Список литературы:
1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. -СПб.: Питер, 2009. - 576 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. -19-е изд. исправл. - М.: Русский язык, 1987. - 751 с.
3. Серебрянников В.В. Природа человека. Источник войн или миролюбия. - М.: Научный мир, 2007. - 356 с.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ТОЛЕРАНТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
© Перфильева Л.П.*
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
Россия - многонациональная страна, однако в последнее время все чаще возникают межнациональные конфликты, порой вызванные тем, что люди разных народов не смогли найти «общий» язык. С такими проблемами сталкиваются и современные младшие школьники, которые зачастую не могут наладить взаимодействия со сверстниками другой национальности и другим вероисповеданием. В связи с этим важным элементом в жизни младшего школьника является приобретение навыков коммуникативно-толерантного взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Трудности в формировании у младших школьников коммуникативно-толерантных умений объясняются недостаточной обоснованностью научного обеспечения формирования искомых умений, отсутствием системы работы в начальной школе по формированию исследуемых умений. В настоящее время в методике преподавания русского языка в начальной школе разделены коммуникативные и толерантные умения и не определены их способы формирования у младших школьников. Но только правильная организация формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников позволит снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, выработать такой стиль поведения, который сможет способствовать дальнейшему позитивному развитию младшего школьника как субъекта социального взаимодействия.
На сегодняшний день проблема межкультурного взаимодействия подрастающего поколения приобрела глобальный уровень. Правительство
* Аспирант кафедры Русского языка, литературы и методики преподавания русского языка и литературы.
каждой страны совершенствует законодательную базу в целях защиты прав человека, разрабатывает новые программы, нацеленные на принятие другого, как самого себя. В частности в России создана программа премьер-министром РФ В.В. Путиным «Воспитание молодого поколения в духе толерантности», направленная на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе [7].
Современным школьникам, в том числе и младшим, свойственны эгоцентричные установки сознания, видения мира через призму только своих интересов. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, именно как другого. Поэтому перед взрослыми встаёт важная задача - научить детей с младших классов быть толерантными в своих мыслях, действиях, поступках, и что не менее важное в словах.
В связи с этим важным элементом в жизни младшего школьника является приобретение навыков коммуникативно-толерантного взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Выработка такого стиля поведения способствует дальнейшему позитивному развитию его как субъекта социального взаимодействия, повышает уверенность в своих возможностях и перспективах.
Необходимость формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников определяется социальным заказом общества - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информатизации, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского государства на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. Важность необходимости с начального звена формировать у младших школьников навыки общения с лицами других культур и наций закреплена в системно-деятельно стном подходе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования» от 6 октября 2009 года.
Мы рассматриваем формирование коммуникативно-толерантных умений именно в младшем школьном возрасте, так как в этот период детства возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности [1]. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним, своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.
В младшем школьном возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым ребенок будет следовать всегда и везде независимо от скла-
дывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течении его жизни. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Ведь, именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми.
Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Психологами (Л.С. Славина, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина) отмечается, что с поступлением ребенка в школу у него возникает ряд трудностей и противоречий, прежде всего связанных с толерантным общением. Насколько успешно взрослый сумеет научить ребенка выполнять новую для него деятельность, настолько укрепится интерес ученика к учению и создастся определённая положительная мотивация к становлению коммуникативно-толерантных умений.
В последнее десятилетие существенно изменилось обучение в школе русскому языку, в частности, усилилась личностно развивающая функция языка, все более четко выраженной становится коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового образования и речевого развития школьника сливаются в единый процесс.
Однако в методике преподавания русского языка в начальной школе разделены коммуникативные и толерантные умения и не определены их способы формирования у младших школьников. Благодаря этому возрастает объективная необходимость в целенаправленном поиске, внедрении методов и создании условий для формирования у младших школьников коммуникативно-толерантных умений при освоении языкового образования, которые позволили бы преодолеть противоречие ме^ду программными требованиями и реальным уровнем формирования исследуемых умений.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматриваются в трудах И.А. Ильясова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Соковнина и др., в психолого-педагогическом аспекте данная проблема освещена в работах Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.Н. Панферова, и др. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования. Однако все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.
Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы Е.А. Архиповой, O.A. Веселковой, О.Ф. Карма-
доновой, Т.А. Ладыженской, И.И. Михайловой, А.И. Шемшуриной и др. В качестве основных средств формирования коммуникативных умений младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.
Современное понимание толерантности ведущими российскими учеными (А.Г. Асмолов, Г.Л. Бардиер, С.Л. Братченко, P.P. Валитова, Б.З. Вуль-фов, Б.С. Гершунский, В.В. Глебкин, В.Н. Гуров, В.М. Золотухин, В.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, Г.У Солдатова, В.А. Тишков, М.Б. Хомяков, В.В. Шалин и др.) позволяет рассматривать ее в качестве важнейшего нравственного принципа взаимоотношения людей, социокультурного феномена, гуманистического императива образовательного пространства, одного из универсальных аспектов культуры личности, ее ценностной ориентации [6].
Изучение семантики термина tolerantia позволяет сделать вывод о наличии трех пересекающихся значений, которые составляют основу определений данного феномена: 1) устойчивость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение. ЮНЕСКО в «Декларации принципов толерантности» определяет ее как гармонию разнообразия. Обращение к работам А.Г. Асмолова, Г.У Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, B.C. Могун и других исследователей показало, что в историко-эволюционном процессе толерантность выступает как норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности. Трудности в поисках однозначно принятого определения приводят к тому, что и в теории, и в диагностике появляется дихотомия «толерантность - интолерантность». Под интолерантностью понимают негативное, враждебное отношение к особенностям культуры той или иной социальной группы, иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп [4].
Понятие «толерантность» применительно к младшим школьникам многие ученые связывают с умением участвовать в обсуждениях, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, объективно оценить другого). Многолетний накопленный различными учеными опыт показывает, что наибольшую сложность для детей этой возрастной группы представляет умение уважать чужое мнение, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками, как к равным. Современное общество должно свою задачу увидеть в том, чтобы помочь детям включить законы толерантного общения в их систему ценностей.
Но только если объединить понятия коммуникативные и толерантные умения в одно, то формирование последних у младших школьников при освоении языкового образования способствует становлению функционально грамотной языковой личности младшего школьника, является од-
ной из важнейших составляющих успешности учения по русскому языку и по всем образовательным областям общеобразовательных программ.
Коммуникативно-толерантные умения необходимы младшему школьнику для развития языковой личности, её самореализации и адаптации к условиям жизни в современном сообществе. Человек, как языковая личность, способен пользоваться информацией, познавать социум, людей и себя в быстро изменяющемся мире, осмысливать результаты своей деятельности, способен принимать нестандартные решения и нести за них ответственность, быть конкурентоспособным на рынке труда, уметь грамотно выстраивать траекторию личностного развития.
Исследованием установлено, что правильная организация формирования коммуникативно-толерантных умений позволяет снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях ме^ду отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей [2].
Список литературы:
1. Абибуллаева Г. С. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у младших школьников в поликультурной среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rusnauka.com/NPM_2006/ Pedagógica /6_abibullaeva%20g.s. doc.htm.
2. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1 (34). - Режим доступа: www.vestnik.yspu.org / releases/pedagoka_i_psichologiy/19_19.
3. Бунеева Е.В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования: моногр. - М.: Баласс, 2009. - 208 с.
4. Спицына О.А. Толерантность младших школьников: условия формирования // Известия Уральского государственного университета / Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - Вып. 4 (68). - С. 134-140.
5. Тищенко В.А. Классификация коммуникативных умений студентов [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - Режим доступа: www.zpu-journal.ru/zpu/e-publications /2007 / Tishchenko_VA.
6. Ширванян А.Э. Формирование толерантности младших школьников в процессе педагогического общения: дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2008. - 230 с.
7. www.works.tarefer.ru/64/100066/index.html.