического спектра, выделяются критерии и признаки аутизма, подробно описываются качественные нарушения в сфере социального взаимодействия, приводится определение понятия «альтернативная коммуникация», особое внимание уделено описанию таких методов альтернативной коммуникации, как коммуникационная система обмена изображениями (PECS), графические символы, вспомогательные устройства, обосновывается роль семьи в закреплении и генерализации навыков использования альтернативной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Комкова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS AND SPEECH SKILLS USING MEANS OF VERBAL AND ALTERNATIVE COMMUNICATION COMMUNICATION AMONG STUDENTS WITH ASD

The article reveals the content of the concept of autism spectrum disorder, highlights the criteria and signs of autism, describes in detail qualitative disorders in the field of social interaction, provides a definition of the concept of "alternative communication", special attention is paid to the description of such methods of alternative communication as the image exchange communication system (PECS), graphic symbols, auxiliary devices, substantiates the role of families need to consolidate and generalize the skills of using alternative communication.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ВЕРБАЛЬНОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС»

УДК 37

Комкова Г.А.

учитель

ЕЕ Дивеевская школа-интернат ЕЕ (сп. Сатис, Дивеевский район, Нижегородская обл., Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ВЕРБАЛЬНОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС

Аннотация: в статье раскрывается содержание понятия расстройства аутистического спектра, выделяются критерии и признаки аутизма, подробно описываются качественные нарушения в сфере социального взаимодействия, приводится определение понятия «альтернативная коммуникация», особое внимание уделено описанию таких методов альтернативной коммуникации, как коммуникационная система обмена изображениями (PECS), графические символы, вспомогательные устройства, обосновывается роль семьи в закреплении и генерализации навыков использования альтернативной коммуникации.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, альтернативная коммуникация.

В настоящее время уже не приходится доказывать, что общение -совершенно необходимое условие жизни людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса. Особо актуальным и важным это оказывается для детей с расстройством аутистического спектра, для которых проблемы взаимоотношений с окружающими людьми выходят на первый план.

Общение - это один из главных факторов развития ребенка, важнейшее условие формирования его личности. Одной из основных моих задач является

формирование у детей мотивации к общению и помощь в освоении навыков взаимодействия с окружающими людьми.

Современные исследователи уделяют большое внимание проблеме развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Это связано, прежде всего, с тем, что нарушения в области коммуникации являются серьезным препятствием в процессе социальной адаптации этой категории детей.

Желание общаться неразрывно связано с развитием общественных отношений, в которых дети с РАС испытывают значительные трудности. Для того, чтобы научить столь важному навыку, нужно создать условия для увеличения мотивации к общению.

У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточность использования жестов и интонации в общении.

Аутичный ребенок редко меняет выражение лица, даже испытывая дискомфорт, но немалая часть аутичных детей демонстрирует довольно яркую, а иногда, наоборот, чрезмерную мимику, выражающую удовольствие, страдание или панику и имеющую отношение к базовым человеческим эмоциям, но при расстройстве аутистического спектра грубо нарушен механизм социализации таких эмоций. Считается, что ребенок с РАС лишен эмпатии и поэтому не может адекватно понимать как собственное эмоциональное состояние, так и настроение других людей. Он может активно улыбаться, испытывая удовольствие, или делать рассерженное лицо, не получив желаемое, но он не способен понять, почему кто-то плачет.

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить

развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции таких детей в социум.

При обучении детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативным навыкам используются различные методы и приемы: игры, упражнения, беседа.

Использование игровых методов и приемов позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык. В ходе коррекционной работы применяются разнообразные виды игр: имитационные, хороводные, с переходом ходов, ролевые, игры перед зеркалом и т.д. Обучение в игровой форме осуществляется на всех этапах и направлениях психолого-педагогической коррекции коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Разнообразные упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках, работа с бланками, карточками и т.д.) используются в ситуации структурированного занятия с целью формирования умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков.

Метод беседа актуален при работе с детьми, владеющими диалогической речью. Он используется с целью дальнейшего формирования диалоговых навыков.

Одним из направлений работы по социализации аутичных детей, является работа с пиктограммами (РЕСS) как альтернативной системой коммуникации.

Неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, чтобы общаться. И данным навыкам можно обучить с помощью карточек РЕСS.

Хочется сказать несколько слов об этой программе и преимуществах ее использования:

1. РЕСS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.

3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его - благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена.

Если в работе сочетать элементы, способы, формы работы как по программе PECS, так и по системе пиктограмм, которая представлена автором Баряевой Л. Б., можно так же обучить навыкам коммуникации не только аутичных, но и неречевых детей с другими диагнозами.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в качестве средства временного общения, когда ребенок в перспективе может овладеть звуковой речью. В этом случае задача педагога, использующего метод пиктограммы, сохранить у ребенка мотивацию и желание общаться: средства постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем.

Да, ребенок с пиктограммами выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью них со сверстниками и приобретает социальные навыки, чем не общается вообще. И последнее, мы не знаем, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь - может через год, а может через два он научится произносить 2-3 слова, а может этого не произойдет никогда. Но мы не имеем никакого этического права оставить ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет или не хочет, что он чувствует, что волнует его.

Развитие коммуникативной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра - это сложный многогранный процесс, включающий в себя комплексное воздействие всех специалистов, работающих с ребенком, а также активного участия родителей в процессе реабилитации.

В современном обществе важно не изолировать ребенка от общения с окружающими людьми, а с самого раннего возраста включать его в различные коммуникативные ситуации, обогащая его опыт в общении.

Моей задачей является организовать развивающую среду таким образом, чтобы повысить мотивацию ребенка к общению, развить в нем навыки произвольности, сделать взаимодействие с миром простым и понятным для него. Этих целей можно достичь, опираясь на уровень базовых потребностей ребенка, учитывая зону ближайшего развития, организуя не директивные, а партнерские отношения в работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баряева Л. Б. Знакомимся с окружающим миром: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста/ Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. -М.: Дрофа, 2007. - 63с.: ил.- (Дошкольник. Мир вокруг нас);

2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб./ Л.Г. Нуриева, - Изд.6-е, - М.: Теревинф, 2012.- 107с. - («Особый ребенок»);

3. Фрост, Лори. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов/ Лори Фрост и Энди Бонди. - М.: Теревинф, 2011. - 416с

Komkova G.A.

Diveevskaya boarding school (Nizhny Novgorod region, Russia)

FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS AND SPEECH SKILLS USING MEANS OF VERBAL AND ALTERNATIVE COMMUNICATION COMMUNICATION AMONG STUDENTS WITH ASD

Abstract: the article reveals the content of the concept of autism spectrum disorder, highlights the criteria and signs of autism, describes in detail qualitative disorders in the field of social interaction, provides a definition of the concept of "alternative communication", special attention is paid to the description of such methods of alternative communication as the image exchange communication system (PECS), graphic symbols, auxiliary devices, substantiates the role of families need to consolidate and generalize the skills of using alternative communication.

Keywords: autism spectrum disorder, alternative communication, PECS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.