УДК: 378.01
Зверкова Анна Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования института детства Новосибирского государственного педагогического университета, fppdzverkova@ mail.ru, Новосибирск
Абаскалова Надежда Павловна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения
Аннотация. В работе рассматриваются вопросы, связанные с требованиями новых ФГОС к формированию ключевых компетенций у педагогов, в том числе и компетенции «быть здоровым». Анализируются три группы требований, позволяющие оценить максимально стандартизированную образовательную программу «Здоровье».
Ключевые слова: требования ФГОС, компетенции, стандарты, здоровьесберегающие технологии, здоровье
Zverkova Anna Yurevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Dept. of Theory and Procedure of Pre-school Formation of the Institute of Childhood at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk
Abaskalova Nadegda Pavlovna
Doctor of pedagogical sciences, Professor of the Dept. of Anatomy, Physiology & Safety of life at FGBOU VPO "Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
FORMATION OF KEY «TO BE HEALTHY» COMPETENCE UNDER THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE NEW GENERATION
Abstract. In the work the questions, connected with the requirements of new FGOS for the formation of key competences in the teachers, including “to be healthy” competence are examined. The three groups of requirements, which make it possible to estimate a maximally standardized educational “Health” program are analyzed.
Keywords: requirement FGOS, scope, standards, health protection technologies, health
Глобальное реформирование всех ступеней российского образования предъявляет иные требования к сохранению здоровья субъектов образовательного взаимодействия. «Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка» [6]. Концепция
«трех «Т», представленная в новых ФГОС и повсеместно реализуемая в дошкольном, школьном и вузовском образовании, ведет за собой пересмотр применяемых технологий сохранения здоровья в образовательных учреждениях. Мы продолжаем задаваться вопросами о применении здоровьесберегающих технологий при организации образовательного взаимодействия. Как сохранить здоровье воспитателя, учителя, преподавателя в условиях глобального реформирова-
Рис. Модель реализации программы «Здоровья» в условиях реализации новых стандартов образования
ния всех ступеней образования? Как преодолеть издержки здоровья у учащегося в период отработки новых образовательных стандартов и технологий? При пересмотре образовательной парадигмы следует вернуться к исходным элементам и применить к ним теоретические знания и накопленный эмпирический опыт [2-5].
Идеей глобальной реформы выступает три группы требований, позволяющие оценить максимально стандартизированную образовательную программу «Здоровье». Стандартизации здоровьесберегающих технологий позволит с позиций системного подхода конструировать в рамках любого учреждения образовательную программу «Здоровья», укрупнив в её структуре меро-
приятия как оздоровительные, профилактические так и просветительские, научно-ис-следоватвльские, проектные .
Пересмотр с позиции концепции трех «Т» здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении, позволяет преодолеть сложившийся разрыв между санитарно-гигиеническим, физиолого-медицинским аспектом и психолого-педагогическим пониманием проблематики сохранения здоровья субъектов образовательного взаимодействия (см. рис.).
Используя системный подход можно развернуть формирование ключевой яомпетен-ции «бргть здоровым» у участников образовательного взаимодействия на любой из ступеней образования не пренебрегая ком-
Таблица 1
Структура основной общеорразоватлвьной программы дошбольного образовлния (требования к структуре ПООП ДО)
Разделы ПООП ДО Здоровьсберегающий аспект
Пояснительная записка Особенности контингента детей
Организация режима пребывания детей в ДОУ Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», интеграция с оставшимися семи областями
Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Планируемые результаты освоения детьми ООПДО Интегративные качества
Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов Мониторинг состояния здоровья детей
Таблица 2
Интегративные результаты основной общеобразовательной программы дошкольного образования (требования к результатам ПООП ДО)
Параметр мониторинга
Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.
Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.
Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.
Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.
Интегративное качество «Любознательный, активный»________________________________________
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»_________________________________________
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками»_____________________________________________________________
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные
общепринятые нормы и правила поведения»__________________________________________________
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту»_________________________________________________________
Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе»_____________________________________________________________
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
плексностью и продвигаясь к холестичному постижению индивидуального и социального здоровья [1,7].
Реформируемое с марта 2010 года дошкольное образование, понимание как первая ступень непрерывного образования россиянина, на данном этапе уже включает здоровьесберегающие технологии как аспекты в каждом из реализуемых групп требований (табл. 1).
Рассмотрев подробно одну из групп требований, можно таким же образом проработать здоровьесбережение как результат образовательной программы. Так планируемые промежуточные результаты освоения Программы «От рождения до школы» (ПООП ДО «От рождения до школы», 2012), для старшей группы дошкольников (дети от 5 до 6 лет) могут быть сформулированы на конец года следующим образом (табл. 2).
Одно интегративное качество, такое как «Овладевший необходимыми умениями и навыками» отражающее процесс освоения десяти образовательных областей, конкретизирован в программе следующим образом, через сформированные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности [3].
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных системах по завершении перехода на новые стандарты становится обязательной частью качественной образовательной услуги.
Третья группа требований для дошкольного образования сформулирована в приказе № 2151 от 20 июля 2011 г. В документе представлено семь групп требований, каждое из которых может быть соотнесено с проблемами сохранения здоровья субъектов образовательного взаимодействия.
Применение концепции трех групп тре-
Таблица 3
Параметры мониторинга по образовательной области
Параметр мониторинга
Образовательная область «Здоровье»
Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).
Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, поласкает рот после еды). Образовательная область «Физическая культура»
Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю, пол не менее 5 раз подряд.
Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет поворот переступанием, поднимается на горку.
Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений. Образовательная область «Безопасность»
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
бований к реализации образовательных программ начальной, основной и высшей школы диктует необходимость выделения здоровьесберегающего компонента. Переход к единым, повсеместным требованиям по организации образования всех субъектов приводит к повсеместному поиску новых педагогических решений, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья и освоения ключевой компетенции «быть здоровым».
В настоящее время, когда федеральные государственные требования к большинству ступеней образования утверждены, а программы «Здоровья», как и весь массив здоровьесберегающий технологий еще пребывает в контексте устаревших образовательных норм, необходимо определить стратегию формирования здоровья субъектов образовательного взаимодействия. Подготовка бакалавров и магистров тоже претерпевает обновление, так как требуется организовать освоение навыков ведения здоровья не только как общекультурной компетенции, но и
как части профессиональной компетенции. Проблема повышения квалификации работающих педагогов и совершенствование профессиональных навыков специалистов, пришедших в образование из других областей, стоит как никогда остро. Отсутствие должной проработанности реформ усиливает разделение детских садов и школ, приводит к появлению образовательных холдингов, способных выдержать конкуренцию за качественное оказание образовательной услуги.
Библиографический список
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Электронный журнал Эйдос. Режим доступа: http://www.eidos.ru/ уоита1/2006/0505.Ыт
2. Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» опубликованные Министерством образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010г. № 03-248
3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010г., регистрационный № 16299.
5. Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской об-
ласти (Минобрнауки Новосибирской области) от
03. 02. 2011 № 184
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт» - http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2588
7. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www. eidos.ru/yournal/2006/0505.htm