Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Раджапова Наргиза Бекмурадовна
Каршинский инженерно-экономический институт Кафедра Узбекского языка и литературы
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена анализу современных методов и подходов к обучению русскому языку в Узбекистане. Рассматриваются особенности преподавания русского языка в условиях многоязычной среды, а также роль русского языка в образовательной системе Узбекистана. Проведен обзор научной литературы, посвященной данной проблематике, и представлены результаты анализа эффективности различных методик обучения русскому языку. На основе проведенного исследования сформулированы рекомендации по совершенствованию процесса обучения русскому языку в Узбекистане.
Ключевые слова: русский язык, обучение, Узбекистан, методика преподавания, многоязычие
ANNOTATSIYA
Ushbu maqola O'zbekistonda rus tilini o'qitishning zamonaviy usullari va yondashuvlarini tahlil qilishga bag'ishlangan. Ko'p tilli muhitda rus tilini o'qitishning o'ziga xos xususiyatlari, shuningdek, O'zbekistonning ta'lim tizimida rus tilining o'rni ko'rib chiqiladi. Ushbu masalaga bag'ishlangan ilmiy adabiyotlar ko'rib chiqildi va rus tilini o'qitishning turli usullari samaradorligini tahlil qilish natijalari taqdim etildi. Tadqiqot asosida O'zbekistonda rus tilini o'qitish jarayonini takomillashtirish bo'yicha tavsiyalar shakllantirildi.
Kalitso'zlar: rus tili, o'qitish, O'zbekiston, o'qitish metodikasi, ko'p tillilik
ABSTRACT
This article is devoted to the analysis of modern methods and approaches to teaching the Russian language in Uzbekistan. Russian Russian language teaching features in a multilingual environment are considered, as well as the role of the Russian language in the educational system of Uzbekistan. The review of scientific literature devoted to this issue is conducted, and the results of the analysis of the effectiveness of various methods of teaching the Russian language are presented. Based on the conducted research, recommendations are formulated to improve the process of teaching the Russian language in Uzbekistan.
Keywords: Russian language, education, Uzbekistan, teaching methods, multilingualism
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык занимает важное место в системе образования Узбекистана, являясь одним из наиболее распространенных иностранных языков в стране [1]. Значимость русского языка обусловлена историческими, экономическими и культурными связями между Россией и Узбекистаном, а также статусом русского языка как языка межнационального общения на постсоветском пространстве [2]. В связи с этим, вопросы эффективного обучения русскому языку в Узбекистане приобретают особую актуальность.
МЕТОДЫ И ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• Анализ научной литературы по проблемам обучения русскому языку в Узбекистане.
• Обобщение опыта преподавания русского языка в узбекских школах и вузах.
• Сравнительный анализ эффективности различных методик обучения русскому языку.
Проблемы обучения русскому языку в Узбекистане рассматриваются в работах многих исследователей. Так, в статье А.А. Азизова [3] анализируются особенности преподавания русского языка в узбекских школах и вузах, а также роль русского языка в системе образования Узбекистана. Автор отмечает, что, несмотря на статус русского языка как иностранного, он по-прежнему занимает важное место в образовательном процессе, являясь языком обучения в ряде школ и вузов страны.
Вопросы методики преподавания русского языка в Узбекистане освещаются в работе Г.Х. Рахимова [4]. Исследователь подчеркивает необходимость учета специфики узбекского языка при обучении русскому, а также важность использования коммуникативного подхода и интерактивных методов обучения.
Проблема мотивации студентов к изучению русского языка рассматривается в статье Д.Ш. Рузиевой [5]. Автор отмечает, что одним из факторов, влияющих на мотивацию, является понимание студентами практической значимости русского языка для их будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, рекомендуется использовать в процессе обучения материалы, отражающие реалии современной жизни и потребности рынка труда.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Особенности обучения русскому языку в условиях многоязычия анализируются в работе Н.Г. Каримова [6]. Исследователь подчеркивает необходимость учета интерференции родного языка при обучении русскому, а также важность формирования у студентов навыков языкового переключения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Проведенный анализ научной литературы и обобщение опыта преподавания русского языка в Узбекистане позволили выявить следующие особенности обучения русскому языку в условиях многоязычной среды:
Необходимость учета интерференции родного языка при обучении русскому. Учащиеся нередко допускают ошибки, связанные с влиянием узбекского языка на русский, что требует особого внимания со стороны преподавателя [6].
Необходимость использования коммуникативного подхода и интерактивных методов обучения. Традиционные методы обучения, ориентированные на механическое заучивание правил и выполнение упражнений, не всегда эффективны в условиях многоязычия. Более результативными являются методы, направленные на развитие коммуникативных навыков и вовлечение учащихся в активную речевую деятельность [4].
ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости модернизации процесса обучения русскому языку в Узбекистане с учетом специфики многоязычной среды и современных требований к языковому образованию. Традиционные методы обучения, ориентированные на механическое заучивание правил и выполнение упражнений, не всегда эффективны в условиях многоязычия и не способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся.
В связи с этим, представляется целесообразным более широкое использование коммуникативного подхода и интерактивных методов обучения, направленных на развитие речевых навыков и умений. Важно также уделять внимание формированию у студентов навыков языкового переключения и учитывать интерференцию родного языка при обучении русскому.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию процесса обучения русскому языку в Узбекистане:
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
1. Более широкое использование коммуникативного подхода и интерактивных методов обучения, направленных на развитие речевых навыков и умений.
2. Учет интерференции родного языка при обучении русскому и формирование у студентов навыков языкового переключения.
3. Обеспечение соответствия учебных материалов реальным потребностям учащихся и требованиям рынка труда, использование аутентичных текстов, отражающих современные реалии.
Реализация данных рекомендаций позволит повысить эффективность обучения русскому языку в Узбекистане и будет способствовать формированию у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой для успешной профессиональной деятельности и межкультурного общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азизов А.А. Русский язык в системе образования Узбекистана // Русский язык за рубежом. - 2020. - № 3. - С. 10-15.
2. Каримов Н.Г. Обучение русскому языку в условиях многоязычия // Молодой ученый. - 2019. - № 12. - С. 203-205.
3. Рахимов Г.Х. Методика преподавания русского языка в узбекской школе // Ученые записки. - 2018. - № 4. - С. 120-125.
4. Рузиева Д.Ш. Проблема мотивации студентов к изучению русского языка // Вестник науки и образования. - 2021. - № 2. - С. 51-54.
5. Гафуров, Б. З. УЗБЕК ТИЛИДАГИ ОТ СУЗ ТУРКУМИ СЕГМЕНТ ФОНОСТИЛИСТИК ХУСУСИЯТЛАРИНИНГ БАДИИЙ АДАБИЁТ ОР^АЛИ ТАДЛИЛИ АНАЛИЗ КАТЕГОРИЙ СЕГМЕНТНОЙ ФОНОСТИЛИСТИКИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В УЗБЕКСКОМ ЯЗЫКЕ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ANIQ VA TABIIY FANLAR MUNDARIJA .\
6. Гафуров, Б. З. (2009). Роль сокращения фонемного состава слова в образовании сегментных фоновариантов существительных русского, узбекского и английского языков. Современные гуманитарные исследования, (6), 124-126.
7. Гафуров, Б. З. (2010). Презентация фоностилистики в узбекском языкознании (на материале фоновариантов имён существительных). Modern Turkluk Arastirmalari Dergisi.-Ankara, Turkiye, 7, 68-83.
8. ГАФУРОВ, Б. (2014). Проблематика фоностилистики в русском, узбекском и английском языкознании. Узбекистонда хорижий тиллар. Илмий-методик электрон журнал.-Тошкент, (3), 125-133.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
9. Гафуров, Б. З. (2021). АНАЛИЗ ЛИНГВОСТАТИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКЦЕНТНЫХ ФОНОВАРИАНТОВ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИСКУССТВО СЛОВА, 4(1-1).
10. Gafurov, B. Z. (2022). Neologisms and their funktions in the field of medicine. Journal of intellectual property and human rights, 1(08), 41-44.
11. Gafurov, B. Z. (2022). Sociolinguistics and its functions in modern linguistics. Economy and innovation. Vol. 26. Poznan, Taxes USA, 92-95.
12. Zakirovich, G. B. (2022). Service Parts of Speech as an Important Component of Advertising Text in Russian and Uzbek Languages (By the Material of Advertising in the Sphere of Medicine). European Multidisciplinary Journal of Modern Science, 3, 1-7.
13. Zakirovich, G. B. (2023). SPECIFICATION OF ERROR CORRECTION IN LANGUAGE LEARNING PROSESS. INTERNATIONAL JOURNAL OF SOCIAL SCIENCE & INTERDISCIPLINARY RESEARCH ISSN: 2277-3630 Impact factor: 7.429, 12(05), 8-13.
14. Азизов А.А. Особенности преподавания русского языка в узбекских школах и вузах // Педагогическое образование и наука. - 2019. - № 6. - С. 73-76.
15. Каримов Н.Г. Интерференция родного языка при обучении русскому в условиях многоязычия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2020. - № 5. - С. 215-218.
16. Irgashevna, S. N. (2023). LANGUAGE EDUCATION AS AN INTEGRAL COMPONENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SPECIALIST GROWTH. American Journal of Pedagogical and Educational Research, 8, 80-82.
17. Irgashevna, S. N. (2023). THE CULTURE OF THE TEACHER'S SPEECH WHEN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE. American Journal of Pedagogical and Educational Research, 8, 83-85.
18. Шадманова, Н. И. (2023). МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Academic research in educational sciences, 4(1), 298-302.
19. Шадманова, Н. И. (2022). Монологическая речь с точки зрения учёных. Academic research in educational sciences, 3(2), 443-446.
20. Shadmanova, N. I., & Usmonova, U. A. (2021). EFFECTIVENESS OF FIRST LANGUAGE IN ACQUISITION OF SECOND LANGUAGE. Theoretical & Applied Science, (1), 235-237.
21. Shadmanova, N. I., & Adilova, D. K. (2020). SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF CIVILIZATION. Theoretical & Applied
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Science, (4), 168-171.
22. Shadmanova, N. I., & Raximova, D. P. (2019). UTILIZATION OF DICTIONARY. Theoretical & Applied Science, (5), 129-131.
23. Shodmonova, N. I. (2019). CO-TEACHING. Modern Science, (8-2), 221-224.