Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ АЛТАЙЦЕВ В ФОНДАХ МУЗЕЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ АЛТАЙЦЕВ В ФОНДАХ МУЗЕЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алтайцы / этнографические предметы / предметы культа / комплектование / музеи / altai people / ethnographic objects / items / sacred objects / acquisition / museums

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белекова Эмилия Алексеевна

в статье предпринята попытка исторической реконструкции процесса формирования, изучения этнографических предметов алтайцев в фондах музеев Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE COLLECTION OF ALTAI ETHNOGRAPHIC OBJECTS AT MUSEUMS OF THE RUSSIAN FEDERATION

the contributor made an attempt to reenact the forming of altai ethnographic items at museums of Russia.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ АЛТАЙЦЕВ В ФОНДАХ МУЗЕЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Титова Татьяна Алексеевна, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. Электронный адрес: tatiana.titova@rambler.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Elena Guschina, Ph.D., Director of the Ethnographic Museum, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation, egguschina@mail.ru

Titova Tatyana Alekseevna, Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of History of Tatarstan, Archeology and Ethnology, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation, tatiana.titova@rambler.ru

УДК 391 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-95-104

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ АЛТАЙЦЕВ В ФОНДАХ МУЗЕЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белекова Э.А.

Аннотация: в статье предпринята попытка исторической реконструкции процесса формирования, изучения этнографических предметов алтайцев в фондах музеев Российской Федерации.

Ключевые слова: алтайцы, этнографические предметы, предметы культа, комплектование, музеи.

FORMATION OF THE COLLECTION OF ALTAI ETHNOGRAPHIC OBJECTS AT MUSEUMS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Belekova E.A.

Abstract: the contributor made an attempt to reenact the forming of altai ethnographic items at museums of Russia.

Keywords: altai people, ethnographic objects, items, sacred objects, acquisition, museums

По официальным данным Госкомстата и Минкультуры России в Российской Федерации насчитывается более 2600 федеральных, региональных и муниципальных музеев.

Музейное дело в России имеет более 300-летний путь развития. За всю историю российские музеи сформировали уникальный музейный фонд и накопили бесценный опыт сохранения и популяризации национального культурного и природного наследия, которые представляют собой мощный и уникальный информационный ресурс, отражающий многочисленные аспекты жизни страны в хронологических рамках с древнейших времен до наших дней.

Богатое наследие древних культур Горного Алтая на сегодняшний день известно всему миру. Ведущие музеи страны: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный Исторический музей, Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Музей археологии и этнографии народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН и другие - хранят

и представляют историко-культурное наследие разных исторических эпох, а также предметы этнографии, искусства и культуры народов Республики Алтай.

Формирование коллекций историко-культурного и природного наследия алтайцев в фондах российских музеев тесно связано с историей изучения региона.

До второй половины XVI в. русская наука не имела почти никаких сведений о природе и природных богатствах юга Западной Сибири. Сведения о водах, климате, растительном и животном мире, полезных ископаемых, жизни народов этих мест географы получали преимущественно от казаков, промышленных и служилых людей, побывавших в Сибири.

С проникновения в начале XVIII столетия на Алтай русских и возникновения горно-металлургической промышленности появилась необходимость в комплексных экспедициях, способных совершать разносторонние исследования. Вторая половина XIX в. и начало XX в. характеризуется серьезным и всесторонним изучением всей территории Сибири и Алтая. Этому способствовало окончание строительства Сибирской железнодорожной магистрали, что облегчило доступ к Алтаю представителей из научных центров России. Усиление исследовательских работ связано также с организацией к этому времени Томского университета, часть профессоров занялись изучением Алтая. Кроме того, организованный в 1877 г. в городе Омске ЗападноСибирский отдел Русского Географического Общества (ЗСОРГО) также уделял внимание изучению Алтая. Необходимо еще отметить, что в конце XIX и начале XX вв. возник интерес к Алтаю в связи с сельскохозяйственной колонизацией.

Таким образом, первые коллекции предметов в музеях начали формироваться в процессе изучения Сибири, ее природных, этнических особенностей и представляли минералогические, ботанические, зоологические, археологические и этнографические раритеты. Среди собирателей коллекций выделяется блестящая плеяда российских ученых, чья исследовательская деятельность была неразрывно связана и с Горным Алтаем. В этом ряду стоят такие имена, как Ф.В. Геблер, В.В. Радлов, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, В.В. Сапожников, Д.А. Клеменц, А.В. Адрианов, Е.М. Луценко, А.В. Анохин и многие другие.

Первые этнографические предметы алтайцев были собраны Барнаульским музеем (Горный музей, ныне Алтайский государственный краеведческий музей). В первой музейной экспозиции были представлены модели горных машин и механизмов, археологическая, этнографическая, зоологическая коллекции, минералогический кабинет. Раздел каталога «Этнографическая часть Барнаульского кабинета», составленный в 1836 г., насчитывает около 100 предметов быта и культуры коренного населения Сибири, Китая и Северной Америки, среди которых ритуальные предметы телеутов, кумандинцев: домашние идолы, бубен с колотушкой [Гришаев 1993: с. 37; Попова 2003: с. 9].

В развитии науки России видная роль принадлежит Русскому географическому обществу, возникшему в 1845 г. в Санкт-Петербурге. Эта общественно-научная организация поставила своей задачей всестороннее изучение родной страны, ее природы и населения. В 1877 г. в Омске открыт Западно-Сибирский отдел РГО. Отделом было организовано более 150 экспедиций и поездок с научной целью по Сибири, Алтаю, Казахстану, Восточной Азии. Согласно одному из пунктов Положения, при отделе был учрежден музей. У истоков его создания стояли ученые, путешественники, исследователи Сибири и Азии: Н.М. Ядринцев, И.Ф. Бабков, Г.Е. Катанаев, М.В. Певцов, И.Я. Словцов.

Начало целенаправленному экспедиционному сбору коллекций было положено Н.М. Ядринцевым, исследователем этнографии сибирских народов, в том числе и алтайцев. В 1878 г. он привез из поездки на Алтай первые этнографические предметы. Известный ученый и путешественник, исследователь фольклора тюркских и

монгольских народов Г.Н. Потанин в 1878, 1879 гг. пожертвовал музею ЗСОРГО экспонаты, собранные им в Северо-Западной Монголии.

К 1897 г. в музее ЗСОРГО был создан специальный этнографический отдел, к 1915 г. в нем насчитывалось свыше 800 экспонатов [Работы, 1990: с. 27].

Крупные этнографические коллекции из разных экспедиций поступают в музей в конце XIX - в начале XX вв. Среди них коллекции, собранные С.П. Швецовым (вместе с женой М.В. Швецовой) в 1897, 1900 гг.: шаманский костюм, одежда, бытовые предметы, собранные во время экспедиции по статистико-экономическому обследованию районов Горного Алтая.

В 1913 г. сибирский ученый, путешественник Г.Н. Потанин передает в музей ЗСОРГО шаманский костюм и предметы шаманского культа алтайцев. Эти вещи были собраны этнографом, исследователем религиозных представлений алтайцев А.В. Анохиным и жителем села Анос Н.Я. Никифоровым во время их совместной работы на Алтае в 1910-1912 гг.

23 января 1923 г. Западно-Сибирский музей был изъят из ведения ЗСОРГО и передан в ведение Омского Губернского отделения народного образования. С этого времени он является самостоятельным музейным учреждением - Западно-Сибирским краевым, а с образованием в 1934 г. Омской области стал называться Омским областным краеведческим музеем, с 1992 г. Омским государственным историко-краеведческим музеем.

В настоящее время алтайская коллекция Омского музея состоит из 33 предметов. Большинство ее составляют предметы религиозного культа: 2 комплекта шаманского облачения - рубаха, штаны, шуба - ман/ак, шапка - борук, бубен - тунур; культовые изображения божеств, духов - антропоморфные фигуры из дерева, хлопчатобумажной ткани [Алтайцы, 1990: с. 42].

В 1882 г. при Томском государственном университете, учрежденном в 1878 г. Высочайшим повелением Александра II как Императорский Сибирский университет, открывается первый университетский музей - Музей археологии и этнографии Сибири.

Практически до 1920-х гг. формирование и пополнение фондов велось из частных пожертвований. Отдельные предметы и целые собрания поступали из разных мест, некоторые из них, как Алтай, стали обильными источниками для пополнения собраний Музея археологии и этнографии. Значительная по объему коллекция археологических предметов и первая коллекция этнографических предметов алтайцев, в том числе ритуальных, передана в музей Алтайским горным исправником М.А. Архангельским. Предметы принадлежали барнаульскому исправнику М.В. Миловзорову, владевшему «маленьким музеем», который он передал для музея университета. По двум спискам, составленным владельцем, в «домашнем» музее числилось 23 номера, которые включали 72 археологических и 53 этнографических предметов. Этнографическая часть коллекции, помимо костюма алтайского шамана, бубна и колотушки, включала буддийские молитвенные тексты и книги, танки и ткани [Чернова, 2002: с. 84].

В конце XIX в. профессор В.В. Сапожников сдает ряд археологических и этнографических предметов, собранных во время алтайских экспедиций 1895, 1897, 1898 гг., в числе которых числятся шаманский костюм с головным убором и бубен [Ожередов, 2003: с. 205].

Следует отметить, что силами ученых Томского университета (ТГУ) изучение Алтая стало всесторонним и планомерным. География и геология, зоология и ботаника, археология и этнография Горного Алтая - все это становится объектом пристального внимания ученых: В.В. Сапожникова, П.Н. Крылова, братьев Б.В. и М.В. Троновых, Б.Г. Иоганзена и других.

Очень необычными и необыкновенно информативными в отношении этнографии Алтая являются рисунки томских художников, в разное время побывавших на Алтае: П.М. Кошарова, Л.П. Базановой, А.А. Ворониной-Уткиной.

В фондах Музея археологии и этнографии ТГУ хранятся более 200 карандашных и цветных рисунков алтайского быта, изображения мужчин, женщин и детей, шаманов и атрибутов, культовых мест, нарисованных А.А. Ворониной-Уткиной. Известно, что в 1910 и 1913 гг. художница работала в Горном Алтае вместе с этнографом А.В. Анохиным, а также с Г.Н. Потаниным. Из экспедиции с Анохиным художница привезла около 500 рисунков, наибольшее количество которых посвящено шаманской теме: портретные изображения шаманов, ритуальные облачения, предметы культа [Ожередов, 2003: с. 206].

Более 50 рисунков акварелью А.А. Ворониной-Уткиной по алтайскому шаманизму хранятся в фондах Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук - Кунсткамере (МАЭ). Кунсткамера обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов.

Формирование Отдела этнографии Сибири началось в первые годы ХХ в., когда в 1901 г. старшим этнографом музея становится исследователь традиционной культуры и фольклора народов Амура и Сахалина Л.Я. Штернберг. Вместе с ним в МАЭ работал младшим этнографом специалист по культуре народов Восточной Сибири Д.А. Клеменц.

Наиболее плодотворным по поступлению этнографических предметов алтайцев в МАЭ были 20-30-е гг. ХХ в. Среди собраний особую ценность имеют коллекции, собранные А.В. Анохиным, Л.Э. Каруновской и А.Г. Данилиным, Н.П. Дыренковой, Л.П. Потаповым. Огромная заслуга этих ученых состоит в том, что они не только сформировали коллекции, но и выработали методику собирания и фиксирования этнографических памятников. Кроме того, экспонаты, как правило, сопровождаются документацией, включающей достаточно подробные сведения о назначении предмета, его функции в культуре, этнической принадлежности, локальной группы и рода.

Среди коллекций предметов, документов, фотоматериалов, хранящихся в фондах Кунсткамеры, особо следует выделить шаманские предметы, которые по почте поступили от А.В. Анохина в 1911 г., а также его архив. В 1910-1914 гг. по поручению Российского комитета для изучения Средней и Восточной Азии, возглавляемого В.В. Радловым, им были собраны уникальные материалы и сведения не только об алтайских, но и телеутских, шорских шаманах. Основной объём собранного материала на сегодняшний день практически не опубликован, и состоит из 249 дел за 1894-1930 гг.

Архивные материалы (после смерти А.В. Анохина) в 1933 г. были переданы из Ойротского областного краеведческого музея (ныне Национальный музей имени А.В. Анохина) в Институт по изучению народов СССР Академии наук (ИПИН) для обработки и издания. Часть творческого наследия А.В. Анохина сегодня хранится как в архиве Томского областного краеведческого музея (ТОКМ), так и в фондах Национального музея имени А.В. Анохина.

Уникальными коллекциями по материальной и духовной культуре алтайцев обладает Российский этнографический музей в г. Санкт-Петербург (РЭМ). Формирование коллекционного собрания осуществлялось как путем систематизированных экспедиционных сборов сотрудниками музея, или его корреспондентами, так и в результате отдельных поступлений от частных лиц или организаций.

Музей был основан в январе 1902 г. как Этнографический отдел Русского музея императора Александра III. Первое поступление предметов с Горного Алтая связано с именем известного ученого и путешественника, исследователя Г.Н. Потанина. Он передает музею шаманское облачение, приобретенное им в бассейне реки Чуи.

Основная часть коллекций была собрана заведующим Этнографическим отделом, ученым-сибиреведом Д.А. Клеменцем. В 1904-1905 гг. он совершил ряд поездок, с целью изучения алтайцев, проживавших по берегам рек Катунь, Чуя и далее, до границ с Китаем. В результате в музей поступает коллекция из 600 предметов (около 300 номеров) [Горбачева, 1998: с. 124]. Особенно полно в ней представлены орудия

98

земледелия и обработки зерна, охотничьи принадлежности, одежда, бытовые предметы, конское снаряжение и предметы шаманского культа - костюм и головной убор шамана, бубны и колотушки, глиняные фигурки жертвенных животных [Соловьева, 1998: с. 130; Ткаченко, 2008: с. 93].

Во время экспедиции Д.А. Клеменц не только собрал ценный информационный, вещевой и фотоматериал по культуре алтайцев, но и зафиксировал новое религиозное движение - бурханизм (белая вера), основателем которого был Чет Челпанов [Горбачева, 1998: с. 125].

Как заведующий отделом и как куратор Сибирского региона, Д.А. Клеменц вел обширную переписку с корреспондентами на местах. Привлечение местной интеллигенции для собирательской деятельности являлось наиболее реальным способом пополнения коллекционного сбора. Среди алтайских корреспондентов были купец И.А. Щетинин, общественный деятель, конезаводчик Аргымай Кульджин, бийский купец Н И. Ассанов [Ткаченко, 2008: с. 93].

В 1905 г. от Императорского Русского Географического общества в дар поступает коллекция, собранная известным просветителем, этнографом, археологом и публицистом А.В. Адриановым во время его путешествия 1881 г. на Алтай и Саяны.

Первое путешествие в 1879 г. он совершил совместно с Г.Н. Потаниным в Монголию через Алтай - Кош-Агач, выполняя обязанности натуралиста и фотографа. Ценность переданной в музей коллекции из 19 номеров, состоящей из 28 предметов определяется наличием подробных описаний привезенных предметов и сведений об их использовании в быту. В коллекцию входят ритуальные предметы: колотушка к шаманскому бубну; рукоятка бубна (чалу), представляющая собой антропоморфное изображение духа-предка шамана, взятая Адриановым с могилы шамана на р. Чулышман; фигуры птиц, снятые с вершин шестов тайылга; изображения различных идолов [Романова, 2002: с. 128].

До 1920-х гг. в фонды Этнографического отдела предметов из Горного Алтая не поступало. После длительного перерыва экспедиционно-собирательская работа на Алтае возобновилась в середине 1920-х гг. и была связана с деятельностью профессора Ленинградского университета С.И. Руденко, занимавшего в 1921-1928-х гг. должность заведующего этнографическим отделом и научного сотрудника А.Н. Глухова.

Кроме значительных по своим масштабам археологических работ (эти материалы, называемые палеоэтнографическими коллекциями, в настоящее время хранятся в Государственном Эрмитаже), экспедиция Руденко обследовала бассейн Телецкого озера в южной его части, долины рек Чулышман, Башкаус, Улаганское плоскогорье. В коллекционной описи зарегистрировано 250 экспонатов: предметы домашних промыслов, утварь, одежда, атрибуты шаманского культа [Ткаченко, 2008: с. 94].

Помимо сбора вещевых коллекций экспедицией было сделано свыше 250 фотографий и 200 зарисовок, которые хранятся в фототеке и архиве РЭМ.

Необходимо отметить, что информация об этнических культурах Сибири, в том числе и алтайцев не ограничивается предметным рядом экспонатов, в фондах музеев хранится большое количество фотографий, иллюстрирующих быт, хозяйственную деятельность, обряды и обычаи представленных народов.

В 1928 г. в фонды Этнографического отдела также поступает небольшая коллекция предметов (накосные украшения, детские игрушки) из Шебалинского и Онгудайского районов, собранные известным ученым, алтаеведом А.Г. Данилиным. Работая в 1930-1934 гг. в Усть-Канском районе, исследователь уделил особое внимание изучению бурханизма.

В марте 1934 г. Этнографический отдел был выделен из состава Государственного Русского музея в самостоятельный Государственный музей этнографии (с 1948 г. Государственный музей этнографии народов СССР, с 1992 г. Российский Этнографический музей - РЭМ).

В 1930, 1932 гг. в собрание Государственного музея этнографии поступает коллекция этнографических предметов, привезенных Л.П. Потаповым из Горного Алтая.

В 1948 г. в фонды Государственного музея этнографии народов СССР поступает значительное собрание расформированного в Москве Музея народов СССР. Среди предметов, попавших из Музея народов СССР в Государственный музей этнографии -шуба шамана и колотушка к бубну, приобретенные Е. Луценко в Горном Алтае в 1897 г.

Алтайские коллекции в Музее народов СССР (основан 1 июня 1924 г. как Центральный музей народоведения) начали формироваться в конце 1920-х-начале 1930-х гг. ведущими этнографами, специалистами по народам Сибири М.Г. Левиным и С.А. Токаревым. В экспедиции 1929 г. в Усть-Канский район М.Г. Левин приобрел предметы скотоводства, музыкальные инструменты, одежду. В результате серии поездок С.А. Токарева в 1930-1932 гг. в Лебединский (ныне Чойский район), Онгудайский, Кош-Агачский районы Горно-Алтайской автономной области собрание музея пополнилось значительной коллекцией предметов, характеризующих, как основные занятия населения Горного Алтая, так и быт, религиозные верования, народные знания и другие стороны народной культуры. В 1930-е гг. для Центрального музея народоведения этнографические коллекции приобретал и А.Г. Данилин.

С 1950-х по 2008-е гг. сотрудниками Российского этнографического музея - П.И. Каралькиным, Н.Г. Алоевой, С.В. Романовой, Н.М. Кочуковой, О.П. Игнатьевой, И.Д. Ткаченко были организованы экспедиции, в результате которых в фонды музея поступило большое количество этнографических предметов: охотничьи принадлежности, конское снаряжение, одежда и аксессуары, головные уборы, фотоматериалы и т.д. [Ткаченко, 2008: с. 95].

На сегодняшний день, алтайские коллекции РЭМ насчитывают около 1500 единиц хранения, отражающих материальную и духовную культуру алтайцев.

Сбор большого количества этнографических раритетов, формирование коллекций предметов материальной и духовной культуры народов Сибири, в том числе и алтайцев, в фондах музеев происходят в 1920-1930-е гг.

В 1920-е гг. страну охватывает бум краеведческого движения, развитие музеев происходит в тесном сотрудничестве с краеведческим движением. Местные музеи стали называться краеведческими музеями. Расширяется музейная сеть, создаются новые музеи: Новосибирский краеведческий, Бийский краеведческий, Улалинский краеведческий (Ойротский областной краеведческий, Горно-Алтайский областной краеведческий, Национальный музей имени А.В. Анохина), Томский краеведческий и другие музеи.

Важнейшей задачей, стоявшей перед краеведческими обществами, музеями в 1920-1930-е гг. являлось сохранение и научное изучение материального и духовного, культурного, природного наследия народов, проживающих в стране. Музеи, в том числе и Ойротский краеведческий, впервые проводят научно обоснованные экспедиции по исследованию природных ресурсов, археологических древностей, изучению материальной и духовной культуры народов региона. Первое десятилетие в деятельности музеев отличается интенсивным комплектованием фондов материалами по зоологии, геологии, ботанике, археологии и особенно по этнографии. Например, только в фонды Новониколаевского центрального музея (Новосибирский краеведческий) в ходе тематических и комплексных экспедиций сотрудников: В.А. Анзимирова, Е.Н. Орловой, Н.Н. Нагорской, А.В. Вощакина, которые охватывали всю Западную Сибирь, поступает около 100 предметов шаманского культа алтайцев, якутов, эвенков, тофаларов, хакасов: шаманские облачения, бубны с колотушками, изображения духов и т.д.

Основу Ойротского краеведческого музея составили коллекции известных исследователей Алтая С.И. и Н.С. Гуляевых, закупленные в 1918 г. Каракорум-Алтайской земской управой по инициативе Г.И. Чорос-Гуркина и А.В. Анохина. В состав

коллекции вошли архив, экспонаты по археологии и этнографии, палеонтологии, минералогии и библиотека, состоящая из 1311 книг.

В начале августа 1920 г. Горно-Алтайский уездный отдел народного образования приглашает А.В. Анохина - этнографа, композитора, краеведа, лектором по алтаеведению на курсы подготовки инородческих учителей в селе Чемал. Также, на него Горно-Алтайский уездный отдел народного образования возлагает временное заведывание музеем. С его приходом в музее начинается активная научно-исследовательская деятельность. Он стоял у истоков организации краеведческого движения в Горном Алтае. Андрей Викторович имел широкие связи с центральными краеведческими организациями, с университетами, был членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения. В Улале, затем в Чемале он проводил широкую разъяснительную работу среди своих сторонников, учеников, с целью их привлечения и участия в краеведческом движении.

Целенаправленная и результативная деятельность краеведов, особенно А.В Анохина привлекла закономерное внимание многих крупных научных центров и музеев, таких как Ленинградский государственный университет, Музей народоведения, Коммунистический университет трудящихся Востока, Коммунистический институт живописи АН СССР, Государственный Русский музей, Государственная академия истории и материальной культуры, Музей антропологии и этнографии АН СССР и др. Их представители, производя в Ойротии научные исследования, стали все чаще подключать к ним местных краеведов, сотрудников музея [Белекова, 2008: с. 165].

Таким образом, с конца 1920-х гг. организация академических экспедиций в Горный Алтай и участие в них сотрудников Ойротского музея способствовала не только научному изучению региона, но и пополнению минералогических, таксидермических, этнографических и других коллекций музея.

В формировании фондов участвуют и частные лица, государственные организации. Например, по акту передачи от 9.09. 1924 г., подписанными А. Анохиным, И. Бабрак, Г. Манеевым в фонды музея поступают 72 этнографических экспонатов: предметы быта, детали одежды, шаманские бубны, облачение, собранные в Чемальском, Улаганском, Кош-Агачском районах.

Особо следует отметить роль А.В. Анохина в изучении алтайского шаманизма. В фонды Ойротского музея вначале 1920-х гг. им были сданы первые предметы шаманского культа.

В конце 1920-х - в начале 1930-х гг. музейные фонды пополняются новыми экспонатами, изъятыми из церквей, монастырей, упраздненных Советской властью, а также в ходе антирелигиозной работы среди населения. В то время служителей традиционного верования - шаманизма - камов, новой веры - бурханизма - jарлыкчи, православной веры - попов вынуждали отказываться от несения своих обязанностей и сдавать предметы культа в сельские советы. По свидетельствам Л.П. Потапова, в 1931 г. в Ойротском областном музее сданными бубнами была заполнена деревянная юрта во дворе музея [Потапов, 1997: с. 28]. По старым инвентарным книгам, в 1930-х гг. в музее насчитывалось более 50 шаманских бубнов и других предметов культа.

В начале 1930 г. Г.И. Чорос-Гукиным в музей передается также бубен шаманки Саат. Следует отметить, также факт передачи в 1919 г. Г.И. Чорос-Гуркиным в Барнаульский музей головного убора шамана, украшенного перьями филина, лентами и цветными шнурками, а также ряд других этнографических раритетов. Эти предметы были собраны художником во время экспедиций по Алтаю 1912-1916 гг.

Г.И. Чорос-Гуркин (1870-1937) первый художник-профессионал среди коренных народов Сибири, воспитанник Петербургской Академии художеств, ученик И.И. Шишкина является легендой и гордостью сибирской культуры.

Графическое наследие Г.И. Чорос-Гуркина включает более 2 тыс. листов. Это своего рода художественная энциклопедия алтайского народа. Среди рисунков -

зарисовки археологических объектов: могильные курганы, каменные изваяния, петроглифы, часть из которых ныне утрачены. В этнографических рисунках художник с документальной точностью отразил жизнь и быт своих соплеменников, их верования, внешний облик. Значительная часть рисунков была сделана во время экспедиций по Алтаю в 1902-1903, 1908, 1911-1912, 1926, 1930 гг., а также в период пребывания в Монголии, Хакасии и Туве.

Особый интерес вызывают рисунки Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему и записанные им тексты мистерий. На многих зарисовках Г.И. Чорос-Гуркина - портреты шаманов, атрибутика шаманистов, духи - предки-охранители домашнего очага и скота, изображения культовых фигурок, вырезанных из дерева или ткани, войлока, кожи и т.д. Художник, несомненно, понимал их глубокий семантический смысл и поэтому часто отображал в своих работах. Г.И. Чорос-Гуркин проявлял внимание и к новому, появившемуся в начале ХХ в. «течению» в верованиях алтайцев - бурханизму [Еркинова, 2008: с. 115]. Эти материалы сосредоточены в фондах Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук - Кунсткамере (МАЭ), Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК), Томского областного художественного музея (ТОХМ) и других музеев. Фонды музея не только пополнялись предметами, но также были неоднократные случаи изъятия для различных нужд по требованию руководителей области, края музейных предметов и музейных коллекций.

Ойротский областной музей активно обменивался с центральными музеями своими коллекциями. Например, в августе 1940 г. и.о. директора музея Г.П. Сергеев передает старшему научному сотруднику Центрального антирелигиозного музея (г. Москва) С.А. Токареву коллекцию этнографических предметов: женский чегедек, музыкальный инструмент - топшуур, миниатюрные модели бубна - тунурчеки, Мйык. Кроме того, после отъезда С.А. Токарева, в Центральный антирелигиозный музей по почте отправляют комплект шаманского облачения - шубу, шапку и бубен с колотушкой.

В 1970-е гг. из фондов Горно-Алтайского областного краеведческого музея переданы ритуальные предметы для пополнения фондов Государственного музея истории религии и атеизма в г. Санкт-Петербург. В настоящее время в фондах музея хранятся шаманские бубны, духи-хранители домашнего очага, этюд Г.И. Чорос-Гуркина «Камлание шамана» с инвентарными номерами Горно-Алтайского областного краеведческого музея [Еркинова, 2016].

Традиция проведений археологических, этнографических экспедиций музеев продолжалась и в 1940-1980-е гг. Ежегодно пополнялись музейные коллекции. Многие поколения музейных сотрудников активно работали над пополнением, изучением, сохранением фондов. Пополнение фондов происходит также путем закупа, или передачи отдельных предметов и целых коллекций от физических лиц.

Таким образом, формирование коллекций этнографических предметов алтайцев в фондах музеев Российской Федерации осуществлялось как путем систематизированных экспедиционных сборов сотрудниками музеев, или его корреспондентами, так и в результате отдельных поступлений от частных лиц или организаций.

Музейные коллекции всегда служили двоякой цели: выставлялись для посетителей, которые интересовались культурным прошлым разных народов, и являлись важнейшим источником для исследователей этих культур. Музейные собрания становились базовой основой для фундаментальных и прикладных исследований целого ряда областей науки, в музеях работали крупные ученые, в их стенах делались важные для науки открытия, создавались фундаментальные труды. Так, например, в работе Л.П. Потапова «Алтайский шаманизм», отмеченной премией Международного фонда шаманистских исследований (США) в 1992 г. задействован большой массив архивных, музейных и лично собранных автором полевых материалов. Основным источником

102

трудов С.В. Иванова «Материалы по изобразительному искусству народов Сибири. XIX - нач. XX в.» (1954 г.), «Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар» (1979 г.) стали этнографические коллекции, в частности культовые предметы по шаманизму, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Российского этнографического музея, Томского краеведческого музея и т.д.

Традиционная культура народов Российской Федерации разнообразна, но исторические процессы, глобализация, практически уничтожила ее. Значение хранящегося в музеях этнографического материала, фотодокументов и иллюстративного материала трудно переоценить, так как реалии народной культуры, верований и, прежде всего ее вещная составляющая, ныне повсеместно утрачена и сохраняется в большинстве только в качестве музейных экспонатов.

Список литературы:

1. Алтайцы // Народы Южной Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея. Томск, 1990. С. 42-59.

2. Белекова Э.А. Национальному музею Республики Алтай имени А.В. Анохина 90 лет // Календарь знаменательных дат 2008. Горно-Алтайск: Комитет по делам архивов Республики Алтай, 2008. С. 165-168.

3. Горбачева В.В. Д.А. Клеменц и сибирские коллекции РЭМ // Пигмалион музейного дела в России (К 150-летию со дня рождения Д.А. Клеменца). СПб, 1998. С. 120-129.

4. Гришаев В.Ф. Барнаульский музеум в 1836 г. (архивная находка)// Алтайский сборник. Вып. XVII. Барнаул, 1993. С. 31-38.

5. Еркинова P.M., Маточкин Е.П. Археологические и этнографические зарисовки Г.И. Чорос-Гуркина в Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина // Археология, этнография и антропология Евразии. 2008. № 3. С. 115-121.

6. Еркинова Р.М. Он был сыном Алтая [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.musey-anohina.ru (дата обращения 5.03. 2016 г.)

7. Ожередов Ю.И. Археология и этнография Алтая в музее археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета // Труды Алтайского государственного краеведческого музея. Том. 1. Барнаул, 2003. С. 203-209.

8. Попова И.В. Презентация музейного собрания: поиск новых решений //Труды Алтайского государственного краеведческого музея. Том. 1. Барнаул, 2003. С. 8-17.

9. Потапов Л.П. Шаманский бубен - уникальный памятник духовной культуры тюркских народов Алтая // Этнографическое обозрение. 1997. № 4. С.25-40.

10. Работы Западно-Сибирского отдела Русского географического общества в области этнографии //Народы Южной Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея. Томск, 1990. С.26-41.

11. Романова С.В. Из путешествия на Алтай и за Саяны (атрибуция коллекций А.В. Адрианова) // Музей. Традиции. Этничность. XX-XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского этнографического музея. СПб.-Кишинев, 2002. С. 127-132.

12. Соловьева К.Ю. Вклад Д.А. Клеменца в формирование коллекций Этнографического отдела по шаманизму народов Южной Сибири // Пигмалион музейного дела в России (К 150-летию со дня рождения Д.А. Клеменца) - СПб, 1998. С. 129-139.

13. Ткаченко И.Д. Материалы по этнографии алтайцев в собрании Российского этнографического музея (история формирования коллекции) // Анохинские чтения. Материалы пятой научной конференции, посвященной 90-летию НМРА (30-31 октября 2008 г.). Горно-Алтайск, 2008. С. 92-96.

14. Чернова И.В. О поступлении коллекции М.В. Миловзорова в Музей археологии и этнографии Сибири ТГУ // Труды Музея археологии и этнографии им. В.М. Флоринского Томского государственного университета. Томск, 2002. С. 13-18.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белекова Эмилия Алексеевна, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе БУ РА «Национальный музей имени А.В. Анохина», г. Горно-Алтайск, Россия. Электронный адрес: kusuk75@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Belekova Emilia Alekseevna, Candidate of Historical Sciences, Deputy director for research, Budgetary Institution of the Altai Republic «A.V. Anokhin National museum», Gorno-Altaisk, Russia. E-mail: kusuk75@mail.ru

УДК 811.512.153 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-104-108

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ И БЛЮД В ХАКАССКОМ ЯЗЫКЕ

Абдина Р.П.

Аннотация: В статье представлены и охарактеризованы лексические и семантические особенности молочных продуктов и блюд в хакасском языке. При исследовании этой лексики, обнаруживаются с одной стороны, локальные, характерные только для них особенности, с другой - общие черты с культурой соседних народов или заимствования в результате древних контактов.

Ключевые слова: хакасский язык, хакасские традиционные молочные блюда, лексика, тюркские языки, айран.

LEXICAL-SEMANTIC DESCRIPTION OF MILK PRODUCTS AND DISHES

IN KHAKAS LANGUAGE

Abdina R.P.

Abstract: The article presents and characterizes lexical and semantic features of dairy products and dishes in the Khakass language. In the study of this vocabulary, found on the one hand, local, characteristic features only for them, on the other - common features with the culture of neighboring Nations or borrowing as a result of ancient contacts.

Keywords: Khakas language, Khakas traditional dairy dishes, the vocabulary, the Turkic languages, ayran.

Исследование лексического состава языка, его структуры и семантики является важным направлением в современной лингвистике. Именно в лексике содержится ценная информация об особенностях материальной культуры этноса в недавнем прошлом, о своеобразных моментах устройства их социальной жизни, так или иначе связанных с духовными ценностями хакасского народа. Одним из необходимых условий существования социума является пища, поэтому лексика, относящаяся к этой понятийной сфере, занимает центральное место в лексиконе каждого этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.