Эксперимент и инновации в школе № 4/2015
Инновационные подходы в современном образовании
М.В. Стурикова
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе проведения дебатов
Аннотация
Характерной особенностью современного этапа образования является формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей адаптацию будущего специалиста к современным условиям жизни, Оно осуществляется не только на учебных занятиях, но и во внеучебное на основе активных дискуссионных: споров, дебатов, дискуссий. Значим выбор социальной тематики проблемного поля, технологический сценарий, уровневое оценивание освоения коммуникативной составляющей умений учащихся, качественная рефлексия результатов в целом.
Ключевые слова
I
коммуникативная компетенция, активные формы работы, дебаты, критерии.
В XXI веке возросла потребность развития коммуникативной компетенции обучающихся. роста качества профессиональных компетентностей специалистов. Смена парадигмы образования, многоуровневая структура высшего образования, новые образовательные стандарты, внедрение технологий в образовательную деятельность обусловили необходимость решения данной проблемы как в развитии учащихся так и студентов-педагоги-ческого вуза, включая и подготовку кадров в иных сферах производственной и общественной деятельности» [13, с. 3].
Качество образования в условиях современных трансформаций определяется наличием интеллектуального ресурса взрослеющего человека, умением самостоятельно работать с информацией и критически мыслить, доказывать состоятельность выдвинутых положений, сотрудничать в любых социальных группах, разрешать конфликтные ситуации, полезнее прогнозировать и предотвращать их В этом и заключается проявление коммуникативной компетенцией высокого уровня.
Эта проблематика нашла отражение в работах многих ученых (Е.Н. Зарецкая, А.К. Михаль-ская, И.А. Стернин, Т.П. Усольцева, А.П. Чудинов, Е.М Сартакова, Е.М. Кузьмина, И.Д. Агафонова, Е.А. Смирнова и др.).
Обратимся к понятию «коммуникативная компетенция», которое семантически восходит к
понятиям «компетенция» и «компетентность», имеющим в своей этимологической основе латинское «competе», что в переводе на русский означает: подхожу, соответствую, достигаю, добиваюсь. Анализ содержания этих категорий раскрыт в научных изданиях (О.В. Акулова, М.Т. Баранов, В.П. Беспалько, Е.А. Быстрова, И.А. Зимняя, В.И. Капинос, М.Р. Львов, М.М. Разумовская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Н.М. Шанский и др.). Компетенцию представлена в них как совокупность определенных структурных компонентов, проявляющихся в качествах личности, по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых в осуществлении качественной продуктивной деятельности, то есть в «способности и готовности выпускника актуализировать компетенцию и ее компоненты в определенных ситуациях» [17, с. 72].
Коммуникативная компетенция — это способность адекватно использовать языковые и речевые средства применительно к общению проявляемую в умении понимать, правильно истолковывать и речевое построение мысли на основе норм и специфики конкретной речевой ситуации.
Коммуникативная компетенция — ключевая по сути (А.А. Хуторской). Вследствие проявления её многофункциональности, метапредметности многомерности, проявляющаяся во всех сферах человеческой деятельности. Она «становится мета-компетенцией, поскольку обеспечивает владение
#
ключевыми, профессиональными и специальными компетенциями» [7, с. 37]. Владение коммуникативными умениями — одно из условий гибкой адаптации выпускников в разнообразных жизненнх ситуациях. Её развитие осуществляется в ходе освоения содержания предметов «русский язык», «иностранный язык», «речь и культура общения» (практическая риторика), литература. В вузах — «русский язык и культура речи», «стилистика научного текста», включая дисциплины по специальности: «документная лингвистика», «деловое общение», «риторика», «судебное красноречие», методики, определяющие единство целей, задач, принципов, методов, содержания форм и средств обучения, включая педагогическую технику, приемы, специфику выбранной специальности, что в конечном итоге обеспечивает развитие личности специалиста, владеющего коммуникацией.
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся не ограничивается только учебной деятельностью. процесс продолжается и за рамками занятий. Специфика этой области -выбор активность форм и техник развивающих творчество (споров, дебатов, групповаых дискуссий). Значимо использование в процессе развития игровых техник (дидактических, творческих: деловых, проектирования), а также — ролевых игр, речевого видеотренинга и др.
Остановимся на дискуссионных методах, предполагающих совместное обсуждение спорных вопросов. Важно, чтобы используемая форма работы была зрелищной Дебаты.— дискуссионный метод. Эта форма работы традиционная в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, гимназии № 35 и средней школе № 131. Дебаты проводятся ежегодно между двумя командами, в вузе — между будущими социологами и юристами, в гимназии и школе — между старшеклассниками. Форма такой работы с учащимися близка к спору, т.к. осуществляется обмен мнениями при обсуждении тематики в условиях постановки проблемного вопроса, но со зрителями, их привлечением. Например, для учащихся гимназии и школы: «Нецензурная лексика: за и против», «Я за тестирование учащихся на употребление наркотических веществ», «В России нужна смертная казнь», «Школьная форма: за и против» и др.; для студентов профессионально-педагогического вуза: «Является ли правонарушением употребление нецензурной лексики в общественных местах?», «Я за тестирование студентов на употребление наркотических веществ», «Мораторий на смертную казнь: за и против», «Однополые браки: норма или антинорма?», «Курение — это дань моде или физиологическая потребность?» и др.
В дебатах принимают участие две команды; до проведения мероприятия они посредством жеребьевки определяются с позицией, которую будут защищать во время публичного проведения деба-
тов: за или против, да или нет. В командах по 3 человека: (Спикеры — 1,2, 3.) Первый заявляет позицию своей команды (за или против), приводит аргументы (от 3 до 5) в защиту заявленного тезиса. Второй — повторяет тезис и приводит примеры из научной или художественной литературы, СМИ, подкрепляющие аргументы «первого, при этом новых аргументов не приводит. Третий — задает вопросы команде оппонентов, подводит итоги, анализирует выступления команд: останавливается на достоинствах, защищая членов своей команды и акцентирует «недостатки» команды противника. Методы группового обсуждения очень эффективны в формировании коммуникативной компетенции учащихся: участники дебатов учатся формулировать тезис, подбирать аргументы, приводить примеры, строить и произносить аргументирующую речь, задавать вопросы. Очень важно заранее определить стратегию дебатов, которая сводится к защите собственного тезиса, приведению аргументов, подтверждающих его достоверность и к опровержению тезиса и аргументов оппонента.
Во время проведения дебатов зрители являются активными участниками. Они имеют возможность задать вопросы любому спикеру команды. Завершающий этап дебатов — анкетирование среди зрителей, которые отвечают на два вопроса: 1. Позиция какой команды вам оказалась ближе? 2. Кто является лучшим спикером команды? Участники дебатов и спикеры отвечают на один вопрос: Какой вопрос зрителей был самым интересным? Затем проводится подсчет голосов и объявляется команда-победитель, лучший спикер дебатов и лучший вопрос. Критерии развития коммуникативности: Первый уровень (элементарный) — умение выразить мнение, следуя теме и процедуре обсуждения. Второй уровень (адаптивный) — умение самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения. Третий уровень (базовый) — соблюдение процедуры обсуждения, фиксирование ответов и мнений, обобщение результатов обсуждения на завершающем этапе. Четвёртый уровень (креативный) — использование приемов выхода из ситуации в тупиковых моментах, резюмирование причин, в случаях отрицательных результатов обсуждения. Подготовка к дебатам включает несколько этапов: определение темы, целевые установки; сбор информации к обсуждению, поиск аргументов в защиту тезиса защиты, например: «Употребление нецензурной лексики в общественных местах является (не является) правонарушением», «Однополые браки — это норма (анти — норма)», «Мы за (против) моратория на смертную казнь», «Курение — это дань моде (физиологическая потребность)»; использование многообразия источников информации специальной (книги, мировая сеть «Интернет», результаты социологических исследований, наблюдения), логической организация защиты в ходе мероприятия. Обсуждение выдвинутых тезисов
#
согласование позиций, учёт сопротивления противника (прогноз), формулирование контраргументов.
В ходе дебатов фиксируется речевая готовность участников команд, соответствие нормативам лексики; художественная выразительность (богатство языка, логика, эмоциональный фон, индивидуальность стиля речи). Ораторские приёмы отслеживаются по ходу. Фиксируются нарушения нормативов [12, с. 108]. Ведётся наблюдение за жестами, которые «регулируют вербальное поведение говорящего и слушающего и управляют им» [15, с. 102]. Итоги обобщает ведущий осуществляя анализ, формулируя выводы, акцентируя внимание на позициях, общих и противоположных, содержательной стороне выступлений, глубине и весомости аргументов, используемой терминологии. Отмечается умение задавать вопросы и отвечать на них. Рефлексия личного результата проверяется анкетированием: Насколько доказательна ваша позиция? Логична ли ваша речь? Насколько доказательны аргументы? Удачно ли действия защиты? Соответствует ли ваше выступление нормативам грамотной речи? Её художественной выразительности (богатству языка, яркости, индивидуальности стиля)? Шкала критериев, стандартизирована в баллах по уровням: элементарный (0-6 баллов), адаптивный (7-18 баллов), базовый (19-29 баллов), креативный (30-36 баллов). Данные анкетирования — база дальнейшего развития и усовершенствования формы дебатов. В ходе дебатов создаётся и развивается коммуникативная образовательная [8, с. 45], [16, с. 7]. Статистическая обработка данных показывает, что обнаружена положительная динамика развития коммуникативной компетенции обучающихся.
Качественно продуманные дебаты способствует развитию и формированию коммуникативной компетенции обучающихся.
Литература
1. Аболина Н.С., Акимова О.Б. Процесс профессионального обучения и формирование коммуникативной компетенции. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С.21-29.
2. Бардашова Г.А., Кормильцева М.В. Опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду ДОУ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 45-49.
3. Барменкова О.И. Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С. 75-80.
4. Бондарева Л.В., Михалева Н.К. Захарова Л.Д. и др. Обеспечение доступности и непрерывности образования детям
с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения современных информационно-коммуникационных технологий. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 1. С. 20-24.
5. Давыдова Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С. 66-84.
6. Давыдова Н.Н. Формирование системы управления инновационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2012. № 1, с. 98.
7. Евтюгина А.А. Дискуссионно-жанровый подход в коммуникативном образовании // Социокультурное пространство России: общество, образование, язык. Екатеринбург: Ажур. 2012. С. 36-43.
8. Евтюгина А.А. Речь педагога как показатель опережающего инновационного образования // Акмеология профессионального образования: материалы 6-й Все-рос. науч. — практ. конф. Екатеринбург, 19-20 мая 2009 г. Екатеринбург, 2009. С. 45-50.
9. Еремеева О.В. Процесс обучения иностранному языку: принципы отбора невербальных средств коммуникации. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 2. С.53-57.
10. Карташева А.А. Коммуникативность образовательного процесса как категория неклассической парадигмы творчества и креативности //Образование и наука. 2012. № 8; с. 25-38.
11. Коржевская Т.А., Сальцева Н.А. Формирование поликультурной компетентности педагога как условие успешной психолого-педагогической, социокультурной и языковой адаптации обучающихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 2. С.50-53.
12. Романова Н.Н. Обучение монологической (ораторской) речи в вузе / Н.Н. Романова // Русский язык в школе. 2006. № 3. С. 106-110.
13. Сковородников А.П., Копнина Г.А. О культурно — речевой компетенции студента высшего учебного заведения // Филологические науки. 2009. № 3. С. 3-13.
14. Стурикова М.В. Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 2. С.38-42.
15. Стурикова М.В. Формирование этикетно-речевой компетенции у студентов профессионально-педагогического вуза // Социокультурное пространство России: общество, образование, язык. Екатеринбург: Ажур. 2012. С. 100-108.
16. Тихонов С.Е. Риторика, риторизация и общение в школе: осмысление и воплощение в период модернизации образования. М: Прометей, 2005.— 272с.
17. Токарева Г.В., Фалина В.А. Технологии формирования компетенции «Способен к публичному выступлению» в техническом вузе // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. II Всероссийская научно-методическая конференция. 28-30 октября 2009 г. Санкт-Петербург. 2010. С. 71-73.
Ф