Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN: 2181-1784
educational, natural and social sciences 4(9), Oct., 2024
Research BIB / Index Copernicus www.oriens.uz
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аминова Зебо Пулатовна
Кафедра русского языка и литературы, Университет экономики и педагогики Негосударственное образовательное учреждение
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов на занятиях русского языка. Проанализированы современные подходы и методы развития коммуникативных навыков, определены эффективные стратегии обучения. На основе анализа научной литературы выявлены основные компоненты коммуникативной компетенции и пути её формирования.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, русский язык, методика преподавания, речевая деятельность, языковые навыки.
ABSTRACT
The article examines theoretical and practical aspects of developing students' communicative competence in Russian language classes. Modern approaches and methods of developing communicative skills are analyzed, effective teaching strategies are defined. Based on the analysis of scientific literature, the main components of communicative competence and ways of its development are identified.
Keywords: communicative competence, Russian language, teaching methods, speech activity, language skills.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях глобализации и интенсивного межкультурного взаимодействия формирование коммуникативной компетенции является одной из ключевых задач в преподавании русского языка. Современное образование требует не только владения языковой системой, но и способности эффективно использовать язык в различных ситуациях общения [1]. Коммуникативная компетенция представляет собой комплекс знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное речевое взаимодействие в различных сферах общения.
Основная часть
Современная теория преподавания языков опирается на коммуникативный подход, который, согласно исследованиям Пассова Е.И. [2], предполагает
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
Research BIB / Index Copernicus
формирование нескольких взаимосвязанных компонентов коммуникативной компетенции. К ним относятся лингвистический компонент, включающий владение языковой системой; социолингвистический компонент, отвечающий за умение использовать языковые единицы в соответствии с ситуацией общения; дискурсивный компонент, обеспечивающий способность строить целостные, связные высказывания; стратегический компонент, позволяющий компенсировать недостаток языковых средств; и социокультурный компонент, предполагающий знание культурного контекста.
Щукин А.Н. [3] отмечает, что в современной методике преподавания русского языка наиболее эффективными являются следующие подходы: коммуникативно-деятельностный, личностно-ориентированный,
компетентностный и социокультурный. Каждый из этих подходов вносит свой вклад в формирование коммуникативной компетенции студентов.
Балыхина Т.М. [4] подчеркивает важность использования активных методов обучения, таких как ролевые игры, симуляции, проектная деятельность, проблемное обучение, интерактивные методы, case-study, дискуссии и дебаты. Эти методы позволяют создать естественную языковую среду и стимулируют речевую активность студентов.
В современных условиях особую роль играют информационные технологии. Сысоев П.В. [5] указывает на необходимость использования мультимедийных средств, онлайн-платформ, электронных образовательных ресурсов и социальных сетей в процессе обучения. Эти инструменты расширяют возможности для практики языка и создают дополнительную мотивацию к обучению.
Зимняя И.А. [6] выделяет четыре основных направления работы по развитию речевой деятельности: развитие навыков аудирования, совершенствование говорения, развитие навыков чтения и развитие письменной речи. Все эти направления должны развиваться комплексно и взаимосвязанно.
Важным аспектом формирования коммуникативной компетенции является оценка достигнутых результатов. Гальскова Н.Д. [7] предлагает оценивать коммуникативную компетенцию по следующим критериям: языковая правильность, речевая адекватность, ситуативная уместность и прагматическая эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование коммуникативной компетенции требует комплексного подхода, включающего развитие всех видов речевой деятельности.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
Research BIB / Index Copernicus
Эффективность формирования коммуникативной компетенции зависит от правильного выбора методов и технологий обучения. Необходимо создавать аутентичную языковую среду и максимально приближенные к реальности ситуации общения. Важно использовать современные информационные технологии и интерактивные методы обучения. Оценка коммуникативной компетенции должна носить комплексный характер и учитывать все компоненты коммуникативной компетенции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)
1. Азимов, Э.Г., & Щукин, А.Н. (2019). Современный словарь методических терминов и понятий. Русский язык. Курсы.
2. Тураева, Д. (2024). МОЛИЯВИЙ ТЕХНОЛОГИЯЛАР СО^АЛАРИ МОЛИЯ. Nashrlar, 417-420.
3. Turaeva, D. (2022). PLACE OF FIGURATIVE EXPRESSIONS IN VOCABULARY AND LANGUAGE SYSTEM. Theoretical aspects in the formation of pedagogical sciences, 1(7), 83-88.
4. Turaeva, D. D. (2021). IMPROVING INTERACTIVE SKILLS OF LEARNERS IN L2. Theoretical & Applied Science, (3), 137-139.
5. Turaeva, D. D. (2021). IMPORTANCE OF DRAMA IN ACQUISITION RUSSIAN LANGUAGE. Theoretical & Applied Science, (3), 140-142.
6. Begimov, O. T. (2024). UZR SO'RASH MULOQOT ODOBINING MUHIM KATEGORIYASI SIFATIDA. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 4(8), 177-187.
7. Begimov, O. T., & Shodmonova, N. I. (2024). Balandlik Shaklini Ifodalovchi Orografik Terminlar Va O 'Zbekistonning Janubiy Hududlarida Oronimlarining Yasalishi. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 4(3), 575-581.
8. To'xtamishovich, B. O. (2024). TOG'KULTI TUSHUNCHASINING ORONIMIYADA VOQELANISHI. Eurasian Journal of Social Sciences, Philosophy and Culture, 3(3), 50-55.
9. Shadmanova, N. I., & kizi Numonova, I. O. (2023). BOSHLANG 'ICH SINF O ' QUVCHILARIGA RUS TILINI O 'QITISHDA O 'YINLARDAN FOYDALANISH TEXNOLOGIYASI. GOLDEN BRAIN,, 1(19), 165-168.
10. Shadmanova, N. I., & o'g'li Davranov, S. I. (2023). BADIIY NUTQ ILMI FIDOYISI. ILM FAN TARAQQIYOTIDA ZAMONAVIY METODLARNING QO'LLANILISHI, 3(5), 151-155.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
Research BIB / Index Copernicus
11. Shadmanova, N. I. (2023). RUSIYZABON GURUHLARDA MILLIY MUOMALA ODOBI KALIMALARNI O'RGANISH. Наука и технология в современном мире, 2(7), 54-56.
12. Aliqulova, M. (2024). АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА И СТИЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АИ КУПРИНА. O 'ZBEK TILINING XORIJDA O 'QITILISHI: TA 'LIMNAZARIYASI VA AMALIYOTI, 1(01), 82-87.
13. Аликулова, М. (2023). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭПИТЕТОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АИ КУПРИНА. Scientific progress, 4(5), 387-390.
14. Bazarova, D. (2024). TA'LIM RUS TILIDA OLIB BORILADIGAN GURUHLARDA "O 'ZBEK TILIDA SO 'Z TARKIBI" MAVZUSINI O 'RGATISH TAJRIBASIDAN. O 'ZBEK TILINING XORIJDA O 'QITILISHI: TA 'LIM NAZARIYASI VA AMALIYOTI, 1(01), 88-90.
15. Bazarova, D. B. (2023). ON THE USE OF ALTERNATIVE WORDS. American Journal Of Philological Sciences, 3(05), 48-51.
16. Barziyev, O. H. (2018). ANALYSES OF UZBEK POETRY AND TURKISH LITERATURE, IT'S FREEDOM AND NATIONALITY AT THE SECOND PART OF XIXTH CENTURY AND AT THE BEGINNING OF THE XXTH CENTURY. Theoretical & Applied Science, (7), 48-51.
17. Shaymardanova, A. (2021). КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПЕРЕВОД КУЛЬТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОБЛЕМА ИЗГОТОВЛЕНИЯ. COMPUTER LINGUISTICS: PROBLEMS, SOLUTIONS, PROSPECTS, 1(1).
18. kizi Gadayeva, G. F., & Tursunnazarova, E. T. (2022). USEFUL CREATIVE TECHNIQUES PROPOSED FOR TEACHING CHILDREN. THE ROLE OF SCIENCE AND INNOVATION IN THE MODERN WORLD, 1(2), 176-180.
19. Пассов, Е.И. (2020). Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Просвещение.
20. Щукин, А.Н. (2019). Методика преподавания русского языка как иностранного. Флинта.