Научная статья на тему 'Роль Ойротского краеведческого музея в развитии краеведения в 1920–1930-е гг'

Роль Ойротского краеведческого музея в развитии краеведения в 1920–1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ОЙРОТСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / ФОНД / ЭКСПЕДИЦИЯ / STUDY OF LOCAL LORE / NATURAL HISTORY MUSEUM / MUSEUM COLLECTION / OYROTIYA / OYROTSKY AUTONOMOUS REGION / FUND / EXPEDITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцева Алла Анатольевна

В статье рассматривается влияние Ойротского краеведческого музея на развитие краеведения в 1920–1930-е гг. Особое внимание уделяется взаимодействию музея и центральных научных учреждений СССР, организации и результатам многочисленных экспедиций. Анализируются проблемы и особенности краеведческого движения в Ойротии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Oyrotsky Museum of Regional Studies in the Development of Local Lore Study in 1920-1930-s

The article is devoted to the influence of Oyrotsky Natural History Museum on the development of local lore study in 1920–1930. It analyzes difficulties, problems and contradictions in the development of museum management studies in Oyrotiya. Special attention is paid to interaction of Oyrotsky Museum and the central scientific institutions of the USSR, the organization and different results of scientific expeditions.

Текст научной работы на тему «Роль Ойротского краеведческого музея в развитии краеведения в 1920–1930-е гг»

УДК 069.01:: 908 (470+571.15) «1920/1930» (045)

РОЛЬ ОЙРОТСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В РАЗВИТИИ КРАЕВЕДЕНИЯ В 1920-1930-е гг.

А. А. Зайцева

Научный руководитель — Н. Я. Артамонова, доктор исторических наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается влияние Ойротского краеведческого музея на развитие краеведения в 1920—1930-е гг. Особое внимание уделяется взаимодействию музея и центральных научных учреждений СССР, организации и результатам многочисленных экспедиций. Анализируются проблемы и особенности краеведческого движения в Ойротии.

Ключевые слова: коллекция, краеведение, краеведческое движение, краеведческий музей, Ойротская автономная область, фонд, экспедиция.

Современный период развития исторической науки характеризуется расширением тематики исследований. Наблюдается значительный интерес к проблемам краеведения, роли краеведческих музеев в развитии краеведческого движения. И это понятно, поскольку краеведение - явление уникальное, объединяющее в себе и научное направление, и общественное движение. Такой синтез стал возможным благодаря деятельности краеведческих музеев. Само понятие «краеведческий музей» появилось в 1920 -х гг. как результат активного развития краеведческого движения. В Сибирской советской энциклопедии цель краеведения определена как «оказание посильной помощи социалистическому строительству на базе марксистско-ленинского изучения области или их частей» [1, с. 976]. Это означало изучение истории, культуры, народного хозяйства края силами местных краеведов. Предполагалось, что руководство подобной деятельностью будут осуществлять краеведческие музеи.

В данной статье рассматривается деятельность Ойротского краеведческого музея в период 1920-1930-х гг., а также анализируется влияние этого музея на развитие краеведения в Горном Алтае.

Анализ литературы свидетельствует о том, что научное изучение Горного Алтая началось в конце XIX в., и оно напрямую связано с Обществом любителей исследования Алтая, которое было создано в 1891 году в г. Барнауле с целью сбора материала для изучения края [см. об этом: 2, с. 96]. В начальный период существования деятельность Общества не была разнообразной. В основном на его заседаниях заслушивались доклады по проблемам истории и культуры народов Горного Алтая; отдельные сообщения были посвящены уникальной природе края. Так, один из организаторов Общества любителей исследования Алтая, его активный член, а в последующем и секретарь, Николай Степанович Гуляев, выступил с докладами «О переселении инородцев на Алтай и о передвижении народов по Сибири в прошлом столетии», «Исторические данные об исследовании Телецкого озера». С Обществом сотрудничали и известные учёные. Ботаник, географ и профессор Томского университета Василий Васильевич Сапожников представил доклад по теме: «О природе Горного Алтая» и др. [2, с. 96-97]. В дальнейшем для изучения растительного мира Алтая были организованы многочисленные экспедиции под руководством члена Общества, ботаника и педагога Виктора Ивановича Верещагина. Учёный занимался сбором гербариев, изучением растительного мира Алтая. Некоторые материалы экспедиций передавались для временного пользования в Ботанический музей Академии наук.

В 1902 году Общество было преобразовано в Алтайский подотдел Западно -Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (далее - ЗСО ИРГО). Новый статус Алтайского подотдела позволил привлечь к сотрудничеству другие научные общества и учреждения и даже оказывать посильную финансовую помощь в проведении некоторых экспедиций. Так, в 1903 году подотдел частично субсидировал экспедицию Порфирия Никитича Крылова, известного ботаника и флориста Томского университета. Материалы, собранные им в экспедиции, были опубликованы в труде «Флора Алтая и Томской губернии» [2, с. 99].

Деятельность Общества любителей исследования Алтая и его преемника - Алтайского подотдела ЗСО ИР-ГО, по существу, стала той основой, на которой формировалось краеведческое движение в советское время. В данном случае можно говорить о преемственности опыта и традиций между дореволюционными обществами по изучению края и краеведческими организациями 1920-1930-х гг. Вызывают интерес и требуют дальнейшего изучения вопросы сотрудничества с музеями и с исследовательскими учреждениями соседних регионов, проблемы формирования библиотечного фонда, создания музейных коллекций и др.

Значительный вклад в формирование музейных коллекций внес известный исследователь Алтая, историк и этнограф Степан Иванович Гуляев, который в течение всей своей жизни занимался сбором коллекций по истории и фольклористике алтайцев. Его сын, Николай Степанович Гуляев, продолжил пополнять коллекцию но-

выми материалами по археологии, палеонтологии, зоологии и т. д. Эта уникальная коллекция заложила основу фондов Ойротского краеведческого музея.

В октябре 1918 года Каракорум-Алтайская уездная земская управа (Алтайская горная дума) приобрела у родственников С. И. и Н. С. Гуляевых палеонтологическую, археологическую, минералогическую, зоологическую коллекции. Инициатором этого приобретения выступил председатель Думы и известный художник Г. И. Чорос-Гуркин. [3, с. 16]. Позднее была приобретена и библиотека Гуляевых. Материалы коллекции и библиотека требовали соответствующего хранения и экспонирования, для чего предполагалось создать краеведческий музей. Следует отметить, что с первых дней своего существования Дума поставила перед собой ряд вопросов, в том числе, о народном образовании, создании школ, национальной письменности, а также вопрос о создании музея.

16 сентября 1920 года на заседании коллегии Горно-Алтайского отдела народного образования было принято решение о необходимости создания музея в Ойротии. Временно исполняющим обязанности заведующего стал А. В. Анохин, известный учёный-этнограф, просветитель и создатель профессиональной музыки алтайцев. В первые годы своего существования музей не имел постоянного помещения. Это отрицательно сказалось на состоянии коллекции Гуляевых. Значительная часть предметов была расхищена в результате постоянных переездов из одного населенного пункта в другой, из с. Улалы в с. Чемал, затем в с. Алтайское, потом в с. Кызыл-Озек и снова в Улалу [3, с. 6]. Несмотря на трудности первых лет существования музея, формировалась собственная музейная коллекция. На одном из заседаний коллегии агитотдела Укома РКП(б) (22 июня 1922 г.) был поставлен вопрос о подборе экспонатов для краевого музея. Для этого предлагалось «использовать научные экскурсии, которые будут посещать Горный Алтай» [4, д. 173, л. 3]. Однако сам музей все ещё находился в плохом состоянии, а коллекции Гуляевых без грамотного хранения попросту грозила гибель.

На заседании секции краеведения методического бюро при Областном отделе народного образования (Об-лОНО) 2 декабря 1926 года на повестке дня, наряду с другими, стоял вопрос об Ойротском краеведческом музее. Члены секции пришли к единому выводу: «музей должен являться центром, объединяющим всю краеведческую работу края и стимулом к развитию краеведческой работы» [5, д. 4, л. 2 об.]. Ещё ранее, 7 октября 1926 года, Ойротский областной исполнительный комитет постановил предоставить для музея каменное здание, которое занимал Союз охотников. Заведующим музеем был назначен Ю. Б. Салтыков.

1927-й год открыл новый этап в существовании Ойротского музея. Так, в отчете о деятельности музея за 1926-1928 гг. отмечалось, что «за последние полтора года Музей привел в порядок коллекции, библиотеку и архив Гуляевых и значительно пополнился новыми экспонатами, научной и краеведческой литературой» [5, д. 5, л. 3]. За период с июня по сентябрь 1927 года музей посетили 1 480 человек [5, д. 5, л. 3 об.].

Музей установил тесные связи с крупными научными и культурными центрами Москвы и Ленинграда. Так, в одном из писем (10 июля 1927 г.) непременному1 (т. е. постоянному) секретарю Академии наук СССР академику С. Ф. Ольденбургу, заведующий музеем Ю. Б. Салтыков обращался с просьбой о посылке в Ойротию литературы, посвященной Алтаю. Традиционным в 1920-1930-е гг. стало проведение выставок, посвященных культурному строительству в национальных районах СССР, в том числе и на Алтае. Например, Коммунистическая Академия организовала выставку «Новая письменность народов СССР» и обратилась к руководству Ойротского музея с просьбой подобрать и выслать материал, касающийся письменности алтайцев [5, д. 13, л. 16].

Одна из основных задач музея заключалась в пополнении фондов. Решение этой задачи стало возможным благодаря проведению различных экспедиций. В 1927 году под руководством А. В. Анохина была организована ученическая этнографическая экспедиция [6, с. 30] для изучения традиционных верований алтайцев - бурха-низма и шаманизма, а также с целью сбора различных предметов культа. Отметим, что изучение бурханизма и шаманизма являлось одним из направлений антирелигиозной политики Советского правительства и проводилось с целью его последующего искоренения среди алтайцев. Все собранные в ходе экспедиции материалы должны были пополнить фонды музея.

В 1928-1930-е гг. музей самостоятельно организовал первые экспедиции по исследованию археологических памятников, полезных ископаемых, сбору этнографических материалов в аймаках Ойротской автономной области с привлечением собственных сотрудников. Заведующая Н. А. Арбузова особое внимание уделяла экспедициям и экскурсиям, проходившим через Ойротию, таким как эколого-экономическая экспедиция из Новосибирска, экскурсия студентов Коммунистического университета трудящихся Востока (КУТВ) и др. Членам экспедиции предлагалось поделиться собранными материалами с музеем путём «пересылки отчетов, статей и фо-

1 Непременный... 2. Входит в состав названий различных должностей в значении постоянный (устар.). Н. секретарь Академии Наук (должность, упраздненная в 1937 г.). См.: Толковый словарь русского языка. В 4-х т. Т. II / гл. ред. Б. М. Волин и проф. Д. Н. Ушаков. М., 1938. С. 535.

тографий» [5, д. 9, л. 94]. Членам некоторых экспедиций давались поручения пропагандировать краеведческую работу и деятельность музея.

В 1920-х гг. в Горном Алтае начались археологические изыскания. При проведении экспедиций учёные опирались на результаты раскопок выдающегося российского востоковеда-тюрколога, археолога и этнографа

B. В. Радлова. При его участии с 1863 по 1869 гг. были проведены раскопки более 150 курганов, в том числе Большого Катандинского. В 1924-1925 гг. известный антрополог, профессор Ленинградского университета

C. И. Руденко произвел археологические разведки степной и горной зон Алтая. Ученого заинтересовали большие «царские» курганы. Позже, в 1929 году, была организована экспедиция под совместным руководством С. И. Руденко и М. П. Грязнова. Учеными была обнаружена «подкурганная мерзлота, благодаря которой великолепно сохранились предметы из органики: бальзамированные погребенные, трупы лошадей, предметы из войлока, украшенные богатой аппликацией, предметы из дерева и др.» [7, с. 143].

В 1930 году «Обществом изучения Сибири и её производительных сил» (ОИС) с целью сбора и описания этнографических коллекций для экспорта за границу была организована Алтайская этнографическая экспедиция. В состав экспедиции вошли директор музея А. И. Новиков, научные сотрудники музея А. В. Анохин,

H. И. Арбузова, учёные-этнографы из Ленинграда А. И. Терентьева, А. Г. Данилин, Л. Е. Каруновский, художник Г. С. Чорос-Гуркин и др. [8, с. 7]. Весьма ценными стали рисунки традиционных предметов быта, сделанные в ходе экспедиции Чорос-Гуркиным. В настоящее время они хранятся в фондах Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина.

Музей организовал так называемый массовый геопоход, посвященный 15-летию комсомола. Им также были оформлены передвижные выставки «Методика, организация и проведения геопоходов в области», «Минералогические ресурсы области», «Уход за колхозным конем» и др.

В 1933 году Ойротский музей был включен в сеть государственных музеев Наркомпроса, что привело к значительному улучшению его материального положения [5, д. 16, л. 6]. С 1934 по 1937 гг. заведующим Ойротским государственным областным краеведческим музеем был назначен археолог Сергей Михайлович Сергеев, который сыграл огромную роль в развитии краеведческого движения в Ойротии. Под его руководством была проведена значительная исследовательская работа. Именно при нём были организованы многочисленные археологические экспедиции. В 1934 году им были проведены раскопки курганов у с. Майма-Чергачак. В 1935 и 1937 гг. в Ойротской автономной области работала Саяно-Алтайская археологическая экспедиция под руководством С. В. Киселёва и Л. А. Евтюховой. С. М. Сергееву было поручено руководство вторым отрядом экспедиции. Археологи исследовали памятники раннего бронзового века и раннетюркского времени. Результаты этих исследований были включены в монографию С. В. Киселёва «Древняя история Южной Сибири» [9]. За этот фундаментальный труд в 1950 году учёный был награжден Орденом Ленина и Знаком Почёта

Все эти солидные достижения в работе музея омрачались тем, что краеведческое движение стало приобретать политизированный характер и выполнять так называемый государственный заказ, направленный прежде всего на исследование экономики страны, различных отраслей народного хозяйства, залежей полезных ископаемых и т. д.

С 1934 года Ойротский краеведческий музей попал под пристальное внимание Объединённого государственного политического управления (ОГПУ). Печальным итогом такого внимания стала «чистка» фондов музея, в процессе которой изымались иконы местных мастеров, оружие и другие ценные и культурно значимые экспонаты. Библиотечный фонд лишился так называемой «контрреволюционной и устаревшей» литературы. Руководство музея обвинялось в том, что его деятельность расходится с требованиями партии и правительства. В 1937 году заведующий музеем С. М. Сергеев был освобожден от должности и отстранен работы. Вторая половина, особенно конец 1930-х гг., характеризуется частой сменой руководства музея, практически полным отсутствием профессиональных музейных кадров.

Тем не менее, анализ научной литературы, документальных источников свидетельствует о том, что Ойротский краеведческий музей сыграл значительную роль в развитии краеведения в 1920-1930-х гг. В первую очередь это заключалось в организации и руководстве работой по изучению края. Сотрудники музея смогли установить тесные связи с центральными научными учреждениями Советского Союза, организовать совместные экспедиции. Музею Ойротии принадлежит заслуга в сборе и хранении уникальных материалов по истории Горного Алтая. Период его становления сопровождался рядом сложностей и проблем (недостаточное финансирование, отсутствие профессиональных кадров и др.). Однако опыт, накопленный музеем в области краеведческой работы, и сегодня остаётся бесцененным.

Библиографический список

I. Сибирская советская энциклопедия. В 3-х т. Т. 3. / гл. ред. Б. З. Шумяцкий. - Новосибирск: Западно-Сибирское отделение ОГИЗ, 1931. 2. Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX - начале ХХ вв. / Н. А. Майдурова. - Горно-Алтайск: «РИО Универ-Принт» Г-АГУ, 2000.

- 134 с.

3. Белекова, Э. А. История музейного дела в Республике Алтай (1918-2009 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Э. А. Белекова. - Барнаул, 2010. - 23 с.

4. Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА) Ф. 1166. Оп. 1.

5. КПДА РА Ф. Р-64. Оп. 1.

6. Кадыева, В. Я. О работе Национального музея РА им. А. В. Анохина по сохранению культурного наследия народов Республики Алтай / В. Я. Кадыева // Материалы Анохинских краеведческих чтений 2003 г. - Горноалтайск: Национальный музей Республики Алтай им. А. В. Анохина, 2004. - С. 29-33.

7. Чевалков, Л. М. Научное изучение Горного Алтая в 20-30 гг. ХХ века / Л. М. Чевалков // Древности Сибири и Центральной Азии. -2009. - № 1-2 (13-14). - С. 139-145.

8. Еркинова, Р. М. А. В. Анохин и Г. И. Чорос-Гуркин у истоков формирования музейных коллекций / Р. М. Еркинова // Анохинские чтения: материалы пятой научной конференции, посвященной 90-летию НМРА (30-31 октября 2008 г.). - Горно-Алтайск: Национальный музей Республики Алтай им. А. В. Анюхина, 2008. - С. 6-18.

9. Киселев, С. В. Древняя история Южной Сибири / С. В. Киселев. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1949. - 362 с.

© Зайцева А. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.