Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности студентов педвузов в процессе патриотической деятельности'

Формирование коммуникативной компетентности студентов педвузов в процессе патриотической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PATRIOTIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Раиса Валиевна, Магомедова Зумруд Исаевна

Рассматриваются сущность и структура понятия «коммуникативная компетентность». Она является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки будущего учителя. Освещаются знания, умения и навыки, необходимые студентам для эффективного овладения коммуникативной компетентностью в процессе патриотической деятельности.The article considered the nature and structure of the term «communicative competence», which is one of the basic characteristics of professional competence and professional preparation of future teachers. Covers the knowledge, skills, providing students with effective ownership of communicative competence in the process of patriotic activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности студентов педвузов в процессе патриотической деятельности»

УДК 378

Р.В. Раджабова, З.И. Магомедова,

Дагестанский государственный педагогический университет

Формирование коммуникативной компетентности студентов педвузов в процессе патриотической деятельности

Дагестанский государственный педагогический университет

Проблема формирования коммуникативной компетентности рассматривается в исследованиях многих психологов, социологов, лингвистов, педагогов. Практически во всех научных трудах подчеркивается, что коммуникация - это сложный и многоплановый процесс, выступающий и как обучение, и как средство передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи.

Однако процесс формирования коммуникативной компетентности, которая должна осваиваться в процессе патриотической деятельности, в настоящее время представлен недостаточно.

© Раджабова Р.В., Магомедова З.И., 2014

Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов в процессе патриотической деятельности сопряжено с преодолением негативных явлений, охвативших все социальные слои общества: деформации нравственных ориентиров, деструкции традиций коммуникации и взаимодействия разных этносов, жестокости в крайних проявлениях, снижения жизненного уровня, ценностной переориентации в молодежной среде. Резко возросла и «помолодела» преступность.

На фоне обострения межнациональных конфликтов, когда

средства массовой информации опосредованно пропагандируют насилие, в социуме насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, практически нет условий для формирования патриотизма, стремления к коммуникации с представителями других этносов и конфессий, прослеживается неуважительное отношение к государству.

Современные реалии обновляющейся России не способны вызвать у учащейся молодежи полноценное желание заниматься патриотической деятельностью. Прошлое же, несмотря на известные издержки, по-прежнему на-

РАИСА ВАЛИЕВНА РАДЖАБОВА

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Дагестанского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: теория воспитания, методология и теория патриотического воспитания и поликультурного образования. Автор 94 публикаций

полняет нас гордостью за своих предков, свою Родину.

Выход из этого положения видится в формировании коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов в процессе патриотической деятельности, приобщении их к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиций нашей страны.

Сегодня коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки будущего учителя. Эта проблема исследовалась как отечественными (Ю.Н. Емельянов, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, А.А. Леонтьев, А.В. Му-дрик, Л.А. Петровская и др.), так и зарубежными (Т. Гордон, Д. Джурард, А. Маслоу, Д. Хант, Д. Хоманс и др.) психологами.

Г.А. Ковалев, например, под коммуникативной компетентностью понимает формирующееся в деятельности общение и связанные с индивидуальной структурой субъективные отношения к дей-

ЗУМРУД ИСАЕВНА МАГОМЕДОВА

старший преподаватель кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: проблемы компетент-ностного подхода, патриотическое и поликультурное воспитание. Автор 37 публикаций

ствительности, себе, другим людям, такое «целостно-личностное образование, которое обеспечивает возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков и прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица»[5, с. 143].

Л.А. Петровская считает, что «процесс совершенствования коммуникативной компетентности неправомерно отрывать от общего развития личности». Средства регуляции коммуникативных актов, по ее мнению, есть неотъемлемая часть человеческой культуры, и их присвоение, а также обогащение происходит по тем же законам, что и приумножение культурного наследия в целом [10].

А.И. Щербаков коммуникативной области в структуре деятельности учителя отводит особое место и рассматривает ее как установление таких взаимоотношений с детьми, которые содействуют наиболее эффективному решению педагогической задачи [15, с. 124]. В них должны проявляться

черты коммуникативности личности, составляющие основу коммуникативных умений,необходимых для установления и поддержания педагогически целесообразных взаимоотношений.

Приобретение коммуникативного опыта студентами в процессе патриотической деятельности происходит не только на основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Например, из литературы, публицистики, кино, по каналам средств массовой коммуникации человек получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения [8, с. 67].

Владение коммуникативной компетентностью в процессе патриотической деятельности позволяет будущему учителю накапливать социальный опыт, не только вживаться в конкретную ситуацию, требующую навыков коммуникации, но и управлять ею, ориентироваться на партнера, использовать элементы коммуникативной культуры (речевые обороты, невербальные средства общения и др.) [12].

В основе формирования коммуникативной компетентности в процессе патриотической деятельности лежит деятельностный подход, способствующий обеспечению творческой деятельности каждого студента, фиксации и установлению подчиненности знаний,умений с выделением практической стороны вопроса [2]. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов в процессе патриотической деятельности нельзя рассматривать в отрыве от развития общей культуры личности.

Уровень данной компетентности реализуется в трех аспектах процесса общения - коммуникативном, перцептивном, интерактивном, каждый из которых пред-

Рассматриваются сущность и структура понятия «коммуникативная компетентность». Она является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки будущего учителя. Освещаются знания, умения и навыки, необходимые студентам для эффективного овладения коммуникативной компетентностью в процессе патриотической деятельности.

Ключевые слова: компетенции, коммуникативная компетентность, профессиональные компетенции, патриотизм, патриотическая деятельность.

The article considered the nature and structure of the term «communicative competence», which is one of the basic characteristics of professional competence and professional preparation of future teachers. Covers the knowledge, skills, providing students with effective ownership of communicative competence in the process of patriotic activities. Key words: competence, communicative competence, professional competence, patriotism, patriotic activities.

полагает наличие коммуникативной компетентности в следующих областях:

- профессиональной культуры: владение знаниями в профессиональной сфере, умение строить монологическую речь, вести профессиональный диалог и управлять им;

- коммуникативной культуры: культура речи, мышления, эмоциональная культура;

- коммуникативного поведения: владение умением межличностной коммуникации, межличностного взаимодействия и восприятия [1].

Структура коммуникативных компетенций отражает структуру патриотической деятельности и складывается из трех взаимосвязанных подструктур:

- гностической компетентности, т.е. способности любить свою родину, отстаивать ее честь и достоинство, свободу и независимость, уважительно относиться к языку своего народа;

- экспрессивной компетентности, т.е. способности к самовыражению своей личности, проявлению гражданских чувств и сохранению верности Отечеству. Она предполагает уважение истори-

ческого прошлого родины, своего народа, его обычаев и традиций, а также стремление быть понятым другими (правдивость, культура речи). Ее элементами являются стремление к пониманию собеседников, умение слушать партнера по общению, психологическая наблюдательность, способность к идентификации;

- интеракционной компетентности, т.е. способности гордиться социальными и культурными достижениями своего народа, страны, государственной символикой, а также адекватно влиять на партнеров по общению, понимать людей других наций и конфессий. Ее элементами являются требовательность, вежливость, умение убеждать, такт, дисциплинированность, решительность.

Коммуникативные способности структурируются в трех плоскостях: личностной, поведенческой и в плоскости взаимодействия и оценки людей [4].

Во многих исследованиях под коммуникативной способностью понимается общая способность, связанная с многообразными подструктурами личности и проявляющаяся в навыках субъекта общения вступать в социальные контак-

ты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемых коммуникативных целей [3, 7, 11].

Значимыми являются и перцептивно-рефлексивные способности, к которым относятся чувства эмпатии, меры и такта, причастности [14].

На формирование коммуникативных компетенций студентов в процессе патриотической деятельности влияют такие свойства темперамента и высшей нервной деятельности, как экстраверти-рованность и интровертирован-ность [6]. В частности, экстравер-тированность способствует формированию такого интегрального личностного свойства, как общительность. В общительности выражается потребность личности в установлении контактов с представителями других этносов и конфессий, склонность к дружескому поведению в ситуации межэтнического общения и установлению патриотических отношений.

Интровертированность противоположна общительности. В психологических исследованиях экстраверсия и интроверсия традиционно связываются с такими понятиями, как «контактность», «коммуникативность». Соотношение таких коммуникативных свойств, как легкость общения, владение своими выразительными способностями, с одной стороны, и застенчивость, отчужденность, интроверсия - с другой, выражаются в такой важной человеческой способности, как коммуникативность.

Контактность студента подразумевает его способность вступать в психологический контакт, формировать доверительные отношения в ходе взаимодействия, основанные на согласии и взаимном приятии, обеспеченные навыками и умениями общения и саморегуляции, а также благоприятствующими контакту личностными свойствами [6, с. 152].

Процесс общения будущего учителя с учащимися в процессе патриотической деятельности предполагает владение им коммуникативными умениями, которые являются составным компонентом педагогических умений.

Учеными определены следующие коммуникативные умения: управлять поведением и активностью учащихся; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами и ученическими коллективами; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах; мысленно ставить себя на место воспитанника; располагать к себе [8, с. 29, 30].

Умения диалектически взаимосвязаны с психологическими особенностями и эмоционально-волевой сферой личности, ее направленностью, знаниями, вниманием и творческим мышлением [6, 11, 13, 15]. В психолого-педагогической литературе выделяют такие понятия, как «общие коммуникативные умения» или «коммуникативный потенциал личности преподавателя», «профессионально значимые педагогические умения», в структуре которых выделяются умения по установлению взаимоотношений с коллегами, администрацией и со студентами в процессе педагогического взаимодействия [6, с. 117].

Применительно к патриотической деятельности это умения:

- понимать ценность человеческой жизни;

- быть справедливым, бескорыстным, милосердным, доброжелательным;

- уважать человеческое достоинство;

- быть способным к сопереживанию;

- сознательно относиться к народному достоянию;

- хранить верность боевым и трудовым традициям старшего поколения;

- быть преданным Отчизне, проявлять готовность защищать ее свободу и независимость;

- формировать чувство ответственности и гордости за свою страну.

В перечень коммуникативных компетенций, необходимых будущему учителю в процессе патриотической деятельности, включаются следующие умения:

- комплексного использования особенностей собственной личности («самоподача»), связанных с технологией патриотического воспитания;

- управления своим поведением;

- проявления наблюдательности;

- социально-перцептивного восприятия или умения «читать по лицу»;

- не только видеть, но и понимать, т.е. адекватно моделировать личность студента, его психологическое состояние, по внешним признакам;

- вербального общения;

- речевого и неречевого контакта со студентами [7, с. 34].

При этом основными коммуникативными умениями в патриотической деятельности считаются:

- умение переносить знания и умения о патриотизме, трансформировать приемы межэтнического и межконфессионального общения во вновь возникающей коммуникативной ситуации в соответствии со спецификой условий ее реализации;

- способность для каждой конкретной ситуации коммуникации находить новые решения из сочетания уже известных человеку идей, знаний, навыков, приемов;

- умение создать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной ситуации в процессе патриотической деятельности [8].

Для формирования коммуникативных умений будущего учителя в процессе патриотической деятельности создаются различные упражнения, учебные задания, социально-психологические тренинги, моделирующие деятельность учителя по патриотическому воспитанию. С их помощью решается задача овладения эффективной техникой общения [2, с. 11].

Тренинг профессионально-педагогического общения патрио-

тической направленности в Дагестанском педагогическом университете реализовывался на занятиях по психологии, педагогике, спецсеминарах и спецкурсах, практикумах, в процессе внеаудиторной деятельности, в период педагогической практики и др. Особое внимание уделялось эффективному овладению студентами приемами самотренинга и регулярной отработке необходимых коммуникативных умений и навыков.

Тренинги профессионально-педагогического общения патриотической направленности способствовали:

- росту интереса будущих учителей к возрождению традиций патриотического воспитания;

- появлению чувства любви к своему Отечеству и народу;

- формированию патриотического сознания и чувств у студентов;

- появлению желания активно участвовать в патриотическом воспитании школьников;

- росту интереса к проблемам формирования патриотизма у школьников;

- развитию таких личностных качеств студентов, как духовность, социальная и политическая активность.

Приобретенные студентами профессиональные умения в будущем обязательно станут качествами их личности [3]. Формирование коммуникативных компетенций студентов в процессе патриотической деятельности сопровождается развитием не только сенсомоторных, но и интеллектуальных, волевых, эмоциональных и других профессионально важных качеств личности. В процессе их становления происхо-

дит изменение личности будущего учителя, меняются система отношений, черты воли и характера.

Под коммуникативной компетентностью студентов в процессе патриотического воспитания мы понимаем:

- способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с представителями других этносов и конфессий;

- умение понимать и быть понятым партнерами по общению;

- владение технологиями консолидации людей;

- способность ориентироваться, прогнозировать особенности поведения участников общения;

- умение формировать чувство любви к Отечеству.

Таким образом, владение коммуникативной компетентностью в процессе патриотической деятельности может быть обеспечено при наличии у студентов совокупности следующих знаний, умений и навыков. Это:

- знание и понимание ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания (чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны);

- умение вести созидательную деятельность, направленную на процветание Отечества, утверждение здорового образа жизни;

- умения отторгать чуждые ценности и идеалы и творчески самореализоваться.

Такого рода коммуникативная компетентность студентов в процессе патриотической деятельности позволяет им расширять (или сужать) круг общения, варьировать его глубину (умение вести общение на разных уровнях доверительности), находить общий язык с партнерами.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1998.

2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М., 2006.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

4. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1981. 19 с.

5. Ковалев Г.А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. М., 1995.

6. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 2009.

8. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.

9. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Ши-янов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002.

10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 2001.

11. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.

12. Смирнова Е.А. Использование коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования // Вестник ТГПУ. Вып. 10 (61). 2006. (Серия «Педагогика»).

13. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Кострома, 1995.

14. Ширшов В. Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995.

15. Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психология учителя / под ред. А.В. Петровского. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.